Игры, направленные на сенсорное развитие детей с ОВЗ
методическая разработка (4 класс)

Сенсорное развитие, которое является базой для развития всех психических функций, ребенка с интеллектуальной недостаточностью отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Узость объема и общая пассивность восприятия, недифференцированность, замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют знакомство с окружающим миром. Поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью, хаотичностью. Отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия (слуховой, зрительный, тактильный и т.д.) ни использовался, а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность полученной информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_igry_napravlennye_na_sensornoe_razvitie_detey.docx38.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сергачская средняя общеобразовательная школа№5»

Доклад

Тема «Игры, направленные на сенсорное развитие детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»

Подготовил: учитель Клыгина О.И.

        Познание окружающей действительности начинается с анализа той информации, которую ребенок получает при визуальном наблюдении, в звуках, запахах, разных вкусах и т.п. Развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира составляет основу сенсорного развития ребенка. 

    Сенсорное развитие, которое является базой для развития всех психических функций, ребенка с интеллектуальной недостаточностью отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Узость объема и общая пассивность восприятия, недифференцированность, замедленность процесса переработки поступающей через органы чувств информации затрудняют знакомство с окружающим миром. Поисковые действия таких детей характеризуются импульсивностью, хаотичностью. Отсутствует планомерность в обследовании объекта, какой бы канал восприятия (слуховой, зрительный, тактильный и т.д.) ни использовался, а по результатам проявляется меньшая полнота и недостаточная точность, односторонность полученной информации.

Для организации обучения и воспитания детей с проблемами развития очень важно вызвать и поддерживать у них интерес к окружающему. И здесь неоценимы игры и игровые упражнения, которые должны привлечь внимание, заинтересовать. В ходе интересных игровых действий (прятание и поиск, отгадывание и загадывание, изображение различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата и др.) дети получают и закрепляют определенный сенсорный опыт.

Сенсорное воспитание на занятиях (с использованием игр и игровых упражнений) является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятий и преставлений детей.

В специальной педагогике  игры и игровые упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагается задача формирования сенсорики ребенка: знакомство с цветом, формой, величиной, пространством, звуком, что является базой для развития всех психических функций.

Сенсорными считаются те игры, которые помогают детям получить чувственные ощущения: зрительные и слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.

Все сенсорные игры условно можно разделить на две подгруппы:

  • игры на познание и закрепление свойств окружающих предметов, направленные на развитие тактильных ощущений, зрительного и слухового восприятия, обоняния, вкусовых ощущений;
  • игры, направленные на познание себя, своих мышечных ощущений, осознание себя в окружающем пространстве, то есть на кинетическое и кинестетическое развитие (игры динамического и статического характера, связанные с движением и удержанием позы, определением своего местоположения).

Успешность применения сенсорных игр и игровых упражнений в процессе работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью зависит от соблюдения определенных требований к их отбору и проведению. К числу основных требований относятся: доступность, связь сжизненным опытом и интересами ребенка, эмоциональность, вариативность, динамичность, готовность педагога к проведению занятия.

Подчеркнем, что при использовании любой из форм сенсорного развития ведущая роль принадлежит педагогу. Он объясняет и показывает способы действия: как надо рассматривать, вслушиваться, сравнивать, припоминать, а также направляет деятельность детей на самостоятельное использование этих и других способов применительно к разному содержанию. В случае затруднения - вместе с детьми устраняет их, сохраняя при этом самостоятельность действий и активность детей. Освоенные способы действия дети смогут применить на более трудном содержании: чем большим количеством способов действия они овладеют, тем разнообразнее и интереснее будет полученный ими опыт.

Основные направления работы по сенсорному воспитанию

Тактильно-двигательное восприятие

Тактильный (от лат. «tactilis» - осязательный) вид ощущений возникает в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дает возможность познать форму, величину, упругость, плотность и шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета. Таким образом, тактильное восприятие представляет собой отражение целого комплекса качеств объекта, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли.

Ребенок с интеллектуальной недостаточностью не проявляет стремления к тактильному обследованию предметов и самостоятельно не овладевает ощупывающими движениями. Получив задание опознать предмет на ощупь, он обычно подолгу держит его в руке, не производя никаких движений, а потому и не может выделить форму, величину, расположение частей, фактуру. Без специально организованной коррекционной работы тактильная чувствительность у таких детей не развивается.

