Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников.
учебно-методический материал

Ильчук Светлана Петровна

Материал предназначен для  педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_proektno-issledovatelskoy_deyatelnostiword.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «СОШ» п. Каджером

 

 

                                      Доклад составила  учитель начальных классов

                                                                               Ильчук С.П.        

 

  • Метод проектов – педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путем самообразования для активного освоения новых способов человеческой деятельности (определение по Солоповой Н., Шельповой Н.). 
  • Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 20–е годы прошлого века американским философом и педагогом Дж. Дьюи, его учеником В.Х. Килпатриком и основывался на гуманистических идеях в философии и образовании.
  • В России идеи проектного обучения практически возникли в то же время. Уже в 1905 г. Русский педагог С.Т. Шацкий возглавил небольшую группу коллег, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В 1931 г. Постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден, а использование его в работе учителя запрещено. 
  • В настоящее время, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, метод проектов снова востребован и популярен. 
  • «Проектная деятельность является и результатом, и процессом, имеет объективно – субъективный характер и субъективную ценность, и может быть рассмотрена как средство обучения, что обеспечивает управление учебным процессом, его содержанием  и процессуальной основой» (Матяш Н.В.)
  • «… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …» В. Гузеев
  • Карл Маркс считал, что «Проектная деятельность представляет собой чисто человеческий феномен, связанный с интеллектом человеческой личности, ее способностью оперировать знаками и моделями»
  • Сергеев И.С. «Проектная деятельность – форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного проекта»
  • «Проектная деятельность – инновационная деятельность, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать»  Громыко Ю.В.

Проектная технология предполагает:

  • наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
  • практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельную деятельность ученика;
  • структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
  • использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижения гипотезы их решения.
  • обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов. Анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
  • использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

Компетенции, формируемые при использовании метода проектов

Коммуникативные компетенции:

  • Работать в разнообразных группах, исполняя различные социальные роли.
  • Устанавливать  целесообразные отношения в группе и т.д.

Жизнь в многокультурном обществе:

  • Знакомиться  с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
  • проявлять толерантность и т. д.

Информационные компетенции:

  • Осуществлять сбор информации,  используя различные носители, обработку, применение в деятельности и т.д.

Личностные и социальные компетенции:

  • Проявлять активность, инициативность, самостоятельность и др.;
  • Брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения и т.д.

Компетенции, позволяющие выполнять исследование:

  • Увидеть проблему, выдвинуть гипотезы ее решения,
  • организовать деятельность по проверке гипотезы,
  •  сформулировать выводы, оформить результаты и др.

Типология проектов

По доминирующей в проекте деятельности выделяют: 

  • Исследовательские  
  • Творческие  
  • Ролевые,
  • Игровые - информационные
  • Практико-ориентированные

По предметно-содержательной области выделяют: 

  • Монопроекты -  в рамках одного предмета.
  • Межпредметные 

По количеству участников выделяют: 

  • Краткосрочные (несколько уроков)
  • Средней продолжительности  (от недели до месяца)
  • Долгосрочные (от месяца до нескольких)

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап:

«Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)

  • Педагог: Знакомит с сутью проектной технологии и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей
  • Дети: Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели

Планирование работы:

  • определение источников информации
  • планирование способов сбора и анализа информации
  • планирование итогового  продукта (формы представления результата)  Продукт может быть в форме  отчета (устный, письменный, устный с демонстрацией материалов), сборника, фильма, макета, конференции и т.д.
  • установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов
  • распределение обязанностей среди членов команды
  • Педагог: Предлагает идеи,  высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно)
  • Дети: Вырабатывают план действий.
  • Формулируют задачи.

Исследовательская деятельность

  • Сбор и обработка информации,
  • Решение промежуточных задач.
  • Организация экскурсий, экспериментов, экспедиций и т.д.

Педагог: Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельные этапы проекта.

Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, изучение литературных источников, исторического материала, памятников.

Дети проводят исследования, решая промежуточные задачи

Результаты или выводы

  • Анализ информации.
  • Формулировка выводов.
  •  Оформление результата
  • Подготовка к защите проекта
  • Учащиеся делятся на группы и представляют проект на конференции
  • оформляют портфолио
  • готовят стендовую защиту
  • разрабатывают электронную презентацию и т.д.
  • Анализируют информацию.
  • Оформляют результаты.
  • Педагог: Наблюдает, советует

Представление готового продукта

  • Презентация проекта (для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)
  • Представление разнообразных форм результата работы.
  • Педагог: Слушает, задает вопросы в роли рядового участника.
  • Дети: Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы.

Оценка процесса и результатов работы

  • Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления)
  • Дети: Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.
  • Педагог: Оценивает усилия учащихся,  креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета.

Критерии оценки проектной работы учащихся

  • Содержание
  • Самостоятельная работа группы
  • Оформление проектной работы
  • Защита проектной работы

Содержание

  • Полнота раскрытия темы
  • изложение аспектов темы
  • изложение стратегии решения проблемы
  • логика изложения информации
  • использование  ресурсов

Самостоятельная работа группы

  • Слаженная работа в группе
  • Распределение ролей в группе
  • Авторская оригинальность
  • Степень самостоятельности работы группы

Оформление проектной работы

  • Стиль
  • Использование цвета
  • Анимационные эффекты
  • Расположение информации на  слайде
  • Разнообразие видов слайдов
  • Использование графиков, рисунков, музыки, видео в работе
  • Грамматика, подходящий словарь,  отсутствие ошибок правописания и опечаток

Защита проектной работы

  • Качество доклада
  • Объем и глубина знаний по теме
  • Культура речи, манера держаться перед аудиторией
  • Ответы на вопросы
  • Деловые и волевые качества докладчика 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация поисково - исследовательской деятельности младших школьников

Это выступление по обобщению работы с детьми в организации поисково - исследовательской деятельности....

Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников

Защита опыта по теме "Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников" Резванова О.Н....

Условия организации совместной проектной деятельности младших школьников в воспитательном пространстве школы.

Воспитание гармонически развитой личности, способной взаимодействовать с обществом, приспосабливающей к изменяющимся условиям, а также развитие умения сотрудничества являются основополагающими целями ...

Статья "Организация научно – исследовательской деятельности младших школьников"

Организация научно – исследовательской деятельности младших школьников.Климова Ольга Александровна,учитель начальных классовМБОУ “Лицей № 17” Основным результатом реализации стандартов долж...

Формирование проектно-исследовательских умений у младших школьников в условиях реализации фгос

С данным сообщением я выступила на МО учителей начальных классов. Я представила коллегам обобщенный опыт работы с учащимися 1 класса в течение учебного года....

«Развитие проектно-исследовательских навыков у младших школьников как одно из условий формирования УУД в рамках реализации ФГОС».

Согласно требованиям ФГОС начального общего образования учебное исследование и проектирование в начальной школе из экспериментальных педагогических технологий переходят в общепринятые и обязательные....