Мастер-класс " Анализ и самоанализ современного урока- путь к его совершенствованию".
учебно-методический материал (3 класс)

Нечаева Ольга Юрьевна

Презентация "  Классификация видов самоанализа, Мастер- класс: «Анализ и самоанализ современного  урока -путь к его совершенствованию  ».Схема самоанализа урока по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс71.35 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс:

«Анализ и самоанализ современного  урока

-путь к его совершенствованию  ».

                                                   Сильным, опытным становится педагог,

                                                который умеет анализировать свой труд…

                                                                 

В. А Сухомлинский 

1.Психологический настрой  «Все в твоих руках».

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

            -Прежде чем мы начнем нашу работу, прошу вас послушать одну притчу.

Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

 В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя личностью. Мы можем, хотя бы на время сделать учеников успешными в этой жизни. В этом нам помогает современный урок.

Современный урок - это, прежде всего, урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Совершенно очевидно, что для осуществления всех сложных задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока, с застывшими навечно этапами и стандартной последовательностью их осуществления. А поэтому для понимания и осознания происходящего на уроке существует такой вид деятельности, как анализ урока.

Скажите тему мастер- класса.

            Порой легче продумать, подготовить и провести открытый урок,

  чем проанализировать свой же урок.  Садишься перед

  монитором компьютера или  листом бумаги и…. возникает чувство,

  что ты сороконожка, у которой спросили, какая из ног сделает шаг первой.

  На самом деле всё просто: нужно думать не о том, с какой ноги

  начинаешь шагать, а о том, куда в конечном итоге нужно прийти,

  и как это сделать.

           Что же такое самоанализ? Если заглянуть в словарь Ожегова, то там

 написано: “Самоанализ – анализ, оценка своих собственных  поступков,

переживаний.”

 Самоанализ урока же по ФГОС подразумевает анализ построения

 учебного  процесса на уроке, выявление оптимальных учебных задач,

 оценку рациональности подобранных учителем форм, содержания,

 методики обучения.

           Эффективность отдельного урока определяется не задачами, которые

 были поставлены педагогом, а знаниями, усвоенными учениками

 во время урока.

           Давайте поставим цель и задачи мастер-класса.

Цель:  передача коллегам личного профессионального опыта. 

Задачи: познакомить с различными видами самоанализа урока.

использовать результаты анализа для совершенствования педагогического мастерства учителя.

2. Классификация видов самоанализа

В современной педагогике выделяют несколько видов самоанализа урока,

каждый из которых затрагивает отдельную составляющую часть всего урока.

 Вот приблизительная классификация видов самоанализа:

 Краткий — самый простой вид, дающий главную оценку уроку: каковы

 были задачи, выполнены ли все заявленные цели урока.

Структурный, или поэтапный — анализ каждого этапа урока, каждого элемента, и, что не менее важно, анализ взаимосвязи этих этапов и элементов урока. 

Структурно-временной. Во время такого самоанализа учитель анализирует время, которое затрачивается на тот или иной этап урока, рациональное использование отведенного времени. Помогает понять, не была ли затянутой, к примеру, проверка домашнего задания, не мало ли времени было отведено времени на практическое применение нового правила или стоило уделить больше внимания объяснению новой темы.

Комбинированный — это оценка основной дидактической цели урока и его структурных элементов.

Дидактический — анализ методов и приемов, использованных учителем для достижения главной дидактической цели: формирования ЗУН.

Аспектный анализ — полная и подробная оценка отдельного аспекта урока: например, использование развивающих методов, использование приемов дифференцированного обучения, проверка ЗУН учащихся, применение технологии проблемного обучения, использование ИКТ на уроке и т.д.

Полный самоанализ. Этот тип самоанализа совмещает дидактический, аспектные виды анализа, проверку ЗУН учащихся и оценку результативности урока.

Психологический — оценивает, как учитель обеспечивает внимание учащихся на каждом этапе, как проводит индивидуальную работу, как используется мотивация и т.д.