Органом осязания служит рука. На концевых фалангах пальцев тыльной поверхности кисти находится наибольшее количество специализированных окончаний нервных волокон, расположенных в коже и реагирующих на прикосновения к ней. От синхронности движений пальцев обеих рук, точности и целенаправленности движений, последовательности перцептивных (обследующих) действий зависит полнота и правильность образа воспринимаемого предмета. Следовательно, развитию тактильно-двигательных ощущений будут способствовать «ручные» виды деятельности:

  • лепка из глины, пластилина, теста;
  • аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
  • аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);
  • оригами (конструирование из бумаги);
  • макраме (плетение из ниток, веревок);
  • рисование (пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»);
  • игры с мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);
  • игры с пазлами;
  • сортировка мелких предметов (пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки) разных по величине, форме, материалу;
  • игры с водой разной температуры;
  • игры с мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным) и др.

Для развития тактильной чувствительности необходима предметно-пространственная развивающая среда. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов позволяют детям не только освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой. При этом педагогу следует учитывать, что «тактильная среда» предполагает развитие тактильной чувствительности не только рук, но и других частей тела (ступней ног, спины и др.).

Приведем примеры использования различных дидактических тренажеров, игр, пособий.

  • Сухой душ - шатер из разноцветных лент, закрепленных на подвесной горизонтальной платформе. Ленты спускаются вниз, словно струи воды, их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом. «Сухой душ» также изготавливают из пластмассовых разноцветных палочек или из веревочек, сплетенных в перевитые косички и имеющих равномерно расположенные узелки (типа «макраме»).
  • Шариковые ванны для рук - большая емкость, наполненная разноцветными пластмассовыми шариками. Шарики для ванны могут быть одинакового или разного размера.
  • Осязательные ванны - небольшая коробка, наполненная горохом (бобами, фасолью, желудями и пр.). Поиск мелких предметов в такой «ванне» способствует активизации пальцевого гнозиса.
  • Тактильное панно (сенсорная панель для рук) - панно, изготовленное из ковролина и ряда съемных деталей, изображающих какой-либо сюжет (в данном случае сюжет состоит из таких деталей, как пенек, деревья, кусты, цветы, ягоды, ежик, травка и др.). Детали, отличающиеся по цвету, форме, размеру, фактуре, материалу, крепятся к основной панели с помощью различных застежек: кнопок, крючков, пуговиц, липучек и т.д. Составляя из них сюжетные композиции на панно, дети испытывают разнообразные тактильные ощущения, одновременно познавая качества различных материалов, упражняясь в моделировании пространственных отношений по инструкции педагога, а в дальнейшем - и по собственному замыслу.
  • Разные по форме, упругости, фактуре поверхности массажные щетки, махровые рукавички, колесиковый массажер, массажные мячи и валик используются для самомассажа и взаимного массажа рук, ног, спины. Для получения вибрационных ощущений можно использовать электромассажер, электрическую зубную щетку и др.
  • Очень полезны для детей игры из «шершавой» (бархатной, наждачной и др.) бумаги: «Определи на ощупь», «Найди нужную фигуру». Ребенок многократно проводит рукой по фигуре, ощупывает ее и называет.

Такие игры рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руководством педагога - к самостоятельному выполнению задания ребенком, причем, с закрытыми глазами.

Один из основных способов развития тактильных ощущений - дидактические игры. В играх приходится создавать особые условия для выделения тактильно-двигательного восприятия: поставить ширму, использовать непрозрачные салфетку или мешочек, предложить закрыть (завязать) ребенку глаза и др.

В коррекционной работе по сенсорному воспитанию детей с тяжелой умственной  отсталостью  выделить несколько этапов по развитию тактильно-двигательного восприятия.

1 этап.

: “Формирование представлений о свойствах предметов и явлений”.

Задачи:

  1. Учить ощущать движение и температуру воздуха.
  2. Стимулировать эмоциональное реагирование.

Игры: “Веер”, “Волшебный фен”, «Вентилятор».

Ожидаемый результат: эмоциональные реакции ребенка на различное стимулирование (контраст температур воздуха, воздействие на разные части тела, различная интенсивность воздействия).

“Формирование представлений о свойствах предметов и явлений”.

Задачи:

  1. Учить ощущать влагу и контраст температур.
  2. Развивать навык эмоционального реагирования.

Игры: “Теплое – холодное”, “Брызгалки”, «Волшебная вода».

Ожидаемый результат: эмоциональное реагирование ребенка на контраст температур.

“Формирование представлений о свойствах предметов”.

