«Психолого-педагогическая компетентность классного руководителя как основа успешного партнерства с семьей»
материал

Тищенко Марина Витальевна

Психолого-педагогическая компетентность классного руководителя как основа успешного партнерства с семьей.

     «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Поэтому ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители.

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.

Семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Классный руководитель – организаторЭто классный руководитель – умелый организатор коллективной деятельности школьников, развивающий увлечённость ребят общими делами, интересами коллектива.

Классный руководитель – социальный организатор. Это классный руководитель, стремящийся увлечь школьников социально-направленной общественной деятельностью. Он умеет развить в ребятах социальные интересы и стремления, ориентирует их на участие в социальных проектах и других общественно-полезных делах.

Поддерживающий классный руководитель. Это классный руководитель, стремящийся поддерживать самых разных школьников: от одарённых и активистов до «трудных» и имеющих проблемы в интеллектуальном развитии. Он умеет строить с ними доверительные отношения, регулировать их отношения с одноклассниками и учителями, помогать в решении их учебных и жизненных проблем.

Классный руководитель – психолог. Это классный руководитель, стремящийся развивать в классе доброжелательный микроклимат, понимающий взаимоотношения школьников и умеющий регулировать и развивать их общение и отношения, в том числе средствами психологических игр и тренингов.

В настоящее время уровень сформированности психолого-педагогической культуры большинства родителей низок, что, разумеется, отрицательно сказывается на результате их воспитательной деятельности, а следовательно, проявляется в низком уровне воспитанности современных детей. Большая часть родителей не знакома с закономерностями развития и воспитания детей в разные возрастные периоды, некомпетентна в вопросах семейного воспитания и плохо представляет себе его цели. Подготовка родителей к воспитанию детей должна предусматривать значительное повышение уровня их психолого-педагогической культуры. Ведущую роль в решении данного вопроса играют классные руководители. Педагог, обладающий психолого-педагогической компетенцией сможет оказать грамотную просветительскую, консультативную и коррекционную помощь родителям в воспитании и развитии детей.

В модели профессиональной компетентности учителя в соответствии со стандартами образования четко определена сущность психолого-педагогической компетентности учителя, которая включает в себя:

  • осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных и слабых сторонах характера, достоинствах и недостатках предшествующей подготовки, которая проявляется в принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе с ним;
  • осведомленность в области процессов общения, происходящих в группах, с которыми учитель работает, процессов происходящих внутри групп как между учащимися, так и между учителем и группами, учителем и учащимся, знание того, в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;
  • осведомленность учителя об оптимальных методах обучения, о способности к профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда.

Таким образом, психолого-педагогическая компетенция педагога: система знаний о личных внутренних ресурсах учебно-познавательного успеха ученика, знания об особенностях познавательной сферы каждого ученика, о его психологических особенностях, о развитии мотивационно -потребностной и эмоционально-волевой сфер учащихся, умение педагогическими способами определить уровень развития «познавательных инструментов» ученика, умение использовать знания об учебно - познавательных особенностях каждого ученика для конструирования реального образовательного процесса, личностная позиция учителя при оценке возможностей ученика.

Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок» или ориентироваться только на интуицию. Необходимо изучать ученика, семью ученика, что позволит классному руководителю ближе познакомиться с ним, понять его поведение и мотивы поступков через изучение стиля жизни семьи, ее уклада, традиций, духовных ориентиров и ценностей; выявить воспитательные возможности семьи.

 При этом учитель может использовать комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики:

-​ наблюдение;

-​ беседу;

-​ тестирование;

-​ анкетирование;

-​ деловые игры;

-​ материалы детского творчества и творчества родителей.

Система работы с родителями

  • изучение семьи, ее уклада, микроклимата, характера воспитательной деятельности;
  • установление и поддержание единых требований школы и семьи в воспитании детей;
  • последовательное психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • систематическое взаимное информирование о ходе развития учащегося;
  • совместное принятие решений, способствующих успешному обучению и воспитанию детей;
  • оказание практической педагогической помощи родителям в случае необходимости;
  • содействие в установлении связи семьи с общественностью в целях улучшения воспитания детей;
  • привлечение родителей к внеклассной учебно-воспитательной работе с учащимися в школе и вне его.

