Конспект урока по окружающему миру 4 класс по теме "Япония".
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Карловская Вера Павловна

Конспект урока по окружающему миру 4 класс по теме "Япония".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira_4_klass.docx49.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Россия и её соседи: Япония - страна восходящего солнца

Тип:  Изучение нового

Цель: Сформировать представление о географическом положении Японии, природе, быте и культуре японского народа.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать: главные особенности Японии
  • Понимать:  Люди должны сохранять добрые отношения с соседями и помогать друг другу.
  • Применять: уметь выделять главное в тексте, использовать Интернет для поиска нужной информации
  • Анализ: своих знаний
  • Синтез: 
  • Оценка: полученных знаний для применения в дальнейшей жизни

Метапредметные:

1.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  

2. Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

3. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её.

4. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

5.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других.

6.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

7.Читать про себя тексты учебника, понимать прочитанное.

8. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Личностные:

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «родина», «природа», «мир», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

2. Уважение  к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

Межпредметные связи: физкультура, литературное чтение

Ресурсы урока:  Учебник «Окружающий Мир» 4 класс,2 часть, Н. Ф. Виноградова, мультимедиа, таблица "Знаю - хочу узнать - узнал"

Этап урока

Время

  1. Организационное начало

30 сек

  1. Актуализация необходимых знаний

8 мин

  1. Подведение к теме урока

6 мин

  1. Организация познавательной деятельности

9 мин

  1. Физминутка

1 мин

  1. Организация познавательной деятельности (продолжение)

12 мин.

  1. Подведение итогов

6 мин

  1. Запись домашнего задания

2 мин

  1. Организационное окончание

30 сек

Ход урока

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

Организационное начало

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вера Павловна, и сейчас урок окружающего мира. Проверьте, пожалуйста, у вас на партах должны быть: учебник, дневник, пенал и таблица.

Здороваются с учителем

Проверяют готовность к уроку

Актуализация необходимых знаний

А сейчас я предлагаю вам разгадать кроссворд.

Вопросы:

1. Советский космонавт, который был первым человеком, побывавшим в космосе. (Гагарин)

2. Самое большое озеро в Европе. Его площадь достигает 400 кв.м. (Ладожское)

3. Металлический прибор, работающий на угле для кипячения воды. (Самовар)

4. Как мы называем того, кто живет рядом с нами? (сосед)

5. Один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев в Санкт-Петербурге (Эрмитаж)

6.  Предмет, который опускают на дно для удержания на месте судна (якорь)

Кто может прочитать ключевое слово? (Россия)

Ребята, а что вы знаете о России?

(Сколько природных зон России? Назовите их. (7 зон: арктика, тайга, тундра, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики)

Какие древние города России вы знаете? (Ярославль, Казань, Суздаль, Владимир, Псков, Великий Новгород и т.д.)

Какие вы знаете горы, которые находятся в России?  (Эльбрус, Уральские горы, Алтай))

Разгадывают кроссворд

Отвечают на вопросы учителя

Подведение к теме урока

А теперь я хочу вам предложить следующую запись:

жить, соседом, с, водить, хлеб, соль.

Ребята, а что не так с этой записью?

Правильно, здесь перепутаны слова. Вам нужно переставить слова, так чтобы получилась пословица. Прочтите правильный вариант пословицы. (”С соседом жить - хлеб-соль водить”)

Как вы думаете, что означает эта пословица?

И как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (о соседях России)

Люди планеты Земля, независимо от того, какой они национальности и на каком континенте живут, должны сохранять добрые отношения с соседями и помогать друг

другу. И тогда на земном шаре воцарился мир.

Как вы думаете, можно ли свободно общаться со своим соседом по дому, если не знаешь, как его зовут, что он любит, в чем нуждается? Чтобы жить в дружбе с народами других стран - нашими соседями по планете Земля, - нужно знать их.  Итак, сегодня мы поговорим о стране, в названии которой в начале и в конце слова местоимения, а посередине маленькая лошадка. Что это за страна? (Япония).