Задачи:

  1. Обогащение спектра осязательных ощущений.
  2. Развитие комплексных осязательно-зрительно-слуховых ощущений.
  3. Развитие комплексных тактильно-двигательно-обонятельных ощущений.

Игры: “Разные поверхности”, “Легкие материалы”, “Сухие материалы”, массаж.

Ожидаемый результат: ребенок по-разному реагирует на различные прикосновения, принимает помощь взрослого, делает попытки самостоятельно ощупывать понравившиеся ему поверхности.

“Формирование способов тактильного восприятия предметов”.

Задачи:

  1. Развивать тактильно-двигательное восприятие.
  2. Развивать навык хватания, удержания и ощупывания предмета.

Игры: “Различные материалы”, “Поймай игрушку”, “Ходим (ползаем) по разным дорожкам”.

Ожидаемый результат: ребенок делает попытки самостоятельно обследовать поверхности, старается дотянуться до игрушки, держит ее, сосредоточивает на ней внимание.

2 этап

“Формирование представлений о различной текстуре тканей”.

Задачи:

  1. Развивать тактильную чувствительность ребенка.
  2. Расширять тактильный опыт ребенка.

Игра: “Шершавая – пушистая перчатка”.

Ожидаемый результат: эмоциональные проявления ребенка на различные поверхности,

“Формирование представлений о структуре различных поверхностей”.

Задачи:

  1. Развивать тактильную чувствительность ребенка.
  2. Развитие мелкой моторики.

Игра: “Давай потрогаем”.

Ожидаемый результат: эмоциональные проявления ребенка на различные ощущения, попытки самостоятельного исследования.

“Идентификация предметов по признаку “мягкий – твердый”.

Задачи:

  1. Учить ребенка различать предметы по признаку “мягкий – твердый”.
  2. Выбирать предмет с указанным признаком из нескольких по словесной инструкции.

Игра: “Отберем все мягкие (твердые) предметы”, “Волшебный мешочек”.

Ожидаемый результат: ребенок выбирает мягкий (твердый) предмет по словесной инструкции.

“Формирование представлений о форме предмета”.

Задачи:

  1. Учить ребенка различать визуально и на ощупь форму предмета.
  2. Совершенствовать перцептивные навыки.

Игры: “Какой формы этот предмет?”, “Волшебный мешочек”.

Ожидаемый результат: ребенок выбирает предмет заданной формы (шар, куб) со зрительной опорой и на ощупь.

“Мелкая моторика”.

Задача: Совершенствование мелкой моторики.

Игры: пирамидки, прищепки, сортировка мелких предметов.

Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно собирает пирамидку, может прикрепить прищепку, разложить мелкие предметы (шарики, кубики) на две группы.

3 этап

“Формирование представлений о различной текстуре тканей”.

Задачи:

  1. Учить дифференцировать различные тактильные ощущения.
  2. Выбирать материал с заданным признаком по образцу, по словесной инструкции.

Игра: “Различные ткани”.

Ожидаемый результат: ребенок выбирает материал с заданным признаком по образцу, по словесной инструкции.

“Формирование представлений о различных поверхностях”.

Задачи:

  1. Учить дифференцировать различные тактильные ощущения.
  2. Учить выбирать поверхность с заданным признаком по образцу, по словесной инструкции.

Игры: “Разные поверхности”, “Гладкие – шершавые таблички”.

Ожидаемый результат: ребенок выбирает поверхность с заданным признаком по образцу, по словесной инструкции.

“Формирование представлений о температуре предметов”.

Задачи:

  1. Учить различать понятия “холодный – теплый – горячий”.
  2. Учить соотносить данные понятия с природными явлениями.
  3. Учить выбирать заданный признак по словесной инструкции.

Игра: “Откуда эта вода?”.

Ожидаемый результат: ребенок дифференцирует температуру воды, соотносит с природными явлениями, выбирает заданный признак по словесной инструкции.

“Формирование чувства веса”.

Задачи:

  1. Учить дифференцировать понятия “тяжелый – легкий”.
  2. Учить подбирать пару по весу.
  3. Учить выстраивать сериационный ряд от более тяжелого к более легкому и наоборот.

Игры: “Весовые таблички”, “Весовые баночки”.

Ожидаемый результат: ребенок дифференцирует понятия “тяжелый – легкий”.

“Формирование представлений о форме предмета”.

Задачи:

  1. Закрепление знаний ребенка о форме предмета (выбор предмета с заданными признаками на ощупь).
  2. Совершенствование перцептивных действий.

Игра: “Волшебный мешочек”.

Ожидаемый результат: ребенок находит на ощупь предметы с заданным признаком.

“Мелкая моторика”.

Задачи:

  1. Совершенствование мелкой моторики.
  2. Подготовка пальцев к письму.

Игры: рамки с различными застежками, раскраска, штриховка, сортировка крупы.

Ожидаемый результат: более высокий уровень развития мелкой моторики, развитие координации “глаз – рука”.

4 этап

“Развитие стереогнозиса”.

Задачи:

  1. Учить узнавать предмет и фактуру материала на ощупь.
  2. Выбирать предмет с заданными признаками по речевой инструкции без зрительной основы.

Игра: “Волшебный мешочек”.

Ожидаемый результат: ребенок выбирает предмет по заданному признаку без зрительной опоры.

“Развитие стереогнозиса”.

Задача: учить ребенка на ощупь определять размер предмета (толщина, ширина, высота).

Игры с использованием ширмы.

Ожидаемый результат: ребенок выбирает предмет заданного размера без зрительной опоры.

“Определение температуры предмета”.

Задача: учить различать предметы различной температуры на ощупь.

Игра: “Тепловые таблички”.

Ожидаемый результат: ребенок определяет температуру поверхности, может словесно обозначить признак.

“Знакомство с материалами из которых изготовлены предметы”.

Задача: учить детей различать материал, из которого изготовлен предмет.

Игра: “Что из чего сделано?” (предметы из дерева, бумаги, стекла, пластмассы, металла).

Ожидаемый результат: ребенок может назвать материал, из которого изготовлен предмет (или выбрать предмет по названию материала).

Зрительное восприятие

Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению. Зрительное восприятие - это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз. Чем совершеннее зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит, тем полнее, точнее и дифференцированнее отражается окружающий мир. Нарушения зрительного восприятия приводят к трудностям в различении предметов (величина, соотношение частей, дифференциация зеркальных или близких по конфигурации элементов и др.). Недостаточное развитие зрительного восприятия ведет за собой отставание в формировании пространственного ориентирования.

Отметим, что зрительные образы детей с интеллектуальной недостаточностью обеднены, часто деформированны и неустойчивы, в них проявляется обобщенное узнавание, отождествление предметов, имеющих некоторое сходство, неадекватность представлений об окружающей действительности. Такие дети с трудом выделяют в объекте составляющие его части, пропорции, своеобразие строения, могут «упустить» важные детали, не всегда точно распознают цвета и их оттенки.

В коррекционной работе по сенсорному воспитанию детей с тяжелой умственной  отсталостью  выделить несколько этапов по развитию зрительного восприятия.

1 этап.

“Зрительное восприятие людей”.

Задачи:

  1. Развитие эмоционального контакта взрослого и ребенка.
  2. Развитие способности реагировать на лицо взрослого, узнавать.
  3. Развитие потребности в положительном контакте.

Игры: “Я и воспитатель. Игра на коленях”, “Лицо взрослого”, “Лицо взрослого. Игры-прятки”.

“Зрительное восприятие себя”.

Задачи:

  1. Формирование основ эмоционального реагирования.
  2. Развитие умения разглядывать себя в зеркале.

“Зрительное восприятие предметов”.

Задачи:

  1. Развитие прослеживающего движения глазного яблока.
  2. Фиксация взгляда на предмете (подвижном и неподвижном).
  3. Концентрация внимания на предмете.

Игры: “Вверх – вниз”, “Движущиеся игрушки”, “Аквариум”, “Движение”.

Ожидаемый результат: ребенок следит взглядом за перемещающейся игрушкой, предметом, длительно фиксирует взгляд на игрушке.

 2 этап.

“Формирование представлений о форме предмета”.

Задание 1: “Идентификация предметов в целом”.

Задача:

Учить сравнивать предметы и находить сходства.

Игра: “Найди такой же”.

Ожидаемый результат: ребенок выбирает две одинаковые игрушки.

Задание 2: “Идентификация предметов по форме”.

Задача:

Учить сравнивать предметы по форме и находить сходства.

Игра: “Найди такой же по форме”.

Ожидаемый результат: ребенок выбирает два одинаковых по форме предмета.

Задание 3: “Соотнесение формы предмета с эталоном формы”.

Задачи:

  1. Учить ребенка соотносить форму предмета с формой прорези.
  2. Учить ребенка соотносить форму предмета с формой вкладки.

Игры: “Почтовый ящик”, “Доски Сегена”.

