«Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС» (посредством УМК «Перспектива», «Школа России»).
опыты и эксперименты

Кудрявцева Наталья Юрьевна

Проектная деятельность – универсальное средство развития человека.

В основе метода учебных проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практико-ориентированные проекты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_v_usloviyah_realizatsii_fgos.docx109.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС»

(посредством УМК «Перспектива», «Школа России»).

В начальной школе всё больше внимания уделяется деятельностному практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Следовательно, одной из задач является формирование УУД.

Проблема: Технология «Проектная деятельность» будет ли способствовать формированию развития самостоятельности, инициативности учащихся на уроке?

Цель: Научить детей самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве с помощью применения технологии проектная деятельность обучения на уроках  в рамках реализации ФГОС второго поколения в начальной школе посредством УМК «Перспектива», «Школа России».

Гипотеза: Если применять технологию проектной – деятельности обучения в учебном процессе, то можно сформировать УУД. Развить познавательную деятельность при решении той или иной практической или теоретической значимой проблемы.

Объект: формирование УУД на основе технологии проектной деятельности обучения.

Предмет: формирование УУД на основе технологии проектной – деятельности обучения на уроках в начальной школе.

Задачи:

1.Проанализировать научно – методическую литературу по проблеме и определить теоретические основы проектного метода обучения

2.Организация учебного процесса с помощью технологии проектная деятельность обучения. 

а) формирование активной, самостоятельной, инициативной позиции учащихся в учении;

б) формирование исследовательских, рефлексивных, самооценочных навыков и умений;

в) формирование УУД:

г) повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий.

Сроки реализации:   1 год         

Этапы работы по теме самообразования:

  1. Подготовительный этап
  • Провести входную педагогическую диагностику у учащихся
  • Сделать выводы, выявить пробелы
  1. Теоретический этап
  • Изучить литературу по теме
  • Разработать материал для уроков с элементами проектной деятельности обучения и составить подборку тем проектов по учебным предметам в 4 классе.
  1. Практический этап
  • Провести промежуточную диагностику
  • Организация учебного процесса с использованием технологии проектной деятельности  обучения.
  • Экспериментально апробировать  уроки с элементами проектной деятельности обучения. Выполнить запланированные проекты по  учебным предметам в 4 классе.
  • Провести итоговую диагностику
  • Подвести итоги, сделать выводы

Список использованной литературы:

  1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2005.
  2. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации - Волгоград – 2012  М. Ю. Шатилова, Н. И. Селезнева, Н. И. Ильина
  3. Учительский портал: презентации, уроки, тесты учителю- [Электронный ресурс].-Режим доступа: www.URL:// http://uchportal.ru/
  4. Метод проектов в начальной школе - [Электронный ресурс].-Режим доступа: www.URL://  http://www.nachalka.com/proekty 
  5. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.
  6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
  7. Родионов В.А., Ступницкая М.А. Проектная деятельность в школе // Школьный психолог. — 2004. — № 46
  8. Безруков В.И. Проектирование и управление педагогическими системами. Педагогика 2005, №3

Теоретическая часть:

Метод проектов заинтересовал меня потому, что его основная идея состоит в стимулировании интереса школьников к учебной деятельности. Главное достоинство проектного метода – высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся. Не секрет, что уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе низкий. Часто дети не могут следовать прочитанной инструкции, т.е. не способны внимательно прочитать текст, выделить последовательность действий, а затем выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием. Редкий учитель может похвастать, что его ученики легко переносят знания из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную. Наша задача сформировать у детей умение добывать, интегрировать и применять знания в новых ситуациях. Подготовить ребят к жизни в современных условиях, когда одним из самых важных умений будет умение найти информацию переработать её и использовать в определённых целях. Применение проектной деятельности в образовательном процессе позволяет интегрировать знания из разных областей при решении какой либо – проблемы. Тут самое время вспомнить о проблемном методе обучения и проблемной ситуации лежащей в его основе. Именно проблемная ситуация помогает вызвать познавательную потребность у учащихся. Высшим уровнем реализации проблемного обучения и является проектная деятельность, которая подразумевает учение, через открытия, через расширение проблемных ситуаций. В основе проектной деятельности лежит проблема, интересная для ребёнка, вызванная его потребностями, и потому участие в проекте – замечательная возможность для каждого ученика реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности. Интересная работа не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проектную деятельность можно считать здоровьесберегающей технологией

          Проектные технологии применяются мною на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе.

