Статья "Проектная деятельность в начальной школе"
методическая разработка

Шаталова Светлана Викторовна

Проектная деятельность в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в начальной школе

  Игровой проект это начальный этап работы, когда учитель формирует у ребенка мотивационные и проектировочные умения. Затем используются исполнительские проекты, которые помогут сформировать  следующие способности:

  • Рефлексировать ( видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия  в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других)

Для  продуктивной  проектной деятельности младшему школьнику необходима особая «готовность», заключающаяся в следующем. Сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений:

  • Умение спрашивать, выяснять точку зрения других учеников.
  • Умение выражать свою точку зрения понятно для окружающих, формулировать свое мнение, аргументировать его, доказывать.
  • Умение управлять голосом, говорить четко, регулировать громкость голоса в зависимости от ситуации.
  • Умение договариваться

Вид проекта

 Деятельность  педагога

Деятельность учащегося

Тематика

1 класс

Исполнительский проект  

(вид деятельности – игровой)

(учитель полностью руководит деятельностью детей)

Мини проекты

 Предлагает темы проектов, ставит вопросы, помогает определить цель.

(педагог создает условие для вовлечение обучающегося к деятельности)

Продумывает, осмысливает темы; сравнивает,  характеризует предметы и объекты;

Отвечает на вопросы, с помощью учителя формирует цель деятельности.  

  1. Нарисовать животных, подобрать иллюстрации животных
  2. Нарисовать автомобиль и подобрать иллюстрации
  3. Овощи и фрукты
  4. Профессии
  5. Посуда
  6. Времена года
  7. Любимая игрушка
  8. Моя семья
  9. Как я помогаю маме
  10. Мои питомцы
  11. В лесу
  12. Защитники природы
  13. Кто в поле трудится?
  14. Моя любимая сказка
  15. Виды спорта

2 класс

Исполнительский проект

 

Предлагает темы проектов, ставит вопросы, помогает определить цель.

Формирует проблемные вопросы. Формирует                              умение  ставить   цель работы, выявлять задачи. Формулировать тему. Составляет план (педагог организовывает предметно развивающую среду, в которой ребенок сможет найти для себя интересный вопрос, проблему. Решением которой станет мини проект с использованием данной тематики)

Продумывает, осмысливает темы; сравнивает,  характеризует предметы и объекты;

 Формирует вопросы, ставит проблему. Составляет план совместно с учителем, Анализирует последовательность выполнения.

  1. Стихи об осине
  2. Подобрать произведения, в которых упоминается время года осень
  3. Сказки о животных
  4. Подобрать сказки, где главный герой медведь
  5. Подобрать сказки, где главный герой лиса
  6. Подобрать сказки, где главный герой заяц
  7. Подобрать сказки, где главный герой волк
  8. Рассказы о животных
  9. Рассказы о диких животных
  10. Рассказы о домашних животных
  11. Рассказы о птицах
  12. Стихи о зиме
  13. Подобрать сказки, в которых упоминается время года зима.
  14. Подобрать сказки, в которых есть герой Дедушка Мороз
  15. Подобрать стихи о Дедушке Морозе
  16. Стихи о елочке
  17. Стихи о папе
  18.  Стихи о военных
  19.  Стихи о весне
  20. Подобрать сказки, в которых упоминается время года весна.

2 класс

Исполнительский проект

 

 Предлагает темы проектов, ставит вопросы, помогает определить цель. Учит формулировать тему.

Учит формирует проблемные вопросы, Формирует                              умение  ставить   цель работы, выявлять задачи. Учит составлять план работы.

Продумывает, осмысливает темы; сравнивает,  характеризует предметы и объекты;

 Формирует вопросы, ставит проблему. Составляет план совместно с учителем, Анализирует последовательность выполнения.

  1. Стихи о маме
  2. Стихи о бабушке
  3. Подобрать рассказы о семье
  4. Подобрать стихи и рассказы  о растениях
  5. Подобрать стихи и рассказы  о деревьях
  6. Подобрать сказки  о насекомых
  7. Подобрать произведения о транспорте
  8. Произведения о профессии врач
  9. Произведения о профессии полицейский
  10. Подобрать произведения о профессии повар
  11. Произведения о войне  
  12. Стихи о войне
  13. Произведения о школьниках
  14. Произведения о лете
  15. Произведения о войне  

 

3 класс

?????????

Конструктивный проект

Работа, направленная на формирование умения ставить цель и задачи деятельности (для чего я беру эту книгу, что в ней мне интересно, какой  вывод я могу для себя сформулировать).

 

Учить формировать проблемную ситуацию. Учит выдвигать гипотезу.

Формировать умение выбирать из текста нужную информацию.

Сравнивать, анализировать, обобщать,                        систематизировать.

Учит работать по плану. Учит делать выводы и обобщения.          

Учить оформлять результат   проекта.

Учить защищать проект.  

Продумывает, осмысливает тему; сравнивает,  характеризует предметы и объекты;

 Формирует вопросы, ставит проблему. Выдвигает гипотезу. Составляет план.   Анализирует последовательность выполнения. Делает выводы.

  1. Добро и зло в русских народных сказках
  2. Какие они – сказочные герои?
  3. Правда и ложь в произведениях
  4. Краски осени
  5. Добро с кулаками
  6. Время
  7. Красота родной природы
  8. Моё увлечение
  9. Герои в литературе
  10. Герои Великой Отечественной войны
  11. Награды в моей семье
  12. История одного предмета

Какие факторы влияют на рост растений

4 класс

Творческие проекты

Учитель в роле координатора,  он руководит, направляет, подсказывает.

Помогает определить проблему, нацеливает на выдвижении гипотезы, анализирует пункты плана, оказывает помощь, осуществляет контроль. Помогает сформулировать выводы.

Продумывает, осмысливает темы, выбирает тему. Формулирует цели и задачи деятельности. Выдвигает гипотезу. Составляет план решения проблемы, работает по плану, собирает, анализирует и систематизирует информацию, готовит защиту проекта.

Свободный выбор тем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"...

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Доклад на МО учителей начальных классов "Проектная деятельность в начальной школе"

В докладе раскрывается роль метода учебных проектов, описываются этапы внедрения данного метода в начальной школе, описывается характер взаимодействия учителя и учеников и роль родителей в организации...

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Выступление на Республиканской научно – практической конференции «Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения» «Проектная деятельность - как способ организации продуктивной деятельности в начальной школе

Выступление на Республиканской научно – практической конференции«Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения»на тему: «Про...

«Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»

laquo;Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»...