 

 

 

 

 

      Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся

  • 1.  Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
  • 2.  Не беседуйте с родителями второпях, набегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
  • 3.  Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать – это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
  • 4.  Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
  • 5.  Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.
  • 6.  То, о чем родители вам поведали не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.
  • 7.  Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
  • 8.  Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но в первую очередь хорошее, дающее шанс на будущее.
  • 9.  Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей самого ученика.
  • 10.  Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалисту.
  • 11.  Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы.
  • На мой взгляд, добиться высоких результатов воспитательной работы невозможно без сотрудничества с родителями учеников, без информации о семье, в которой живет и воспитывается ученик. Ведь семья – это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров.

   Современное общество остро нуждается в таких качествах, как духовность, творение красоты, поиск истины, стремление делать добро, сопричастность судьбе Отечества, забота о природе, профессиональная компетентность, предприимчивость, упорство в достижении цели, гражданская ответственность за основные события своей жизни, забота о своих близких, об их и своем здоровье. Быстрые изменения социально-культурной, технологической и экономической среды выдвигают новые требования к воспитательному процессу. Назрела необходимость перехода учебно-воспитательного процесса на новый качественный уровень, придания ему системного, комплексного характера, так как в рамках традиционных подходов и методов трудно обеспечить личностно-ориентированные воспитание и образование. Закон РФ «Об образовании» и положения международной Конвенции о правах ребенка позволяют совершенствовать гуманистические традиции в системе воспитания. В качестве главной задачи определяется становление саморазвивающейся и самоопределяющейся творческой личности. Изменения социальной реальности в России меняют воспитательные ориентиры подготовки ребенка к самостоятельной жизни.

Социальное развитие ребенка осуществляется под влиянием разных факторов, важнейшее место среди которых занимает семья. Она играет доминирующую роль в становлении личности, так как представляет собой микромодель общества. В семье закладываются основы различных аспектов социальной культуры (семейно-бытовой, нравственно-этической, психосексуальной, народной, национальной, этнической, правовой) формируются личностные новообразования.

Качество родительской компетентности заключается в способности взрослого находить в любой ситуации общения точный и искренний совместный язык контакта с ребенком, включающий все многообразие вербального и невербального поведения субъектов общения, что позволяет взрослому оставаться во взаимосвязи с ребенком. Таким образом, способность родителей справляться со своими воспитательными функциями называется их педагогической компетентностью. Педагогическая компетентность – это умение понимать потребности ребенка, создавать условия для их разумного удовлетворения, сознательно планировать его вхождение во взрослую жизнь, в соответствии с материальным достатком семьи, способностями ребенка и социальными условиями.

Высокий уровень  педагогической компетентности характеризуется:

  • осознанностью собственных педагогических целей и задач, а также представлений о способах их реализации (знаю, чего хочу, и знаю, как этого добиться);
  • адекватными ожиданиями от собственных усилий (делаю не то, что могу, а то, что следует делать в каждой конкретной ситуации); притязаниями (помогаю ребенку добиться успехов в том виде деятельности, который он выбрал сам, а не там, где мне хочется);
  • умеренными и адекватными детским способностями объективными знаниями об основных закономерностях развития ребенка (помню себя в этом возрасте, знаю, что происходит с моим ребенком, испытываю потребность в обогащении своих знаний по детской психологии);
  • осознанностью степени вмешательства в социальную ситуацию развития (мой ребенок не совсем такой, каким я его себе представлял, но он имеет право быть другим, и я буду защищать его право быть самим собой везде, где это право будет нарушаться).

Одной из важнейших задач педагогической деятельности учителя является установление контакта с родителями учеников (либо конкретного ученика). Данная проблема бывает порой актуальна для классных руководителей, а также педагогов, только начинающих свою профессиональную деятельность. Проблема отсутствия взаимопонимания между родителями и педагогом и как следствие невозможность прийти к решению какой-либо важной проблемы, может осложнить процесс образования ребенка в школе, а также усугубить психологическое состояние всех участников образовательного процесса (ребенка, учителя, родителей). Очень часто процесс общения превращается в монолог одной из сторон (учителя или родителей), состоящий из жалоб на ребенка или отчитывающий родителя за него. Отрицательные чувства родителя, возникающие от подобного «общения», не способствуют возникновению желания сотрудничать со школой в деле обучения и воспитания его же ребенка.