           1.1. Понятие «Проектная деятельность»

        Проектная деятельность – универсальное средство развития человека.

В основе метода учебных проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практико-ориентированные проекты.

Таким образом, разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность учащихся приобретает все большую популярность, т.к. она

Личностно ориентирована;

Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;

Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;

Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;

Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского — «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект — прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п., а проектирование превращается в процесс создания проекта».

Применительно к школе образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности». Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; от мини-проектов для изучения разных предметных тем до метапредметных, внепредметных и внешкольных; проектирование по составу участников: индивидуальное, групповое и разновозрастное, общешкольное, межшкольное и международное. 

Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учителю же учебный проект видится не только как увлекательная деятельность для учащихся.

Учебный проект с точки зрения учителя это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта. В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.

Чем проект отличается от творческой работы? В проектной деятельности самое главное – выявление потребности, которая должна быть удовлетворенна в ходе работы. Если в формулировке темы проекта не обозначена проблема, а просто дано задание изготовить некий объект, то это не проектная деятельность, а самостоятельная творческая работа.

Чем проект отличается от реферата? Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи и т.п. Проект должен содержать предмет поиска.

Результат проектной деятельности для учащихся – конкретный продукт (информационный или осязаемый). Результат проектной деятельности для педагога – изменение уровня сформированности уровня УУД, которые демонстрирует школьник в ходе проектной деятельности.

1.2. Особенности проектной деятельности в начальной школе

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира который его окружает. Познавательная активность детей младшего школьного возраста очень высока: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новы вопросы ребёнка исследователя. Проектная деятельность и есть один из путей реализации исследовательского обучения.

Одновременно проектные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся, так как успешный самостоятельный творческий поиск – показатель глубокого усвоения знаний и творческого развития личности.

 Принципиальное отличие проектной деятельности от других форм организации совместной учебной деятельности  - детская инициатива: ребёнок начинает действовать по собственному внутреннему побуждению и вносить в совместную деятельность изменения, которые становятся критерием субъектного действия ученика.

Проблема проекта «Почему?» Актуальность проблемы – (это важно для меня лично) мотивация Цель проекта «Зачем?» Целеполагание (мы делаем проект) Задачи проекта «Что?» Постановка задач (для этого мы делаем). Методы и способы «Как?» Выбор способов и методов, (мы это можем делать) планирование Результат «Что получится?» Ожидаемый результат(как решение проблемы). С помощью учебного проекта мы создаем условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности учащихся.

Проектная деятельность в начальной школе отличается от проектной деятельности в среднем и старшем звене. Проекты выполняемые, учениками младших классов, минимальной сложности, не такие трудоёмкие и информационно насыщенные, как у старшеклассников. Младших школьников обучают лишь основам проектирования. Проектно – исследовательский метод в начальной школе – это подготовительный этап для дальнейшего его реализации. Поэтому исполнение проектов должно быть доступно детям. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения, и поэтому ученик испытывает желание работать над проектами, чтобы закрепить свой успех.

1.3. Проектная деятельность. УУД.

         Проектная деятельность младших школьников способствует развитию УУД:

- личностных – умение работать в группе; умение выполнять роли лидера, исполнителя, оппонента; умение пойти на компромисс.

-коммуникативных – слушать и слышать, принимать другое мнение, высказывать своё мнение, презентовать результат работы.

 -познавательных – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, выявление закономерностей.

- регулятивных – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действий.

         В начальной школе можно выделить следующие виды учебных проектов:

- по доминирующему в проекте виду деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево - игровые, творческие;

- по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;

- по месту проведения: урочные, внеурочные;

- по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения)

- по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

1.4. Этапы подготовки проекта.

