Самоанализ современного урока
учебно-методический материал по теме

Федорычева Ирина Сергеевна

Для чего анализируется урок? Ответить на этот вопрос не просто, хотя бы потому, что существует множество видов анализа и у каждого своя цель. Вполне соответственно, что учителя интересует совершенно конкретный анализ, который поставлял бы основания для внесения каких – либо улучшений в проведение урока. Так или иначе, любой анализ привносит научную составляющую в деятельность учителя, поскольку является основным методом познания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_sovremennogo_uroka.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ

СОВРЕМЕННОГО УРОКА

Учитель: Федорычева И.С.

У каждого свой тайный – личный мир,

Есть в мире этом самый лучший миг,

Есть в мире этом самый страшный час,

Но это всё неведомо для нас.

Е. Евтушенко.

Для чего анализируется урок? Ответить на этот вопрос не просто, хотя бы потому, что существует множество видов анализа и у каждого своя цель. Вполне соответственно, что учителя интересует совершенно конкретный анализ, который поставлял бы основания для внесения каких – либо улучшений в проведение урока. Так или иначе, любой анализ привносит научную составляющую в деятельность учителя, поскольку является основным методом познания.

Анализ — логический прием познания представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т. е. необходимых и определенных качеств и свойств.

Современный урок – это далеко не однообразная и единая структурно – содержательная схема. Поэтому каждый конкретный учитель, руководитель определяет для себя те формы, которые для него наиболее приемлемы.

Большинство учителей сходятся на том, что анализ урока необходим для повышения качества обучения. в ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их взаимодействии с классом. Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания.

Наряду с анализом урока администрацией школы крайне важно услышать самоанализ учителя, его оценку собственной педагогической деятельности. Во многих школах это не практикуется, а напрасно: самоанализ—показатель профессионализма учителя, степени его осмысления задач образования, а не только целей и задач одного урока.

Основные требования к самоанализу: место разбираемого урока в системе уроков по изучаемой теме, обоснование образовательной и воспитательной целей урока и выполнение намеченного плана урока, характеристика класса и мотивировка отбора учебного материала для данного урока, психологическая и педагогическая оценка системы учебных заданий и упражнений, выполненных учащимися на уроке, оценка развития самостоятельного мышления учащихся на уроке. Мотивировка выбора методов урока, оценка соответствия данных методов целям и содержанию урока, выполнению поставленных задач, удовлетворённость или неудовлетворенность учителем уроком (его отдельными частями); меры, намеченные учителем по устранению недостатков, оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов.

Вариант алгоритма самоанализа урока: (развивающий урок)

  1. Характеристика класса;
  2. Недостатки биологического развития учащихся;
  3. Охарактеризовать недостатки психического развития;
  4. Анализ недостатков подготовленности учащихся класса;
  5. Недостатки воздействия школы и семьи;
  6. Внешние связи урока;
  7. Характеристика замысла урока;
  8. Построение урока, исходя из его замысла.

Памятка алгоритм для самоанализа урока.

  1. Каков был замысел, план урока и почему?
  1. Каково место урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими на что в них опирается?  Как он работает на последующие уроки, темы, разделы? Как были учтены особенности урока, его специфика? Как был определен тип урока и почему?
  2. Какие особенности учащихся были учтены при подготовке к уроку и почему?
  3. Какие задачи ставились и решались на уроке и почему?
  4. Почему была избрана именно такая структура урока?
  5. Обоснование хода урока, деятельность учителя и учащихся. Почему был сделан акцент именно на данном содержании, выбрано именно такое сочетание методов средств, форм обучения? Как осуществлялся дифференцированный подход к учащимся на уроке? Как осуществлялось управление учебной деятельностью школьников и почему?
  6. Какие условия были созданы для проведения урока? Как осуществлялась экономия времени?
  1. Были ли отклонения от этого плана в ходе урока, если да, то почему?
  2. Удалось ли решить на необходимом уровне поставленные задачи урока  и избежать при этом перегрузки учащихся? Самооценка урока.
  3. Каковы причины неудач и недостатков проведенного урока?
  4. Какие выводы из результатов урока необходимо сделать на будущее?

Схема самоанализа урока.

  1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе?
  2. Характеристика реальных учебных возможностей данного класса? Какие особенности учащихся были учтены мною при планировании урока?
  3. Какие задачи я решаю или решала на уроке: а) общеобразовательные; б) воспитательные; в) развивающие (что?) Была ли обеспечена их комплексность?
  4. Логическая связь между различными этапами урока.
  5. На чём делается главный акцент и почему?
  6. Какое сочетание методов обучения выбрано для раскрытия главного материала? Дайте обоснование выбору методов обучения.
  7. Какое сочетание форм обучения было выбрано для раскрытия нового материала и почему?  Необходим ли дифференцированный подход к учащимся?
  8. Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся?
  9. Как использовался на уроке учебный кабинет? Целесообразно ли использовались средства обучения?
  10. За счёт чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение всего урока?
  11. За счёт чего на уроке поддерживалась психологическая атмосфера, в чём конкретно проявлялась культура вашего общения с классом? Как учитель поведет себя в критической ситуации? Как было реализовано воспитательное влияние личности преподавателя?
  12. Как и за счет чего обеспечивалась на уроке рациональное использование времени, предупреждение перегрузки?
  13. Какие были придуманы запасные ходы для непредвиденной ситуации? Были ли предусмотрены иные методические варианты проведения урока?
  14. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задания? если не удалось, то  почему? Какие? Когда планируем выполнение нереализованных  заданий?

Особое внимание при анализе имеет смысл обратить на психологическую составляющую урока. В основе психологического анализа заложены следующие принципы развивающего обучения:

  1. Урок проводится не ради урока, а ради ученика.
  2. На уроке не следует принуждать, ругать, наказывать за невыполнение, а так организовывать деятельность учащихся, чтобы требования учителя стали внутренними побуждениями учащихся. Действие, усвоенное по принуждению, разрушается сразу же, как только меняются условия. Действие, усвоенное по внутреннему убеждению, остается и при изменившихся условиях.

3. Успех обучения и воспитания зависит как от внешних факторов—содержания, методики, мастерства учителя и т.д., так и от внутренних условий—индивидуально – психологических особенностей учащихся уровня умственного развития, отношения к учебе, особенности самоорганизации учебных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ современного урока

Презентация на тему "Самоанализ современного урока"...

Требования к самоанализу современного урока

План самоанализа современного урока.Пример самоанализа урока - проекта...

Самоанализ урока-эффективный путь к реализации требований к современному уроку.

Презентация для педагогов "Самоанализ урока-эффективный путь к  реализации требований к современному уроку"....

Мастер-класс " Анализ и самоанализ современного урока- путь к его совершенствованию".

Презентация "  Классификация видов самоанализа, Мастер- класс: «Анализ и самоанализ современного  урока -путь к его совершенствованию  ».Схема самоа...

"Современный урок современного учителя для современных детей"

Урок - это уникальная форма педагогического общения. В нынешних условиях современный урок – это, прежде все­го, уникальная форма организации познавательной деятельно­сти учащи...

Требования к современному уроку. Анализ и самоанализ урока в свете реализации ФГОС НОО. Структура и типы уроков по ФГОС.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умен...