Ожидаемый результат: ребенок с помощью взрослого, а затем самостоятельно проталкивает шар и куб в соответствующие отверстия, вставляет круг и квадрат в соответствующие им по форме “домики”.

“Формирование представлений о величине предмета”.

Задачи:

  1. Учить ребенка различать большие и маленькие предметы.
  2. Учить ребенка проталкивать предметы двух разных величин в соответствующие отверстия.

Игры: “Спрячь игрушку”, “Нанизывание больших и маленьких колец”, “Складывание двух местной матрешки”.

Ожидаемый результат: ребенок из двух предметов по просьбе показывает большой (маленький), собирает пирамидку из больших (маленьких) колец, вкладывает маленькую матрешку в большую самостоятельно.

“Закрепление понятий: “большой”, “маленький”, “одинаковые”.

Задачи:

  1. Учить выбирать игрушку по величине.
  2. Подбирать парные по величине игрушки.

Игры: “Выбери все большие (маленькие) игрушки”, “Подбери кровать для куклы”.

Ожидаемый результат: ребенок по просьбе показывает большие и маленькие предметы, может выбрать два предмета одинаковых по размеру.

“Формирование представлений о цвете предмета”.

Задача: Идентификация предметов по признаку цвета.

Задание 1: “Выбор предметов из двух контрастных цветов”.

Игра: “Выбери по цвету”.

Ожидаемый результат: ребенок выбирает парную по цвету игрушку.

Задание 2: “Соотнесение цвета предмета с эталоном цвета (путем примеривания)”.

Игра: “Бабочки и полянки”, “Шарик и ниточка”.

Ожидаемый результат: ребенок соотносит контурное изображение с игрушкой, контурное изображение с эталоном цвета (например, цветной картон).

“Формирование пространственных представлений”.

Задачи:

  1. Изучение частей тела (руки, ноги, голова), частей лица (глаза, нос, рот).
  2. Развитие навыков показа частей тела у себя, у куклы.
  3. Развитие у ребенка понятий “верх – низ”.

Игра: “Я и моя внешность. Зеркало”.

Ожидаемый результат: ребенок по просьбе показывает части тела у себя, у куклы, выполняет просьбу: “Подними ручки вверх, опусти вниз”.

3 этап

“Формирование представлений о форме предмета”.

Задачи:

  1. Соотнесение формы предмета с эталоном.
  2. Выбор геометрической фигуры по словесной инструкции.

Задание 1: Выбор плоских геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник при предъявлении эталона, затем по словесной инструкции.

Задание 2: Выбор объемных геометрических фигур по словесной инструкции.

Игры: “Доски Сегена” с геометрическими фигурами (на 2, 3, 4, 5 вкладок), “Покажи мне следующие фигуры …”.

Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно соотносит форму фигуры с формой вкладки, выбирает геометрическую форму по словесной инструкции.

“Формирование представлений о размерах предметов”.

Задачи:

  1. Дифференциация размера предмета по следующим признакам:
  • высокий – низкий,
  • широкий – узкий,
  • длинный – короткий.
  1. Выбор предметов с заданным признаком по словесной инструкции.

Игры: “Строим башни”, “Река – ручеек”, “Кто быстрее?”.

Словарь: кубики, сложить, высокая, низкая, река, широкая, ручеек, узкий, ленточка, длинная, короткая, накручиваем на карандаш, кто быстрей?

Ожидаемый результат: ребенок выбирает предмет с заданным признаком по словесной инструкции.

“Формирование представлений о цвете”.

Задача:

1-й этап: выбор заданного цвета по словесной инструкции среди карточек, игрушек,

2-й этап: нахождение в комнате предметов заданного цвета.

Игры: “Разноцветное лото”, “Что какого цвета?”.

Ожидаемый результат: ребенок выбирает определенный цвет по словесной инструкции.

“Формирование целостного образа предмета”.

Задача: развитие восприятия целостного образа предмета.

Игры: “Собери разрезанную фигуру”, “Собери разрезанную открытку”, “Собери разборную игрушку”, “Узнай предмет на ощупь”.

Ожидаемый результат: ребенок собирает разрезанную фигуру (картинку, игрушку) из 2-3-х частей, узнает знакомый предмет на ощупь.

“Формирование пространственных отношений”.

Задачи:

1-й этап: различение отношения предметов и их частей по вертикали (на, под).

2-й этап: различение отношения предметов и их частей по горизонтали (рядом, около).

3-й этап: формирование понятий “за, перед, лево, право).

