Моделирование на уроках математики
статья

Ученикам с различным уровнем развития   требуются различные приёмы работы с задачей, поэтому на уроках математики я учу детей построению нескольких видов моделей к одной и той же текстовой задаче.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Моделирования на уроках математики

          Моделирование – это действие, которое выносится за пределы младшего школьного возраста в дальнейшие виды деятельности человека и выходит на новый уровень своего развития. С помощью моделирования можно свести изучение незнакомого - к знакомому, то есть сделать объект доступным для тщательного изучения.

       Что же такое модель?  Этот термин имеет множество значений. Модель – это:

- некоторое упрощённое подобие реального объекта;

- воспроизведение предмета в уменьшенном или увеличенном виде (макет);

- схема, изображение или описание какого-либо явления или процесса в природе и обществе.

    Для чего же младшим школьникам необходимо овладеть методом моделирования?

        Во – первых, введение в содержание обучения понятий модели и для моделирования существенно меняет отношение учащихся к учебному предмету, делает их учебную деятельность более осмысленной и более продуктивной.   Во- вторых, целенаправленное и систематическое обучение методу моделирования приближает младших школьников к методам научного познания, обеспечивает их интеллектуальное развитие.

          Для того чтобы вооружить учащихся моделированием как способом познания, нужно, что бы школьники сами строили модели, сами изучали какие- либо объекты, явления с помощью моделирования.

     Методическая задача — научить детей созданию моделей. Ребёнок должен иметь опыт создания моделей в самых разных условиях, к самым разным задачам.

     Результатом обучения должна быть самостоятельность ученика в выборе модели. В это Вам помогут вопросы: «Ребята, как вы думаете, каким образом можно изобразить эту задачу? (Ребята называют одну из возможных форм.) А можно ли таблицей? Схемой? Рисунком?..»

      Одним из наиболее эффективных для формирования действия моделирования типов заданий являются текстовые задачи. Для того чтобы решить задачу, учащийся должен уметь переходить от текста (словесной модели) к представлению ситуации (мысленной модели), а от неё - к записи решения с помощью математических символов (знаково-символической модели).

        Все эти модели являются описанием одного и того же объекта - задачи. Они отличаются друг от друга тем ,что выполнены на разных языках: языке слов (словесная) ; языке образов (мысленная) ; языке математических символов  (знаково-символическая).

     В учебном процессе бывают случаи, когда просто необходимо моделирование:

-класс встречается с новым видом задач;

- педагогу нужно проконтролировать осознанность решения задачи учащимися;

- «слабые» ученики не могут обойтись без модели, и им разрешается сделать модель наиболее понятного для них вида.

      Первоначально нужно познакомить учеников с различными видами моделей ,  применимых к задаче. Насколько быстро ответит на вопрос задачи ученик , найдёт  возможные варианты решения , зависит от удачного выбора модели. Разберем несколько видов модели.

    Рисунок изображает реальные предметы, о которых говорится в задаче, или условные предметы в виде геометрических фигур.

        Графическая модель - схема сюжетной задачи помогает понять учащимся абстрактные отношения, заданные в условии задачи, в конкретной пространственной форме. Схема является обобщением, позволяющим выйти за пределы данной задачи и получить обобщающий способ для решения любых задач данной структуры.

      На подготовительном этапе учащиеся учатся иллюстрировать данные задачи с помощью картинок, при этом осуществляют операции объединения множеств и удаления подмножества из данного множества (На какие части можно разбить фигуры?  Как обозначены части? Вставь пропущенные буквы и цифры).

       Поскольку уровень интеллектуального развития у детей разный, то нельзя не учитывая индивидуальных особенностей ребёнка, научить его решать по шаблону любую задачу. Ученикам с различным уровнем развития   требуются различные приёмы работы с задачей, поэтому на уроках математики я учу детей построению нескольких видов моделей к одной и той же текстовой задаче. Это требуется для того, чтобы дети не оказались в ситуации неуспеха, а чувствовали себя способными решить любую задачу.

Использованная литература

1.        Ермолаева А.А. Моделирование на уроках в начальной школе. - М.: Глобус; Волгоград Панорама,2009.

2.        Математика в начальных классах: Теория и практика обучения/ Под ред. М.С.Соловейчик. М.,1994.  

3.        Шелгина О.Б. Дифференцированное обучение учащихся начальной школы решению задач посредством модульной технологии//Начальная школа,2007, №7.С.42-4

4. Гольдин З. Д. Обучение технике письма по методике учебного моделирования: пособие для учителей и родителей. — М.: Новая школа, 1997.

   5. Гольдин З. Д. Учебное моделирование орфоэпического чтения: книга для учителей и родителей. — Новая школа, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проблемы формирования у первоклассников УУД моделирования на уроках математики».

Данная статья содержит опыт формирования  знаково - символического универсального учебного действия  моделирования на уроках математики в первом классе по УМК "Перспектива" автор учебни...

Моделирование на уроках математики во 2 классе.

Статья является методическим материалом, который поможет учителю в разработке урока моделирования способа решения частных задач....

Приемы моделирования на уроках математики при решении задач.

Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД. Реализация этих возможностей на этапе начального математического образования зависит от ...

Использование моделирования на уроках математики

Статья расскрывает особенности изучения единиц длины и площади с использованием моделирования....

Число и цифра 3. Конструирование и моделирование на уроке математики.

Урок математики проводится в 1-м классе. Тема урока:Знакомство с числом и цифрой 3. На отдельных этапах урока учитель применяет приемы моделирования и конструирования....

"Моделирование на уроках математики в начальной школе"

Данный городской семинар проводился для зам. директоров, зав. методических объединений, учителей начальных классов.  Математика имеет все возможности для раскрытия потенциала у учащихся. Реализац...

Презентация (продолжение) к семинару "Моделирование на уроках математики в начальной школе" Часть 2 Моделирование при решении задач.

Данная презентация является продолжением к выступлению на семинаре "Моделирование на уроках математики в начальной школе"  и раскрывает суть применения моделирования при решении текстовых задач....