Тема: Формирование и развитие оценочной самостоятельности младших школьников.
статья

        Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последние десятилетия – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных  умений, на развитие самостоятельности учебных действий – влекут за собой и изменения в системе оценивания школьников.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simkina.docx79.02 КБ

Предварительный просмотр:

   

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

г. Черногорска

        

Тема: Формирование и развитие оценочной самостоятельности младших школьников.

Симкина Наталья Германовна

Учителя начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»

                                                       г. Черногорска

        Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последние десятилетия – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных  умений, на развитие самостоятельности учебных действий – влекут за собой и изменения в системе оценивания школьников.  

     Новый стандарт ставит перед начальной школой важную социальную задачу: развивать у обучающихся умение контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их исправления, ставить цель, планировать свою деятельность и добиваться результатов. Чтобы успешно реализовать эту задачу, ученика необходимо научить определенным оценочным умениям, включить его в активную деятельность.

Учителю отводится очень важная роль. Он должен создавать на уроке условия, способствующие становлению и развитию таких личностных проявлений младших школьников, как самостоятельное целеполагание, развитая рефлексия, адекватная самооценка, гибкое мышление.

     «Самооценка – это важнейший орган душевной жизни, служащий для регуляции поведения и деятельности человека, его успехов и неудач». (Г.А.Цукерман).

«Тот, кто сумел оценить свою работу, тот и получает преимущества в движении вперёд» (Слайд№2)

                                                                                                Евгений Доманский

    Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки.

Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников. Представления о себе -  основа самооценки младших школьников. Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности.

   

           В самооценке отражаются представления ребенка как об уже достигнутом, так и о том, к чему он стремится, проект его будущего - пусть еще несовершенный, но играющий огромную роль в саморегуляции его поведения в целом и учебной деятельности в частности.

           Самооценка ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как он относится к достижениям других. Из наблюдений известно, что дети с повышенной самооценкой не обязательно расхваливают себя, но зато они охотно бракуют все, что делают другие. Ученики с пониженной самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения товарищей.

    Самооценка базируется на сотрудничестве ученика и учителя: оценку осуществляют учитель и ученик сообща. Если оценивание проводится сразу, после того как ученик предъявил свое решение, то учитель и ученик определяют оценку в диалоге. Если оценивание проводится после сдачи письменного задания учителю, то ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную ему оценку, в диалоге с учителем.

Главная задача учителя -научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной -залог успешности ученика.

(Слайд№3)

Самооценка школьника выполняет несколько функций:

  • обучающая — когда ребенок выполняет упражнения, а потом оценивает их результат, он заново повторяет учебный материал;
  • стимулирующая — невыполненные упражнения побуждают школьника приложить больше сил в следующий раз;
  • мотивационная — воспитывает стремление добиваться своего;
  • аналитическая — побуждает использовать структурное мышление и упорядочивать опыт и знания.

Чтобы ученики адекватно реагировали на оценку учителя, чтобы они не попали в зону тревожности, необходимо формировать у них собственную контролирующую деятельность, объективную самооценку.(Слайд№4)

1 класс

Ребёнок способен оценивать себя по критериям, выработанным вместе с учителем.

2 класс

Учащиеся способны самостоятельно определять критерии самооценки.

3 класс

Ученик может по тексту работы определить сформированностькаких умений проверяется.

4 класс

Совершенствуется контрольно –оценочная деятельность учащихся по отслеживанию своего опыта.

Обучать умению самостоятельно оценивать результат своей деятельности начинается с первых уроков в первом классе.

 Какие же существуют формы самооценки?(Слайд№5)


1. Речевые.
2. Знаковые письменные (цифры, смайлики и т.п.)
3.Знаковые внешние (оценка с помощью пальчиков, различных карточек и т.п.)
4. Шкалы.
5. Таблицы.

Для реализации этого правила ученик должен освоить алгоритм  действий по самооценке.

Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик)(Слайд№6)

1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании? Какая была цель, что нужно          было получить в результате?

