Пути эффективного взаимодействия. Учитель- Родитель
статья

Солдатенко Светлана Вячеславовна


 Выступление на педагогическом совете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puti_effektivnogo_vzaimodeystviya._uchitel-_roditel.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете по теме: «Пути  взаимодействия. Учитель - Родитель»

Когда я принимаю новый класс, меня всегда волнуют вопросы: а что представляют собой мои будущие ученики и их родители? Смогут ли родители стать моими помощниками, как они воспитывают своих детей. На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию личностных качеств ребёнка? На это вопрос отвечает В.А. Сухомлинский: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», - и как можно больше такого общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам».

Многие повторяют известную фразу: «Всё начинается с детства!» И это действительно так. Семья является стартовой площадкой для ребёнка. А роль учителя – стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей. И целью этой объединяющей силы семьи и школы должно стать создание условий для счастливой, радостной и комфортной жизни ребёнка.

Набирая в очередной раз первоклашек, я стала задумываться, как наиболее эффективно организовать совместную работу. Решила выделить несколько направлений работы с семьёй.

1.Диагностика.

2.Формирование у родителей понимания их принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.

Знакомство с жизнью каждой семьи начинаю с анкеты, которую заполняют родители. Проанализировав эти анкеты, я узнаю о семье очень многое: об увлечениях ребёнка, о его поведении и обязанностях по дому, о методах воспитания, используемых родителями, о том, кто в семье занимается воспитанием. Использую различные проективные методики, которые позволяют сделать вывод о коммуникабельности ребёнка, о его чертах характера, умении общаться, о взаимоотношениях в семье. Анализирую содержание анкет, рисунков, разбирая различные ситуации общения ребёнка с взрослыми и сверстниками, составляю ряд мероприятий для детей, и для родителей, темы для индивидуальных бесед и родительских собраний.

В первом классе провожу первое родительское собрание за круглом столом с чаепитием, где в непринужденной обстановке, начиная с себя, каждый рассказывает о своей семье, увлечениях , все, что может  рассказать. Это помогаем мне лучше узнать родителей и детей, а родителям познакомиться друг с другом, найти общие интересы.

Встреча с родителями проходят еженедельно. ( это как индивидуальная работа, так и консультации для родителей), где я рассказываю как  об успехах ребёнка, так и о его трудностях в обучении, в общении, адаптации к школе. Совместно с родителями мы решаем возникшие проблемы.

Огромную помощь оказывает родительский комитет в планировании воспитательной работы. Родители охотно делятся своими мыслями: куда   сводить детей, с чем познакомить, что исследовать подробнее. Нашей общей целью становится: воспитание добрых, отзывчивых детей, любящих и уважающих маму и папу, сестрёнок и братишек, бабушек и дедушек, всех друзей и близких. Считаю, что большой эффект во взаимодействии семьи и классного руководителя будет тогда, когда педагог будет давать возможность проявить инициативу родителям и поддержит их во всех делах класса и школы.

В 1 классе мы обязательно идём в поход вместе с родителями. Чудесная природа, полоса препятствий, обед у костра помогает лучше узнать друг друга, сплачивает нашу новую  семью.  Чтобы закрепить нашу дружбу проводим весёлые старты, спортивный праздник, где участвуют все и дети, и родители и учителя.  Увлекательные походы па природу становятся нашей традицией.

Работа  с родителями продолжается во 2 и 3 классе, но меняются темы родительских собраний, консультаций в зависимости от запроса родителей и возрастных особенностях детей.

Заключительным и очень ответственным мероприятием в 4 классе становится выпускной вечер. И  на этом этапе родители не остаются в стороне. Они являются активными участниками в подготовке праздника. И дело не только в материальной поддержке. Родители становятся режиссёрами действа вместе со мной. Рождается необычный сценарий. На этом празднике не забыт никто, для каждого подобраны добрые слова. Родителям слова благодарности за воспитание детей и поддержку каждый день и час. За это время было проведено много праздников, родительских собраний, встреч. И именно такую форму сотрудничества учителя, родителей и детей я считаю очень эффективной. Во время подготовки различных мероприятий возникает много возможностей для общения детей и родителей. Подготовительная работа создаёт атмосферу для творчества, проявление активности. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, положительно воздействуют на формирование личности ребёнка.

