Мастер - класс "Развитие памяти средствами мнемотехники"
методическая разработка (3 класс)

Самбуева Сэсэгма Николаевна

Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники.

Задачи:

• дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами при заучивании стихотворений, рассказывании сказок, загадок, составлении рассказов;

• дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при организации работы с детьми;

  • дать педагогам возможность овладеть мнемотехническими приёмами

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен педагогам начальных классов в работе по развитию памяти и связной речи детей младшего школьного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_razvitie_pamyati_sredstvami_mnemotehniki.docx45.24 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс «Развитие памяти средствами мнемотехники»

Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники.

Задачи:

• дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами при заучивании стихотворений, рассказывании сказок, загадок, составлении рассказов;

• дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при организации работы с детьми;

  • дать педагогам возможность овладеть мнемотехническими приёмами

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен педагогам начальных классов в работе по развитию памяти и связной речи детей младшего школьного возраста.

Ход мастер-класса.

1. Организационный момент, сообщение темы мастер - класса

- Добрый день, уважаемые коллеги!

- Я рада вас приветствовать на нашем мастер - классе.

Упражнение " Ожидания". Прежде, чем мы начнем, я попрошу Вас на стикере написать Ваши «ожидания» от мастер – класса, наклеить их на плакат (с предварительно нарисованной рекой) на берегу Надежды.

2. Понятие мнемотехники

- Давно известно: детям (да и взрослым тоже!) проще всего запомнить какую-нибудь ерунду. Желательно смешную. Но школа – дело серьезное. 

И, тем не менее, несколько поколений школьников все же придумали, как запомнить то, что сложно. Наверняка, ребенок еще с детского сада знает цвета радуги по запоминалке: каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Точно так же можно самому придумать любую фразу (и чем нелепее, тем лучше) для запоминания, скажем, всех падежей или планет нашей Солнечной системы. Предложите это сделать ребенку, а затем покажите «классический» вариант.

- Давайте вспомним некоторые запоминалки правил:

НА СЛАЙДАХ:

1. Падежи русского языка (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный)

Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку.

2. Слова с ы после ц

Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: «Цыц».

3. Наречия без мягкого знака

Уж замуж невтерпеж.

4. Число Пи

Чтобы нам не ошибиться,

Нужно правильно прочесть:

Три, четырнадцать, пятнадцать,

Девяносто два и шесть.

5. Геометрия

Медиана – обезьяна, она идет по сторонам и делит стороны пополам.

Пифагоровы штаны на все стороны равны

6. Элементы таблицы Менделеева

Натрий, калий, серебро – с водородом заодно.

Магний, кальций, цинк и барий - их валентность равна паре.

Алюминий, феррум, хром – их валентность равна трем.

7. Химия

Индикатор лакмус красный — кислоту укажет ясно. Индикатор лакмус синий — щёлочь здесь, не будь разиней!

Фенолфталеиновый в щелочах малиновый, но, несмотря на это, в кислотах он без цвета.

3. Цель.

- Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые я начала использовать в своей работе с детьми по развитию памяти.

- Тема нашего сегодняшнего мастер – класса «Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники».

 ( Мнемозина – богиня памяти) показываю СЛАЙД с богиней

СЛАЙД – слова К.Д.Ушинского и китайской пословицы.

- Ещё К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

СЛАЙД

Мнемотехника – искусство запоминания.

- При использовании данной техники создаются мнемотаблицы, которые особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы

Организовать стихотворение удобнее в виде таблицы.

Каждая ячейка этой таблицы может соответствовать одному слову или целой фразе из стихотворения. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы.

Детям младшего школьного возраста трудно сразу уловить обучающую информацию через мнемотаблицу, поэтому с ними лучше начинать работу  через мнемодорожки.

Мнемодорожка также несёт обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребёнка. Работая с мнемодорожкой, использую приёмы наложения и приложения.

Например, поставив перед собой цель - ознакомить детей с характерными особенностями времён года, учу детей рассказывать о временах года с исполь-зованием мнемодорожки.

В работе с мнемодорожками устанавливаю следующие условные обозначения, характерные для каждого времени года: дождь, ветер, снег, тучи, тепло, почки, трава, тает снег, прилетают/улетают птицы, солнце светит мало, деревья без листьев и т. п.

Использование таких условных обозначений признаков времени года позволяет составить мнемодорожку об осени или весне и рассказ по ней.

Работа в группах  по составлению мнемотаблиц.

- А теперь мне хотелось бы предложить вам самим на практике освоить методы мнемотехники. Выбирайте конверты с заданиями.

Первая группа – составление мнемотаблицы по стихотворению.

Вторая группа – составление мнемотаблицы по загадке.

Работа с аудиторией.

- Группы работают, а я хочу предложить вам тоже поработать над данной.

1. Случай: Ну сохранил и забыл. Ах-да, думал ещё как записать, чтобы было легче искать. Записал: «Любимая зайка».

Спустя где-то полгода, карточка стала уже неактуальна и была утилизирована ввиду её бесполезности. Забыл я и о сохранённом пин-коде.

И вот одним прекрасным вечером, жена залазит ко мне в телефон (что бывает раз в пятилетку). И находит, блин: «Любимая зайка». Смотрит — ателефон-то какой-то левый. То есть не её. И пошла атака: «Что это за зайка у тебя в телефоне?» и т.д. 

