Технология проблемного диалога
учебно-методический материал

Павлова Надежда Александровна

Наиболее продуктивной является технология проблемного диалога. Данная технология может быть использована в любой общеобразовательной системе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_problemnogo_dialoga.docx31.07 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проблемного диалога – как средство реализации ФГОС

  Начальная школа является ключевым этапом процесса обучения, оказывающего существенное влияние на все сферы дальнейшей деятельности личности. Такие результаты  начальной школы, как интерес и любовь к чтению, уважительное и бережное отношение к природе и окружающему миру, возможность выразить себя в искусстве, спорте, общественно- полезном труде, к сотрудничеству, способность организовать пространство вокруг себя, взять на себя ответственность за свою работу в идеале формируются в виде системы умений и способов действий со знаниями. Именно, начальная школа закладывает начала умений, способностей и чувств.

     На сегодня начальная школа – ступень наиболее подверженная включению в нее инновационного движения. Присутствует множество научных исследований по оптимизации, усовершенствованию процесса обучения и воспитания. Практика показывает, что учителя начальной школы находятся в постоянном поиске форм, технологий, концепций оптимальной организации учебно-воспитательного процесса в школе.

       В Конвенции ООН о правах ребенка статья 28.2 гласит: “Государства - участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка». Это декларируется в законе РФ “Об образовании”. В статье 32.3 говорится: “ Образовательное учреждение несет ответственность за качество образования своих выпускников”. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.

     В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, стратегической  целью является  достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.

      В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года прописаны следующие приоритеты в деятельности учителя: создание новой информационной образовательной среды, обеспечивающей доступность образования и успешную социализацию учащихся, включая детей с ограниченными возможностями здоровья; осуществление педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных

маршрутов учащихся; использование деятельностного подхода в обучении учащихся (структура урока становится динамичной, присутствует целый набор разнообразных действий и операций, объединенных в целесообразную деятельность);

поддержка инициативы ученика в нужном направлении и обеспечение приоритета его деятельности по отношению к своей собственной.

       В современном образовании  ключевую роль играют следующие факторы: планирование соответствия образовательных целей новым образовательным результатам;

анализ результатов использования различных методических моделей, методик, технологий и приемов обучения в ходе своей профессиональной деятельности;

формирование творческой активности школьников, включение их в проектную, поисковую, экспериментальную и исследовательскую деятельность;

создание ситуации успешности для учащихся.

       Психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на “хороших” и “плохих”, “умных” и “глупых”.Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.    

      Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения( Приказ Мин.обр.и науки РФ от 23.11.2009г.№ 655) ориентирует школу на достижение новых результатов образования, что возможно, в том числе, при использовании современных образовательных технологий деятельностного типа.

      Неоднократно я задавалась вопросом: что изменится в личности школьника в результате начального образования, чем он принципиально будет отличаться от себя самого, начавшего обучение в школе?

И находила ответы на свои вопросы, апробируя предложенные образовательные технологии, пропуская их через себя, своих учеников. В результате своих поисков я пришла к выводу, что наиболее продуктивной для меня является технология проблемного диалога. Данная технология может быть использована в любой общеобразовательной системе.

Много лет работаю  по традиционной образовательной программе «Школа России».  Использовала на уроках элементы проблемного диалога. Понимала, насколько детям было интересно открывать новое самостоятельно, или в споре, наталкиваясь на противоречия, выдвигать гипотезы, выстраивать логическую цепочку. Понимала, что когда дети сами найдут истину, они запомнят её надолго и крепко.


       И на сегодня технологию проблемного диалога как средство реализации ФГОС предполагает  образовательная система «Школа России», по которой я работаю. « Сегодня проблемный диалог широко шагает по стране, находит новых сторонников и несёт свой позитив всем: и тем, кого обучают, и тем, кто обучает.»- считает автор технологии Мельникова Елена Леонидовна.

      Цель проблемно-диалогической технологии – научить самостоятельно решать проблемы посредством открытия знаний вместе с детьми.

На уроках превалирует самостоятельная деятельность участников, основанная на свободе выбора, умело и незаметно управляемой учителем. Работая с каким-то материалом, рассматривая его в связи с ранее полученными знаниями, фиксируя и анализируя их, обучающиеся формируют свое понимание изучаемого предмета или явления в целом.

Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. На уроках изучения нового материала проработываются два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

     Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.

Применяю два вида диалога: побуждающий и подводящий. Наибольшее    внимание уделяется побуждающему диалогу, как более сложному методу в моей работе.

     Данная технология предполагает, что ребёнок под руководством учителя открывает новые знания, учится самостоятельно мыслить,систематизировать, анализировать и подбирать недостающие факты.

     В рамках технологии разработаны приёмы создания проблемной ситуации, т.е.спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме. Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умение видеть за отдельными фактами закономерность и др.

     Проблемная ситуация вызывает у детей удивление или затруднение.

Приведу пример урока русского языка по технологии проблемного диалога, где применяется классический приём создания проблемной ситуации с «удивлением», сущность которого: столкнуть разные мнения учеников практическим заданием.

Урок русского языка в 3 классе по теме “Знакомство с понятием «сложные слова»”.

Постановка учебной проблемы

-Ученики одного класса выполнили задание так:

мухоловка мухоловка

-Какой возникает вопрос?

-Почему так птицу назвали?

-Кто из учеников прав? Сколько корней в слове мухоловка?

