Формирование социальной и профессиональной компетентности классных руководителей.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Прончатова Валентина Валерьевна

Информация будет полезна социальным педагогам, педагогам-психологам и классным руководителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_kompetentnosti_kl.ruk_.doc22.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект

выступления

На тему:

«Формирование  

социальной и профессиональной компетентности

классных руководителей».

 

Формирование компетенции классного руководителя.

Термин « компетенция» происходит от латинского слова, что означает – «совместно достигаю, добиваюсь, подхожу». Человеку важно чувствовать себя компетентным во взаимодействии с внешним миром, что является существенным мотивирующим фактором – основанием направленного устойчивого поведения, внутренней активности личности.

Важной задачей образовательного процесса должно стать формирование социальной компетенции, а учащихся следует обучать эффективному поведению в различных ситуациях и в различном социальном окружении.

Для работников образования в число компетенций входят: оказание влияния на других людей, развитие других людей, межличностное понимание, уверенность в себе, самоконтроль, личная эффективность, профессиональная экспертиза, сотрудничество.

Ключевая роль в решении педагогических задач воспитания отводится классному руководителю.

Для эффективного выполнения своей роли классный руководитель должен уметь решать следующие задачи:

- организация и гармонизация системы межличностных отношений внутри классного коллектива через разнообразные виды совместной деятельности;

- создание благоприятной социальной ситуации развития, необходимой для успешной жизнедеятельности, индивидуального самовыражения и разностороннего развития каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, формирования у него нравственных смыслов и духовных ценностей;

- формирование толерантной, поликультурной личности учащихся, эффективно функционирующей в системе межэтнических и межконфессиональных отношений.

Психологи описали основные характеристики поведения «компетентного ученика»:

- выполнение учебных заданий;

- поведенческий самоконтроль;

- зрелый подход к решению проблем;

- сотрудничество и взаимоуважение среди сверстников;

- включенность во внеклассную работу.

Эти пункты больше имеют отношение к социальному развитию личности обучающихся и формируют социальный характер ребенка. Но это также является главным в педагогическом воздействии на ребенка, так как школа является частью общества.

Какие умения характеризуют «компетентного классного руководителя»?

Умение создать психологический климат доверия между учителями и учащимися.

Обеспечивать сотрудничество в принятии решений между участниками учебно-воспитательного процесса.

Актуализировать мотивационные ресурсы учебной деятельности.

Обладать личностными установками, наиболее адекватными гуманистическому образованию.

Помогать учащимся в личностном развитии.

Но часто возникают сложности в формировании не только социальной, но и профессиональной компетентности педагогов:

- если это молодой специалист, еще не адаптированный в школьной среде;

- проблемы в работе с детьми – инвалидами и детьми с ОВЗ.

Неумение найти подход к ребенку и родителям, низкий уровень педагогического мастерства (особенно молодые специалисты) и нежелание заниматься самообразованием (чтением специальной, педагогической и психологической литературы).

Есть три установки учителя, которые могут быть рассмотрены как наиболее удачные в работе классных руководителей:

а) Подлинность в общении – позволяет учителю вступать в непосредственно личные отношения с учеником, общаться с ним как человек с человеком. Когда ребенок чувствует, что общается не с «безличным воплощением школьных правил», он начинает с гораздо большей охотой включаться в учебно-образовательный процесс и общественную жизнь класса.

б) Эмпатическое понимание – оно обеспечивает атмосферу самостоятельного обучения, основанного на собственном опыте учащихся. Ученики «глубоко чувствуют, когда их просто понимают – не оценивают, не судят, просто понимают с их собственной (а не с учительской) точки зрения.

в) Одобрение, принятие и доверие – со стороны учителя они поддерживают чувство внутренней автономии, базового доверия к миру, ведут к формированию внутреннего контроля, веры в собственные силы и служат базой повышения социальной компетентности ученика.

Овладевая такими умениями и навыками, классный руководитель существенно повышает уровень своей социальной компетентности и может эффективно выполнить свою воспитательную функцию, выступая в роли архитектора классного коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сыровятская Татьяна Александровна ЭССЕ «Профессиональная компетентность классного руководителя – важный фактор современного образования».

В связи с изменением и повышением  требований современного общества к  воспитанию  подрастающего поколения  встают и новые задачи воспитания в современных условиях:приобщение...

Совершенствование профессионального мастерства классных руководителей и педагогов ДО в вопросах организации и планирования работы с родителями и учащимися по формированию ЗОЖ

Выступление на методическом объединении на тему: "Совершенствование профессионального мастерства классных руководителей и педагогов ДО в вопросах организации и планирования работы с родителями и учащи...

Контроль прохождения программы Контрольная работа № 1 слушателя курсов вариативного учебного модуля «Психолого-педагогические аспекты профессиональной компетентности классных руководителей» (72 часа)

Контроль прохождения программыКонтрольная работа № 1 слушателя курсов вариативного учебного модуля«Психолого-педагогические аспекты профессиональной компетентности классных руководителей» ...

Доклад на педагогическом совете по теме: «Профилактика в системе работы классного руководителя. Взаимодействие социально-психологической службы и классного руководителя » (из опыта работы)

Профилактическая работа – это своевременная деятельность , направленная на предотвращения возможных отклонений обучающихся, максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий д...

«Профессиональная компетентность классных руководителей как важнейшее условие эффективной реализации вос-питательного процесса»

Сообщение по теме: «Профессиональная компетентность классных руководителей как важнейшее условие эффективной реализации вос-питательного процесса»...

Выступление на педагогическом совете «Профессиональная мобильность классного руководителя в свете модернизации воспитательной деятельности в образовательном учреждении» Модуль: «Ключевые общешкольные дела» Модуль: «Классное руководство»

Ключевые дела - это комплекс главных традиционных общешкольных дел, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анали...

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

В статье раскрываются условия повышения профессиональной компетентности классного руководителя...