Выступление на МО. Тема "Воспитание как целенаправленная деятельность".
материал

Моценко Галина Александровна

Воспитание - это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на  методическом объединении

                                 от 23.03.2017г.

Учителя начальных классов школы « Интеллект»

 Моценко  Галины  Александровны

На тему: «Воспитание как целенаправленная  деятельность».

Воспитание – это процесс  систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной , общественной и культурной деятельности. Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием, поскольку названные процессы направлены на человека как целое. В направлениях воспитания трудно выделить  отдельные составляющие , оказывающие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект. Но, несмотря на это, в процессе воспитания и образования существуют различия. В отличии от образования , где главной целью являются развитие познавательных процессов индивида, его способностей, приобретения им знаний, воспитание ставит целью формирование человека как личности, его отношение к миру, обществу и взаимоотношений с ним.

   Таким образом воспитание в значительной степени  носит целенаправленный характер , который предполагает определённое направление воспитательной деятельности, осознание её конечных целей , а также содержит средства и методы достижения этих целей.

   Целями воспитания являются ожидаемые изменения в человеке, осуществляемые проведением  специально организованных воспитательных действий .

Классификация методов воспитания

Упражнение                            Принуждение

Поощрение     Убеждение    Критика и самокритика

Пример                                      Соревнование

Метод убеждения – его сущность  постоянное обращение преподавателя к сознанию, чувствам и опыту воспитанников.

                                      Пути убеждения

 Словом                                                                 Делом

- разъяснение                                                     - на личном опыте

- доказательство                                                 - на опыте других

- опровержение

                                  Метод  принуждения  -   система дисциплинарно – педагогических  воздействий с целью исправить поведение.

                                Формы принуждения

- категорическое требование

- осуждение

- наложение взыскания

- выговор.

 Метод поощрения – система приёмов и средств морального и материального стимулирования.

                                  Формы поощрения

- выделение поступков как примерных , образцовых

- поощрительные обращения преподавателя к ученику

- поощрительные жесты, мимика преподавателя, оценочные суждения

- другие формы поощрения.

                 Направления воспитательного процесса 

Умственное  воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей, интереса к познанию себя и окружающего мира. В раннем детстве умственное развитие связано с физическим . У детей память, внимание, воображение носят непроизвольный характер и как бы вплетены в их деятельность. Наиболее правильный путь интеллектуального развития  ребёнка – общение со взрослыми и детьми старшего возраста , в результате которого расширяется кругозор и пополняется словарный запас ребёнка.

Умственное воспитание основывается на:

- развитии воли, памяти, сообразительности  как основ познавательного , воспитательного и образовательного процессов

- формирование  культуры учебного и трудового процессов

- развитие личностных ткачеств-  расширение кругозора и словарного запаса , воображения, самостоятельности и способности к творчеству

- стимулирование интереса работы с книгой.

Решение задач умственного воспитания осуществляется посредством обучения и образования, различных олимпиад и викторин, бесед со старшими о науке и её деятелях, приобщения к творческим занятиям, исследованиям и экспериментам.

Нравственное становление человека также является одним из направлений воспитательной деятельности. Сущность нравственного воспитания заключается в формировании у ребёнка системы отношений к обществу, другим людям, самому себе. В содержание нравственного воспитания входит развитие у детей чуткости и отзывчивости, доброты и честности, способности к сопереживанию, уважения к людям в сочетании с требовательностью к ним. Главный путь нравственного формирования ребёнка – общение со взрослыми, и чем богаче общение, тем активнее эмоциональное восприятие ребёнком окружающего мира, тем шире возможности нравственного воспитания.

Физическое воспитание зависит от того, на сколько правильно оно будет организовано. От этого зависит самочувствие , настроение, успехи в учёбе. Оно совершенствует  нравственно – волевые качества , является средством гармонического развития. Основными целями физического воспитания являются правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата , различные процедуры закаливания, воспитание силы и воли характера, повышающих работоспособность человека. Комплекс средств физического воспитания включает в себя правильный режим дня, рациональное питание ,привитие культурно- гигиенических навыков, занятия физкультурой и спортом.

Эстетическое воспитание имеет целью развитие творческих способностей, умения понимать и ценить прекрасное ив жизни и искусстве , обогащение духовного мира ребёнка. Кроме того, необходимо научить его замечать красивое в природе, общественной жизни, искусстве, помочь воспитаннику выработать правильные эстетические суждения и оценки, а так же развить способности, приобщить ребёнка к художественному  творчеству.

Воспитательное значение имеют эстетическая организация труда, привлекательное  оформление  комнат, классов и аудиторий в учебных заведениях, художественный вкус, проявляющийся в стилистике одежды и прочем. В эстетическом воспитании большое значение имеет развитие чувства любви к природе. Эстетически развитый человек способен не только наслаждаться красотой и творить по законам красоты, но и  активно бороться со всякими проявлениями безобразного, низменного, фальшивого.

В связи с усилением природоохранительной деятельности, с необходимостью рационального использования природных богатств становится актуальной такая грань личностного развития ребёнка, как экологическая воспитанность. Экологическое воспитание призвано формировать отношение к природе как к общественной ценности, а также бережное отношение к ресурсам , флоре и фауне. В целом оно основано на понимании непреходящей ценности природы и всего живого на Земле, и того, что каждый человек должен принять посильное участие в предотвращении экологических катастров.

    Кроме  вышеперечисленных направлений , в современном обществе формируются  новые направления воспитательной работы , такие как экономическое и правовое.

Экономическое воспитание направлено на формирование экономического мышления современного человека в масштабах семьи, производства, всей семьи. Оно ставит целью развитие деловых качеств  человека, таких как бережливость, предприимчивость, расчётливость,  и накопление знаний в сфере экономики, хозяйства, налогообложения.

Правовое воспитание основано на воспитании уважительного отношения к Конституции  и правам человека , а так же критического отношения к тем, кто их нарушает. Оно предполагает знание человеком своих прав и обязанностей  за их нарушение.

Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы.

В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет  формирование её нравственности . Дело в том , что люди , будучи членами социальной сис темы и находясь во множестве  общественных и личных связях между собой, должны быть определённым образом организованы и в той или иной мере согласовать свою деятельность с другими членами общества, подчиняться определённым нормам, правилам и требованиям.

Если учителя осуществляют нравственное воспитание главным образом в процессе обучения, используя для этого содержание изучаемого материала и различные методические приёмы, способствующие  осмыслению и усвоению моральных идей, то классные руководители проводят эту работу в системе внеурочных мероприятий.

Методы нравственного воспитания в работе классного руководителя.

Классные руководители отбирают такие формы организации воспитательного процесса, которые содействуют всестороннему развитию личности ,отвечают  общим задачам воспитания. Вместе с тем учитываются особенности того или иного возраста, конкретные условия классного коллектива.

                   Основные формы метода убеждения

КЛАССНЫЙ ЧАС . Это наиболее распространённая форма организации  воспитательной работы классного руководителя. При проведении классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с классным руководителем. Классный        час – это не обычное воспитательное мероприятие. К нему нужно готовиться так , чтобы он запомнился школьникам, оставил след  в их сознании, влиял на их поведение.

   Тематика классных часов во многом зависит от возраста учащихся , уровня их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического коллектива. В 1-2 классах  обычно проводятся беседы о трудолюбии и вежливости, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др.. В 3-4 классах – о сознательной дисциплине, скромности, долге и чести, счастье и достоинстве человека, целеустремлённости, культуре общения и др..

  Основное требование к классному часу – это активное участие в нём всех учащихся, никто в классе не может оставаться пассивным наблюдателем -  всем нужно найти дело при его подготовке и проведении. Классные часы не следует использовать для поучений и наставлений .

БЕСЕДЫ. В воспитательной деятельности  большое ме6сто занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными  поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе  бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей. Наряду с  систематическими беседами проводятся и эпизодические беседы, связанные с обсуждением поступков учащихся. Такой разговор следует проводить сразу после совершения поступка.

В  деятельности классного руководителя особенно большое место занимает разъяснение « Правил для учащихся» как главных  критериев поведения для школьников. При проведении бесед следует меньше говорить о том , что нельзя делать , а рассказывать о том , что и зачем нужно делать, как нужно поступать в том или ином случае. Беседа проводится с классом или индивидуально с учеником. При индивидуальной беседе  важно создать атмосферу доброжелательности и доверительности.

                                 Метод игровых ситуаций

 Для младших школьников отражением и воспроизведением общественной жизни является игра . Игровые ситуации позволяют легко , увлекательно , без назойливого дидактизма взрослых  усваивать на практике правила поведения. « Игра, - говорил А.С. Макаренко, - имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность , работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе., когда вырастет. Игра учит быть деятельными, проявлять инициативу, действовать в интересах коллектива, подчиняться и руководить.

Игровые ситуации проблемно – поискового характера. Уже в самом названии этого метода органично сочетаются два эмоциональных стимула – игровой и проблемно – поисковый. Игра с элементами поиска- занятие увлекательное для школьников. Методы убеждения и упражнения максимально сближаются , взаимопроникают; создаётся атмосфера естественного « вхождения» в конкретную ситуацию нравственного содержания. В  группу этих  методов входит разыгрывание ситуаций разного  уровня сложности, в которых школьники должны заметить ошибку или найти выход из сложившегося положения.

           Методы воздействия на эмоциональную сферу.

Они предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин их переживания.  Методом , оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребёнка , являются внушение и связанные с ним приёмы аттракции. Внушение может осуществляться как вербальным , так и невербальными средствами. Внушать –это значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека. Использование  этого метода способствует переживанию детьми своих поступков и связанных с ними эмоциональных состояний. Здесь же надо сказать и об огромном  воспитательном воздействии экскурсионной формы работы.

Заключение.

  Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем  страны , о её молодёжи. Нравственные ориентиры в настоящее время претерпевают многочисленные изменения, зачастую это выражается в  бездуховности , безверии, агрессивности. Поэтому проблемы нравственного воспитания школьников актуальны в наше время.

« Если человека учат добру - … в результате будет добро. Только воспитывать надо постоянно, требовательно, настойчиво, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей».

                                                                                                              В .А. Сухомлинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по теме "Организация различных видов деятельности в начальных классах в условиях здоровьесбережения".

Выступление по теме "Организация различных видов деятельности  в начальных классах в условиях здоровьесбережения".        Забота о здоровье детей подводит...

Презентация к выступлению на вебинаре на тему: "Внеурочная деятельность - инструмент творческого развития личности ребёнка"

В соответствии с федеральным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования, реализуется образовательным учр...

Выступление на пед. совете,2012, внеурочная деятельность.

Выступление на пед. совете,2012, внеурочная деятельность....

Выступление на педсовете "Проектная и исследовательская деятельность как обязательное условие реализации внеурочной и внеучебной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО и ООО"

В выступлении раскрываются понятия проектной и исследовательской деятельности, этапы работы над исследовательскими проектами, роль учителя и обучающихся при выполнении проекта, результаты выполненных ...

Выступление на педсовете "Проектная и исследовательская деятельность как обязательное условие реализации внеурочной и внеучебной деятельности обучающихся"

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исслед...