Правила общения учителя с родителями
1. Не говорить с родителями в гневе, не поучать их, а только советовать.
2. Не ругать ребенка, а мягко разъяснять родителям, в чем их проблема.
3. Своими поступками и поведением убеждать родителей и детей в том, что от учителя ничего не стоит скрывать, что учитель - их друг, который всегда постарается помочь.
4. Не говорить на собраниях о неудачах учащихся, но и не умалчивать о них вовсе (о неудачах и плохих отметках говорить в индивидуальной беседе).
5. Всегда можно найти, за что сказать родителям "спасибо

Заповеди классного руководителя
1. Относитесь к каждому ребенку в классе как к своему собственному.
2. Учителя и родители, не ругайте ребенка утром, - солнце покажется ему серым. Не ругайте днем - небо покажется хмурым. Не ругайте вечером - луна покажется черной. Вообще, по возможности, не ругайте.
3. Каждый воспитательный момент должен вселять в ребенка надежду на лучшее будущее. В любой ситуации следует оставлять ребенку шанс.
4. Каждый умный классный руководитель способен придумать вместе с родителями нечто такое, что другому не сделать. Это нечто - его личность.
5. Дружите с родителями, дружите с детьми, и тогда их не надо будет воспитывать.
6. Хороший классный воспитатель - тот, который больше всего мучается проблемами родителей и детей.
7. Подходите к детям с оптимистической гипотезой. Ищите в ребенке хорошее, его всегда больше, и чаще опирайтесь на положительные эмоции.
8. Работа с детьми - процесс интимный, он требует душевного контакта и тепла.
9. Непедагогично только любить тишину воспитательных мероприятий, уроков, надо любить шум. Надо уважать смешливость и озорство, непоседливость и реактивность детей. Уважать законы детства.
10. Никогда не жалуйтесь родителям на детей, это неприлично. Суд детей - самый суровый.
11. Талантливый воспитатель всегда ищет, а следовательно, не может не ошибаться.
12. Очень важно, чтобы у детей было с кем делиться своим личным богатством.
13. Каждый ребенок без исключения уникален, самоценен, он - как драгоценный камень в "короне" классного руководителя.

Как работать со "сложными" родителями

  • Помните о своей цели и цели встречи с родителями.
  • Не "зацикливайтесь" на отношениях с "проблемными" участниками. Принимайте их как естественное явление.
  • Спуститесь на их уровень, а затем поведите за собой.
  • Спросите: "В чем причина такого поведения? Чем это вызвано?" Отреагируйте адекватно на ситуацию.
  • Рассматривайте выпады как информацию о необходимости смены способов работы на собрании.
  • Попытайтесь встать на позицию человека, создающего проблемы, попытайтесь понять его и, по возможности, реализовать возникающие запросы.
  • Рискуйте, всегда можно попробовать несколько вариантов выхода из ситуации.
  • Попытайтесь изолировать "проблемного участника" на некоторое время. Группа решит сама, как ей относиться к данному участнику.

Для организации общения с родителями важно найти тот оптимальный вариант, который будет приятен всем участникам и создаст атмосферу взаимопонимания и уважения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы учителя родителям первоклассника.

Совет первый. Самое главное, что вы можете подарить своему ребенку - это ваше внимание. Выслушайте все его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы и помните: то, что кажется вам не очень важны...

Советы учителя родителям первоклассника.

Совет первый. Самое главное, что вы можете подарить своему ребенку - это ваше внимание. Выслушайте все его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы и помните: то, что кажется вам не очень важны...

Ученик-учитель-родитель

Обобщение опыта...

Консультация для учителей, родителей Игры и упражнения для развития слогового анализа

Консультация для учителей, родителейИгры и упражнения для развития слогового анализа...

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ГЛАВНЫЕ УЧИТЕЛЯ - РОДИТЕЛИ»

МОУ ДОД «ЯМАЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»МЫСКАМЕНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ  Составитель: Ермолович Л.Г. ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ГЛАВНЫЕ УЧИТЕЛЯ  - РОДИТЕЛИ»  «Родители, -...

Тренинговые формы работы с родителями как фактор гармонизации отношений учитель- родитель и ребенок-родитель

В данной статье проводится  анализ проведения родительских собраний с применением тренинговой технологии для гармонизации детско- родительских отношений  и учитель- родитель. Расскрыты особе...