Технологические карты уроков
план-конспект урока (1, 2, 3, 4 класс)

Ярославцева Наталья Александровна

Технологические карты уроков 1 и 2 класс УМК "Школа России" по ФГОС НОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnol.karty_2_kl.okr_.mir_.rar654.78 КБ
Package icon tehn.karty_chtenie_1kl.zip463.35 КБ

Предварительный просмотр:

Фамилия, имя _____________________________________

Входной тест по  окружающему  миру  во  2  классе

1.   Найди группу, в которой указаны правильные признаки живых существ:

                                    А) Дышат, питаются, растут;

                                    Б) Растут, разговаривают, умирают;

                                    В) Дышат, растут, общаются.

2. С какого дерева эти шишки?

3.   Сколько ног у насекомых?  А) 4 ноги;

                                                           Б) 6 ног;

                                                           В) 8 ног.

4.   Чем рыбы отличаются от других животных?   А) хорошо плавают;

                                                                                           Б) у них есть чешуя;

                                                                                           В) могут дышать под водой.

5.  Чем звери отличаются от других животных?    А) Они большие;

                                                                                          Б) Тело покрыто шерстью;

                                                                                          В) Они хорошо умеют бегать.

6.  Какую форму имеет планета  Земля?   А) Шар;              Б) Круг;        В) Овал.

                                                       

7.  Каким цветом на глобусе и картах изображают леса?

А) Коричневым;

Б) Жёлтым;

В) Зелёным

8.  Каким цветом на глобусе и картах изображают океаны, моря и реки?

                                                           А) Зелёным;

                                                           Б) Жёлтым;

                                                           В) Синим.

9.  В какое время года птицы улетают в тёплые края?

                                                           А) Весной;

                                                           Б) Зимой;

                                                           В) Осенью.

10.  Что относится к символам государства

  1. Назови первый месяц осени.

              А) сентябрь

              Б) октябрь

              В) ноябрь

  1. Это явление природы бывает весной.

              А) листопад

              Б) ледоход

  1. Какой орган чувств помогает человеку видеть.

              А) язык

              Б) глаза

              В) кожа

  1. Назовите хвойные деревья.

             А) сосна, ель, лиственница

             Б) берёза, осина, дуб

             В) ольха, ива

  1.    15.  Напиши зимние месяцы: __________________________________________________________________________________

  1. Какой день недели пятый по счёту? _______________________________________________

17. Лето приходит после…       а) зимы;           б) весны;         в) осени.

  1. Какой месяц в году последний? Подчеркни.

Ноябрь, декабрь, апрель, январь.

  1. Запиши цифрами порядок следования цветов радуги.

голубой;   фиолетовый;   красный;   синий;    зелёный;     жёлтый,  оранжевый.                                                



Предварительный просмотр:

УМК «Школа России». 

«Литературное чтение» авт. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина

1 класс

Технологическая карта № 1

Тема

Жили-были буквы (7 часов)

Цель изучения темы 

Обобщить знания учеников о звуках и буквах, полученных на уроках обучения грамоте;                                                                          

Учить слушать и понимать литературный текст в исполнении учителя, или  одноклассников, или мастеров художественного слова (аудиоприложение); формировать эстетические чувства, воздействуя на эмоции детей в процессе восприятия художественного произведения;

Организовать начало знакомства с литературоведческими терминами (рифма, диалог и др.);

Формировать умение  работать индивидуально, в парах, в группах, в том числе с помощью готового или коллективно составленного плана;  

Формировать читательский вкус, умение  ориентироваться в книге для  чтения и самостоятельно выбирать книги  для домашнего чтения с помощью рубрики  «Твоя библиотека»

Термины и понятия

Обложка, название книги, раздел, рубрика, шмуцтитул, условные обозначения, словарь, диалог, рифма,  пословица, сказка, стихотворение,  тема, заголовок, характер героя, главная мысль, модель, моделирование, чтение по ролям, план рассказа

Информационно-образовательная среда

                                    Ресурсы

1. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова  и др. Литературное чтение. 1кл., ч. 1.  Учебник для общеобразовательных учреждений.                                                                        

2. М.В. Бойкина, Л.А.Виноградская. Литературное чтение.  Рабочая тетрадь. 1 класс.  

3. Аудиоприложение на электронном носителе (МР3)

4.Толковый словарь (любое издание)                                                                                                5. Рабочие презентации учителя (по усмотрению и с

    учетом потребности)

6. Рабочие программы

7. Н.А. Стефаненко. Методические рекомендации. 1 класс.

8. Диагностическое пособие для учащихся    «Учусь учиться.  Мои успехи в 1 классе. Литературное чтение»

9.Диагностическое пособие для учителя  «Диагностика достижений. Литературное чтение. 1 класс»

10.Цветные стикеры  для самооценки результатов деятельности

  Межпредметные связи с другими предметами

  1. Обучение грамоте (звуки и буквы, артикуляция  звуков, выделение первого звука в слове, конструирование букв по их элементам, буквы согласных и гласных звуков, слог, способ чтения двухбуквенных и трехбуквенных слогов, слово, предложение, текст)  
  2. Окружающий мир (животный мир, растительный мир).