Организация познавательной деятельности

  У вас на партах лежат листки с таблицей. Напишите в правом верхнем углу свою фамилию. В первом столбике вам нужно написать, что вы уже знаете о Японии. Во втором столбике вам нужно написать, что вы хотите узнать о Японии.

Знает ли кто-нибудь, где расположена Япония?

Давайте посмотрим на карте, где расположена Япония

Откройте учебники на странице 59.

Используя текст, в парах выделите главные особенности Японии.

Итак, какие главные особенности Японии вы выделили?

А теперь достаньте все, пожалуйста, свои телефоны и посмотрите в Интернете есть ли в Японии праздник мальчиков. (5 мая) Праздник мальчиков отмечается в Японии 5 мая и официально называется «Танго-но сэкку» (Праздник первого дня лошади). Это название было выбрано, потому что лошадь символизирует храбрость, смелость, мужество, все те качества, которыми должен обладать юноша, чтобы стать достойным воином. В настоящее время широко распространен обычай вывешивать в Праздник мальчиков развевающиеся на ветру изображения карпов — кои-нобори. Карп считается очень жизнестойкой рыбой, которая может обитать не только в чистой пресной воде, но и в пруду, и в болотистой местности. Легенда гласит, что когда карп поднялся по реке против сильного течения и преодолел водопад, который назывался «драконовым водоворотом», то превратился в дракона и поднялся на небо. Поэтому «кои-нобори» символизирует пожелание мальчикам вырасти в прекрасных мужчин и легко преодолевать все трудности. Длина карпов зависит от возраста детей, самый большой символизирует главу семьи.

Заполняют таблицу

Отвечают на вопросы

Физминутка

А теперь мы немного разомнемся.

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись.

(Повороты туловища в стороны.)

Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два, закружилась голова!

(Вращение головой в стороны.)

Для начала мы с тобой крутим только головой.

(Вращения головой.)

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем!

(Повороты туловища вправо и влево.)

А теперь мы приседаем!

Мы прекрасно понимаем: Нужно ноги укреплять! Раз-два-три-четыре-пять! (Приседания.)

Приседания у нас, приседает целый класс! Раз-два-три-четыре-пять!

Ноги надо нам размять!

(Приседания.)

Напоследок потянулись вверх и в стороны прогнулись.

(Потягивания вверх и в стороны.)

От разминки раскраснелись и за парты снова сели.

(Дети садятся за парты.)

Повторяют движения за учителем

Ребята, а кто знает, как выглядят японские буквы?

У японцев необычная для нас система письма – вместо привычных букв – вот такие вот значки, похожие скорее на узоры, чем на буквы. Эти значки называются иероглифы. Некоторые, как и буквы обозначают только звук или слоги, а некоторые – целые слова!

А какие японские блюда вы знаете?

Самым простым, но при этом питательным блюдом считается простой отварной рис. Важно отметить, что готовят его без добавления каких-либо специй или приправ, недопустимо даже использование соли.

Главным изыском японской кухни являются блюда из сырой рыбы, самые популярные из которых (не только для японцев, но и жителей европейских стран) – это суши.

На обед, как и на ужин, многие японцы любят употреблять в пищу супы, которые обычно готовят на основе водорослей, фасоли или соевых бобов.

А кто-нибудь знает японские традиции?

Вежливость до сих пор в Японии доходит до крайностей. Вместо пожимания рук японцы применяют поклоны, причем поклониться нужно столько раз, сколько это сделали до Вас. Вежливость – отличительная черта японцев, которой они по праву гордятся.

Также часто вводит в заблуждение традиционная улыбчивость японцев, особенно женщин, при любых обстоятельствах - даже отказ или какой-то неприятный момент будет сопровождаться улыбкой, что сбивает с толку многих иностранцев. Также не рекомендуется смотреть японцу прямо в глаза (это воспринимается как агрессия) и активно жестикулировать.