Закрепление знаний о частях тела, лица.

Игры: “Бабочка и цветок”, “Я и зеркало”.

Ожидаемый результат: ребенок ориентируется в пространстве, показывает по просьбе части тела (голова, шея, живот, руки, ноги, спина, грудь) и части лица (глаза, нос, рот, брови, уши).

4 этап

“Формирование умения словесно обозначать форму предмета”.

Задачи:

  1. Учить ребенка называть форму предмета.
  2. Учить находить в помещении предметы заданной формы по словесной инструкции.

Игры: “Какой формы этот предмет?”, “Найди мне предмет круглой (квадратной и т. д.) формы”.

Ожидаемый результат: ребенок называет по просьбе основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб), может найти предмет заданной формы в помещении.

“Формирование умения словесно обозначать размер предмета”.

Задачи:

  1. Учить ребенка называть размер предмета.
  2. Учить находить в помещении предметы заданного размера по словесной инструкции.

Игры: “Предметы разных размеров”, “Игрушки”.

Словарь: посмотри, назови, предмет, игрушка, какого размера, найди, маленький, большой, высокий, низкий, широкий, узкий, короткий, длинный.

Ожидаемый результат: ребенок называет размер предмета, находит в помещении предметы заданного размера.

“Формирование умения словесно обозначать цвет предмета”.

Задачи:

  1. Учить ребенка называть цвет предмета.
  2. Учить находить предметы заданного цвета в помещении по словесной инструкции.

Игры: “Назови цвет”, “Покажи все предметы красного ( синего и т.д.) цвета”.

Словарь: посмотри, назови, какого цвета? предмет, игрушка, найди, покажи, красного, синего, желтого, зеленого, все, еще, есть, принеси.

Ожидаемый результат: ребенок называет четыре основных цвета, может найти предмет определенного цвета в комнате.

“Формирование целостного образа предмета”.

Задачи:

  1. Развитие восприятия целостного образа.
  2. Учить узнавать и называть предмет по нескольким признакам.

Игры: “Разрезные фигуры”, “Разрезные картинки” (3-4 части и более), “Волшебный мешочек”, “Матрешка” (5-6-ти местная), “Какой детали не хватает?”.

Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно составляет разрезные фигуры и картинки по предварительному показу и без него, узнает предмет на ощупь, может выбрать предмет в мешочке по двум – трем признакам, составляет самостоятельно пяти, шести местную матрешку, называет знакомые  предметы.

“Формирование пространственных представлений”.

Задачи:

  1. Совершенствование пространственных представлений ребенка (закрепление понятий верх – низ, лево – право, в – на, на – под, спереди – сзади).
  2. Закрепление знаний о частях тела (ориентировка по основным пространственным направлениям).

Слуховое восприятие

Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности - исключительно человеческая способность, благодаря которой происходит познание окружающей действительности. Слуховое восприятие начинается с акустического (слухового) внимания и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков, дополняемых восприятием неречевых компонентов (мимики, жестов, позы). Слуховой и речедвигательный анализаторы имеют большое значение для развития речи, становления второй сигнальной системы ребенка.

Развитие слухового восприятия идет по двум направлениям: с одной стороны, развивается восприятие речевых звуков, то есть формируется фонематический слух, а с другой стороны, развивается восприятие неречевых звуков, то есть шумов.

У детей с интеллектуальной недостаточностью формирование слухового восприятия, различения неречевых звуков и умения действовать в соответствии со звуковым сигналом представляет большие трудности. У таких детей наблюдается недостаток управления своим слухом: неумение прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе, тембру, характеру; вследствие общей патологической инертности нет интереса к неречевым звукам, выявляется недостаточная их дифференцировка; дети слабо реагируют на звуки и не опираются на них в своей деятельности. Это препятствует правильной ориентировке в пространстве, приводит к несчастным случаям. Кроме того, ребенок долго не различает звуки, не разграничивает слова, произносимые окружающими, нечетко воспринимает речь в целом, что значительно затрудняет познание им предметного мира.

Специально подобранные дидактические игры дают возможность действовать по звуковому сигналу, научиться различать многие объекты и предметы окружающей среды по характерным звукам и шумам, соотносить свои действия с сигналами и т.д., а значит - корректировать недостатки слухового восприятия.

На начальном этапе для различения неречевых звуков (как и речевого материала) требуется зрительная, зрительно-двигательная или просто двигательная опора. Это означает, что ребенок должен видеть предмет, который издает какой-то необычный звук, сам попробовать извлечь из него звук разными способами, то есть совершить определенные действия. Дополнительная чувственная опора становится не обязательной лишь тогда, когда у ребенка сформировался нужный слуховой образ.