2-й шаг. Удалось выполнить задание? Найдено решение?

3-й шаг. Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой?

 ( Какой?)

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с чьей-то помощью?

5-й шаг. Какую отметку ты себе поставишь?

Действия по развитию у учеников самооценки

  1. Шаг. Сначала учитель просит оценивать результаты своей работы более подготовленных учеников.
  2. Шаг. Первое время учитель помогает ученику: сам задает ему вопросы по алгоритму самооценки. Ученик дает  ответы, учитель поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки. Все остальные ученики в этот момент наблюдают, как происходит самооценка.
  3. Шаг. На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагается дать по очереди всем ученикам класса.
  4. Шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов учитель предлагает ученикам самим задавать себе вопросы и отвечать на них. Помимо диалога самооценка может производиться при коллективной проверке письменных  заданий. Каждый ученик по образцу проверяет правильность выполнения  свей работы и оценивает свое решение. Учитель опрашивает учеников, как они себя оценили и выясняет причины, по которым они оценили себя так, а не иначе. Тут же приводятся пути решения проблемы на будущее.
  5. Шаг. Когда ученики научаться оценивать себя самостоятельно, базовое умение самооценки можно считать сформированным.

  В своей работе я  использую различные приемы самооценки и самоконтроля.(Слайд№)

(Приложение№1)

                                                       Заключение

    Самооценка относится к наиболее важным аспектам формирования личности. Развитие адекватной самооценки — не просто способ сделаться счастливым человеком. Это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь, поэтому особое внимание следует уделять формированию самооценки в младшем школьном возрасте.

    Самооценка младшего школьника характеризуется отражением в ней собственной активности ребёнка, его интеллектуальных возможностей, способностью преодолевать трудности. Это проявляется в поведении учащегося, в образовательном процессе, а также в его социальной адаптации.

Для того чтобы помочь ребёнку повысить самооценку, нужно учить его умению учиться – умению видеть подлинные учебные задачи и находить оптимальные способы их решения. Это важно не только непосредственно в процессе учёбы, но и в любой другой деятельности.

    Таким образом, организуя учебную деятельность, учитель должен сознательно и целенаправленно формировать самооценку школьника. Важно предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться.

        Ребёнок с адекватной самооценкой и сформированными навыками самоконтроля сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе. И в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни. А именно такая задача ставится перед современным образованием.

    Роль учителя в формировании адекватной самооценки у младших школьников сводится к следующему:

- определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний – то есть насколько обучение соответствует современным целям образования;

 - развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самих себя, находить и исправлять собственные ошибки;

- мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием, создать комфортную обстановку, сберечь психологическое здоровье детей.

    Также необходимо помнить о следующем: если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, давайте учить их свободе решений и ответственности за свой выбор.

Список литературы.

  1. Амонашвили, Ш.А. Размышления об оценочной основе педагогического процесса // Размышления о гуманной педаго¬гике. [Текст]/ Ш.А.   Амонашвили - М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2001.
  2.  Ананьев Б.Г. Проблемы возрастной психологии. – М.: ДиректМедиаПаблишинг, 2008.
  3. Аспер К. – М.: Добросвет, 2008.
  4. Выготский Л.С. «Педагогическая психология» М., Педагогика, 1991.
  5. Феннел М. Как повысить самооценку. – М.: АСТ, 2005.

ПРИМЕРЫ ЛИСТОВ САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ:

Вариант 1.

Лист самооценки работы группы

Оцени работу своей группы:

Все ли члены группы принимали участие в работе?

А) Да, все работали одинаково;

Б) Нет, работал только один;

В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.

Дружно ли вы работали? Были ссоры?

А) Работали дружно, ссор не было;

Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;

В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

Тебе нравится результат работы группы?

А) Да, всё получилось хорошо;

Б) Нравится, но можно сделать лучше;

В) Нет, не нравится.

4. Оцени свой вклад в работу группы.

А) Почти всё сделали без меня;

Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;

В) Я принимал участие в обсуждении.

