Развитие коммуникативных компетентностей у младших школьников.
статья

ПУШКОВА ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА

Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie-na-shmo-po-teme-razvitie-kommunikativn.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

 

Приложение № 2   к протоколу ШМО №4

от 26.05.2017г.

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 Вараксинская основная школа

 

 

 

Развитие коммуникативных  компетентностей у младших школьников.

 

 

 

 

 Подготовила:Пушкова Г.А., учитель начальных классов,  высшая квалификационной категории 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017 г.

 

Тема: «Развитие коммуникативных  компетентностей у младших школьников».

Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности.

Часто в жизни мы сталкиваемся с тем, что в прошлом воодушевленный, гордый за свой «статус первоклассника» ребенок через некоторое время отказывается от школы, от друзей, от всего того, что так недавно интересовало и заботило его. Настоящее потеряло свою значимость и актуальность для ребенка.

Почему? Что происходит? За всей яркостью и новизной впечатлений кроется очень серьезная и сложная проблема – общение.

С развитием экономики в нашей стране произошла переработка психики людей, превращающая порой человека в индивидуалитета, ожесточенного борьбой за выживание. Каково в этих условиях ребенку? Что происходит с ним? А происходит следующее: родители заняты зарабатыванием денег, а ребенок остается наедине с телевизором, который демонстрирует зло, насилие, жестокость, сквернословие; остается наедине с компьютером, где игры учат тому же насилию, где стреляют и убивают. Ребенок находится под воздействием мощного потока информации и других стимулов. При этом катастрофически уменьшается живое общение.

Меня всегда волновал вопрос о том, как построить обучение, чтобы у детей было желание учиться и активно участвовать во всех видах учебной деятельности, чтобы обучение способствовало в большей степени развитию познавательной, творческой и личностной сферы. В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принимать решение в любой ситуации. Ведь современный человек постоянно находится перед выбором.

Сейчас в нашей системе образования активно разрабатываются стандарты нового поколения. Принципиальным отличием стандартов нового поколения является четкое обоснование необходимости перехода от парадигмы оценки достижений по ЗУН-ам к компетентностному подходу. Современная школа признана формировать ключевые компетенции личности. Одной из ключевых компетенций является коммуникативная компетентность.

Необходимо вспомнить, что к универсальным учебным действиям относятся личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные действия.

Ребёнок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. Известно, что хотя уровень развития этой способности осуществлять общение посредством языка различен, в целом он далёк от желаемого. Поэтому разработчики нового проекта стандартов считают формирование коммуникативных действий приоритетной задачей школьного образования.

  На своих уроках, уже с первого класса, применяю программу обучения публичного выступления. Дети учатся инсценировать сказки, делают свои первые шаги как артисты. Инсценировки (сказок, басен, стихотворений) способствуют развитию интонационно –  выразительной стороны речи, также помогают детям преодолевать страх выступать перед своими товарищами, делает их более раскованными и уверенными в себе.

Также с раннего детства я приучаю их работать в сотрудничестве. Это работа и в парах, и в группах. При правильной организации именно групповые формы учебной деятельности помогают формированию у учащихся уважительного отношения к мнению одноклассников, воспитывают в них терпимость, открытость, тактичность, готовность прийти на помощь и другие ценные личностные качества: инициативность, лидерство, умение решать конфликтные ситуации, проявляя самокритичность, дружелюбие.

В целях формирования коммуникативной компетенции младших школьников в нашей школе традиционно проводятся различные мероприятия. Это и «День Матери», «Новогодние представления», «Умники и умницы», конкурсы чтецов, школьные олимпиады, защита научных проектов, внеклассные мероприятия.

Хотелось бы остановиться на некоторых из них.

Наши дети активно принимают участие в работе над проектами.

Эффективность применения проектной деятельности в дополнительном образовании заключается в том, что: - происходит развитие творческого мышления как обязательного условия реализации проектной деятельности;

  • качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность;
  • вводятся элементы исследовательской деятельности;
  • формируются личностные качества учащихся;

-происходит включение школьников в «добывание знаний» и их логическое применение (формируются личностные качества — способность к рефлексии и самооценке, умение делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности).

Необходимым этапом выполнения проектов является их защита, в ходе которой учащийся и демонстрирует свои коммуникативные способности, умение выступать перед аудиторией, рассуждать, доказывать свое мнение, отвечать на вопросы, оппонировать. Чтобы защита проекта прошла успешно, необходима практика публичного выступления. И это даёт положительные результаты. Совместное творчество – одна, из, пожалуй, самых положительно влияющих возможностей развить в детях мотивацию к общению. Где каждый играет, пускай и не очень важную, но все же такую необходимую роль.

Примером тому могут служить театрализованные постановки.

Проигрывая роль артиста, от которого в свою очередь зависит судьба спектакля, как общего дела, ребенок учится взаимодействию с людьми в социальной среде.

Репетиционный процесс, как корректирующий позволяет каждому оценить свои реальные возможности и критично посмотреть на себя. И если у кого-то не получается одна роль, то это не значит, что он не будет гениален в другой. Детям во время творческого процесса предоставляется уникальная возможность понять простую истину, что люди разные и это нормально. Они могут обнаружить, что оказывается, если на спектакль не явится ребенок, исполняющий далеко не самую главную роль, то общая работа пойдет насмарку. Это позволяет осознать ценность каждого человека и ценность взаимодействия друг с другом. Пожалуй, самой популярной формой внеклассной работы является проведение различных праздников и конкурсов творческого характера. В таких конкурсах раскрываются творческие способности каждого ребёнка, его гениальность, артистизм. Даже если  ребёнок не является успешным учеником, участвуя в различных конкурсах, он может проявить себя как творческий человек и завоевать авторитет у своих товарищей. Это помогает ощутить уверенность в себе.

Стараюсь  организовывать мероприятия не только внутри школы, но и за её пределами. Дети учатся общению во время экскурсий в музеи, выставочные залы, поездок в заповедники, к памятникам культуры.

В исследованиях психологов были выделены три типа младших школьников с точки зрения стиля их общения в школе.

Эгоцентричный тип  – недостаточно высокий уровень положительного отношения к себе при высокой степени эгоцентризма и эгоизма, которые выражаются в частых проявлениях демонстративного и агрессивного поведения. Им трудно вежливо обращаться к сверстникам, просить о помощи, благодарить, договариваться, подчиняться, слушать. Они имеют низкий уровень успешности в общении.

Неуверенный тип – имеют средний уровень успешности в общении, крайне недоверчивое, настороженное отношение к окружающим, испытывают затруднения в развитии умений отказывать, командовать, говорить перед классом и в свободном общении.

Дружелюбный тип  – дружелюбны, успешны в общении, имеют низкие или средние показатели неуверенности, эгоцентризма и эгоистических проявлений. Имеются индивидуальные барьеры общения.

Решающая роль принадлежит учителю. Важна позиция педагога – закрытая или открытая?

Для закрытой позиции характерно: 

  1. Проявление авторитаризма, недоверие взрослого к ребёнку: «Он маленький, многого не знает, не умеет, поэтому я сам ему всё объясню, помогу, подскажу, сделаю за него».
  2. Преобладают вопросы, на которые дети дают односложные ответы, вопросы репродуктивные, направленные на воспроизведение знаний, и вопросы риторические (должны быть открытые, проблемные, объясняющие, творческие, практические, как в технологии критического мышления).
  3. Неумение быть хорошим слушателем; к сожалению, слушание того, что говорит ребёнок, часто является критическим: учитель перебивает, не дослушивает до конца. Взрослый негативно оценивает услышанное, слышит только то, что хочет услышать, стереотипен.
  4. Отсутствие представлений о том, что ребёнок всегда имеет собственную ненормативную точку зрения по любому вопросу. В детской ошибке обычно усматривают

«недоученность, недомыслие, а не возрастное своеобразие мысли, не особое, закономерное виденье предмета» Для открытой позиции характерно: 

  • Педагог эмоционально открыт, искренен, оказывает внимание каждому ребёнку, использует зрительный, физический контакт.
  • Слышит разное, обнажает разное (мысли, позиции, переживания).
  • Не боится и готов изменить ситуацию на уроке в пользу ребёнка.
  • Понимает и соорганизует разное.
  • Даёт возможность ребёнку влиять на то, что происходит на уроке.
  • Организует понимание, рефлексию, самоанализ, рефлексирует сам.

Результаты проведённой работы позволяют сделать следующие выводы:

Благодаря развитию коммуникативной культуры на наших занятиях и мероприятиях складывается атмосфера доверия между учителем и учащимися, добрые уважительные отношения детей друг к другу. Ученики раскованы, свободны, спокойны. И радует то, что наши ученики развиваются, расширяют кругозор, задают много интересных, умных вопросов, стремятся сами найти на них ответы, горят жаждой познания.

Я уверена, они будут успешными и в будущем, потому, что они научились не бояться проблемных ситуаций, в них развиты любознательность, инициативность, потребность в познании, общении.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.

Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...

Методические рекомендации на тему: ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ.

Чеченкова Е.В.     учитель ГБСКОУ школы №439Петродворцового района СПб Методические рекомендации на тему:ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ  ГРАФИЧЕСКИХ  НА...

Развитие интеллектуальных способностей младших школьников как средство личностного развития

"Развитие интеллектуальных способностей младших школьников как средство личностного развития" -  обобщения опыта...

«Развитие и коррекция речи у детей с нарушением интеллекта» Выступление на краевом практико-ориентированном семинаре «Развитие речевой деятельности младших школьников средствами учебных предметов» 24 ноября 2015 год

Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и...

Индивидуальный план профессионального развития учителя по теме: «Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС»

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.  Чтобы оставаться профессионалом, требуется н...

" Младший школьник. Развитие познавательных способностей младших школьников."

Младший школьник — еще маленький человек, но уже очень сложный, со своим внутренним миром, со своими индивидуально-психологическими особенностями. Учитель всех детей своего класса одинаково знак...