3.   Математика (письменная нумерация в пределах 10, 20, 100).  

4.  Русский язык (алфавит, предложение, предложения

по  цели высказывания и эмоциональной окраске,

конструирование простых предложений и небольших текстов на определённую тему или по рисунку, небуквенные графические средства при записи предложений)

5. ИЗО (сопоставление текстов с иллюстрацией, составление текстов по иллюстрациям). 


  1. Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научатся:                                                              

  • читать слова, верно выделяя ударный слог;
  • отличать  сказку от произведений других жанров, дифференцировать народную и авторскую сказку на основе сравнения начала и конца сказки;
  • узнавать среди текстов  различных жанров и сочинять собственные небылицы;
  • различать научно-познавательный (учебный) и художественный текст,  работать с  ними с помощью «Рабочей тетради»;
  • уместно использовать понятия  «слово», «предложение», «текст»;                                                                                        читать плавно по слогам;
  • овладевать способом чтения  целым словом в рамках оперативного поля зрения первоклассника  с постепенным увеличением скорости на основе специальных упражнений;
  • участвовать в коллективных беседах по прочитанному;                                                     отличать прозаический текст от поэтического;                                   знать жанровые особенности сказки, стихотворения и уметь различать эти жанры;
  • понимать смысл термина  «рифма», отыскивать и подбирать рифмы;
  • формировать интерес к чтению как средству получения информации и удовлетворения эстетических запросов;
  • использовать ознакомительное и смысловое чтение в процессе работы над произведением;                                                                                 читать   с использованием отдельных средств  выразительности (громкость, паузы, интонация конца предложения);      
  • составлять небольшие высказывания на тему прочитанного или прослушанного произведения.

Получат возможность научиться:        

  • приему чтения целыми словами с опорой на гласные; при помощи чтения  передавать настроение автора; ориентироваться в учебнике, его элементах, опираться на них при  выборе книги;
  • осмыслять нравственное содержание пословиц, соотносить их смысл с изучаемым  произведением;
  • использовать знания о рифме, особенностях жанров в своей литературно-творческой деятельности;
  • построению монологического высказывания о героях и их поступках;
  • находить нужную информацию в  книге для чтения, у взрослых, иногда – в Толковом словаре;
  • формировать эстетический вкус в процессе общения с литературным произведением.

1.Регулятивные

  • осознавать цели изучения  раздела с помощью шмуцтитула;
  • осознавать, формулировать и удерживать  учебную задачу в процессе коллективной работы;
  • осуществлять взаимоконтроль  и  самоконтроль в индивидуальной работе, работе в парах и группах;
  • уметь договариваться в паре, группе  в ходе работы над текстом;
  • учиться оценивать свои достижения в читательской деятельности;
  • учиться корректировать, вносить изменения, дополнения по результатам оценки своей деятельности;
  • оценивать поступок героя;
  • коллективно, под руководством учителя планировать свои действия в процессе работы над текстом на отдельных этапах урока;
  • воспроизводить содержание произведения  по серии сюжетных картин, по плану;
  • ориентироваться в учебнике и рабочей тетради;
  • овладевать алгоритмом учебных действий в чтении целым словом в рамках оперативного поля чтения;

2.Познавательные

  • осознавать  роль чтения.
  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике;
  • пользоваться  приемами анализа и синтеза  при чтении слов и предложений;
  • восстанавливать  предложение, текст на основе анализа речевой ситуации;
  • сравнивать и сопоставлять между собой произведения разных авторов на одну тему;
  • сопоставлять эпизоды из произведения с иллюстрацией;                                                                            
  • строить рассуждение по теме урока под руководством учителя (2-4 предложения);
  • уметь воспринимать  на слух  художественное произведение;
  • включать произвольное внимание в процессе чтения и обсуждения литературного произведения;
  • овладевать способами классификации (группировки) в работе по осознанию прочитанного;
  • уметь работать с текстами разных жанров;
  • выбор способов и форм для выполнения проектных и творческих работ с помощью взрослых.

3.Коммуникативные

  • уметь воспринимать  на слух  художественное произведение;
  • включаться в диалог с участниками образовательного процесса;
  • строить связное высказывание  из 3-4 предложений по теме на основе готового плана;
  • уметь отвечать на вопросы, используя способ замены в предложении вопросительного слова  смысловым;
  • уметь формулировать  вопросы  по прочитанному предложению, используя способ замены каждого смыслового слова вопросительным.

