Технология проблемного диалога
учебно-методический материал
Наиболее продуктивной является технология проблемного диалога. Данная технология может быть использована в любой общеобразовательной системе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_problemnogo_dialoga.docx | 31.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проблемного диалога – как средство реализации ФГОС
Начальная школа является ключевым этапом процесса обучения, оказывающего существенное влияние на все сферы дальнейшей деятельности личности. Такие результаты начальной школы, как интерес и любовь к чтению, уважительное и бережное отношение к природе и окружающему миру, возможность выразить себя в искусстве, спорте, общественно- полезном труде, к сотрудничеству, способность организовать пространство вокруг себя, взять на себя ответственность за свою работу в идеале формируются в виде системы умений и способов действий со знаниями. Именно, начальная школа закладывает начала умений, способностей и чувств.
На сегодня начальная школа – ступень наиболее подверженная включению в нее инновационного движения. Присутствует множество научных исследований по оптимизации, усовершенствованию процесса обучения и воспитания. Практика показывает, что учителя начальной школы находятся в постоянном поиске форм, технологий, концепций оптимальной организации учебно-воспитательного процесса в школе.
В Конвенции ООН о правах ребенка статья 28.2 гласит: “Государства - участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка». Это декларируется в законе РФ “Об образовании”. В статье 32.3 говорится: “ Образовательное учреждение несет ответственность за качество образования своих выпускников”. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года прописаны следующие приоритеты в деятельности учителя: создание новой информационной образовательной среды, обеспечивающей доступность образования и успешную социализацию учащихся, включая детей с ограниченными возможностями здоровья; осуществление педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных
маршрутов учащихся; использование деятельностного подхода в обучении учащихся (структура урока становится динамичной, присутствует целый набор разнообразных действий и операций, объединенных в целесообразную деятельность);
поддержка инициативы ученика в нужном направлении и обеспечение приоритета его деятельности по отношению к своей собственной.
В современном образовании ключевую роль играют следующие факторы: планирование соответствия образовательных целей новым образовательным результатам;
анализ результатов использования различных методических моделей, методик, технологий и приемов обучения в ходе своей профессиональной деятельности;
формирование творческой активности школьников, включение их в проектную, поисковую, экспериментальную и исследовательскую деятельность;
создание ситуации успешности для учащихся.
Психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.
Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на “хороших” и “плохих”, “умных” и “глупых”.Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.
Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения( Приказ Мин.обр.и науки РФ от 23.11.2009г.№ 655) ориентирует школу на достижение новых результатов образования, что возможно, в том числе, при использовании современных образовательных технологий деятельностного типа.
Неоднократно я задавалась вопросом: что изменится в личности школьника в результате начального образования, чем он принципиально будет отличаться от себя самого, начавшего обучение в школе?
И находила ответы на свои вопросы, апробируя предложенные образовательные технологии, пропуская их через себя, своих учеников. В результате своих поисков я пришла к выводу, что наиболее продуктивной для меня является технология проблемного диалога. Данная технология может быть использована в любой общеобразовательной системе.
Много лет работаю по традиционной образовательной программе «Школа России». Использовала на уроках элементы проблемного диалога. Понимала, насколько детям было интересно открывать новое самостоятельно, или в споре, наталкиваясь на противоречия, выдвигать гипотезы, выстраивать логическую цепочку. Понимала, что когда дети сами найдут истину, они запомнят её надолго и крепко.
И на сегодня технологию проблемного диалога как средство реализации ФГОС предполагает образовательная система «Школа России», по которой я работаю. « Сегодня проблемный диалог широко шагает по стране, находит новых сторонников и несёт свой позитив всем: и тем, кого обучают, и тем, кто обучает.»- считает автор технологии Мельникова Елена Леонидовна.
Цель проблемно-диалогической технологии – научить самостоятельно решать проблемы посредством открытия знаний вместе с детьми.
На уроках превалирует самостоятельная деятельность участников, основанная на свободе выбора, умело и незаметно управляемой учителем. Работая с каким-то материалом, рассматривая его в связи с ранее полученными знаниями, фиксируя и анализируя их, обучающиеся формируют свое понимание изучаемого предмета или явления в целом.
Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. На уроках изучения нового материала проработываются два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.
Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.
Применяю два вида диалога: побуждающий и подводящий. Наибольшее внимание уделяется побуждающему диалогу, как более сложному методу в моей работе.
Данная технология предполагает, что ребёнок под руководством учителя открывает новые знания, учится самостоятельно мыслить,систематизировать, анализировать и подбирать недостающие факты.
В рамках технологии разработаны приёмы создания проблемной ситуации, т.е.спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме. Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность и др.
Проблемная ситуация вызывает у детей удивление или затруднение.
Приведу пример урока русского языка по технологии проблемного диалога, где применяется классический приём создания проблемной ситуации с «удивлением», сущность которого: столкнуть разные мнения учеников практическим заданием.
Урок русского языка в 3 классе по теме “Знакомство с понятием «сложные слова»”.
Постановка учебной проблемы | -Ученики одного класса выполнили задание так: мухоловка мухоловка -Какой возникает вопрос? -Почему так птицу назвали? | -Кто из учеников прав? Сколько корней в слове мухоловка? Она ловит мух. |
Выдвижение гипотезы | Давайте проверим, подберём однокоренные слова. -Какой корень в слове муха? -Какой корень в слове ловит? | Муха, мухобойка. Ловец, ловля, ловлю. |
Подводящий к теме диалог | Проверим -Есть ли корни мух и лов в слове мухоловка? | В слове мухоловка есть корень мух и корень лов. |
Подводящий к теме диалог | -Так сколько корней в слове мухоловка? | В этом слове два корня. |
Формулировка темы | Итак, над какой темой мы будем работать сегодня? | Слова, которые имеют два корня, или сложные слова. |
В ходе обсуждения возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня в сложных словах.