Комплексный — объединяет в себе все вышеперечисленные типы анализов. Такой вид самоанализа применяется для оценки целого ряда уроков (например, при проведении аттестации учителя).

3. Метод «Что у меня на сердце»

                Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное,  а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на уроке может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко.

                В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на мастер-классе.

В основном в работе мы с вами используем полный самоанализ.

Рассмотрим структуру самоанализа урока по ФГОС.

           4 Схема самоанализа урока по ФГОС

Схема самоанализа урока по ФГОС

Класс___________

Предмет_________

Тема урока_________________________________________________________

(Вывод о степени её соответствия стандарту, учебной программе и учебно-тематическому планированию)

№ п/п

Этапы анализа

Пояснения

1.

Место данного урока в теме.

Как этот урок связан с предыдущим.

Как урок работает на последующие уроки.

2.

Особенности обучающихся, которые преподаватель учитывал при подготовке к уроку.

Краткая психолого-педагогическая характеристика класса: количество слабоуспевающих, сильных учащихся и т.д.

3.

Соответствие целей теме и типу урока.

Соответствует цели урока, не соответствует цели урока.

Цель урока определяется учителем, цель урока согласуется в обсуждении с учеником, оформляются несколько целей урока. (учителем для себя, учеником для себя).

Соответствует типу урока, не соответствует типу урока.

Тип урока

Целевое назначение

Урок первичного предъявления новых знаний

Первичное усвоение новых предметных ЗУНов,

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)

Урок применения предметных ЗУНов

Применение предметных ЗУНов  в условиях решения учебных задач повышенной сложности

Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов

Систематизация предметных ЗУНов, универсальных действий (решение предметных задач)

Урок повторения предметных ЗУНов

Закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД

Контрольный урок

Проверка предметных ЗУНов, умений решать практические задачи,

Коррекционный урок

Индивидуальная работа над допущенными ошибками

Комбинированный урок

Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока

Учебная экскурсия

Непосредственное изучение явлений окружающего мира

Урок решения практических, проектных задач

Практическая направленность изучения теоретических положений

4.

Содержание урока в соответствии с поставленной целью.

Соответствует, не соответствует.

Учитель (умеет, недостаточно умеет, не умеет) отбирать содержание учебного материала согласно поставленным целям и результатам обучения.

5.

Организационное начало урока

Количество времени, затраченное на организационное начало урока.

Количество присутствующих на уроке ___________ из ____________ человек.

Готовность учащихся к уроку

Подготовленность классного помещения.

6.

Мотивация

Каким образом происходит обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности

1 уровень

Эмоциональная (доброжелательность, заинтересованность учебным материалом)

2 уровень

Эмоциональная, содержательная (интересные формы, нестандартный урок и др.)

3 уровень

Эмоциональная, содержательная, социальная (ученик осознаёт, насколько важен для него учебный материал).

7.

Структура урока

Структура урока соответствует его типу, целевому назначению.

Структура урока не соответствует его типу, целевому назначению.

Логичны ли связи между этапами.

Соразмерность этапов урока выдержана, не выдержана.

8.

Методы обучения, выбранные для объяснения нового материала.

Соответствие методов обучения цели урока.

Какие методы обучения применялись на уроке:

  • Объяснительно-иллюстративный – рассказ, беседа, самостоятельная работа, описание.
  • Репродуктивный (по образу) – пересказ, списывание с доски по образцу, работа с книгой.
  • Проблемный – объяснение с опорой на наглядность.
  • Исследовательский – работа с книгой по поиску информации.
  • _Частично-поисковый – беседа с выводом.
  • Эвристический (открытие).

9.

Формы обучения, выбранные учителем

Формы обучения, выбранные учителем:

рассказ, беседа, самостоятельная работа, пересказ, лекция, тест, конференция, лабораторная работа, соревнование, контрольная работа, путешествие, семинар, зачёт, экскурсия, анализ работы учащихся, консультация, проверка домашнего задания  и т.д.                                                          

10.