Перед едой принято вытирать лицо и руки специальной горячей салфеткой "осибори". Каждое блюдо подается в специально предназначенной для него посуде и занимает строго определенное место на столе, причем для каждого человека выделяется индивидуальный стол.

Одной из гордостей Японии может по праву считаться и театр Кабуки. Правда на сегодняшний день он более популярен за рубежом, чем в самой Японии. Традиционно все роли здесь исполняют мужчины. Сцены из Кабуки сложно представить на другом языке. Поэтому также имеет место сложность перевода. Как и во всей японской культуре, здесь также присущи чары недосказанности, сцена несет в себе глубокий смысл. который никогда не раскрывается целиком.

Вы, наверное, все знаете такой вид искусства, как оригами? А знаете ли вы как переводится это слово? Слово Оригами происходит от двух слов ори означает "складной", и ками означает "бумага". Оригами пришло в Японию из Китая и поначалу было частью различных церемоний. В настоящее время, оригами – любимое увлечение японцев и очень важная часть культуры, ставшая со временем настоящей визитной карточкой страны.

А знаете ли вы, что такое икебана?

«икэ или икэру» — жизнь, «бана или хана» — цветы, буквально «живые цветы» — традиционное японское искусство аранжировки; создание композиций из срезанных цветов, побегов в специальных сосудах и размещение их в интерьере. В основу икебаны положен принцип изысканной простоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала.

Есть у Японии цветок-символ – сакура. А вы знаете, что это за цветок и как он выглядит? (Японская вишня; маленькие бело-розовые цветы)

Японцы любят сакуру настолько, что посвятили ее прекрасному цветению целый праздник. «Любование цветами» - целое действо, но именно сакуре уделено в нем особое место. В начале марта по телевизору объявляют даты цветения в разных областях страны (В столице страны – Токио – обычно начало апреля) и огромное количество местных жителей и туристов съезжаются посмотреть на необыкновенно красивое явление природы.

А знаете ли вы о том, кто такие Самураи? Слово "Самурай" означает слуга - поначалу это и был вооруженный слуга богатого землевладельца. Со временем в Японии сформировалось сословие воинов. Самурай должен был соблюдать кодекс чести бусидо (путь воина), в котором указывалось, как надлежит себя вести. Главными добродетелями мужество, верность своему господину и готовность к самопожертвованию.  Душой самурая был меч: потерять его значило запятнать свою честь, а для японского воина это было страшнее смерти. Меч ковался из специальной стали около 2-х недель, и клинок получался невероятно острым. Мечи были очень дорогими, некоторые стоили целое состояние. Обычно у самурая было 2 меча - длинный (катана) и короткий (вакидзаси). Многие виды боевых искусств берут свое начало от ближнего боя японских самураев. У них много общего: они должны укреплять дух и тело, а также требуют строгой дисциплины и предельной концентрации.

Дзюдо: борьба, основанная на бросках и подсечках. Самостоятельным видом спорта дзюдо стало в XIX веке.

Кендо: "путь меча". Этот вид восточных единоборств основан на приемах владения самурайским мечом. Используется синай -бамбуковый тренировочный меч.

Кюдо: "путь лука". Древнее боевое искусство стрельбы из лука. Длина традиционного японского лука юми - 2 метра, его делали из дерева и бамбука.

Айкидо: борьба, которая учит защищаться без оружия, а также с помощью палки, меча или деревянного ножа.

Подведение итогов

А теперь возьмите таблицу и заполните последний столбик. Там вы должны написать, что вы узнали сегодня на уроке. Передайте, пожалуйста, заполненные таблицы вперед. Откройте дневник и запишите домашнее задание: Пересказ текста учебника с59-61. Также попробуйте сделать дома поделку в стиле оригами.

Вы сегодня все очень хорошо поработали. Всем спасибо за урок. До свидания!

Заканчивают заполнение таблицы

Записывают домашнее задание

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.

Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"

Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...