Она ловит мух.

Выдвижение гипотезы

Давайте проверим,

подберём однокоренные слова.

-Какой корень в слове муха?

-Какой корень в слове ловит?

Муха, мухобойка.

Ловец, ловля, ловлю.

Подводящий к теме диалог

Проверим

-Есть ли корни мух и лов в слове мухоловка?

В слове мухоловка есть корень мух и корень лов.

Подводящий к теме диалог

-Так сколько корней в слове мухоловка?

В этом слове два корня.

Формулировка темы

Итак, над какой темой мы будем работать сегодня?

Слова, которые имеют два корня, или сложные слова.

      В ходе обсуждения возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня в сложных словах.

      А вот пример урока математики в 3 классе, где использовала прием «с затруднением».

Сущность приема: противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя.

Цель: Деление с остатком.

На доске : 80 : 8          16 : 4             14 : 3

                  48 : 3           72 : 72          66 : 11

Учащимся предлагаю найти частное чисел.

Учитель: Удалось ли вам выполнить задание полностью?

– С какой трудностью встретились?

– При делении 14 : 3 не получается целое число.

– Значит, чему мы сегодня будем учиться?

– Как решать примеры на деление, где в частном не получается целое число..

Пример приема «побуждающего от проблемной ситуации диалога»

Урок русского языка, 3 класс.

Тема: Понятие об окончании и основе слова.

Учитель: Какие части слова вы знаете?

Учащиеся: Корень, приставка, суффикс.

На доске запись: дочка, дочку, дочкой, дочке.

Учитель: Выделите части слова.

Учащиеся: Корень – доч-, суффикс – к-

Учитель: Как можно назвать последнюю часть слова?

Учащиеся: Окончание

Учитель: Выделите окончания.

Учитель: Как вы думаете, это одно и то же слово или разные слова? (Создание проблемной ситуации).

Учащиеся: Одно слово с разными окончаниями.

Учитель: Объясните свою точку зрения.

     При организации на уроке подводящего диалога к формулированию нового опираюсь на знания учащихся ранее изученного материала. При этом ребята самостоятельно делают вывод.

    Такой приём приводит к прочному запоминанию материала. Так, например, на основе полученных знаний во 2 классе о двузначных числах

( как образованы числа, сколько цифр использовали, название), при изучении темы в 3 классе «Трёхзначные числа» посредством подводящего диалога учащиеся формулируют вывод.

На доске запись: 103, 240, 426

Учитель: Сколько цифр потребовалось для записи каждого числа?

- Что означает каждая цифра в записи каждого числа?

-Как можно назвать такие числа?

    На уроках используются формы обучения, взаимосвязанные с проблемно- диалогическими методами: фронтальная, парная, групповая, но они имеют здесь свою специфику. На первый план выдвигается личность обучающегося, который сам без вмешательства учителя, сталкивается с проблемой, сам конкретизирует её, формулирует вопросы, сам познает что-то новое, выделяет непонятное, отбирает то, что нужно затем обсудить в паре, группе, а может быть и вынести для всеобщего обсуждения. Следовательно, он отвечает не только за свои знания, но и за организацию самого процесса познания.

     Критерием оценки результативности технологии являются: овладение учениками общеинтеллектуальными способами деятельности; развитие способности к рефлексии; развитие коммуникативной культуры школьников.

      Основным результатом реализации данной технологии предполагается развитие способностей обучающихся к активному восприятию и познания себя, других людей, мира, а также к созиданию, творчеству, самооценке, самореализации в ходе дальнейшей жизни и образования, т.е. осознания себя как личности.

     Нахожусь в постоянном поиске оптимальных форм и методов обучения, в своей педагогической практике использую передовой опыт учителей-новаторов.

     Уроки с использованием технологии проблемного диалога приносят удовольствие и мне, и ребятам. Уроки дают не только творческое удовольствие, но и прочные знания, которые демонстрируются ребятами на тематических, рубежных и итоговых контрольных работах,

во внеклассной деятельности. При 100%-ной успеваемости  качество знаний возросло с 40- 45% до 50-60%, средний балл с 3,5 до 3,8-4. На «отлично» окончила начальную школу  ( 2016г.) Цыбденова Мария.

Качество знаний по русскому языку и математике в 4 классе. 2015-2016г. -русский язык –математика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Технология проблемного диалога и её роль в формировании регулятивных УУД

Задачи мастер-класса: выяснить, что собой представляют  регулятивные УУД;познакомиться с перечнем  РУУД, которые должны быть сформированы у обучающихся; узнать, с помощью чего можно сф...

Статья "Использование технологии проблемного диалога в начальной школе"

В Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения акцент делается на умение ребенком применять полученные знания.   А поэтому главный девиз программы "Школа 2100" - ...

Конспект урока по английскому языку для 3 класса "Пикник.Специфика употребления слов much,many,a lot of" к УМК М.З. Биболетовой с использованием технологии проблемного диалога

Данный урок разработан  с использованием технологии проблемного диалога и влючает в себя цель урока, предметные, метапредметные и личностные результаты,рефлексию,подробно расписаны этапы урока, с...

Урок по теме: "Развитие умения различать приставки и предлоги" (технология проблемного диалога)

Тип урока. Урок открытия нового знания с использованием технологии проблемного диалога.Цели урока.Предметные: ·        развитие умения различать сходные приставки и ...