         Этапы подготовки проекта можно выразить в правиле «пять П»:

- проблема – социально значимое противоречие, разрешение которого является прагматической целью проекта.

- проектирование – процесс разработки проекта и его фиксации в какой-либо внешне выраженной форме.

- поиск информации – сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.

- продукт проектной деятельности – конечный результат разрешения поставленной проблемы.

- презентация – публичное предъявление результатов проекта.

«ШЕСТОЕ П» Портфолио ученика.

Семь шагов проектной деятельности. Этапы работы над проектом

        Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый школьниками комплекс действий по разрешению значимой для учащихся проблемы        Проект начинается с замысла. Чтобы проделать путь от замысла к его практическому осуществлению следует сделать семь последовательных шагов

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

Работу над проектом модно разбить на 5 этапов. При этом следует обратить внимание, что принципы построения проектов едины, вполне «взрослые» проекты строятся точно так же, как и проекты, создаваемые учащимися. Поскольку мы говорим о методе проектов в образовательном процессе, хотелось бы отметить, что последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация – проблема, заключенная в ней и осознанная человеком, - поиск способов решения проблемы – решение проблемы.

Этапы работы над проектом можно представить в виде схемы. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Оценка проектной деятельности.

        Система оценивания проекта позволяет установить степень подготовленности учащихся, достигнутую в проектной деятельности, а так же отдельные качества приобретённых знаний, сформированных УУД.

        Критерии оцениваются по десятибалльной шкале, что позволяет более точно судить о проектной работе, легко ранжировать качества приобретённых знаний, сформированных УУД. Уровень исполнения проекта устанавливается по сумме набранных баллов (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

        Существуют критерии которые с одной стороны нельзя не учитывать, а с другой, невозможно измерить количественно, например удовлетворённость участием в проекте. Как измерить субъективные ощущения детей, их желание продолжить опыт участия в проектах? Удовлетворённость может быть выявлена в процессе рефлексии, на основе самооценки: «Что было хорошо и почему?», «Что хотелось бы осуществить в будущем?» и т.п. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

         При авторитарном обучении (учитель – руководитель, ученик – исполнитель) дети вынуждены приспосабливаться к «раздвоённому существованию»: то, что важно в школе, отнюдь не совпадает ни с тем, что им действительно интересно, ни с тем, что требуется в реальной жизни.

        Работая в режиме образовательного проекта, дети начинают понимать, что любые самостоятельно добытые знания, источником которых является их личный опыт, не менее актуальны, чем знания, почерпнутые только из учебников.

« Скажи мне и я забуду

Покажи мне, и я запомню

Вовлеки меня и я научусь»

(Китайская пословица)

Актуальность.

При составлении рабочих  программ по предметам столкнулась с тем, что ребята начали знакомиться со  словом  «проект» во время уроков.

Метод проектов заинтересовал меня потому, что его основная идея состоит в стимулировании интереса школьников к учебной деятельности. Главное достоинство проектного метода – высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся. Не секрет, что уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе низкий. Часто дети не могут следовать прочитанной инструкции, т.е. не способны внимательно прочитать текст, выделить последовательность действий, а затем выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием. Редкий учитель может похвастать, что его ученики легко переносят знания из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную. Наша задача сформировать у детей умение добывать, интегрировать и применять знания в новых ситуациях. Подготовить ребят к жизни в современных условиях, когда одним из самых важных умений будет умение найти информацию переработать её и использовать в определённых целях. Применение проектной деятельности в образовательном процессе позволяет интегрировать знания из разных областей при решении какой либо – проблемы. Тут самое время вспомнить о проблемном методе обучения и проблемной ситуации лежащей в его основе. Именно проблемная ситуация помогает вызвать познавательную потребность у учащихся. В течение последних двух лет работаю над темой «Проблемно - диалоговое обучение в начальной школе в современных условиях», в этом году моя тема изменилась и теперь моя тема звучит так: «Проектная деятельность в начальной школе в  условиях ФГОС». Эти две темы тесно взаимосвязаны, имеют общие методы, нацелены на один результат: высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся.

