Конспект к выступлению на МО
статья

Васильева Юлия Валерьевна

"Плюсы и минусы дискуссии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plyusy_i_minusy_diskussii.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Плюсы и минусы дискуссии*

Плюсы

Минусы

1. Ученик вовлекается в активную познавательную деятельность, учится участвовать в дискуссиях, четко формулировать вопрос, ясно выражать мысли, защищать свое мнение, выслушивать другие точки зрения.
2. В процессе взаимодействия происходит взаимообогащение школьников, так как каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию.
3. Учащиеся учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность.
4. Обсуждение в группе свойственно таким целям, как эволюция мыслей, синтез собственных умозаключений. Думая вместе, оспаривая мнение друг друга, ученики добираются до истинного содержания обсуждаемых вопросов. Особенно важна дискуссия тогда, когда обсуждаются сложные концепции, противоречащие повседневному восприятию.

1. Ход дискуссии трудно прогнозировать, легко можно перейти в "к обмену глупостями". Необходима хорошая заблаговременная подготовка школьников, чтобы у них был определенный запас знаний для живого делового диалога.
2. Некоторые ученики трудно вовлекаются в дискуссию и начинают нервничать. Для них такие занятия малополезны.
3. Несколько учеников могут завладеть дискуссией, а остальные в этом случае будут молчать.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

На мой взгляд - метод проектов - это очень интересная работа. У нее много плюсов.

1.Развитие творческого мышления, умения добывать информацию, самостоятельно отбирать и накапливать материал, т.е. приобретаются навыки самообразования и самоконтроля. На уроках математики и окружающего мира учащиеся начальных классов познакомились с понятием времени и единицами его измерения. И у них возникла идея познакомиться с историей создания часов. Ребятами было подготовлено множество интересных фактов, которые составили первый раздел нашего проекта «Из истории часов».

 При подборе материалов, учащиеся использовали различные источники информации, работали со справочниками, художественной литературой, учебниками. Активно использовали ресурсы интернета. В классах прошли серии классных часов по  профориентации на тему «Путешествие по часовым башням на вокзалах». Были организованы выставки рисунков, викторин, кроссвордов  и лучших сообщений.

2.Моделируется реальная технологическая цепочка, состоящая из 5 «П»: Проблема – проектирование – поиск – продукт – презентация. После классных часов учащиеся много обсуждали эти темы и задумались: для чего им эта информация? Как ее применить на практике? Так возник макет межгалактического вокзала будущего. На этом этапе работы ребята стали юными архитекторами, их очень интересовал вопрос: какое оно будущее? Свои идеи изобразили на бумаге. Лучшие работы стали прототипом макета. Он выполнен из бросового материала, старые ненужные вещи приобрели вторую жизнь.

3. Плюс проектной работы – навыки групповой деятельности, т.е. в ходе работы над проектом ребятам приходилось устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом), адекватно оценивать себя и других.

4.Еще одним плюсом метода проектов является интерес к познавательной деятельности. Метод проектов позволяет соединять знания из разных областей и применять их на практике. Это одна из технологий воспитания мотивированных детей. А так же интересная работа не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.

Эта работа оказывает огромное влияние как на отдельного школьника в плане развития его самостоятельности, так и на коллектив в целом, поскольку достижение единой цели очень сплачивает детей. Кроме того, добывание информации самостоятельно позволяет усвоить её гораздо прочнее, чем получение в "разжеванном" виде. Но, самое главное, метод проектов учит детей организовывать деятельность и учит размышлять. А это важнейшие умения, которые будут способствовать будущей успешной взрослой жизни.

Но есть и минусы.

Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности младших школьников. То, что ребята старшего звена сделают с легкостью, у начальных классов вызовет затруднения, поэтому проект в начальных классах - это огромная работа руководителя, требующая нестандартных методов. Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом.

Однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывать, если этот возраст рассматривать как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается связь между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и большей  части школьников не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

Еще одним из минусов является то, что в начальных классах учащиеся только-только приступают к поисково-исследовательской работе. Это связано с тем, что они еще не умеют работать с литературой, выделять главное и делать обобщения. И все-таки желающих принять участие в нашем проекте было намного больше, чем позволял регламент. Нам пришлось выбрать самых активных, самых ответственных и самых организованных.

Свое выступление я хочу закончить  пословицей, ясно выражающей сущность проектного метода обучения: «Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, сделай вместе со мной - и я научусь».

Ролевая игра, симуляция

1. Очень эффективно включает в работу участников занятий

1. Могут вызвать конфликтные ситуации в группе

2. Дают возможность развить умения, отработать практические навыки

2. Ведущий занятия должен следить за всем, что делается и в случае необходимости реагировать

3. Позволяют «побыть в ситуации», что способствует пониманию проблемы

3. Инструкции должны быть написаны чётко, простым языком, чтобы их легко могли понять участники

4. Развивают навыки коллективной работы

4. Требуют подготовки помещения

5. Способствует формированию культуры

5. Возможен хаос

6. Дают возможность понаблюдать за типичными реакциями людей

6. Может помешать некомпетентность для заданной роли

В целом метод беседы имеет следующее преимущество:

· активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся;

· развивает их память и речь;

· делает открытыми знания учащихся;

· имеет большую воспитательную силу;

· является хорошим диагностическим средством.

Недостатки метода беседы:

· требует много времени;

· содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);

· необходим запас знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс

Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...

"Дневной дозор" конспект выступления агитбригады по правилам дорожного движения

       Проведя аналогию с одноименным фильмом и сравнивая "темные силы" с нарушителями дорожного движения, а "светлые силы" с работниками ГАИ, я показала, как необходимы дет...

Конспект выступления на МО "Формирование орфографической зоркости"

Статья обощает опыт работы учителя начальных классов по теме "Формирование орфографической зоркости"...

КОНСПЕКТ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ЗАСЕДАНИИ ШМО Тема: Методика обучения русскому языку в ОС «Школа 2100»

Подготовила: Титова Елена Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № : с уиоп, Г.О.Подольск, мкр.Климовск...

Конспект выступления на ШМО Методы педагогической диагностики в соответствии с новым ФГОС

Тема: Методы педагогической диагностики в соответствии с новым ФГОС.  Подготовила: Титова Елена Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 6 с уиоп Г.о.Подольск, мкр.Климовск...

Конспект выступления на ШМО Технология обучению чтению с применением рабочей тетради по литературному чтению в рамках УМК ОС Школа 2100

Тема: Технология обучению чтению с применением рабочей тетради по литературному чтению в рамках УМК «ОС Школа 2100».   Подготовила: Титова Елена Николаевна, учитель начальных классов МБ...

Конспект выступления на ШМО Формирование основных компонентов учебной деятельности младших школьников в процессе использования УМК ОС Школа 2100

Тема: Формирование  основных  компонентов учебной деятельности младших  школьников  в процессе использования УМК «ОС Школа 2100». Подготовила: Титова Елена Николаевна, учитель...