 

С целью достижения взаимопонимания с родителями, а также установления перспективных отношений, ориентированных на совместное решение важнейших задач обучения и воспитания, учителю необходимо руководствоваться следующими правилами.

Правила взаимодействия и способами

установления контактов с семьей.

1. Первое правило. В основе работы учителя (классного руководителя) с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей.

2. Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей. Повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании.

3. Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.

4. Четвертое правило. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания. Ориентация на успешное развитие личности.

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Работа с родителями учащихся является одной из самых важных в работе классного руководителя. Здесь применимы как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.

Правила эффективного взаимодействия

классного руководителя с семьями учащихся

 

1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.

2. Не беседуйте с родителями второпях, набегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.

3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать – это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.

4. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.

5. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.

6. То, о чем родители вам поведали не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.

 

7. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.

8. Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но в первую очередь хорошее, дающее шанс на будущее.

9. Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей самого ученика.

10. Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалисту.

11. Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы.

Добиться высоких результатов воспитательной работы невозможно без сотрудничества с родителями учеников, без информации о семье, в которой живет и воспитывается ученик.

Ведь семья – это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая компетентность классного руководителя как основа успешного партнерства с семьей.

     «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Поэтому ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители.

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.

Семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Классный руководитель – организаторЭто классный руководитель – умелый организатор коллективной деятельности школьников, развивающий увлечённость ребят общими делами, интересами коллектива.

Классный руководитель – социальный организатор. Это классный руководитель, стремящийся увлечь школьников социально-направленной общественной деятельностью. Он умеет развить в ребятах социальные интересы и стремления, ориентирует их на участие в социальных проектах и других общественно-полезных делах.

Поддерживающий классный руководитель. Это классный руководитель, стремящийся поддерживать самых разных школьников: от одарённых и активистов до «трудных» и имеющих проблемы в интеллектуальном развитии. Он умеет строить с ними доверительные отношения, регулировать их отношения с одноклассниками и учителями, помогать в решении их учебных и жизненных проблем.

Классный руководитель – психолог. Это классный руководитель, стремящийся развивать в классе доброжелательный микроклимат, понимающий взаимоотношения школьников и умеющий регулировать и развивать их общение и отношения, в том числе средствами психологических игр и тренингов.

В настоящее время уровень сформированности психолого-педагогической культуры большинства родителей низок, что, разумеется, отрицательно сказывается на результате их воспитательной деятельности, а следовательно, проявляется в низком уровне воспитанности современных детей. Большая часть родителей не знакома с закономерностями развития и воспитания детей в разные возрастные периоды, некомпетентна в вопросах семейного воспитания и плохо представляет себе его цели. Подготовка родителей к воспитанию детей должна предусматривать значительное повышение уровня их психолого-педагогической культуры. Ведущую роль в решении данного вопроса играют классные руководители. Педагог, обладающий психолого-педагогической компетенцией сможет оказать грамотную просветительскую, консультативную и коррекционную помощь родителям в воспитании и развитии детей.

В модели профессиональной компетентности учителя в соответствии со стандартами образования четко определена сущность психолого-педагогической компетентности учителя, которая включает в себя:

  • осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных и слабых сторонах характера, достоинствах и недостатках предшествующей подготовки, которая проявляется в принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе с ним;
  • осведомленность в области процессов общения, происходящих в группах, с которыми учитель работает, процессов происходящих внутри групп как между учащимися, так и между учителем и группами, учителем и учащимся, знание того, в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;
  • осведомленность учителя об оптимальных методах обучения, о способности к профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда.

Таким образом, психолого-педагогическая компетенция педагога: система знаний о личных внутренних ресурсах учебно-познавательного успеха ученика, знания об особенностях познавательной сферы каждого ученика, о его психологических особенностях, о развитии мотивационно -потребностной и эмоционально-волевой сфер учащихся, умение педагогическими способами определить уровень развития «познавательных инструментов» ученика, умение использовать знания об учебно - познавательных особенностях каждого ученика для конструирования реального образовательного процесса, личностная позиция учителя при оценке возможностей ученика.

Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок» или ориентироваться только на интуицию. Необходимо изучать ученика, семью ученика, что позволит классному руководителю ближе познакомиться с ним, понять его поведение и мотивы поступков через изучение стиля жизни семьи, ее уклада, традиций, духовных ориентиров и ценностей; выявить воспитательные возможности семьи.

 При этом учитель может использовать комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики:

-​ наблюдение;

-​ беседу;

-​ тестирование;

-​ анкетирование;

-​ деловые игры;

-​ материалы детского творчества и творчества родителей.

Система работы с родителями

  • изучение семьи, ее уклада, микроклимата, характера воспитательной деятельности;
  • установление и поддержание единых требований школы и семьи в воспитании детей;
  • последовательное психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • систематическое взаимное информирование о ходе развития учащегося;
  • совместное принятие решений, способствующих успешному обучению и воспитанию детей;
  • оказание практической педагогической помощи родителям в случае необходимости;
  • содействие в установлении связи семьи с общественностью в целях улучшения воспитания детей;
  • привлечение родителей к внеклассной учебно-воспитательной работе с учащимися в школе и вне его.

      Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся

  • 1.  Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
  • 2.  Не беседуйте с родителями второпях, набегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
  • 3.  Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать – это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
  • 4.  Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
  • 5.  Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.
  • 6.  То, о чем родители вам поведали не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.
  • 7.  Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
  • 8.  Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но в первую очередь хорошее, дающее шанс на будущее.
  • 9.  Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей самого ученика.
  • 10.  Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалисту.
  • 11.  Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы.
  • На мой взгляд, добиться высоких результатов воспитательной работы невозможно без сотрудничества с родителями учеников, без информации о семье, в которой живет и воспитывается ученик. Ведь семья – это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров.

   Современное общество остро нуждается в таких качествах, как духовность, творение красоты, поиск истины, стремление делать добро, сопричастность судьбе Отечества, забота о природе, профессиональная компетентность, предприимчивость, упорство в достижении цели, гражданская ответственность за основные события своей жизни, забота о своих близких, об их и своем здоровье. Быстрые изменения социально-культурной, технологической и экономической среды выдвигают новые требования к воспитательному процессу. Назрела необходимость перехода учебно-воспитательного процесса на новый качественный уровень, придания ему системного, комплексного характера, так как в рамках традиционных подходов и методов трудно обеспечить личностно-ориентированные воспитание и образование. Закон РФ «Об образовании» и положения международной Конвенции о правах ребенка позволяют совершенствовать гуманистические традиции в системе воспитания. В качестве главной задачи определяется становление саморазвивающейся и самоопределяющейся творческой личности. Изменения социальной реальности в России меняют воспитательные ориентиры подготовки ребенка к самостоятельной жизни.

Социальное развитие ребенка осуществляется под влиянием разных факторов, важнейшее место среди которых занимает семья. Она играет доминирующую роль в становлении личности, так как представляет собой микромодель общества. В семье закладываются основы различных аспектов социальной культуры (семейно-бытовой, нравственно-этической, психосексуальной, народной, национальной, этнической, правовой) формируются личностные новообразования.

Качество родительской компетентности заключается в способности взрослого находить в любой ситуации общения точный и искренний совместный язык контакта с ребенком, включающий все многообразие вербального и невербального поведения субъектов общения, что позволяет взрослому оставаться во взаимосвязи с ребенком. Таким образом, способность родителей справляться со своими воспитательными функциями называется их педагогической компетентностью. Педагогическая компетентность – это умение понимать потребности ребенка, создавать условия для их разумного удовлетворения, сознательно планировать его вхождение во взрослую жизнь, в соответствии с материальным достатком семьи, способностями ребенка и социальными условиями.