Средства обучения, выбранные учителем.

Средства обучения, выбранные учителем:

учебные книги, справочники, словари, тетради с печатной основой, таблицы, чертежи, схемы, карты, картины, муляжи, модели, ТСО, спец.оборудование, индивидуальные карточки, дидактический материал и т.д.

11.

Отражение на уроке основных дидактических принципов

Дидактические принципы, используемые на уроке:

- научности;

-последовательности и систематичности;

- доступности;

- прочности;

- сознательности и активности;

- наглядности;

- связи теории и практики;

- учета возрастных особенностей и индивидуальных особенностей;

- принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации;

-принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности;

- другие. 

12.

Педагогические технологии, применяемые на уроке

Педагогические технологии, применяемые на уроке:

  • Проблемно-диалогическая технология
  • Технология формирования типа правильной читательской деятельности к самостоятельной деятельности (продуктивного чтения);
  • Технология оценивания учебных успехов.
  • Проектная технология.
  • Информационно-коммуникативные технологии.
  • Игровые технологии.
  • Здоровьесберегающий подход.
  • Педагогика сотрудничества.

Другие технологии.

13.

Как учитель стимулирует интерес к учению.

Учитель стимулирует интерес:

через познавательную книгу, учебную дискуссию, занимательные элементы, межпредметную связь, практическую направленность,  соревнование и т.д.

14.

Какие именно личностные результаты и УУД формируются в процессе урока

1. Личностные (нравственно-оценочные). Умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор.

2. Регулятивные (организационные). Умения организовывать свою деятельность.

3. Познавательные (интеллектуальные). Умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире.

4. Коммуникативные (коммуникативные). Умения общаться, взаимодействовать с людьми.

15.

Проверка усвоения учебного материала.

Проверялось интуитивно-визуально, выборочно, содержательно.

Применялись: пересказ изложенного, тест, ответы на вопросы, самоконтроль,  самостоятельная работа, взаимоконтроль.

Проверки учебного материала не было.

16.

Работа с классом

Применение диалоговых форм общения.

Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся.

Осуществление обратной связи: ученик – учитель.

- Обратная связь на уровне контроля (учитель спрашивает – ученик отвечает).

- Инициатива исходит от учителя (ставит проблему и т.п), но ученики могут выбрать способы и формы обратной связи.

- Постоянное «субъект/субъектное» взаимодействие между учителями и учащимися. (Обратная связь как особая образовательная среда (оценки обсуждаются совместно с учащимися). Рефлексия, самооценка не только результата, но и деятельности).

Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы

Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности.

Обучающиеся самостоятельно формулируют возникшие затруднения и осуществляют их коррекцию.

Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач.

Формирование навыков самоконтроля и самооценки.

Характер учебных заданий

Репродуктивный  (выполнение по образцу);

Репродуктивный с включением самостоятельной работы

Поисковый, творческий (должно быть не больше половины)

Система оценивания достижений учащихся

- Самооценка учащихся на основе словесной характеристики;

- Включение учащихся в обсуждение ответа;

- Выстраивание своей траектории обучения на уроке, заявка на оценку.

Выставлено отметок ________ , из них «5» _____ , «4» _____ , «3» ____ , «2» _____ .

Активность класса

(активны все, активна группа учащихся, большая часть класса пассивна)

Уровень усвоения знаний

1 уровень – информация дана в готовом виде

2 уровень – применяется знания по образцу

3 уровень – творческое применение знаний

  • Дисциплина учащихся

(отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)

17.

Психологические основы урока

Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи.

Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности.

Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока.

Наличие физкультминутки.

18.

Результативность урока

Результативность соответствует типу урока.

Тип урока

Результативность

Урок первичного предъявления новых знаний

Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач

Урок применения предметных ЗУНов

Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса

Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов

Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД

Урок повторения предметных ЗУНов

Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь

Контрольный урок

Результаты контрольной или самостоятельной работы

Коррекционный урок

Самостоятельное нахождение и исправление ошибок

Комбинированный урок

Запланированный результат

Учебная экскурсия

Применение ЗУНов при изучении явлений окружающего мира в реальных жизненных ситуациях; творческое оформление отчетов

Урок решения практических, проектных задач

Использование средств учебного курса в целях изучения окружающего мира

2. Результаты урока совпадают с целью урока, поставленной учителем.

- Результаты урока совпадают с целью урока, сформулированной совместно с учениками.

- Результаты урока совпадают с субъективными целями учеников и результатами контрольного среза. 

19.

Домашнее задание

1. Объяснено и задано до звонка; задано своевременно, но не объяснено; задано после звонка; не задано.

Оптимальный объем

Доступность инструктажа

Дифференциация, представление права выбора.

Задания, подобные классным. Объем не более 25-30 % от классной работы

Контекстные задания, для решения которых необходима информация (мотивирующие на более сложные задания).

20.

Подведение итогов деятельности

Учитель выясняет у обучающихся, что они узнали, запомнили.

Учитель организует рефлексию:

- ученики высказываются по поводу результата урока;

- ученики оценивают результат и процесс деятельности;

-  ученики объективно анализируют результаты урока и определяют субъектное значение результатов  деятельности.       

Подведение итогов не осуществляется ни в каком виде.

21.

Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя.

5. Я провела  самоанализ урока русского языка в 3 классе.

Самоанализ урока

1.Тема урока: Антонимы.

Урок был проведён по программе М.Л. Каленчук, Н.А.Чуракова «Перспективная начальная школа».

2. Тип урока: урок первичного усвоения новых знаний. 

3. Цель и задачи  урока –   формирование понятия « антонимы».

-положить начало формированию знаний о роли антонимов в речи;

-в процессе работы прийти к выводу, что антонимы являются одной частью речи;

- способствовать развитию интереса в познании самого себя, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно- образного мышления;

- развивать устную речь;

- обогащать словарный запас;

- воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе.

Планируемые результаты:

Предметные УУД – дать начальные представления о грамматических нормах русского языка;

            личностные УУД – осознание языка как основного средства человеческого общения, проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

            регулятивные УУД- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя

              - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя

              - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки учёта характера сделанных ошибок.

             Метапредметные УУД – умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

             Познавательные УУД- использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;

              - строить монологическую речь в устной форме

              Коммуникативные УУД- слушать и понимать речь других

               - совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им

В уроке я отразила универсальные учебные действия.

Цель урока привязана к задачам и «планируемым результатам».

4.Урок я провела в начале 2 четверти. Усвоению этого материала предшествовало знакомство обучающихся с падежами имён существительных.

5. Учащиеся моего класса цыганской национальности,  учатся на «3».
При планировании данного урока я учла
возрастные особенности детей младших классов и  реальные возможности учеников своего класса.

6. Для проведения урока я использовала следующие  методы и приёмы работы:

- словесные (беседа),

-наглядные (карточки, рисунки, презентация,  сигнальные карточки),

-самостоятельная работа (работа в тетрадях),

-методы стимулирования (словесное поощрение, похвала, оценки)

-контроля и самоконтроля (самопроверка и взаимопроверка, контроль учителя). На уроке я использовала современные образовательные технологии, такие как:

-игровая (игра «Наоборот»),

-технологию проблемного обучения, опорных сигналов, технологию разноуровневого обучения.

На протяжении всего урока дети контролировали свою работу.

Все этапы урока показывались на слайдовой презентации урока, что позволяло определить дальнейший ход действий. Каждый этап имел свою завершенность и имел логический переход к следующему этапу.

Хотя учащиеся класса имеют низкий и средний  уровни обученности, на уроке прослеживалась высокая активность учащихся благодаря использованию разнообразных видов деятельности, которые вызывали интерес, творческую активность, желание выполнять задания, требующие напряженной мыслительной деятельности.

7. Все этапы урока логически взаимосвязаны между собой. Каждый этап рационально и чётко спланирован. Весь урок направлен на выполнение цели, этому способствовала единая тематическая направленность. Продолжительность каждого этапа урока полностью соответствовала временным рамкам.

 Материал урока доступный, логичный. Плотность урока выше среднего. Познавательная активность учащихся стимулировалась следующими технологиями, которые я использовала на уроке:

  • информационно-коммуникационные технологии, которые направлены на улучшении качества образования, на обеспечение гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве;
  • технология проблемного обучения, благодаря которой развивается познавательная активность, любознательность, творческое мышление, формируется способность к самостоятельному добыванию знаний;
  • игровые технологии, которые стимулируют познавательную деятельность, усиливают мотивацию к изучению предмета;
  • здоровьесберегающие технологии, которые помогают сохранению и укреплению здоровья школьников, предупреждают переутомление учащихся, снимают уровень тревожности. На уроке у меня была чёткая организация учебного труда, строгая дозировка учебной нагрузки, смена видов деятельности, были использованы физминутки, работа в парах, когда «слабый» ученик чувствовал поддержку товарища, соблюдались временные рамки применения ТСО, была учтена дозировка домашнего задания.

8. Отбор дидактических материалов и технических средств, наглядных пособий были использованы мною в соответствии с заданиями урока. Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время.

9. Урок проводился в условиях благоприятного психологического микроклимата, способствовал эмоциональному подъёму учащихся. Для создания благоприятного климата я должна была выполнить 3 функции:

- «открытие» ребёнка на общение

- «соучастие» ребёнка в процессе

- «возвышение» ребёнка

Для «открытия» ребёнка на общение я выстроила общение с позиции «МЫ», установила с детьми вербальный (посредством слов) и визуальный контакт. Для «соучастия» ребенка в процессе я демонстрировала свою расположенность к детям, благожелательность, старалась не только слушать, но и услышать каждого из детей. Для «возвышения» ребенка, нужно, чтобы ученик поверил в себя, в свои силы, способности. Для этого я обращалась к детям за помощью, посильной для них, при объяснении материала.

10. В целом урок я  считаю удавшимся, так как:

1) реализован замысел урока, то есть достигнут запланированный сдвиг в способах работы детей, достигнуты цель и  запланированные достижения;

2) этот результат получен не насильственным по отношению к детям путём, то есть дети работали инициативно, с интересом, говорили на уроке больше, чем учитель.

3) Материал урока оказался доступным, интересным для учащихся. Дети ушли с урока удовлетворёнными.

4)Я сама в целом  осталась довольна и процессом урока, и его результатами, и работой детей. Бесспорно, этот урок ещё можно доработать, сделать его ещё лучше, добавить творческие работы. И я буду работать в этом направлении. Ведь педагогу необходимо постоянно учиться, развиваться и познавать этот мир во всех его проявлениях.

6 .Заключение.

 Совершенствование педагогического мастерства невозможно без грамотно построенного педагогического анализа урока. Анализ урока позволяет оценить сильные и слабые стороны учителя, определить нереализуемые им резервы учащихся и свои собственные, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками.

Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ имеет первостепенное значение для учителя,  дающего урок и осуществляет ряд функций: контрольную (вспомогательную), учебную (основную) и воспитательную (предоставляет помощь учителю в определении направления самообразования и самовоспитание). В связи с этим в анализе урока должны быть четко охарактеризованы: во-первых, научность исследуемого материала, его соответствие программе, качество полученных в институте знаний (контрольная функция); во-вторых, отмеченные достижения и недостатки в работе учителя, соответствие методов обучения передовому опыту и рекомендациям науки, данные конкретные рекомендации по повышению педагогического мастерства (учебная функция); в-третьих, оцененные деловое и этическое качества учителя, его язык, культура общения и т. д. (воспитательная и развивающая функция).

Процесс анализа урока многогранен: это психологические особенности личности учителя, его деятельность на конкретном уроке, организаторские, коммуникативные,  познавательные способности, действия по усвоению обучаемыми преподаваемого материала, выработке необходимых умений и навыков, учет этнографических, образовательных особенностей учеников, социальных норм и ценностей класса, преобладающей атмосферы общения, статуса отдельных учеников, опора на закономерности общения в системах "учитель-ученик", "ученик-ученик", "учитель-ученики", обусловленные спецификой учебного предмета.

7. Рефлексия. «Все в твоих руках».

«Что ты делаешь?»- с таким вопросом в одной известной притче обратился к неким монахам, работающим на стройке, странствующий философ.

 В ответ он услышал совершенно разные пояснения к одному и тому же виду деятельности: «везу тачку», «зарабатываю на хлеб», «искупаю грехи», «строю храм».

 Метод «Что у меня на сердце»

Давайте мы вернёмся к  сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке.

          Каждый человек в жизни руководствуется своими принципами, каждого манят свои огни-маяки.  Но, пожалуй, нет сферы,  в которой эти цели так прозрачны и так труднодостижимы, как в педагогике.

 И. Кант  очень мудро заметил: «Один, глядя в лужу, видит в ней грязь, а другой - отражающиеся в ней звезды».

В заключении хочется сказать. Профессия учителя очень ответственна.                    Написано о почетной педагогической миссии и ответственности много строк: торжественных, официальных, возвышенных. Поэтому хочется просто пожелать вам  учеников, которые превзойдут своих учителей.

Ведь для настоящего наставника самая большая награда и признак педагогического таланта - успешные ученики.

Мастер- класс:

 «Анализ и самоанализ современного  урока -путь к его совершенствованию».

Провела:

учитель начальных классов

МОУ « СОШ№6»

Нечаева Ольга Юрьевна

19 ноября 2019г

Схема самоанализа урока по ФГОС

Класс___________

Предмет_________

Тема урока_________________________________________________________

(Вывод о степени её соответствия стандарту, учебной программе и учебно-тематическому планированию)

№ п/п

Этапы анализа

Пояснения

1.

Место данного урока в теме.

Как этот урок связан с предыдущим.

Как урок работает на последующие уроки.

2.

Особенности обучающихся, которые преподаватель учитывал при подготовке к уроку.

Краткая психолого-педагогическая характеристика класса: количество слабоуспевающих, сильных учащихся и т.д.

3.

Соответствие целей теме и типу урока.

Соответствует цели урока, не соответствует цели урока.

Цель урока определяется учителем, цель урока согласуется в обсуждении с учеником, оформляются несколько целей урока. (учителем для себя, учеником для себя).

Соответствует типу урока, не соответствует типу урока.

Тип урока

Целевое назначение

Урок первичного предъявления новых знаний

Первичное усвоение новых предметных ЗУНов,

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)

Урок применения предметных ЗУНов

Применение предметных ЗУНов  в условиях решения учебных задач повышенной сложности

Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов

Систематизация предметных ЗУНов, универсальных действий (решение предметных задач)

Урок повторения предметных ЗУНов

Закрепление предметных ЗУНов, формирование УУД

Контрольный урок

Проверка предметных ЗУНов, умений решать практические задачи,

Коррекционный урок

Индивидуальная работа над допущенными ошибками

Комбинированный урок

Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока

Учебная экскурсия

Непосредственное изучение явлений окружающего мира

Урок решения практических, проектных задач

Практическая направленность изучения теоретических положений

4.

Содержание урока в соответствии с поставленной целью.

Соответствует, не соответствует.

Учитель (умеет, недостаточно умеет, не умеет) отбирать содержание учебного материала согласно поставленным целям и результатам обучения.

5.

Организационное начало урока

Количество времени, затраченное на организационное начало урока.

Количество присутствующих на уроке ___________ из ____________ человек.

Готовность учащихся к уроку

Подготовленность классного помещения.

6.

Мотивация

Каким образом происходит обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности

1 уровень

Эмоциональная (доброжелательность, заинтересованность учебным материалом)

2 уровень

Эмоциональная, содержательная (интересные формы, нестандартный урок и др.)

3 уровень

Эмоциональная, содержательная, социальная (ученик осознаёт, насколько важен для него учебный материал).

7.

Структура урока

Структура урока соответствует его типу, целевому назначению.

Структура урока не соответствует его типу, целевому назначению.

Логичны ли связи между этапами.

Соразмерность этапов урока выдержана, не выдержана.

8.

Методы обучения, выбранные для объяснения нового материала.

Соответствие методов обучения цели урока.

Какие методы обучения применялись на уроке:

  • Объяснительно-иллюстративный – рассказ, беседа, самостоятельная работа, описание.
  • Репродуктивный (по образу) – пересказ, списывание с доски по образцу, работа с книгой.
  • Проблемный – объяснение с опорой на наглядность.
  • Исследовательский – работа с книгой по поиску информации.
  • _Частично-поисковый – беседа с выводом.
  • Эвристический (открытие).

9.

Формы обучения, выбранные учителем

Формы обучения, выбранные учителем:

рассказ, беседа, самостоятельная работа, пересказ, лекция, тест, конференция, лабораторная работа, соревнование, контрольная работа, путешествие, семинар, зачёт, экскурсия, анализ работы учащихся, консультация, проверка домашнего задания  и т.д.                                                          

10.

Средства обучения, выбранные учителем.

Средства обучения, выбранные учителем:

учебные книги, справочники, словари, тетради с печатной основой, таблицы, чертежи, схемы, карты, картины, муляжи, модели, ТСО, спец.оборудование, индивидуальные карточки, дидактический материал и т.д.

11.

Отражение на уроке основных дидактических принципов

Дидактические принципы, используемые на уроке:

- научности;

-последовательности и систематичности;

- доступности;

- прочности;

- сознательности и активности;

- наглядности;

- связи теории и практики;

- учета возрастных особенностей и индивидуальных особенностей;

- принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации;

-принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности;

- другие. 

12.

Педагогические технологии, применяемые на уроке

Педагогические технологии, применяемые на уроке:

  • Проблемно-диалогическая технология
  • Технология формирования типа правильной читательской деятельности к самостоятельной деятельности (продуктивного чтения);
  • Технология оценивания учебных успехов.
  • Проектная технология.
  • Информационно-коммуникативные технологии.
  • Игровые технологии.
  • Здоровьесберегающий подход.
  • Педагогика сотрудничества.

Другие технологии.

13.

Как учитель стимулирует интерес к учению.

Учитель стимулирует интерес:

через познавательную книгу, учебную дискуссию, занимательные элементы, межпредметную связь, практическую направленность,  соревнование и т.д.

14.

Какие именно личностные результаты и УУД формируются в процессе урока

1. Личностные (нравственно-оценочные). Умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор.

2. Регулятивные (организационные). Умения организовывать свою деятельность.

3. Познавательные (интеллектуальные). Умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире.

4. Коммуникативные (коммуникативные). Умения общаться, взаимодействовать с людьми.

15.

Проверка усвоения учебного материала.

Проверялось интуитивно-визуально, выборочно, содержательно.

Применялись: пересказ изложенного, тест, ответы на вопросы, самоконтроль,  самостоятельная работа, взаимоконтроль.

Проверки учебного материала не было.

16.

Работа с классом

Применение диалоговых форм общения.

Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся.

Осуществление обратной связи: ученик – учитель.

- Обратная связь на уровне контроля (учитель спрашивает – ученик отвечает).

- Инициатива исходит от учителя (ставит проблему и т.п), но ученики могут выбрать способы и формы обратной связи.