2. Умение запоминать комбинации цифр может пригодиться в жизни. Например, людям, которые пользуются банковскими карточками, однако не обладают достаточно хорошей памятью.
С помощью данной методики можно также запомнить номер своего паспорта, номер автомобиля (цифры), номер телефона и прочее.

Способ этот старый и давно известный, существует множество его интерпретаций и развитий. Я коротко изложу тот, которым пользуюсь сам.

Для начала, необходимо поставить в соответствие цифрам 0-9 согласные буквы, а именно:
0 = Н  (Ноль)
1 = Р (Раз)  *слово один тут не подходит, так как начинается с гласной
2 = Д (Два)
3 = Т (Три)
4 = Ч (Четыре)
5 = П (Пять)
6 = Ш (Шесть)
7 = С (Семь)
8 = В (Восемь)
9 = З (Запятая) *девять не подходит, так как буква Д уже "занята".

Далее, для любой комбинации цифр любой длины нужно придумать слово (или фразу), обозначающее данную комбинацию. Чем необычнее слово (или фраза), тем легче его будет вспомнить.
Возьмём для примера ПИН-код от моей карточки 0576 - это НПСШ. Можно либо добавить гласных букв, получив слово (или несколько слов), либо придумать фразу, где каждое слово, начинающееся с согласной буквы, будет обозначать одну цифру.
"На посошок" вполне подойдёт для запоминания этого ПИН-кода. Женщина, снимающая деньги в банкомате, легко запомнит фразу "На Платьице, Сапожки и Шубку" :)
Можете сами поупражняться, главное, чтобы это слово (фраза) имело отношение либо к вам, либо к предмету запоминания. Чем смешнее или неожиданнее, тем лучше запомнится.

3. Ну или ассоциировать с цифрами какие-то образыЦифры нужно визуализировать, как на картинке. Двойка похожа на лебедя, четверка — на стул, ноль — это шина, или пузырь, или кольцо, семерка — топор и так далее. Таким образом, вместо механического зазубривания включается эйдетическая (образная) память, которая гораздо эффективнее. Цифры-персонажи связываются в цепочки при помощи максимально диких историй. Так, чтобы запомнить номер 200 76 40, надо представить, как на премьере фильма «Груз 200» режиссер Балабанов топором зарубил слона, а потом оседлал стул и ускакал на шинный завод. Чем абсурднее история, тем она лучше запоминается. 

Предлагаю придумать запоминалку для пинкода симкарты либо банковской карты:  2801, 3615, 7648.

Презентация полученных работ. 

(группы рассказывают стихотворение и сказку по мнемотаблицам)

Подведение итогов, рефлексия «Упражнение " Ожидания".

Цель: определить, насколько оправдались ожидания каждого участника мастер - класса. Участникам предлагается:

- на стикерах записать, настолько оправдались их ожидания от мастер- класса.

- стикеры прикрепить на плакате «На "берегу оправданных надежд", озвучивая свое мнение.

- Мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой работе с детьми.

Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми! А в заключении прошу выразить своё мнение о сегодняшнем мероприятии. 

- Чаще всего люди аплодируют на концертах и собраниях. С помощью аплодисментов они выражают свое отношение к тому, кто выступает. Поскольку отношение к выступающим может быть разным, разными бывают раздающиеся аплодисменты. Сегодня вы активно работали, так давайте наградим себя аплодисментами.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: участникам тренинга раздаются буклеты с информацией о мнемотехнике.

Литература.

1.Барташникова И. А., Барташников А. А. Учись играя. Игры и тесты для детей 4-7 лет. - Х. : Фолио, 1997.

2.Большева Т. В. Учимся по сказке. Учебнометодическое пособие. - СПб. : Детство пресс, 2001.

3.Житникова Л М. Учите детей запоминать. М. : Просвещение, 1985.

4.Светлова И. Е. Тренируем память. Учебное пособие. - М. : Эксмо, 2004.

5.Синицина Е. И. Умные занятия. Серия «Через игру - К совершенству». - М. : Лист, 1998. Тихомирова Л В. Развитие познавательных способностей детей. 6.Черемошкина Л В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль : Академия развития, 1996.

7.Шквыря Ж. Ю. Развиваем память. - М. : Мой мир, 2007.

8.http://www.predkam.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс "Использование средств ИКТ для развития интереса к урокам литературного чтения"

      Научить читать детей, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, ...

МАСТЕР - КЛАСС НА ТЕМУ: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"

Мнемотехника - это использование методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации...

Мастер-класс "Развитие памяти средствами мнемотехники"

Цель: ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники.Задачи:• дать понятие мнемотехник...

Мастер-класс "Использование приёмов мнемотехники в процессе изучения слов из словаря в начальной школе"

По статистике: словарные слова или слова с непроверяемыми написаниями составляют 60-70% словаря человека в активном употреблении. И поэтому в настоящее время проблема словарной работы на уроках русско...

Технология развития связной монологической речи детей с ОНР средствами мнемотехники. Ткаченко Т. А.

Данная технология позволяет сформировать умение детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, составлять описательные рассказы, пересказывать, заучивать стихи и загадки....

«Развитие памяти детей младшего школьного возраста средствами мнемотехники»

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей школьного воз...