Основное качество слуховых образов - предметная отнесенность. Игры на восприятие звука должны дать представление о разных по характеру шумах: шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, пении птиц, шуме поезда, машин, криках животных, о громком и тихом звуке, шепоте и др.

В коррекционной работе по сенсорному воспитанию детей с тяжелой умственной  отсталостью  выделить несколько этапов по развитию слухового восприятия.

1 этап

“Развитие неречевого восприятия”.

Задачи:

  1. Формирование представлений о звуках природы.
  2. Обогащение звуковой среды.
  3. Развитие звукового сосредоточения.

Игры: “Что вокруг шумит, журчит?”, “Шум леса”.

Ожидаемый результат: ребенок прислушивается к звукам, эмоционально реагирует на разные звуки.

“Развитие неречевого восприятия”.

Задачи:

  1. Формирование представлений о звуках.
  2. Локализация звука в пространстве.

Игры: “Тук-тук-тук”, “Что гудит?”, “Где звенит колокольчик?”, “Путешествие в страну музыки”.

Ожидаемый результат: ребенок прислушивается к звукам, эмоционально реагирует на звуки, ищет источник звука, поворачивает голову на звук.

“Развитие речевого восприятия”.

Задачи:

  1. Учить прислушиваться к речевым звукам.
  2. Развивать слуховое внимание.

Игры: “Кто за дверью?”, “Кто как кричит?”.

Ожидаемый результат: ребенок прислушивается к звукам, эмоционально на них реагирует.

“Развитие речевого восприятия”.

Задачи:

  1. Учить прислушиваться к тихой речи.
  2. Учить реагировать на различные интонации голоса.

Игры: “Говорю я тихо – громко”, “Тише – тише, баю – бай”, “Я радуюсь, я сержусь”, “Весело – грустно”.

Ожидаемый результат: ребенок прислушивается к тихой речи, по разному реагирует на различные интонации голоса.

2 этап

“Закрепление умения локализовать звук в пространстве”.

Задача: Учить находить источник звука, находящийся вне поля зрения.

Игры: “Звени колокольчик”, “Откуда звук раздается?”.

Ожидаемый результат: ребенок находит источник звука, находящийся вне поля его зрения (поворачивает голову в сторону источника звука, идет, ориентируясь на звук).

“Дифференциация звуков музыкальных инструментов”.

Задачи:

  1. Учить ребенка соотносит звук с его источником.
  2. Учить ребенка различать звуки резко отличных по звучанию музыкальных инструментов.

Игры: “На чем играл зайка?”, “Барабан и дудочка”.

Ожидаемый результат: ребенок дифференцирует звучание 2-3 музыкальных инструментов, различает  резко отличные по звучанию инструменты.

“Формирование понятий тихо – громко”.

Задачи:

  1. Учить дифференцировать звуки по громкости.
  2. Выбирать пару по звучанию.

Игры: “Тихо – громко”, “Шумовые коробочки” (две пары)”.

Ожидаемый результат: ребенок по просьбе выбирает коробочку с тихим (громким) шумом, подбирает пару по громкости.

“Формирование звукоподражания”.

Задача: Учить ребенка звукоподражанию, озвучиванию домашних животных, птиц.

Игры: “Кто как говорит?”, “Кто в гости пришел?”.

Ожидаемый результат: ребенок умеет озвучивать домашних животных, птиц.

“Целенаправленное восприятие звуков речи”.

Задачи:

  1. Учить прислушиваться к звукам человеческого голоса.
  2. Развивать слуховое внимание.

Игра: “Угадай, кто пришел?”.

Ожидаемый результат: ребенок прислушивается к голосам, узнает по голосу воспитателя, няню (эмоциональная реакция).

3 этап.

“Дифференциация звуков музыкальных инструментов, схожих по звучанию”.

Задача: учить ребенка различать звуки музыкальных инструментов, схожих по звучанию, без зрительной опоры.

Игра: “Бубен и колокольчик”.

Ожидаемый результат: ребенок верно соотносит звук и его источник (музыкальный инструмент).

“Дифференциация звуков живой природы”.

Задачи: формирование слуховой памяти, слухового сосредоточения.

Игра: “Что это за звуки?”, использовать аудиозаписи звуков живой природы.

Ожидаемый результат: ребенок верно соотносит звук и его источник.

“Формирование понятий о силе звука”.

Задачи:

  1. Учить дифференцировать звуки по громкости.
  2. Подбирать пару по звучанию.
  3. Выстраивать сериационный ряд от тихого к громкому и наоборот.

Игра: “Шумовые коробочки” 3 пары.

Ожидаемый результат: ребенок распределяет звуки на тихие и громкие, может подобрать пару по громкости, выстроить ряд от самого тихого к самому громкому и наоборот.

“Формирование чувства ритма”.

Задача: учить ребенка действовать по различному темпу звучания  по-разному.

Игра: “Шагаем и танцуем”, “Постучи (похлопай) как я”.

Ожидаемый результат: ребенок выполняет соответствующие движения по определенному ритму (вначале вместе с педагогом, затем самостоятельно).

Тема 5: “Формирование звукоподражания”.

Задача: учить озвучивать домашних животных, птиц, соотносить звук с его источником.

Игра: “Кто как говорит?”, “Кто в гости пришел?”.

Ожидаемый результат: ребенок озвучивает перечисленных животных и птиц, по голосу их узнает и называет (по возможности).“Целенаправленное восприятие звуков речи”.

Задачи:

  1. Различать голоса знакомых людей (использовать аудиозаписи).
  2. Учить дифференцировать интонации голоса (радостный, грустный, сердитый голос).

Игра: “Угадай, в каком я настроении”.

Ожидаемый результат: ребенок по голосу узнает знакомого человека.

4 этап

“Дифференциация звуков живой природы”.

Задача: учить ребенка соотносить звук с его источником, называть источник звука.

Игра: “Откуда этот звук?” (использование аудиозаписей).

Ожидаемый результат: ребенок дифференцирует звуки, может назвать источник звука.

“Формирование чувства ритма”.

Задача: увеличение спектра движений под определенную музыку.

Игры: “Танцуем – шагаем”, “Медленно – быстро”.

Ожидаемый результат: ребенок двигается в соответствии с определенным ритмом (предварительными договоренностями, показом).

“Совершенствование восприятия и воспроизведения различных голосовых интонаций”.

Задача: учить ребенка выражать свое эмоциональное состояние голосом.

Игра: “Какое настроение?”.

Ожидаемый результат: голос ребенка окрашен эмоциональными проявлениями в зависимости от его состояния.

“Формирование словесных обозначений предметов, действий, явлений”.

Задача: расширение словарного запаса ребенка.

Игра: “Расскажи о любимой игрушке”.

Ожидаемый результат: ребенок может составить короткий рассказ о любимой игрушке, простыми фразами (используя существительные, глаголы, прилагательные).

Сенсорное развитие осуществляется:

- в процессе дидактических игр и упражнений; в ходе которых формируются перцептивные действия и восприятие пространственных и качественных свойств предметов.

- в играх с природным , бросовым материалом и тканью, в играх с бытовыми предметами-орудиями, в конструктивных играх;

- в играх и упражнениях, направленных на развитие у детей социального восприятия: человека. Его действий, движений, в том числе экспрессивных и мимических, себя самого и окружающих сверстников. Игры могут организованы как самостоятельные занятия для формирования ролевого поведения, создания образов в театрализованных играх, подготовки к сюжетной игре и т.д.;

- в продуктивной деятельности: рисовании, аппликации, лепке, конструировании, ручном труде;

- в непосредственном общении со взрослыми в повседневной жизни

- на занятиях по развитию речи (развитие слухового внимания и сосредоточения, ориентировка на лицо говорящего, речевое подражание), формирование элементарных математических представлений, музыкальному и физическому воспитанию;

- в индивидуальной коррекционной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры, направленные на социальное развитие детей с ОВЗ.

Использование педагогами представленных игр особенно полезно в коррекционно-педагогической работе с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии. Социальное развитие ребенка...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Роль дидактической игры в сенсорном воспитании детей....

Сенсорное развитие детей младшего школьного возраста в адаптационный период

Сенсорное развитие детей младшего школьного возраста в адаптационный период...

Сенсорное развитие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях полифункциональной интерактивной среды

Проблема определения путей, методов и средств оказания комплексной психолого- педагогической помощи детям с выраженной умственной отсталостью является чрезвычайно актуальной задачей....

Игры и игрушки для сенсорного развития детей 2-3 лет.

Игры и игрушки для сенсорного развития детей 2-3 лет....

Игры для сенсорного развития детей 2-3 лет.

Игры для сенсорного развития детей 2-3 лет....