 

Вариант 2.

Лист самооценки работы в паре

Оцени свою работу в паре:

Утверждение

Полностью

согласен

Частично

согласен

Не согласен

Затрудняюсь

ответить

Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий

 

 

 

 

При разногласиях я принимаю другое решение

 

 

 

 

Большинство решений предложено мной

 

 

 

 

Если не согласен, я не спорю, предлагаю другое решение

 

 

 

 

Работать в паре труднее, чем одному

 

 

 

 

Мне интереснее и полезнее работать в паре

 

 

 

 

 

Вариант 3.

Лист самооценки ____________________________________

п\п

Критерии оценивания

Оценка

Всё получилось

Не совсем всё получилось

Не получилось

(почему)

1

Найти информацию самостоятельно

 

 

 

2

Выбрать самое основное для сообщения

 

 

 

3

Оформить работу

 

 

 

4

Оцени свой вклад в работу группы.

Отметь свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке.

Почти Без

всё сделали меня

без меня работа бы не

получилась

 

Вариант 4.

Маршрутный лист самооценки

Оцените работу своей группы.

заданий

Показатель

Самооценка

1.Найдите родственные слова в стихотворении.

Работали дружно, слушали друг друга

 

Высказывали свою точку зрения, не ссорились

 

Трудно было договориться.

 

2.С каким определением согласны?

Работали дружно, слушали друг друга

 

Высказывали свою точку зрения, не ссорились

 

Трудно было договориться.

 

3.Составляем модель

Все работали одинаково

 

Работал только один

 

Кто-то работал больше, кто-то меньше других

 

4. Приглашаем «родственников» в гости

Работали дружно, слушали друг друга

 

Высказывали свою точку зрения, не ссорились

 

Трудно было договориться.

 

Результат работы группы.

За весь урок

 

«Отличная работа! Молодцы!» -

«Хорошая работа!» -

«Не очень получилось» -

 

Вариант 5.

Оценочный лист

Критерии оценки

Оцениваю себя сам

Оценка товарища

1. Активно работал в группе

 

 

2. Выполнял свои обязанности

 

 

3. Соблюдал культуру общения

 

 

 

++ у меня всё получилось

-+ были затруднения, но я справился

у меня не получилось работать в группе

++ у тебя всё получилось

-+ у тебя возникли затруднения,

но ты справился

- у тебя не получилось работать в группе

4.Оценка работы группы (поставить знак +)

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя

 

Вариант 6.

Лист самооценки и взаимооценки в работе над проектом

Критерий
(за каждый критерий – от 0 до 5 баллов)

Моя
оценка

Оценка группы

Комментарий учителя

Я внес (-ла) большой вклад в работу группы

 

 

 

Я умею выслушивать мнения других ребят, принимать другую точку зрения

 

 

 

Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать

 

 

 

Я готов(а) принимать новые и неожиданные идеи, отличающиеся от моего первоначального мнения

 

 

 

 

Вариант 7.

Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке.

Ответь на вопросы:

1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) ____________________________________________

_____________________________________________

2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?) ____________________________________

_____________________________________________

3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (ЧТО?)

_____________________________________________________________________________-

4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?)

_____________________________________________________________________________

5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?)

Осталось непонятным (ЧТО?) _________________________________________________

_____________________________________________

6. Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?)

____________________________________________________________________________-

 

Вариант 8.

Закончите предложения:

1. На уроке для меня было важно______________________________________

______________________________________________________________

2. На уроке мне было сложно_________________________________________

_______________________________________________________________

3. Теперь я умею__________________________________________________

__________________________________________________________________

4. На уроке у меня получилось_____________________________________

______________________________________________________________

 

Вариант 9.

Оцени сегодняшний урок знаком «+»:

Урок полезен, все понятно.

 

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

 

Еще придется потрудиться.

 

Да, трудно все-таки учиться!

 

 

Вариант 10.