Высшим уровнем реализации проблемного обучения и является проектная деятельность, которая подразумевает учение, через открытия, через расширение проблемных ситуаций. В основе проектной деятельности лежит проблема, интересная для ребёнка, вызванная его потребностями, и потому участие в проекте – замечательная возможность для каждого ученика реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности. Интересная работа не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проектную деятельность можно считать здоровьесберегающей технологией

          Проектные технологии применяются мною на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе.

Целью явилось: Научить детей самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве с помощью применения технологии проектная деятельность обучения на уроках  в рамках реализации ФГОС второго поколения в начальной школе посредством УМК «Перспектива», «Школа России».

Гипотеза: Если применять технологию проектной – деятельности обучения в учебном процессе, то можно сформировать УУД. Развить познавательную деятельность при решении той или иной практической или теоретической значимой проблемы

        Для реализации цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:

1.Проанализировать научно – методическую литературу по проблеме и определить теоретические основы проектного метода обучения

2.Организация учебного процесса с помощью технологии проектная деятельность обучения. 

а) формирование активной, самостоятельной, инициативной позиции учащихся в учении;

б) формирование исследовательских, рефлексивных, самооценочных навыков и умений;

в) формирование компетенций, т.е. применение в практической деятельности знаний и умений.

г) повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий.

Сроки реализации:   1 год         

Этапы работы по теме самообразования:

  1. Подготовительный этап
  • Провести входную педагогическую диагностику у учащихся
  • Сделать выводы, выявить пробелы
  1. Теоретический этап
  • Изучить литературу по теме
  • Разработать материал для уроков с элементами проектной деятельности обучения и составить подборку тем проектов по учебным предметам в 4 классе.
  1. Практический этап
  • Провести промежуточную диагностику
  • Организация учебного процесса с использованием технологии проектной деятельности  обучения.
  • Экспериментально апробировать  уроки с элементами проектной деятельности обучения. Выполнить запланированные проекты по  учебным предметам в 4 классе.
  • Провести итоговую диагностику
  • Подвести итоги, сделать выводы

  1.  Раскроем подробнее  теоретический и практический этапы.

На теоретическом этапе была изучена методическая и научная литература:

  1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2005.
  2. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации - Волгоград – 2012  М. Ю. Шатилова, Н. И. Селезнева, Н. И. Ильина
  3. Учительский портал: презентации, уроки, тесты учителю- [Электронный ресурс].-Режим доступа: www.URL:// http://uchportal.ru/
  4. Метод проектов в начальной школе - [Электронный ресурс].-Режим доступа: www.URL://  http://www.nachalka.com/proekty 
  5. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.
  6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
  7. Родионов В.А., Ступницкая М.А. Проектная деятельность в школе // Школьный психолог. — 2004. — № 46
  8. Безруков В.И. Проектирование и управление педагогическими системами. Педагогика 2005, №3

Анализировала программу. Осуществила подборку тем проектов по учебным предметам в 4 классе.

 УМК «Перспектива»,  «Школа России», работа над проектами входит в программу обучения  и является обязательной как для учителя, так и для ученика. И поэтому темы  детских проектных работ в 4  классе выбирала из содержания учебных предметов. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.

          Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития. Помощниками учащихся являются учитель, родитель.  

МАТЕМАТИКА 

I четверть Наши проекты: «О бесконечности натуральных чисел. Что такое квадрилиоон».

II четверть Наши проекты: «Задачи расчёты»

III четверть Наши проекты: «Математика вокруг нас». Составление сборника математических задач и заданий.

 IV четверть Наши проекты: «Геометрия вокруг нас»

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

1. Наши проекты. «За страницами учебника».

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

1.Творческий проект на тему «Нам не нужна война»

2.Литературная сказка.

3.Мы идём в музей.

На практическом этапе. Организация учебного процесса с использованием технологии проектной деятельности  обучения.

 Проведение  уроков с элементами проектной деятельности обучения. Выполнение запланированных проектов по  учебным предметам в 4 классе.

Результаты проектного обучения. Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников. Формирует УУД.

