Выступление: "Личностно-ориентированное обучение"
статья

Куликова Наталия Александровна

Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichn-orientirovannoe_obuchenie.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «ОЗЕРНАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» г.о.Саранск

 

Выступление  на методобъединении учителей начальных классов:

" Личностно-ориентированное

обучение в начальной школе"

Выступающий: учитель начальных классов,

 Куликова Наталия Александровна

Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Почему отдано предпочтение этой технологии обучения? Во-первых, личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных способностей. Во-вторых, учащийся в рамках этой технологии не просто субъект приоритетный, он – цель образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлеченного.

В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии выделяются разноуровневое обучение, сотрудничество, коллективное взаимообучение, модульное обучение.

Эти технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, содержанию обучения различной сложности, специфическим особенностям каждого учебного заведения. Вспомним пути реализации личностно-ориентированных технологий в нашей школе.

Технология сотрудничества.

В рамках этой технологии обучение проводится в малых группах. Основные идеи, присущие трем вариантам организации работы в малых группах, - общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха.

Обучение в команде. Ставится групповая цель. Успех может быть достигнут только при постоянном взаимодействии всех членов группы (команды) при работе над темой, проблемой или вопросом.

“Пила” Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Каждый член группы выполняет свою часть работы. Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по этому вопросу. Происходит так называемая встреча экспертов.

Учимся вместе. 

Класс разбивается на однородные по уровню подготовки группы по 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание – часть какой-либо большой темы. В результате совместной работы отдельных групп и всех в целом достигается усвоение тему.

Технология коллективного взаимообучения

Название технологии имеет синонимы: организованный диалог, работа в парах сменного состава. При работе по этой технологии используют три вида пар: статистическую, динамическую и вариационную. Ход учебного занятия в зависимости от возраста, содержания занятия, объема учебного материала и времени, отведенного на его изучение, может быть организован по-разному.

Методические особенности становления  личностно-ориентированной образовательной среды в начальной школе

Идеи и методы личностно-ориентированного образования приняты сегодня массовой начальной школой. Это означает, что учитель первой ступени школы ориентирован на отказ от авторитетного, инструктивно-репродуктивного характера обучения в пользу демократического, поисково-творческого. Личностно-ориентированное обучение младших школьников – это обучение, обеспечивающее право каждого школьника на индивидуальное развитие, максимальное раскрытие его психологического потенциала.

С позиций личностно-ориентированного обучения важно определить познавательный компонент развития личности ученика. Знания нужны не сами по себе, не как «мертвый» груз памяти, а как живой инструмент для решения любых и, прежде всего, нестандартных учебных задач. Например, в соответствии с темой урока, ученику необходимо рассказать о свойствах воды. Он вспоминает статью учебника и подробно отвечает на вопрос. Учитель ставит оценку «5», считая, что обучение достигло своей цели. Но вот тот же самый ребенок получает другое задание: заполнить таблицу «Свойства воды». Результат плачевен: ребенок не справляется с заданием. Имея знания, этот  ученик не владеет ими. Умение применять полученные знания невозможно сформировать, если школьник не знает, зачем ему необходимо данное конкретное знание. Здесь мы и подходим к очень важному моменту личностно-значимого обучения – развитию мотивации учебной деятельности.

Сравним два приема обучения. Один – весьма распространен.

Итак, урок русского языка в 1 классе. Учитель пишет на доске тему «Правописание шипящих» и объясняет правило (после шипящих в словах пишется «и»). Дети повторяют правило, и, учитель им предлагает записать слова. В этом случае, все зависит от памяти: кто быстрее запомнит правило, тот и не сделает ошибок.

И другой пример. Учитель записывает слова, в которых пропущена буква «и»:

ш – шки, маш – на, пуш – нка и др.

и спрашивает, какая буква пропущена? Ответы – разные. «Почему мы сомневаемся в написании этих слов?» - спрашивает учитель. Не знаем правила написания шипящих. В тетрадях ШИ– ШЫ. Далее следует, запись слов с анализом, причем правильное написание нужно подчеркнуть. Хотя учитель немного изменил стиль обучения, но эти изменения были важными, поскольку они направлены на развитие у ребят познавательной мотивации.

Следующий важнейший компонент детского развития – умение самостоятельно добывать знания. Как правило, младший школьник играет на уроке разные роли: становиться «слушателем» (учитель призывает его хорошо слушать), «зрителем» (внимательно смотреть), «репродуктора» (все услышанное и увиденное точно воспроизвести). Причем знания «навязываются» ребенку в виде готового образца (правила, закона, инструкций). В этом случае обучение ориентировано на приоритет таких психологических процессов, как восприятие и память – качества, которые определяют репродуктивный (воспроизводящий) характер обучения.

В основе же сознательного акта учения лежит способность человека к продуктивному (творческому) воображению и мышлению. Более того, без высокого уровня развития этих процессов вообще невозможны ни успешное обучение, ни успешное самообучение. А ведь именно они определяют развитие творческого потенциала индивида и формирование новых социальных ролей «я - ученик», «я – школьник».

В личностно-ориентированном обучении позиция ученика существенно изменяется. Он не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. В этом случае меняется характер восприятия, оно становится хорошим «помощником» мышлению и воображению.

Приведем пример из предмета «Окружающий мир».

Тема «Насекомые». Детям демонстрируется рисунки различных насекомых. Далее следуют вопросы учителя:

- почему у разных насекомых лапки имеют разное строение?

- какое значение это имеет в их жизни?

- какое значение это имеет в их жизни?

-какие конечности насекомых можно назвать «прыгательные», «копательные», «плавательные», «хватательные»?

Различные ответы детей, дискуссия, «авторские» гипотезы и объяснения.

Такой ход урока побуждает школьника сравнить особенности строения конечностей с местом обитания, вспомнить насекомых, имеющих подобные конечности, самостоятельно сделать выводы об особенностях передвижения. Это определяет более активную роль школьника как участника дискуссии, размышления, как исследователя, который сам открывает законы существования окружающего мира.

При личностно-ориентированном обучении учитель и ученик являются равноправными партнерами по учебному общению. Младший школьник не боится допустить ошибку в рассуждениях, исправить ее под влияние высказанных сверстниками аргументов, а это и есть личностно – значимая познавательная деятельность. У младших школьников развивается критическое мышление, самоконтроль и самооценка, что отражает достаточно высокий уровень их общих способностей.

При этом занятие ориентировано на приоритет в обучении воображения и мышления. Каковы здесь особенности?            Во-первых, ученики получают новую роль – «исследователей», под «скрытым» руководством учителя они открывают для себя новые знания. Во-вторых, процесс учителя становится не репродуктивным, а поисковым и творческим. В-третьих, важным становится опора на принцип доступности обучения как меры дидактической поддержки процесса познания. В-четвертых, важнейшим методом обучения становится не образец, который обычно открывает процесс получения новых знаний, а выбор, альтернатива, т.е. предоставление учащимся возможности путем размышления самим выбрать образец правильного алгоритма учебного действия. Таким образом, учащиеся имеют возможность добывать знания в процессе самостоятельной поисковой деятельности или путем коллективного обсуждения.

Приведем пример фрагмента урока русского языка для 2 класса по теме «Звуки и буквы».

На доске запись букв:  «а»  «б»    «к»

Детям предлагается просмотреть записанные буквы и назвать лишнюю букву. Ребята дают несколько вариантов ответов:

1)      Лишней может быть буква «к», т.к. она пишется с отрывом.

2)      Лишняя буква «а», потому что она обозначает гласный звук.

3)      Лишняя буква «б», т.к. один элемент при написании выходит из строки.

4)      Может быть лишней буква «к», т.к. отсутствует элемент овала.

В этом небольшом фрагменте хорошо представлена ситуация, когда дается детям возможность разносторонне рассмотреть ситуацию и найти несколько правильных решений. Организация учебного занятия на основе права выбора младшим школьником учебного задания называется «поле свободы» (Л. В. Занков). Применение данного приема позволяет каждому ученику иметь учебный успех, при этом он принимает на себя ответственность за свои действия и максимально использует свои интеллектуальные возможности. Этот метод позволяет формировать гибкость мыслительных процессов, умение принимать решение, аргументировать свою точку зрения. Это способствует формированию собственной позиции и самостоятельность в процессе учения.

       Обобщая изложенное выше, можно сделать вывод, что для построения обучения как личностно-ориентированного учебного общения взрослого и ребенка, педагогу необходимо признать индивидуальность и право каждого школьника иметь собственную точку зрения, свой образ мира. Важно, чтобы при этом учитель признал право каждого ребенка на непредсказуемость, право на ошибку.

Список  литературы

Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, 1990.

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. - М., 1990.

Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. - М., 1995.

Психологические критерии качества знаний школьников (под рук. И.С.Якиманской). - М., 1990.

Реан А. А. Психодиагностика личности в педагогическом процессе. - СПб., 1996.

Сериков В. В. Личностный подход в образовании. - Волгоград, 1994.

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.

Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996; изд. 2-е. 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение в первом классе - обучение на опережение

Это обобщение моего опыта по внедрению в практику опережающего обучения. Как результат - при написании в третьем классе итоговой работы по русскому языку за 4 класс 20% детей справились на отлично. Дв...

Особенности изучения результативности обучения в системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Развитие школьников возможно только в условиях их поисковой деятельности, в ходе которой и воспитывается человек, способный к самостоятельным, смелым решениям, к эффективным действиям в соврем...

Новые подходы к обучению. ТРИЗ-тенология и ТРКМ (Деятельностные технологии обучения).

Познакомьтесь с достаточно деятельностными технологиями, я считаю, что они отражают подходы к обучению с свете новых ФГОС. Очень трудно подобрать технологию, отвечающую современным требованиям к уроку...

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

Выступление "Личностно-ориентированный подход в обучении учащихся"

Личностно-ориеннтированный подход в обучении учащихся...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Конспект урока в 1 классе. Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению; обучение письму).

               Конспект урока в 1классе.Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению; обучение письму).Тема: «Знакомство с буквой С, с.Письмо строчной...