Лист успеха _________________________________________

Пример по теме «Безличные глаголы»

Мои достижения

Сомневаюсь

Планирую

Знаю

Умею

Значения

 

 

 

 

Формы

 

 

 

 

Личные глаголы в значении безличных

 

 

 

 

Употребление в речи

 

 

 

 

Нахождение в тексте

 

 

 

 

Вывод

 

 

Вариант 11.

Лист самооценки

Критерии

Показатели

Оценка успешности

«Я»

себя чувствовал в процессе учения

было ли мне комфортно

с каким настроением я работал

доволен ли собой

5

4

3

2

1

«Мы»

насколько мне было комфортно работать в составе малой группы

какие у меня были затруднения в общении с группой.

смог ли я помочь товарищам

смогли ли они мне помочь

5

4

3

2

1

«Дело»

я достиг цели учения

учебный материал нужен для дальнейшей учебы, для практики, он просто интересен

в чем я затруднялся, почему

как мне преодолеть свои проблемы

5

4

3

2

1

 

Вариант 12.

Маршрутный лист

Ф. И. ___________________________________________________________________

ТЕМА УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): _______________________________________________________________________

ЦЕЛЬ УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): ___________________________________________________________________________

Этап

Учебная деятельность

Моё участие на данном этапе

(Отметьте верные для вас утверждения галочкой)

Начало урока

Настрой на урок

включился с желанием узнать новое

включился с интересом

включился, так как надо

1 шаг

Повторение пройденного материала

получил правильный результат, работая индивидуально и в паре

получил правильный результат, работая индивидуально

передал инициативу партнеру, работая в паре

2 шаг

Выполнение пробного задания - действия

попробовал выполнить задание, но не смог обосновать как

попробовал выполнить задание, но встретился с затруднением

не попробовал выполнить задание

3 шаг

Построение проекта выхода из затруднения

активно выдвигал идеи при обсуждении построения проекта

с интересом участвовал в обсуждении построения проекта

согласился с большинством при обсуждении построения проекта

4 шаг

Реализация проекта выхода из затруднения

успешно работал в группе

работа в группе принесла удовлетворение

передал инициативу партнерам в группе

5 шаг

Первичное закрепление

отвечал у доски, применяя новое знание

получил результат схожий с образцом, работая на месте

списывал готовый результат с доски, закрепляя новое знание

6 шаг

Самостоятельная работа с самопроверкой

выполнил самостоятельно задание без ошибок

выполнил самостоятельно задание с ошибками, понял их и исправил

не смог самостоятельно выполнить задание, отложил на потом

7 шаг

Применение нового материала в системе знаний

принял активное участие в работе

участвовал в работе по мере своих возможностей

созерцал происходящее на данном этапе

8 - 9 шаги

Инструктаж по домашнему заданию и итог урока

мне всё понятно по теме урока, я успешно выполню домашнее задание

мне в целом понятна тема, я внимательно буду делать домашнее задание

мне понятна большая часть темы, перед выполнением домашнего задания проконсультируюсь у учителя или одноклассника.

 

Вариант 13.

Лист самоконтроля

На каждом этапе оцени свою работу, выбрав в нужной строке знак «+».

Этап

Учебная деятельность

Выполнил безошибочно

Выполнил с ошибками

Испытывал большие затруднения

Начало урока

Настрой на урок

 

 

 

1 шаг

Повторение пройденного материала

 

 

 

2 шаг

Выполнение пробного задания - действия

 

 

 

3 шаг

Построение проекта выхода из затруднения

 

 

 

4 шаг

Реализация проекта выхода из затруднения

 

 

 

5 шаг

Первичное закрепление

 

 

 

6 шаг

Самостоятельная работа с самопроверкой

 

 

 

7 шаг

Применение нового материала в системе знаний

 

 

 

8 - 9 шаги

Инструктаж по домашнему заданию и итог урока

 

 

 

 

Вариант 14.

Карта самонаблюдения.

 

Деятельность

Я доволен своей работой.

Я старался, но не всё получилось.

Я недоволен своей работой.

-

 

Вариант 15.