- личностные – умение работать в группе; умение выполнять роли лидера, исполнителя, оппонента; умение пойти на компромисс.

-коммуникативные  – слушать и слышать, принимать другое мнение, высказывать своё мнение, презентовать результат работы.

 -познавательные – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, выявление закономерностей.

- регулятивные – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполнения действий.

         В начальной школе можно выделить следующие виды учебных проектов:

- по доминирующему в проекте виду деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево - игровые, творческие;

- по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;

- по месту проведения: урочные, внеурочные;

- по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения)

- по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Этапы подготовки проекта.

         Этапы подготовки проекта можно выразить в правиле «пять П»:

- проблема – социально значимое противоречие, разрешение которого является прагматической целью проекта.

- проектирование – процесс разработки проекта и его фиксации в какой-либо внешне выраженной форме.

- поиск информации – сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.

- продукт проектной деятельности – конечный результат разрешения поставленной проблемы.

- презентация – публичное предъявление результатов проекта.

Семь шагов проектной деятельности.

        Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый школьниками комплекс действий по разрешению значимой для учащихся проблемы        Проект начинается с замысла. Чтобы проделать путь от замысла к его практическому осуществлению следует сделать семь последовательных шагов (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Оценка проектной деятельности.

        Система оценивания проекта позволяет установить степень подготовленности учащихся, достигнутую в проектной деятельности, а так же отдельные качества приобретённых знаний, сформированных УУД.

        Критерии оцениваются по десятибалльной шкале, что позволяет более точно судить о проектной работе, легко ранжировать качества приобретённых знаний, сформированных УУД. Уровень исполнения проекта устанавливается по сумме набранных баллов (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

        Существуют критерии которые с одной стороны нельзя не учитывать, а с другой, невозможно измерить количественно, например удовлетворённость участием в проекте. Как измерить субъективные ощущения детей, их желание продолжить опыт участия в проектах? Удовлетворённость может быть выявлена в процессе рефлексии, на основе самооценки: «Что было хорошо и почему?», «Что хотелось бы осуществить в будущем?» и т.п. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

         ВЫВОД: При авторитарном обучении (учитель – руководитель, ученик – исполнитель) дети вынуждены приспосабливаться к «раздвоённому существованию»: то, что важно в школе, отнюдь не совпадает ни с тем, что им действительно интересно, ни с тем, что требуется в реальной жизни.

        Работая в режиме образовательного проекта, дети начинают понимать, что любые самостоятельно добытые знания, источником которых является их личный опыт, не менее актуальны, чем знания, почерпнутые только из учебников.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

1.Статистика по выполнению комплексной работы учениками в 4 классе

Уровень

Количество

Процент

Достаточный

15

100 %

Недостаточный

0

2.Статистика по выполнению стандартизированной контрольной  работы по математике учениками в 4 классе

Уровень

Количество

Процент

Повышенный

8

53,3 %

Базовый

7

46,7 %

Недостаточный

0

Отметка

Количество

Процент

5

8

53,3 %

4

5

33,3 %

3

2

13,3

2

-

--

1

-

-

2.Статистика по выполнению стандартизированной контрольной  работы по русскому языку учениками в 4 классе

Уровень

Количество

Процент

Повышенный

2

13,3 %

Базовый

13

86,7 %

Недостаточный

0

Отметка

Количество

Процент

5

2

13,3 %

4

8

53,3 %

3

5

33,3 %

2

-

--

1

-

-

Участие детей в конкурсах, викторинах, марафонах, исследовательских работах

1.Всероссийский конкурс «Фантазируй и Твори»

2. Всероссийский марафон «Путешествие по России» - 3 призёра; Всероссийский марафон «Мир вокруг нас. Птицы» .

3. Всероссийский марафон  «Весёлая математика»

4. Международный проект «Новый урок»

5.Всероссийский конкурс «Путешествие Маши в страну Знаний (Знайландию)»

6. Всероссийский конкурс «На неведомых дорожках»

7.16 Районная научная конференция ШАГ В БУДУЩЕЕ

8.Международный конкурс «Безопасный мир»

1.1 победитель

2. 7 призёров

3. 5 призёров

4. 2 победителя, 2 призера.