  • овладевать начальными навыками адаптации  к школе, к школьному коллективу;
  • проявлять положительное отношение к предмету «Литературное чтение», живой интерес к урокам чтения, желание активно действовать  на уроке – читать, отвечать на вопросы учителя/учебника, рабочей тетради, выполнять  совместные (с учителем, с родителями, с одноклассниками) проектную и творческие работы;
  • проявлять стремление  понимать красоту поэтического  слова в качестве  эталона для  употребления  в своей речи;
  • приобретать начальные навыки адаптации к изменениям в жизни с помощью чтения;
  • осознавать свой социальный статус  ученика  с необходимыми качествами ответственности, аккуратности, исполнительности, организованности, самостоятельности, желания учиться и др.;
  • бережно относиться к учебнику и тетради «Литературное чтение»;
  • соблюдать корректность  и бесконфликтность  работы в паре, группе;
  • оценивать   поступок героя, используя доступные оценочные суждения типа «хорошо/плохо»;
  • пользоваться  цветными стикерами  как простейшей  формой самооценки на основе рефлексии;
  • познакомиться со способами проявления адекватных  эмоций и своего отношения к персонажам, в целом к произведению;
  • проявлять творческие способности в процессе чтения по ролям,  в инсценировании, при выполнении проектов и проектных заданий;
  • понимать читаемое,  интерпретировать смысл читаемого на уровне своего понимания;
  • понимать  смысл терминов «модель, моделирование, проект»;
  • знать и называть морально-нравственные  ценности;
  • знать и соблюдать требования санитарно-гигиенических норм чтения.                                                                                                                                            

Условные обозначения

                        У- учебник                                                                   РТ – рабочая тетрадь

  1. Этапы изучения темы (1+7 часов)

Тематическое планирование раздела и ресурсы

Содержание

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

Достижения учащихся

Диагностика достижений

Вводное занятие

Обращение авторов «Дорогой первоклассник!»

 С.3-4 (У)

Входная диагностика «Хорошо того учить, кто хочет все знать»

С.3-5 (РТ)

Фронтальная работа

  • Знакомство  с учебником «Литературное чтение», его назначением, обращая внимание на:

-систему условных обозначе-ний,

-элементы  учебника

(оглавление,титульный  лист,    аннотация,расположение уче-бного материала, иллюст-

рации,словарь)

  • Шмуцтитул раздела, его содержание,
  • Вступительная статья  авто-ров на с. 4. С помощью комбинированного чтения: за авторов читает учитель, за учеников – хорошо читаю-щий ученик.
  • Рубрика «Твоя библиотека»,  формулирование учебной задачи изучения  раздела
  • План рассказа

Индивидуальная  работа

  • Входная диагностическая работа  в рабочей тетради
  •  Пословицы 

1

  • рассматривание учебника, его элементов - обложки, форзаца, титульного  листа, шмуцтитула, нумерации страниц, условных обозначений, оглавления, словаря;
  • работа с оглавлением: определение количества разделов, знакомство с названиями, упражнения в их поиске с помощью указанных в оглавлении номеров страниц,  нахождение первого раздела;
  • работа со шмуцтитулом: чтение названия, прогнозирование целей и задач изучения раздела, определение количества шмуцтитулов с помощью оглавления, представленного  в конце книги,  сравнение двух шмуцтитулов и на основе выявленных отличий определение  необходимости   и  роли этой страницы
  • слушание и чтение вступительной статьи авторов (приемы: хоровое чтение, чтение цепочкой, комбинированное чтение, участие в беседе)  сопоставление результатов прогнозирования и фактического содержания раздела
  • работа с выставкой книг сравнение, рассказы  о  книге  с  выставки  в соответствии  с  коллективно составленным планом.
  • научились ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию с помощью оглавления;
  • знают  назначение услов-ных обозначений,  самосто-ятельно определяют орга-низационные формы обще-ния и виды деятельности на уроке при работе с текстом
  • умеют устно формули-ровать собственное  мнение  и  позицию  о содержании и форме литературного произведения по содер-жанию шмуцтитула, иллюстрациям о приобрете-нии обязательных и возможных знаний;
  • готовы  слушать собеседника;
  • умеют читать плавно по слогам;
  • могут ориентироваться в тематике, изученных жанрах, содержании книг, умеют оформить выставку книг по этим признакам;  
  • умеют  сравнивать книги по заголовку, оглавлению, иллюстрациям и т.д., представлять книгу в  виде небольшого рассказа на основе готового плана;
  • умеют осуществлять выбор книги по заданному параметру.
  • выявление уровня усвоения способов безошибочного чтения  в процессе наблюдения и опроса;  
  • умение работать с книгой и рабочей тетрадью во время фронтальной и индивидуальной работы;
  • выявление уровня усвоения учебного материала, в том числе: навыка чтения с целью последующей коррекции на основе результатов выполнения входной  диагностической работы в РТ;
  • рассказывание по плану в парах или группах
  • оформление выставки  книг

         Урок№ 1                                      В.Данько.Загадочные буквы.                                                 С.5-8 (У)                                С.16-17 (РТ)

Фронтальная работа: У

  • Коллективное обсуждение темы и задач урока, прогнозирование результата.
  • Повторение: ориентирование в книге (раздел, рубрика, шмуцтитул, словарь).