Высокий уровень  педагогической компетентности характеризуется:

  • осознанностью собственных педагогических целей и задач, а также представлений о способах их реализации (знаю, чего хочу, и знаю, как этого добиться);
  • адекватными ожиданиями от собственных усилий (делаю не то, что могу, а то, что следует делать в каждой конкретной ситуации); притязаниями (помогаю ребенку добиться успехов в том виде деятельности, который он выбрал сам, а не там, где мне хочется);
  • умеренными и адекватными детским способностями объективными знаниями об основных закономерностях развития ребенка (помню себя в этом возрасте, знаю, что происходит с моим ребенком, испытываю потребность в обогащении своих знаний по детской психологии);
  • осознанностью степени вмешательства в социальную ситуацию развития (мой ребенок не совсем такой, каким я его себе представлял, но он имеет право быть другим, и я буду защищать его право быть самим собой везде, где это право будет нарушаться).

Одной из важнейших задач педагогической деятельности учителя является установление контакта с родителями учеников (либо конкретного ученика). Данная проблема бывает порой актуальна для классных руководителей, а также педагогов, только начинающих свою профессиональную деятельность. Проблема отсутствия взаимопонимания между родителями и педагогом и как следствие невозможность прийти к решению какой-либо важной проблемы, может осложнить процесс образования ребенка в школе, а также усугубить психологическое состояние всех участников образовательного процесса (ребенка, учителя, родителей). Очень часто процесс общения превращается в монолог одной из сторон (учителя или родителей), состоящий из жалоб на ребенка или отчитывающий родителя за него. Отрицательные чувства родителя, возникающие от подобного «общения», не способствуют возникновению желания сотрудничать со школой в деле обучения и воспитания его же ребенка.

С целью достижения взаимопонимания с родителями, а также установления перспективных отношений, ориентированных на совместное решение важнейших задач обучения и воспитания, учителю необходимо руководствоваться следующими правилами.

Правила взаимодействия и способами

установления контактов с семьей.

1. Первое правило. В основе работы учителя (классного руководителя) с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей.

2. Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей. Повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании.

3. Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.

4. Четвертое правило. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания. Ориентация на успешное развитие личности.

Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Работа с родителями учащихся является одной из самых важных в работе классного руководителя. Здесь применимы как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.

Правила эффективного взаимодействия

классного руководителя с семьями учащихся

1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.

2. Не беседуйте с родителями второпях, набегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.

3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать – это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.

4. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.

5. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.

6. То, о чем родители вам поведали не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.

7. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.

8. Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но в первую очередь хорошее, дающее шанс на будущее.

9. Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей самого ученика.

10. Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалисту.

11. Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы.

Добиться высоких результатов воспитательной работы невозможно без сотрудничества с родителями учеников, без информации о семье, в которой живет и воспитывается ученик.

Ведь семья – это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентность классного руководителя в вопросе духовно-нравственного воспитания личности.

В статье раскрывается основной смысл классного руководства, профессиональные роли классного руководителя, компетенции классных руководителей, ситуация, обеспечивающая гармонизацию интересов развивающе...

Сыровятская Татьяна Александровна ЭССЕ «Профессиональная компетентность классного руководителя – важный фактор современного образования».

В связи с изменением и повышением  требований современного общества к  воспитанию  подрастающего поколения  встают и новые задачи воспитания в современных условиях:приобщение...

Психолого-педагогическая диагностика, используемая классным руководителем в ВР

Психолого-педагогическая диагностика, используемая классным руководителем в ВР...

Контроль прохождения программы Контрольная работа № 1 слушателя курсов вариативного учебного модуля «Психолого-педагогические аспекты профессиональной компетентности классных руководителей» (72 часа)

Контроль прохождения программыКонтрольная работа № 1 слушателя курсов вариативного учебного модуля«Психолого-педагогические аспекты профессиональной компетентности классных руководителей» ...

«Профессиональная компетентность классных руководителей как важнейшее условие эффективной реализации вос-питательного процесса»

Сообщение по теме: «Профессиональная компетентность классных руководителей как важнейшее условие эффективной реализации вос-питательного процесса»...

Формирование социальной и профессиональной компетентности классных руководителей.

Информация будет полезна социальным педагогам, педагогам-психологам и классным руководителям....

Психолого-педагогическая компетентность классного руководителя как основа успешного партнерства с семьей.

Психолого-педагогическая компетентность классного руководителя как основа успешного партнерства с семьей....