5. 2 призёра

6. 2 призёра

7. 1 призёр

8.15 участников

ВПР (Всероссийские проверочные работы)

Русский язык

Качество 80%

Успеваемость 100%

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ВИДЫ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ

  1. По целям и задачам.

а) Практико-ориентированный проект.

Ц е л ь: Проект направлен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт этого проекта определяется заранее и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона. Среди возможных вариантов продуктов данного типа проектов могут быть учебные пособия для кабинета или рекомендации по решению какой-либо актуальной проблемы. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

б) Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей проверкой, обсуждение полученных результатов, при этом используются методы современно науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

в) Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте (явлении) с целью его анализа, обобщения и представления широкой аудитории.

Результатом такого проекта часто являются публикации в СМИ, Интернете, создание информационной среды класса или школы.

г) Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть: журнал для одноклассников, альманах, театрализация, спортивная игра, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

  1. По предметно-содержательной области.

а) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

б) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

  1. По характеру контактов между участниками.

а) Внутриклассные;

б) внутришкольные;

в) региональные;

г) межрегиональные;

д) международные.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации  деятельности  участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

  1. По продолжительности.

а) Мини-проекты могут укладываться в один урок.

б) Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

в) Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели, Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

г) Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Этапы работы над проектом

№ п/п

Наименование этапа работы под проектом

1

2

1.

Поисковый

- Моделирование идеальной (желаемой) ситуации;

- анализ имеющейся информации;

- определение и анализ проблемы;

- определение потребности в информации;

- сбор и изучение информации

2.

Аналитический

- Постановка цели проекта:

- определение задач проекта;

- определение способа разрешения проблемы;

- анализ рисков;

- составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ;

- анализ ресурсов;

- планирование продукта;

- анализ имеющейся информации;

- определение потребности в информации;

- сбор и изучение информации

3.

Практический

- Выполнение плана работ;

- текущий контроль

4.

Презентационный

- Предварительная оценка продукта;

- планирование презентации и подготовка презентационных материалов;

- презентация продукта

5.

Контрольный

- Анализ выполнения проекта;

- оценка продукта;

- оценка продвижения

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Оценка проектной деятельности

Количество набранных балов

Уровень исполнения проектов

До 60

Низкий уровень

61 – 80

Средний уровень

81 – 100

Выше среднего уровня

101 - 120

Высокий уровень

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Критериальные показатели проектных работ учащихся

Критерий

Характеристика критерия

Полнота реализации проектного замысла

Обсуждение ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем. Дети сами делают окончательный, проявляя инициативу в выборе проблемы, решение которой станет темой проекта.

Знания

Объём и глубина знаний по теме.

Осведомлённость

Комплексное использование имеющихся источников по данной тематике и свободное владение материалом.

Самостоятельность

Выполнение этапов проектной деятельности самими учащимися  без непосредственного участия учителя.

Креативность

Уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления проекта, оригинальность мышления.

Качество оформления

Оценивается аккуратность, с которой выполнена работа, оригинальность замысла и воплощения, умения использовать технические средства.

Структурированность

Степень упорядочности целесообразности действий при выполнении и оформлении проекта.

Интегративность

Связь различных источников информации и областей знаний в единой проектной работе.

Осознанность

Понимание проблемы, выбора темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы.

Сотрудничество

Умение работать в команде, считаться с мнением других, стремление помогать другим для достижения общего результата, активность, инициативность, способность взять на себя ответственность. Умение слушать, вести беседу, убеждать, отстаивать свою точку зрения, контролировать свои эмоции.

Коммуникативность

Способность чётко, понятно, грамотно и последовательно описывать результаты своей деятельности.

Аргументированность

Логичность доводов, приводимых ребёнком как доказательство правильности его действий и выводов, убедительность рассуждений.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Алгоритм формирования проектной деятельности

Проектная деятельность предполагает при осуществлении проекта соблюдение определенного алгоритма и сочетания различных видов деятельности: на разных этапах проекта выполняется соответствующий элемент проектной деятельности. Так, на этапе презентации используются презентационные элементы проектной деятельности, на этапе вычленения проблемы – элементы проблематизации (аналитический процесс работы в проблемном поле с целью выявления проблемы для ее последующего рассмотрения и решения). При формилировании цели проекта необходимо владеть умениями целеполагания, при планировании деятельности в рамках проекта – умениями составлять план и т.д.

Проектные умения дифференцируют по уровням сложности:

- базовый уровень;

- продвинутый уровень;

- высший уровень.

Выделение уровней сложности проектных умений позволяет осуществлять дифференцированный подход к проектному облучению. В проектном обучении могут быть дифференцированно поставлены:

- высокие цели (для отдельных учащихся или групп учащихся);

- цели продвинутого  уровня (для большинства учащихся);

- базовые цели (для всех учащихся).

Рассмотрим проектные умения по уровням сложности.

№ п/п

Проектное умение

Уровни сложности

Базовый

Продвинутый

Высший

1

2

3

4

5

1.

Проблематизация

- формировать проблему после рассмотрения какой-либо ситуации, порождающей проблему

- выделить и сформули-ровать проблему из множества проблем;

- рассмотреть проблему под разными углами зрения;

- сформулировать проблему с определенной позиции;

- произвести сужение проблемы путем огра-ничения пространства и (или) времени в ситуации, породившей проблему.

- из нескольких рядоположенных проблем выбрать главную.

Обосновать выбор.

2.

Целеполагающие

- формулировать цель деятельности по заданному результату;

- формулировать цель деятельности по решению проблемы

- выбирать главную цель из нескольких, установив их взаимосвязь; обосновать выбор;

- провести уточнение цели с учетом имеющихся средств ее достижения;

- провести распределение общей групповой цели между членами группы

- ранжировать цели по срокам достижения, по масштабам предполагаемых результатов, по принадлежности (личные, групповые);

- сделать сужение и расширение цели

3.

Планирование

- формулировать задачу, исходя их формулировки цели

- планировать поэтапное достижение цели;

- формулировать задачи и предлагаемые результаты для каждого этапа;

- планировать распределение деятельности между членами группы и ставить задачу каждому из них по получению определенных результатов

- составлять сетевое планирование со сложной структурой этапов, сроков, исполнителей, распределением задач и предполагаемых результатов;

- выполнять графическое представление этого планирования

4.

Рефлексия

- анализ результата по практической важности;

- анализ результата по соответствию цели;

- рефлексия по представленной задачи и личных возможностей ее решения

- анализ результата по социальной значимости;

- анализ результата по степени решения проблемы;

- рефлексия результатов решения проблемы

- анализ результата по оптимальности затрат

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Памятка педагогу, руководящему

исследовательской (проектной) деятельностью учащихся

  1.  Учите детей действовать самостоятельно, независимо; уклоняйтесь от прямых инструкций.
  2. Не сдерживайте инициативы детей.
  3. Не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
  4. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
  5. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
  • самостоятельно выявлять проблемы;
  • прослеживать связи между предметами, событиями, явлениями;
  • формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
  • учите анализу, синтезированию, классификации, обобщению информации.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектно-исследовательской деятельности как условие реализации ФГОС начального образования

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов 15.05.2015г....

Экологическое воспитание и образование младших школьников через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Обобщение педагогического опыта по экологическому воспитанию младших  школьников через проектную деятельность в сельской малокомплектной школе....

Проектная и исследовательская деятельность в условиях реализации ФГОС

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека ор- ганизовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить п...

Опыт работы по теме "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"

     Материалы опыта могут быть использованы в различных дошкольных учреждениях,  с детьми разных возрастных групп, при организации образовательной, самостоятельной и совмес...

Система работы МБОУ «Гимназия №12» по реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования

В данном материале представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №12"  по реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности  в условиях реализации ФГОС общего образования....

Система работы МБОУ «Гимназия №12» по реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования

Презентация иллюстрирует сообщение по теме "Система работы МБОУ «Гимназия №12» по реализации  проектной и учебно-исследовательской деятельности  в условиях реализации ФГОС о...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...