А вот пример урока математики в 3 классе, где использовала прием «с затруднением».
Сущность приема: противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя.
Цель: Деление с остатком.
На доске : 80 : 8 16 : 4 14 : 3
48 : 3 72 : 72 66 : 11
Учащимся предлагаю найти частное чисел.
Учитель: Удалось ли вам выполнить задание полностью?
– С какой трудностью встретились?
– При делении 14 : 3 не получается целое число.
– Значит, чему мы сегодня будем учиться?
– Как решать примеры на деление, где в частном не получается целое число..
Пример приема «побуждающего от проблемной ситуации диалога»
Урок русского языка, 3 класс.
Тема: Понятие об окончании и основе слова.
Учитель: Какие части слова вы знаете?
Учащиеся: Корень, приставка, суффикс.
На доске запись: дочка, дочку, дочкой, дочке.
Учитель: Выделите части слова.
Учащиеся: Корень – доч-, суффикс – к-
Учитель: Как можно назвать последнюю часть слова?
Учащиеся: Окончание
Учитель: Выделите окончания.
Учитель: Как вы думаете, это одно и то же слово или разные слова? (Создание проблемной ситуации).
Учащиеся: Одно слово с разными окончаниями.
Учитель: Объясните свою точку зрения.
При организации на уроке подводящего диалога к формулированию нового опираюсь на знания учащихся ранее изученного материала. При этом ребята самостоятельно делают вывод.
Такой приём приводит к прочному запоминанию материала. Так, например, на основе полученных знаний во 2 классе о двузначных числах
( как образованы числа, сколько цифр использовали, название), при изучении темы в 3 классе «Трёхзначные числа» посредством подводящего диалога учащиеся формулируют вывод.
На доске запись: 103, 240, 426
Учитель: Сколько цифр потребовалось для записи каждого числа?
- Что означает каждая цифра в записи каждого числа?
-Как можно назвать такие числа?
На уроках используются формы обучения, взаимосвязанные с проблемно- диалогическими методами: фронтальная, парная, групповая, но они имеют здесь свою специфику. На первый план выдвигается личность обучающегося, который сам без вмешательства учителя, сталкивается с проблемой, сам конкретизирует её, формулирует вопросы, сам познает что-то новое, выделяет непонятное, отбирает то, что нужно затем обсудить в паре, группе, а может быть и вынести для всеобщего обсуждения. Следовательно, он отвечает не только за свои знания, но и за организацию самого процесса познания.
Критерием оценки результативности технологии являются: овладение учениками общеинтеллектуальными способами деятельности; развитие способности к рефлексии; развитие коммуникативной культуры школьников.
Основным результатом реализации данной технологии предполагается развитие способностей обучающихся к активному восприятию и познания себя, других людей, мира, а также к созиданию, творчеству, самооценке, самореализации в ходе дальнейшей жизни и образования, т.е. осознания себя как личности.
Нахожусь в постоянном поиске оптимальных форм и методов обучения, в своей педагогической практике использую передовой опыт учителей-новаторов.
Уроки с использованием технологии проблемного диалога приносят удовольствие и мне, и ребятам. Уроки дают не только творческое удовольствие, но и прочные знания, которые демонстрируются ребятами на тематических, рубежных и итоговых контрольных работах,
во внеклассной деятельности. При 100%-ной успеваемости качество знаний возросло с 40- 45% до 50-60%, средний балл с 3,5 до 3,8-4. На «отлично» окончила начальную школу ( 2016г.) Цыбденова Мария.
Качество знаний по русскому языку и математике в 4 классе. 2015-2016г. -русский язык –математика
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс Технология проблемного диалога и её роль в формировании регулятивных УУД
Задачи мастер-класса: выяснить, что собой представляют регулятивные УУД;познакомиться с перечнем РУУД, которые должны быть сформированы у обучающихся; узнать, с помощью чего можно сф...
Технология проблемного диалога как средство формирования учебно-познавательной мотивации учащихся начальных классов
Здесь описан опыт работы по теме "Технология проблеммного диалога"...
Статья "Использование технологии проблемного диалога в начальной школе"
В Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения акцент делается на умение ребенком применять полученные знания. А поэтому главный девиз программы "Школа 2100" - ...
Конспект урока по английскому языку для 3 класса "Пикник.Специфика употребления слов much,many,a lot of" к УМК М.З. Биболетовой с использованием технологии проблемного диалога
Данный урок разработан с использованием технологии проблемного диалога и влючает в себя цель урока, предметные, метапредметные и личностные результаты,рефлексию,подробно расписаны этапы урока, с...
Урок по теме: "Развитие умения различать приставки и предлоги" (технология проблемного диалога)
Тип урока. Урок открытия нового знания с использованием технологии проблемного диалога.Цели урока.Предметные: · развитие умения различать сходные приставки и ...
Современные образовательные технологии в условиях введения ФГОС НОО: технология проблемного диалога
Выступление на МО учителей...
Использование современных технологий в процессе обучения: технология проблемного диалога"
На примере урока окружающего мира...