Индивидуальная  работа РТ

  • Способы объяснения непонятных слов.

Фронтальная работа: У

  • Выделение первого звука по принципу «Азбуки в картин-ках». Названия букв русского алфавита.
  • Чтение по строчкам, дополне-ние до предложения.
  • Анализ: прием «Партитура чувств»-определение характера  стихотворения, чувств в каждой строке, выбор средств выразительности.
  • Выразительное чтение  стихотворения по предложениям/ целиком.

Индивидуальная  работа: РТ

  • Творческая работа в парах с «загадочными» буквами

1

  • коллективное обсуждение темы и задач урока, прогнозирование результата;
  • ориентирование в учебнике по заданию учителя;
  • рассматривание иллюстраций на с.5;
  • «открытие» способа нахождения спрятавшихся букв по принципу «Азбуки в картинках» с помощью 1 и 4  строк;
  • применение способа для восстановления предложений и стихотворения в целом;
  • определение характера стихотворения;
  • определение настроения автора в каждой строке с помощью образа персонажа с иллюстрации;
  • упражнения в выразительном чтении

  • умеют находить в  книге заданные элементы;
  • умеют коллективно под руководством учителя формулировать  тему и задачи  урока;
  • могут  группировать сло-ва-синонимы;
  • умеют слушать художест-венное произведение, определять настроение и характер  и адекватно реа-гировать на услышанное;
  • умеют под руководством учителя применять способ действия по определению отсутствующих букв;
  • знают названия букв рус-ского алфавита;
  • умеют читать выразитель-но после предварительной подготовки.

  • умение группировать слова-синонимы по результатам выполнения в РТ задания№1 на с.16 с помощью цветных стикеров;
  • ассоциативное мы-шление по результатам выполнения задания в РТ на с.16-17;
  • усвоение способа действия по вос-становлению сти-хотворения в процессе проговаривания и практического примене-ния.

   Урок№2                                          И.Токмакова. Ася, Кляксич и буква «А».                 Рубрика «Разноцветные страницы».                     С. 9-10, 24 (У)                           С.17-19 (РТ)

Урок№3                                                            Рубрика «Разноцветные страницы»                                                                     С.Черный.Живая азбука                                                  Ф.Кривин.Почему «А» поется, а «Б»нет                             С. 11-13,25 (У)                      С.19-21 (РТ)

(На этом уроке и далее возможен выбор произведения  для чтения на уроке из числа рекомендованных  календарно-тематическим планированием  с учетом особенностей  класса, уровня компетентности и читательского вкуса учителя)

Урок № 4                  Г. Сапгир. Про медведя.            Проект «Создаем музей «Город букв».                             С.21 (У)

     

   Урок № 5                                       М.  Бородицкая. Разговор с пчелой

 И. Гамазкова. Кто как кричит?                             С.16-17 (У)

С.22-23 (РТ)

     

   

Урок №  6                                 Рассказы и стихи о буквах

С.18-21, 24-25(У)             С.23-26 (РТ)

           

Урок № 7                                    Завершение проекта «Создаем музей «Город букв». Обобщение и проверка знаний  по теме                                С.26-27(У)                    С.26-29 (РТ)

Фронтальная работа: У

  • Рубрика «Разноцветные страницы»: совершенство-вание навыка чтения, рефлексия.

Индивидуальная  работа

  • самооценка
  • упражнения на расширение поля чтения, с.17

Фронтальная работа:У

  • Чтение отрывка из сказки И.Токмаковой «Ася, Кляксич и буква «А» учителем;
  • Проблемный анализ;
  • Усвоение учащимися различных приемов в процессе повторного чтения сказки  

Выборочное чтение: У.10,3 Индивидуальная  работа

  • Творческая работа:      

с.18-19 (РТ)

                                     

Фронтальная работа

  • Рубрика «Разноцветные страницы»: совершенствование дикции в процессе чтения стихотворения Лунина, продолжение работы по формированию грамотности и выразительности (в парах), взаимоконтроль и взаимооценка с использованием стикеров;
  • Стихотворение С.Черного «Живая азбука» (У,с.11):

Фронтальная работа:

  • прогнозирование содержания по заголовку,
  • выразительное чтение учителем,
  • определение настроения произведения,
  • словарная работа,  
  • подготовка к выразительному чтению,
  • хоровое выразительное чтение,
  • чтение хорошо читающими учащимися цепочкой.

Индивидуальная работа: выполнение задания 4, У,с.11, РТ на с.20

Фронтальная работа: У

Рассказ Ф.Кривина:

  • хоровое чтение под счет учителя,
  • стилистический анализ:  определение характера и жанра произведения,
  •  знакомство со способом нахождения в тексте прямой речи,
  • выразительное чтение прямой речи,
  • выборочное чтение: знакомство со способом запоминания названий  лингвистических терминов

Фронтальная работа

  • Рубрика «Разноцветные страницы»: беглость, грамотность, передача юмористического характера средствами художественной  выразительности;

Фронтальная работа

  • Прогнозирование, формулирование задач урока с помощью шмуцтитула
  • Выразительное чтение учителем: Г.Сапгир. Про медведя.
  • Проблемный анализ: Как повлияло письмо на Мишку? Почему общение не состоялось? Получит ли автор письмо от медведя? Почему? Для чего надо знать буквы? Почему стихотворение так называется? Ваше отношение к Медведю?
  • Партитура чувств: Как передать чувства Мишки? Какие слова–подсказки дает автор? Как это прочитать?

Индивидуальная работа:

Подготовка к выразительному чтению (РТ, с.21) Фронтальная работа

  • Упражнения в выразительном чтении;
  • Работа с пословицами
  • Запуск проекта-У,с.28:

Что такое «проект»? (по Толковому словарю), тема проекта, план, возможности и особенности  реализации, обсуждение организации решения конкретной проблемы в каждой группе

Фронтальная работа

  • Прогнозирование, формулирование задач урока с помощью шмуцтитула
  • Стихотворение М. Бородицкой:

выразительное чтение учителем в диалоге с учеником, проблемный анализ: настроение от услышанного содержания, причины этого настроения, «открытие»   закономерностей  в природе, отношение к пчеле, прием аллитерации, выделение и чтение в тексте слов со звуком [ж], чтение по ролям с предварительной подготовкой в парах, взаимооценка

Меня увидела пчела

-Как ты могла?! - я закричал

Сравнение этого варианта с исходным. Поиск созвучий Понятие «рифма».

  • Стихотворение И. Гамазковой:

прогнозирование по заголовку, формулирование ответа на заголовок-вопрос с помощью иллюстраций,                           дополнение недостающей рифмы,                                              Индивидуальная работа:

выбор варианта для  характеристики стихотворения:

   быль, сказка, небылица, загадка

 

Фронтальная работа

  • Прогнозирование, формулирование задач урока с помощью просмотра  произведения для чтения на уроке;
  • С.Маршак «Автобус номер двадцать шесть»: чтение строфами, определение преобладающих  интонаций в стихотворении, доказательства абсурдности описанной ситуации, выяснения целесообразности создания такого стихотворения, формулировка вывода о том, как  следовало бы исправить подобную ситуацию; воспитание культуры поведения в общественном транспорте;  организация наблюдения за первыми буквами в каждой строке, выделенными красным цветом;
  • Работа с рубрикой «Твоя библиотека», с выставкой книг: рассказ о прочитанной книге по готовому плану;
  • Рубрика «Из старинных книг»: выявление смысла названия, определение жанров произведений, помещенных в этой рубрике, чтение мудрых мыслей, объяснение смысла;

Индивидуальная работа: РТ,                       с.23-24  

 

  • Формулировка задач урока;
  • Фронтальная работа

Завершение проекта «Создаем музей «Город букв»;

  • Индивидуальная работа: с.28,:
  • Работа с рубрикой «Проверим себя»;
  • Чтение учителем рассказа В.Осеевой «Вырванный лист» РТ, с.28-29, в качестве  поощрения за добросовестное выполнение предыдущей работы;
  • Индивидуальная работа: с.28,:

Составление рассказа по    рисунку на выбор;                    

  • Подведение итогов урока, рефлексия

 1

  • упражнения в беглом, безошибочном, выразительном, осмысленном чтении отдельных слов и стихотворения с помощью различных приемов; конкурсное чтение;
  • сопоставление своих достижений с целевыми установками шмуцтитула;
  • коллективное обсуждение темы и задач урока, прогнозирование результата;
  •  восприятие  на слух чтения  учителем;
  • поиск  в тексте  непонятных слов и способы  их толкования (У: с.10-1; РТ: с.18-1)
  • принимают участие в обсуждении проблем героини рассказа;
  • читают с применением различных приемов (хоровое - под счет, «роботом», речитативом, в разном темпе и др.; индивидуальное-цепочкой, под счет, с регулировкой дыхания и др.)
  • поиск  в тексте  сказки ответов на вопросы;
  • создание собственного текста о добром Кляксиче
  • упражнения в беглом, безошибочном, выразительном, с четким произношением  чтении отдельных слов, строк и стихотворного текста с помощью различных приемов;
  • коллективное обсуждение темы и задач урока, прогнозирование результата,

высказывание предположений о содержании стихотворения;

  • сопоставление предположения и фактического содержания;
  • поиск  в тексте  непонятных слов и их толкование (У: с.,11);
  • упражнения в чтении целым словом под управлением учителя, чтение с регулированием дыхания для соблюдения пауз, чтение с распеванием первого слога,
  • определение характера произведения и жанра, выбор средств выразительности для  передачи жанровых особенностей, настроения;
  • сочинение своей  невероятной истории о букве/звуках по плану;
  • поиск и зачитывание предложений, объясняющих названия терминов «гласные/согласные», выделение пары созвучных слов, установление ассоциации по звучанию  

  • чтение под управлением учителя;
  • участие в обсуждении по определению  характера произведения, игровая ситуация «Кто веселее всех сможет прочитать строку?»;
  • коллективное обсуждение темы и задач урока под рук. учителя, удержание учебной задачи;
  • слушание с закрытыми книгами;
  • принимают участие в обсуждении проблемы, высказывают свою точку зрения;
  • высказывают свои версии о названии произведения,                       определяют главную мысль; соотносят главную мысль с содержанием произведения;
  • отыскивают слова-подсказки автора, отбирают средства художественной выразительности для характеристики персонажа;
  • выполняют пометы по заданиям  РТ самостоятельно;
  • конкурсное исполнение «Кто лучше передаст чувства героя?»;
  • анализируют значение, выбирают наиболее подходящую для произведения пословицу, решают проблему: «А могут ли не подходить данные пословицы?»;
  • принимают активное участие в обсуждении, делятся на группы, выбирают командиров, определяются с индивидуальным вкладом.

  • коллективное обсуждение темы и задач урока под руководством учителя, удержание учебной задачи;
  • определяют свое отношение  к услышанному;
  • получают представление о нравственных отношениях человека и природы ценности;
  • читают выразительно  с соблюдением знаков препинания, целым словом после предварительной подготовки;
  • соблюдают при чтении особенности  приёма звукописи (аллитерации);
  •  находят в стихах слова с созвучным окончанием;
  • запоминают новый термин,

    высказывают свои предположения  о содержании текста;

  • сравнивают;
  • называют персонажей стихотворения,  имитируют,  кто какие звуки издает;
  • дополняют стихотворение на основе рифмы

 

  • выбирают для знакомства со стихотворением просмотровое чтение;
  • определяют характер интонации в каждой строфе
  • осуществляют контроль своего чтения;
  • формулируют ответы на вопросы;
  • передают характеры героев с помощью жестов, мимики;
  • общаются с собой - определяют влияние стихотворения на свое настроение;
  • дают оценку уровня культуры поведения, представленной  в аллегорической форме, через образы животных;
  • находят закономерность последовательности красных букв с помощью задания №1 с.21 в учебнике;

  • участвуют в формулировке задач урока;
  • представляют результаты проекта каждой группой учащихся - художественный образ буквы  в  виде экскурсии: одна группа «ведет» экскурсию, остальные  рассматривают и слушают комментарии;
  • оценивают;
  • выполняют, проверяют себя и оценивают свои достижения;
  • слушают с установкой об участии в беседе (по данным после текста  вопросам);
  • рассказывают друг другу в парах;
  • оценивают результаты: что особенно запомнилось, понравилось
  • диалог: понимают и принимают рекомендации учителя, умеют отвечать на вопросы
  • умеют принимать и держать учебную задачу урока с помощью учителя;
  • умеют осуществлять выбор из предложенных вариантов;
  • умеют переключать и концентрировать внимание  на уроке под руководством учителя;
  • умеют непроизвольно воспринимать сказку и юмористическое стихотворение на слух;
  • умеют читать плавно по слогам и целым словом в границах оперативного поля зрения слова несложной конструкции (3-4 буквы).

  • научились правильному произношению [ш],умеют   читать стихотворение с четкой дикцией, в быстром темпе  
  • умеют формулировать тему и задачи урока с помощью шмуцтитула  умеют формулировать и озвучивать гипотезы
  • могут дифференцировать слова, понятные или непонятные по смыслу
  • умеют определять настроение, передаваемое автором в произведении;
  • умеют правильно озвучивать буквы, обозначающие согласные звуки;
  • умеют распевать гласные
  • умеют читать под счет, регулировать дыхание;
  • умеют организовать самостоятельную работу в тетради
  • умеют следить по тексту за читающим в ходе индивидуального чтения
  • умеют планировать по аналогии свою деятельность;
  • умеют работать в паре;
  • освоили способ выделения прямой речи по тире в начале строки;
  • усвоили способ запоминания  «установление ассоциаций»  для безошибочного называния терминов

  • умеют передавать характер стихотворения с помощью интонирования, темпа;
  • проявляют интерес, принимают активное участие;
  • умеют дублировать задачу, обозначенную в шмуцтитуле;
  • принимают задание педагога по слушанию с включением представлений и образного восприятие;
  • не боятся высказывать свою версию;
  • умеют формулировать и аргументировать свою версию;
  • умеют ориентироваться в тексте, отбирать средства художественной выразительности с опорой на свой опыт общения;
  • умеют организовывать себя в выполнении задания  письменно;
  • умеют соотносить идею произведения со смыслом пословицы;

 

  • умеют читать незнакомый текст плавно смешанным способом «Слог + слово»
  • проявляют сочувствие к несправедливо обиженному;
  • умеют читать выразительно, по ролям после подготовки;
  • умеют проявлять положительное отношение к тексту;
  • активно применяют новый термин;
  • умеют передавать чувство юмора - после предварительной подготовки;
  • умеют делать выбор на основе знания жанров;

  • умеют в течение небольшого временного промежутка читать текст молча;
  • владеют способом формулирования ответа точно по вопросу;
  • на основании умения  анализировать языковую ситуацию определяют, что красные буквы стоят в алфавитной последовательности, т.е., умеют применять знания, полученные на уроках русского языка;
  • умеют читать, плавно соединяя слоги в слова;
  • умеют после специально организованной подготовки при повторном чтении передавать   характер героя;                                                                                        
  • имеют представление о способе чтения целыми словами из 3-4 букв (в рамках оперативного поля зрения детей данного возраста), основанном на координированном взаимодействии зрительного анализатора  и дыхания;
  • умеют применять способ чтения под руководством учителя.

  • формулируют учебную задачу урока с помощью учителя;
  • контролируют свои умения в соответствии с целями;
  • осуществляют выбор из данных вариантов;
  • умеют работать в парах, договариваться о распределении видов деятельности для выполнения задания;
  • справляются с решением коммуникативных задач;
  • знают авторов произведений раздела;
  • знают все буквы и звуки русского алфавита, умеют их классифицировать;
  • владеют приемами создания своего художественного образа буквы;
  • осознают смысл процесса чтения для себя;
  • читают плавно, грамотно, понимают читаемое;
  • проявляют инициативу;
  • соблюдают интонацию при выразительном чтении подготовленных произведений;

  • адекватная самооценка: цветные стикеры;
  • произвольное внимание в процессе чтения цепочкой, чтения под счет;  
  • уровень осознанности чтения в ходе выборочного чтения;
  • координация дыхания и зрительного анализатора по результатам индивидуального опроса;
  • умение формулировать ответ на вопрос в ходе обсуждения;
  • уровень творческого воображения по следам анализа детских рассказов о Кляксиче.

 

  • Чистота дикции – в ходе  индивидуального опроса
  • грамотность чтения - чтение цепочкой;
  • мыслительная операция сравнения: выполнение заданий в рабочей тетради, с.24-25;
  • коммуникационные навыки работы в паре – наблюдение  и анализ качества выполненной работы;
  • осознанность чтения - практическая работа в рабочей тетради, систематические наблюдения на уроках;
  • интерес к чтению, желание читать – наблюдение: концентрация внимания, ответственность, готовность к процессу, дисциплина

  • конкурсное интонированное  чтение подготовленного текста на материале рубрики «Разноцветные страницы»;
  • систематические ежедневные наблюдения с фиксацией на специальных листах                                    (см. Приложение4) и без фиксации;
  • выбор средств художественной выразительности с последующим выделением их с помощью помет на кальке в учебнике или в РТ - индивидуальный опрос или проверка помет на кальке
  • индивидуальный опрос;

  • индивидуальный опрос с целью выявления уровня достижений по различным параметрам чтения, выявление трудностей, в случае необходимости -  разработка системы заданий по педагогической коррекции;
  • фиксация поведенческих реакций учащихся;
  • диагностические задания по выявлению умения  подбирать рифмы:   см. материалы пособия: Учусь учиться. Мои успехи в 1 классе. Литературное чтение» (для учащихся)

 

  • взаимопроверка и взаимоконтроль в парах при выполнении заданий методического аппарата учебника;
  • наблюдения за речевой деятельностью детей в течение урока, коррекционная работа;
  • индивидуальный опрос  с целью выявления уровня овладения способом чтения, выразительностью чтения  и применения дифференцированных заданий для успешного продвижения каждого ученика;

  • подведение итогов выполнения проекта, выставка лучших проектов, оценка и самооценка в виде «волшебных» линеек;
  • выявление влияния стимулов на отношение к качеству выполнения работы – по наблюдениям и результатам выборочной проверки;
  • определение умения

работать в парах – по результатам наблюдения;

  • умение осуществлять  выбор из ряда данных – на основе использования  цветных стикеров

Комплексное применение знаний и способов действий                           

коллективное  «открытие»  и усвоение  способов действий. Отдельное применение способов действий в работе с рубрикой учебника «Как хорошо уметь читать», при заполнении «Рабочей тетради», выполнении заданий в ней. Комплексное применение  в разных  вариациях.

применяют  продуктивно в комплексе приобретенные представления и умения  по литературному чтению в совокупности с регулятивными УУД

  • формирование универсального учебного  действия целеполагания  и осмысления  своих действий  с помощью  шмуцтитула на основе особых приемов авторов-составителей:

использование крупного размера шрифта ярко-розового цвета в верхней части страницы для определения темы раздела («Жили-были буквы»);  определение содержания раздела (интересные сказки и стихи) на основе информации «Мы ознакомимся»; формулировка целей и задач уроков, посвященных изучению раздела, с помощью    информации «Мы научимся» и «Мы будем учиться»;

  • применение регулятивного УУД  контроля в комплексе с формированием фонематического слуха.  Учащимся предлагается в ходе игровой ситуации при чтении стихотворения Т.Павловой (У, с.24) определить пропущенный звук [р]. А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила обнаружения различий между словами  крот-кот и др., определяющие  алгоритм  действия (звуко-слогового анализа) и т.д.
  • наблюдение
  •  проверка
  • выявление трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся,
  • разработка/отбор системы заданий по педагогической коррекции

Обобщение и систематизация знаний и способов действий           

формирование алгоритмов основных УУД, например:

умения читать, умения работать с информацией и др. при работе с текстами У и заданиями РТ:

  • В. Данько. Загадочные буквы.

У - с.5-7  РТ – с.17

И. Токмакова. Ася, Кляксич и буква «А».  У- с.10,   РТ- с.18-19

И. Гамазкова, Е. Григорьева. Живая азбука.  У: с.18,

С. Маршак. Автобус номер двадцать шесть. РТ- с.25 и др.

овладение способом чтения в рамках данной темы  включает несколько составляющих, в которых упражняются дети на уроке литературного чтения, в частности:

  • умение ритмично дышать в процессе озвучивания слога/слова;
  • дикция;
  • чтение отдельных слогов;
  • чтение на одном дыхании   2-3 отдельных слогов, 2х-3х- сложных слов;
  • выразительное чтение после предварительной подготовки

в способе умения работать с информацией авторы предоставляют учащимся возможность  упражняться в:

  • восстановлении  предложения;
  •  восстановлении текста;
  • сравнении и сопоставлении между собой произведений разных авторов на одну тему;

  • умеют ритмично читать  в унисон: одновременно начинать  и заканчивать озвучивание языковой единицы (слога, слова)
  •  в результате работы с рубрикой «Разноцветные страницы», при условии функционирования речевого аппарата в пределах возрастной нормы,  владеют четкой дикцией, умеют после предварительной подготовки выразительно читать стихи, выделяя интонационно главные слова, соблюдая  паузы на знаках препинания
  • умеют самостоятельно  восстанавливать  предложения  на основе знания и понимания текста;
  • умеют под руководством учителя и с помощью алгоритма авторов учебника (с.18-19, РТ) восстанавливать текст на основе анализа речевой ситуации;
  • умеют коллективно составлять  план для выполнения операции сравнения по выбранным основаниям;
  • умеют осуществлять преобразование информации из текста в таблицу для удобства установления  сходства  и различия по параметрам, заложенным в таблице;
  • чтение текста: индивидуальный опрос; выявление уровня усвоения, система коррекционных заданий
  • чтение текста с последующим выполнением тестовых заданий, выявление уровня усвоения, коррекционная работа

см.:

  1. Материалы диагностических пособий: «Учусь учиться. Мои успехи в 1 классе. Литературное  чтение» (для учащихся);
  2. «Диагностика достижений. Литературное чтение. 1 класс» (для учителя)

Проверка и оценка усвоенных знаний и способов действий

Работа с рубрикой «Проверим себя и оценим свои достижения» У, ч.1, с.26-27

Выполнение тестовых заданий в РТ- с.26-28                          

Выполняют задания:

  • самостоятельно
  • под руководством и с помощью учителя

 

  • умеют самостоятельно или под руководством учителя читать и понимать задания,  давать краткие письменные/устные (по ситуации) ответы (РТ, с.26-27);
  • умеют на основе рефлексивной деятельности сопоставлять задачи шмуцтитула и уровень своих знаний (РТ, с. 27);
  • умеют  обосновывать свое мнение;
  • умеют осуществлять выбор одного или нескольких верных вариантов ответов из ряда данных и т.д.

  • организация рефлексивной деятельности;
  • выявление динамики  уровня достижений на основе сопоставления  результатов выполнения  входной проверочной работы (с.3-13) и тематической проверочной работы (с.26-29), помещенных в  рабочей тетради;  
  • материалы диагностических пособий: «Учусь учиться. Мои успехи в 1 классе. Литературное чтение» (для учащихся);

«Диагностика достижений. Литературное чтение. 1 класс» (для учителя)

Обобщающее занятие         Работа с рубрикой учебника «Наши проекты», Литературное чтение, ч.1, с.28.  Выполнение   проекта «Создаем  музей «Город букв»  самостоятельно или с привлечением  взрослых. Конкурс проектов «Создаем  музей «Город букв».

III. Рефлексия педагогической деятельности

См. в Приложении № 1 к Пояснительной записке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...