Мастер – класс по теме: «Проектная деятельность в условиях обновления ФГОС»
опыты и эксперименты (1, 2, 3, 4 класс)

Трутнева Ольга Андреевна

Мастер – класс по теме:

«Проектная деятельность в условиях обновления ФГОС»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс по теме:

«Проектная деятельность в условиях обновления ФГОС»

(Формат мастер - класса предполагает представление методов, приёмов, форм деятельности, которые удаются автору, и обучение аудитории этим методам, приёмам и формам).

 Цель:    Дать представление о важности проектной деятельности.

                 Познакомить с этапами работы над проектом.

               «Мозговой штурм»- рождение проекта.

 Ресурсы: Презентация проекта «Жизнь на селе» и проект «Жизнь на селе».

                 Коллекция проектов, созданных в последние годы.

                 Таблица с планом работы над проектом. Карточки. (Бумага, карандаши)

                  (Рефлексия: дерево, листочки)

Место проведения: МБОУ «Боцинская СОШ»

Присутствуют: учителя, родители, учащиеся.

Учитель: Трутнева О.А.

                                                  План проведения:

  1. Проектная деятельность- необходимая реальность современного мира.
  2. Защита проекта «Жизнь на селе»  Презентация.
  3. Рассматривание коллекции пректов.
  4. Актуальность проектной деятельности.
  5. Основные этапы работы над проектом
  6. «Мозговой штурм»- создание проекта.
  7. Рефлексия.

                                                     Ход мероприятия:

1 Проектная деятельность – необходимая реальность современного мира

 Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

Многочисленные исследования, проведённые как в нашей стране, так и за рубежом показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте – люди, обладающие проектным типом мышления.

 Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности. Под проектом понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода. Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

  • - направлены на достижение конкретных целей
  • - включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий
  • - имеют ограниченную протяжённость во времени, с определённым началом и концом
  • - в определённой степени неповторимы и уникальны.

В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы,  делать выводы и умозаключения.

Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. В последние годы эту проблему в начальной школе решают через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов, развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

2. Рассматривание коллекции проектов, знакомство с темами.

3. Защита проекта «Жизнь на селе». Презентация.

               ( вопросы)                  

Важно, что проектное обучение личностно-ориентировано, самомотивируемо, следовательно, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других, стимулировать познавательный интерес, получать удовлетворение от результатов своего труда, создавать ситуацию успеха в обучении.

В своей работе я стараюсь использовать различные виды проектов, но общим является вовлечение учащихся в коллективную деятельность.

Мой педагогический принцип: “Если не творчески, то зачем?” Ученикам я часто напоминаю мудрые слова М. Горького: “Нужно, любить то, что делаешь, и тогда труд возвышается до творчества”. Я стремлюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело.

Учитель:

В начальной школе учащиеся овладевают азами проектной деятельности в процессе выполнения заданий практического характера - как обучающихся, так и творческих. Их тематику предлагает учитель, либо выбирают сами учащиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие задания (проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.

4 Актуальность проектной деятельности.

          Актуальность проектной деятельности основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В ходе выполнения проекта сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Проектная деятельность позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Основные принципы реализации проектной деятельности – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми. Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета. После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

  • Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.

При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.

Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

Проекты различных направлений служат продолжением урока Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств, которые ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь.

Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.

5. Этапы работы над проектом.

Выполнение проекта складывается из трѐх этапов:

  1. разработка проекта,
  2.  практическая реализация проекта,
  3.  защита проекта.

 Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты. Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.

Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приѐмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Следует учитывать отсутствие у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены с учѐтом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всѐ больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

 Назначение программы:

Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определѐнной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.

Проектная деятельность предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей

Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

                                  Достижение 3 уровней результатов:

 

Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов

(2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали.

                  Проекты отличаются друг от друга:

1- результатом ( игрушки, книги, рисунки, открытки, макеты, поделки, коллекции, спектакли, конкурсы, модели и т. д.)

2- числом авторов проекта

3-продолжительностью

4-необходимостью привлечения взрослых.

                       Темы проектов «Математика»

  1. Числа в пословицах и поговорках, в сказках.
  2. Числа в спорте.
  3. Математика в торговле.
  4. Математика в кулинарии.
  5. Математический праздник.
  6. Профессии, требующие знания математики.

            Темы проектов «Окружающий мир» имеют краеведческую                                    направленность

  1. Почва нашей местности.
  2. Загрязнение на планете.
  3. Природа и здоровье человека
  4. Семейные путешествия.
  5. История в названиях городов.
  6. Традиции моего края

Темы проектов «Русский язык и литература»

  1. Создание сборника сказок об одном животном.
  2. Мои сказки. (рассказы, стихи)
  3. Создание сборника загадок
  4. Мои земляки в истории России.
  5. Постановка спектакля.

 Представление моей публикации в журнале «Начальная школа» №1 2013год «Обучение младших школьников быстрому чтению» стр17-21

Организовать работу над проектом можно  по такому плану.

Сро-

ки

Процесс выполнения проекта

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

В школе

Дома

1 неделя

Запуск

проекта

Определяет готовность учащихся. Сосредотачивает внимание учащихся на теме урока.

Подготавливают рабочее место. Участвуют в беседе: “ А можно ли совершить путешествие по времени” выясняем назначение и пользу проекта для себя и для других.

Делятся на группы по пять человек, и выбирают определенное задание.

Продумывают конструкцию изделия, обращаясь к справочникам, используют Интернет и другие источники информации, советуются с членами семьи.

2 неделя

Составление перечня критериев. Выработка первоначальных идей.

Обсуждение с классом предложенных учащимися эскизов. Помощь в выборе и обоснование лучшей идеи. Обсуждение последовательности изготовления коллажа. Индивидуальное консультирование.

Зарисовка идеи. Обоснование выбора. Составление последовательности операций по изготовлению изделия.

Выбор материалов и приспособлений.

Подбор материалов для изготовления коллажа.

3-7 недели

Изготовление коллажа.

Руководство процессом изготовления. Проведения инструктажа по правилам безопасной работы. Индивидуальные консультации по реализации проекта.

Изготовление проекта. При необходимости внесение дополнения, исправления конструкции, формы.

Изготовление деталей.

8 неделя

Оценка готового изделия.

Организация защиты проекта

Заполнение проектного листа.

Защита проекта, т.е. проведение путешествия по времени для учащихся начальной школы и учителей.

 

9 неделя

Подведение итогов. Рефлексия.

Предлагаю алгоритм рефлексии:

Что нового узнали?

Чему я научился?

Какое главное дело мы сделали?

Самооценка результатов деятельности.

 

                  Основные этапы работы над проектом.(ТАБЛИЦА)

--ПОИСКОВЫЙ

  • Выбор темы.  (Что мне интересно?)
  • Актуальность, цели , задачи.
  • Гипотеза (может начинаться со слов может быть,.. предположим,…допустим,….возможно,…что, если…
  • Сбор  информации.

--КОНСТРУКТИВНЫЙ

  • Поиск оптимального пути решения проекта.
  • Обработка информации. Анализ, оценка.

     -- ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

  • Планирование.
  • Материал в соответствии с планом.

     -- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

  • Анализ и оценка качества материала.
  • Самоанализ и самооценка. Продукт проекта.

-- ПУБЛИЧНАЯ ЗАЩИТА

6–«Мозговой штурм» (15-20 минут)

    Создание проекта. Давайте вместе подумаем: «Что произошло бы, если мы поймали золотую рыбку?»

- Конкретизируете тему.

-Определяете цели, задачи. Выдвигаете гипотезу.

- С какими источниками будете работать?

- Какие подтемы будете раскрывать?

- Какими методами исследования будете пользоваться? (наблюдение, анализ, эксперимент, интервью, опросы, практическая работа и т.д.)

- Оформление проекта, презентация. Продукт проекта.

- Публичная защита.

7–Рефлексия.

 Если вам было интересно, если вам были понятны основные  этапы работы над проектом, то берём цветок и размещаем в вазу. Если вы считаете, что время провели зря, то берёте листочек, и в вазу.

СПАСИБО!В заключение хотелось бы отметить, что умело организованная проектная деятельность в начальных классах приносит детям радость поиска и находок, чувство уверенности в своих силах, расширяя их интересы, кругозор и практические умения.

8- Обмен мнениями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по теме «Проектная деятельность как средство формирования познавательных УУД младших школьников во внеурочной деятельности»

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной позиции, субъективности учащегося в...

Мастер-класс по теме: "Проектно-исследовательская деятельность с учащимися начальной школы на уроках и во внеурочное время"

Обмен опытом работы по данной теме. Участники мастер-класса получат знания об организация исследовательской работы в учебном процессе, смогут использовать приобретённые знания и приёмы в своей р...

Экологическое воспитание и образование младших школьников через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Обобщение педагогического опыта по экологическому воспитанию младших  школьников через проектную деятельность в сельской малокомплектной школе....

Мастер-класс по теме: «Проектно-исследовательская деятельность во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся начальной школы

            Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только их нужно   по настоящему увлечь предметом исследования, показ...

«Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС» (посредством УМК «Перспектива», «Школа России»).

Проектная деятельность – универсальное средство развития человека.В основе метода учебных проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои зна...

Выступление на заседании городского методического объединения учителей начальных классов по теме: «Проектная деятельность в начальных классах в рамках ФГОС»

В основе ФГОС лежит системно- деятельностный подход, предполагающий собственную деятельность каждого ученика, что является неотъемлемой частью любого проекта....