Оценочный лист ученика класса __________________

+ могу\ знаю +\- сомневаюсь - не могу\ не знаю

№п\п

Критерии

Сам

Учитель

1

Знаю тему урока

 

 

2

Знаю цель урока

 

 

3

Знаю план достижения цели

 

 

4

Могу работать по плану

 

 

5

Могу хорошо читать текст

 

 

6

Умею отвечать на вопросы по тексту

 

 

7

Сам могу составить вопрос к тексту

 

 

8

Умею работать в группе

 

 

9

Могу доказать свои высказывания

 

 

10

Могу оценить свою работу на уроке

 

 

11

Могу оценить работу своих товарищей

 

 

12

Могу сказатьчто урок прошел с пользой

 

 

 

Вариант 16.

Лист самооценки.

Критерии:

Да + нет -

На уроке я отвечал всегда устно полным ответом.

 

Я решил без ошибок в тетради примеры и задачу.

 

Я помогал в группе решать задачу, высказывал свое мнение.

 

Мое мнение в группе чаще всего учитывалось и др.

 

 

 

Вариант 17.

Лист самооценки

У каждого ученика лист с двумя шкалами

 

 

Интересный урок Моё участие

- Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался.

А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.

КраснквРаботал не в полную силу, хочу улучшить результат.

ЗелкваРаботал активно, результатом доволен.

Вариант 18.

Деятельность за урок

Сумма баллов

Оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пример

д/з

Работа в группах

Устные ответы

Фиксирование

результатов в тетради

Сумма

баллов

Оценка

1-4 балла

1-3 балла

По 1 баллу

1-4 баллов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Норма оценки:

6-7 баллов – оценка «3»

8-9 баллов – оценка «4»

Более 10 баллов – оценка «5»

 

Вариант 19.

Вариант 20.

Лист самооценки

Ф.И. ученика___________________________________________



10
9
8

7
6
5
4
3
2
1
0

 

Вариант 21.

Лист самооценки

Ф.И. ученика ____________________________________

У каждого ученика лист с двумя домиками (для уроков письма).

   

 

ПРАВИЛЬНОСТЬ КРАСОТА

8

 

 

7

 

 

6

 

 

5

 

 

4

 

 

3

 

 

2

 

 

1

 

 

 

Я

У

8

 

 

7

 

 

6

 

 

5

 

 

4

 

 

3

 

 

2

 

 

1

 

 

 

Я

У

- Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя домиками.
- Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько 
правильно вы научились писать элементы букв.

- А теперь оцените свою работу на уроке, насколько красиво каждый из вас сегодня написал, выполняя классную работу в прописях.

 

Степаненко Валентина ИвановнаПреподаватель начальных классах. Имеет образование психолога. Обладатель Президентского Гранта в 2015 году.

Примеры листов самооценки учащихся на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья:"ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

Статья"Формирование и развитие оценочной деятельности младших школьников"....

Введение технологии оценивания образовательных достижений в школе I ступени как средство развития оценочной самостоятельности младших школьников (обобщение опыта)

Презентация:"Введение  технологии оценивания образовательных достижений  в школе I ступени  как средство развития  оценочной самостоятельности  младших школьников". (обобщение...

Методическая разработка "Формирование и развитие контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников в системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова"

В своей работе я:·         рассматриваю развивающее образование как целостную исторически сложившуюся и развивающуюся педагогическую систему обучения;·...

Развитие оценочной самостоятельности младших школьников

Модернизация российской системы образования, обусловленная потребностями развития современного общества, предполагает решение ряда задач, первостепенной из которых является обеспечение нового качества...

Формирование и развитие оценочной самостоятельности младших школьников.

laquo;Тот, кто сумел оценить свою работу, тот и получает преимущества в движении вперёд» Евгений Доманск  Контроль и оценка — важнейшие компоненты учебной деятельности...

Тема: Формирование и развитие оценочной самостоятельности младших школьников.

      Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последние десятилетия – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обуче...

Отчет по самообразованию на тему "Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка литературного чтения"

Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционирова...