Возможности УМК системы Л.В. Занкова для реализации проектно - исследовательской деятельности школьников
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Куликовская    Татьяна    Геннадьевна

Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры .
Но в данном случае не достаточно исследования, если это просто факт поиска в условиях неопределенной ситуации, нужна мотивация исследовательского поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozmozhnosti_umk_sistemy_l.v._zankova_dlya_realizatsii.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности УМК системы Л.В. Занкова для реализации  

проектно - исследовательской деятельности школьников

Не существует сколько-нибудь

достоверных тестов на одаренность,

кроме тех, которые проявляются

в результате активного участия

хотя бы в самой маленькой

поисковой исследовательской работе.

А.Н. Колмогоров

В концепции Федеральных государственных стандартов нового поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достигаемого путем освоения универсальных и предметных способов действий, ведущих идей и ключевых понятий; достижения на этой основе способности к развитию «компетентности к обновлению компетенций». Сущность учебного предмета и его специфики раскрывается на основе системно-деятельностного подхода, согласно которому учебный предмет строится как система целенаправленно организованной учебной деятельности, в ходе которой учащиеся, совершая определенные специфичные для данного учебного предмета действия, осваивают универсальные и предметные способы действий, ключевые утверждения, понятия и теории, существенные свойства изучаемых объектов и отношения между ними.

Какое место при этом подходе к образованию будет занимать исследовательская деятельность как на занятии, так и вне его?
В любом исследовании учащегося важна «ценностная составляющая» (ФГОС 2 поколения), которая будет привноситься в содержание познавательной деятельности школьников тогда, когда педагог будет акцентировать внимание детей на нравственных проблемах, связанных с открытиями и изобретениями в той или иной области познания. Например, со школьниками, интересующимися биологией, можно затронуть проблему генной инженерии и рассмотреть этический аспект клонирования. Акцентировать внимание школьников можно и на экологических последствиях открытия дешевых способов изготовления синтетических материалов, на гуманитарных последствиях Великих географических открытий для народов Нового света и т.п. К чему ведут новые научные открытия: к улучшению условий жизни человека или ко все новым жертвам?

Деятельность учащихся рекомендуется (ФГОС 2 поколения) ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения. 
• «Как улучшить качество питьевой воды в школе?», 
• «Способы решения конфликтов и преодоления агрессии в школе и семье»,
• «Химический состав популярных детских напитков и проблемы здоровья», 
• «Способы энергосбережения в школе и формы энергосберегающего поведения учеников и учителей», 
• «Отношение к старикам у жителей нашего микрорайона»…

Как Вы понимаете эту задачу, как она может быть реализована в Вашей практике? 
Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры .
Но в данном случае не достаточно исследования, если это просто факт поиска в условиях неопределенной ситуации, нужна мотивация исследовательского поведения.

Задача учителя будет заключаться в том, чтобы научить:
• видеть проблему
• уметь выдвигать гипотезу
• уметь наблюдать
• уметь проводить эксперимент
• уметь объяснять увиденное, делать выводы.
Ориентировать ученика на решение злободневных проблем, нужно давая им нестандартные домашние задания, как по предмету, так и в рамках внеучебной деятельности.
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. (Л.Толстой).
Заставить мысль школьника работать – вот основная задача педагога. Мне видятся следующие направления работы:
I направление – индивидуальная работа, которая предусматривает деятельность в 2-х аспектах: а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, устных сообщений, изготовление наглядных пособий);
б) работа с учащимися по индивидуальному учебному плану (оказание консультационной помощи, изучение материала, лежащего за рамками стандарта) возможна при высокой внутренней мотивации ребенка к учебной деятельности;
II направление – групповая работа, включающая в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей;
III направление – массовая работа – встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, подготовка и проведение литературных гостиных, совместная подготовка и проведение предметных недель, предметных олимпиад.

Умелое сочетание видов исследовательской деятельности научит ребенка самостоятельно мыслить, анализировать не только учебные, но и жизненные ситуации, а, значит, и подготовит к взрослой жизни.
УМК по системе развивающего обучения Л.В.Занкова способствуют прочному  усвоению  знаний учащихся при условии готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции "уметь учиться".

Исследовательская деятельность школьников способствует формированию у учащихся готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении целей, развивает способности управлять своей познавательной деятельностью, овладевать методологией познания, стратегиями и способами познания и учения, формирует умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятия решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Исследовательская работа подготавливает учащихся к самостоятельности, вырабатывает активную жизненную позицию.

Исследовательская деятельность учащихся относится к технологии развивающего обучения. Она способствует развитию:
*Критического мышления;
*Информационной культуры;
*Творческих и коммуникативных способностей;
*Умения ставить цели и пути их реализации.
Участвуя в исследовательской деятельности, учащиеся приобретают компетенции:
*Должен быть подготовлен к данной деятельности;
*Видеть проблему;
*Самостоятельно ставить задачи;
*Планировать и оценивать свою работу;
*Быть коммуникабельным, выступать перед публикой, связно излагать свои мысли, уметь аргументировано говорить, выслушивать других, с достоинством выходить из острых ситуаций.

Условия формирования исследовательских умений:
Целенаправленность и систематичность. Работу по развитию исследовательских умений желательно проводить постоянно (как в урочной, так и во внеурочной деятельности). Учитель может использовать материал различных уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем. 
Мотивированность. Необходимо помогать учащимся увидеть смысл их исследовательской деятельности, рассматривать данное направление приложения их сил как возможность реализации собственных талантов и возможностей, как потенциал для саморазвития и самосовершенствования.

Творческая атмосфера. Педагогу необходимо способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес учащихся к исследовательской работе. Поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздержаться от негативных оценок. Задача учителя не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. 
Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию креативной рабочей обстановки, и обладающий определёнными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.

Учет возрастных особенностей младшего школьника. Вопрос об учете психологических особенностей детей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для восприятия учащихся уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

Умения, необходимые при организации учебной исследовательской деятельности:
Умения организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы). 
Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, поиск информации). 
Умение работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части, умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план, определения, вывод, формулирование вывода, конспект, условные знаки, доказательство: аргументы, факты, выступление и заключение). 
Умение представить результат своей работы ( формы представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика.
УМК системы Занкова Л.В.- прекрасная база для реализации исследовательской деятельности. Приведу примеры из уроков литературного чтения. Это мой любимый предмет. Уже первый урок во 2 классе «Характер литературного героя» по тексту Е.Шварца «Два брата» построен на принципах исследования:

• Герои книг…Какие они? Исследуй характер литературного героя.
(Ответ учеников. Они разные: добрые, злые, душевные, хитрые, смелые, ловкие, бескорыстные..)
• Захотелось ли тебе к нему попасть? Да, нет. Почему?
• Выбери, какие слова характеризуют героя. 
• На каком из рисунков дан портрет героя сказки? Отметь его.
• Верно ли утвеждение? Выбери ответ.
• Оцени свою работу.

В тетради по литературному чтению страница15 так и называется «Страница исследователя». Её цель: к концу учебного года составить свою Золотую библиотеку. Благородная цель! Даны рекомендации :
• Создайте в классе группы из 5-6 человек. Придумайте название вашей группе.
• Впиши в таблицу автора и название любимой книги.
• Начни сбор информации. Проведи опрос ребят, узнай их любимые книги.
• Разверни карту-игру, вспомни, как зовут героя, впиши его имя.
• Какую книгу тебе хотелось бы прочитать?
• Оцени свою работу.

Проблемы нравственности особенно остро поставлены и решаются в ходе исследовательской деятельности на уроках окружающего мира. Так во 2 классе по теме «Охрана окружающей среды» можно построить работу, в ходе которой будут искаться пути защиты окружающей среды от мусора.
• Бываете ли вы с родителями на природе? Как вы поступаете с остатками еды, банками, мусором, костром?
• Зачем нужны пункты по приёму стеклотары, алюминиевых банок?
• Можно ли найти применение старым газетам, одежде, которую мы просто выбрасываем?
• Предложи свои пути решения этих проблем.

В качестве помощи ребятам предлагаю список методов исследования:
• Подумай самостоятельно, что ты уже знаешь об этом
• Почитай литературу на эту тему
• Спроси у взрослых
• Обратись к компьютеру
• Понаблюдай
• Проведи эксперимент
Успех в профессиональном плане в современном мире во многом определяется способностью человека определять ближайшие и дальние перспективы, уметь ставить цели, намечать план действий, находить и анализировать необходимую информацию и ресурсы, верно оценивать достигаемые результаты. Необходим творческий потенциал, самостоятельность в принятии решений, мобильность и инициативность. Задачи по формированию этих качеств возлагаются и на образование. Предполагается, что именно в школе будут закладываться основы развития мыслящей, самостоятельной, креативной личности. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектно-исследовательской деятельности школьников

В эпоху, когда развитие личности стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для её реализации. Предполагается, ч...

" Организация проектно-исследовательской деятельности школьников."

" Организация проектно-исследовательской деятельности школьников."...

Работа над проектно-исследовательской деятельностью школьников, как одно из направлений поддержки и развития одарённости детей младшего школьного возраста

Проектная деятельность в начальной школе Подготовила: Голяева Людмила Николаевна, учитель начальных классов 1.Актуальность проектаОдной из приоритетных задач современной школы является...

Городской круглый стол "Реализация проектно-исследовательской деятельности в школе - требование ФГОС и направление инновации образовательного уклада" .

В данном разделе опубликована программа городского круглого стола "Реализация проектно-исследовательской деятельности в школе - требование ФГОС и напрвление инновации образовательного уклада"....

Проектно-исследовательская деятельность школьников в рамках реализации ФГОС

      Метод  проектов – это интерактивный метод современного обучения .Если говорить о нём как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность иссле...

Реализация проектно-исследовательской деятельности в начальном звене: ЭКО-проект " Экологическая тропа"

Предлагаемый  эко-проект: "Экологическая тропа" отражаетосновные цели и задачи экологического образования.Образовательной задачей является формированиев детях начального звена осн...

Работа с литературными источниками в ходе реализации проектно-исследовательской деятельности в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС для детей с ОВЗ

Собранные сведения анализируются и обобщаются, для ребёнка это очень сложная задача. Но именно в этом процессе развиваются мышление и творческие способности младшего школьника. Выделение им главной ид...