- Постоянное «субъект/субъектное» взаимодействие между учителями и учащимися. (Обратная связь как особая образовательная среда (оценки обсуждаются совместно с учащимися). Рефлексия, самооценка не только результата, но и деятельности).

Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы

Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности.

Обучающиеся самостоятельно формулируют возникшие затруднения и осуществляют их коррекцию.

Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач.

Формирование навыков самоконтроля и самооценки.

Характер учебных заданий

Репродуктивный  (выполнение по образцу);

Репродуктивный с включением самостоятельной работы

Поисковый, творческий (должно быть не больше половины)

Система оценивания достижений учащихся

- Самооценка учащихся на основе словесной характеристики;

- Включение учащихся в обсуждение ответа;

- Выстраивание своей траектории обучения на уроке, заявка на оценку.

Выставлено отметок ________ , из них «5» _____ , «4» _____ , «3» ____ , «2» _____ .

Активность класса

(активны все, активна группа учащихся, большая часть класса пассивна)

Уровень усвоения знаний

1 уровень – информация дана в готовом виде

2 уровень – применяется знания по образцу

3 уровень – творческое применение знаний

  • Дисциплина учащихся

(отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)

17.

Психологические основы урока

Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи.

Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности.

Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока.

Наличие физкультминутки.

18.

Результативность урока

Результативность соответствует типу урока.

Тип урока

Результативность

Урок первичного предъявления новых знаний

Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач

Урок применения предметных ЗУНов

Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса

Урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов

Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД

Урок повторения предметных ЗУНов

Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь

Контрольный урок

Результаты контрольной или самостоятельной работы

Коррекционный урок

Самостоятельное нахождение и исправление ошибок

Комбинированный урок

Запланированный результат

Учебная экскурсия

Применение ЗУНов при изучении явлений окружающего мира в реальных жизненных ситуациях; творческое оформление отчетов

Урок решения практических, проектных задач

Использование средств учебного курса в целях изучения окружающего мира

2. Результаты урока совпадают с целью урока, поставленной учителем.

- Результаты урока совпадают с целью урока, сформулированной совместно с учениками.

- Результаты урока совпадают с субъективными целями учеников и результатами контрольного среза. 

19.

Домашнее задание

1. Объяснено и задано до звонка; задано своевременно, но не объяснено; задано после звонка; не задано.

Оптимальный объем

Доступность инструктажа

Дифференциация, представление права выбора.

Задания, подобные классным. Объем не более 25-30 % от классной работы

Контекстные задания, для решения которых необходима информация (мотивирующие на более сложные задания).

20.

Подведение итогов деятельности

Учитель выясняет у обучающихся, что они узнали, запомнили.

Учитель организует рефлексию:

- ученики высказываются по поводу результата урока;

- ученики оценивают результат и процесс деятельности;

-  ученики объективно анализируют результаты урока и определяют субъектное значение результатов  деятельности.       

Подведение итогов не осуществляется ни в каком виде.

21.

Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ современного урока

Для чего анализируется урок? Ответить на этот вопрос не просто, хотя бы потому, что существует множество видов анализа и у каждого своя цель. Вполне соответственно, что учителя интересует совершенно к...

Самоанализ современного урока

Презентация на тему "Самоанализ современного урока"...

Требования к самоанализу современного урока

План самоанализа современного урока.Пример самоанализа урока - проекта...

Мастер-класс "Звуковой анализ слова"

Мастер-класс "Звуковой анализ слова" для воспитателей и учителей начальных классов. В материале представлена система работы по обучению детей звуковому составу слова, показана преемственност...

Мастер-класс «Комплексный анализ учебных занятий»

Мастер-класс«Комплексный анализ  учебных занятий»...

Мастер - класс "Применение технологии ТРИЗ в современной деятельности педагога"

Тема моего мастер-класса:  «Применение технологии ТРИЗ в современной деятельности педагога».ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Разработанный Генрихом Сауловичем Альтшуллеро...