Система оценивания образовательных достижений
учебно-методический материал

Павлова Надежда Александровна

В данном материале даны примеры оценивания из личного опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenivaniya_obrazovatelnyh_dostizheniy.docx27.22 КБ

Предварительный просмотр:

    Система оценивания образовательных достижений

Структура системы оценки:

В соответствии с ФГОС результаты образования включают:

– предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);

– метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);

– личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.)

В педагогических измерениях выделяется три уровня результатов образования

Первый уровень – планируемый, тот, который заложен в государственных образовательных стандартах и реализован в учебниках и методических пособиях.

Второй уровень – реализуемый – характеризует те результаты, к которым стремится учитель, – в зависимости от своих личностных установок, отношения к предмету, профессиональной квалификации.

Третий уровень – достигнутый, уровень реальных достижений учащихся.

   

       Особенности системы оценивания образовательных достижений:

- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

- оценка успешности учащихся в освоении содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования.;

- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений, сочетание накопленной и итоговой оценки;

- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.

Методы и формы оценивания предметных результатов

Оценочные процедуры. Инструментарий

1.Стартовые (входные) диагностики по предметам на начало учебного года;

                      2.Текущее оценивание: стандартизированные письменные и устные работы,                  

                                                          контрольные работы, тематические      проверочные  

                                                          (контрольные, тестовые) работы, проекты,            

                                                            практические работы, самооценка,  

                                       взаимооценка.

3.Итоговое оценивание. Итоговые контрольные  работы по предметам.

                           Предметом итоговой оценки является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний с использованием средств, релевантных содержанию, в том числе на основе метапредметных действий.

На начальной ступени обучения особое значение имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку и математике и овладение метапредметными действиями:

- речевыми, среди которых выделим навыки осознанного чтения и навыки работы с информацией;

-коммуникативными, необходимыми для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 Методы и формы оценивания метапредметных результатов.

 В соответствии с ФГОС образовательном процессе оценивается уровень сформированности  личностных результатов,  которые проявляются в:

соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном  

учреждении;

участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;

Оценочные процедуры. Инструментарий:

1. Стартовая диагностика. Стартовая комплексная работа

2. Текущее оценивание метапредметной обученности. Диагностика УУД.Промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе, направленные на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом.

3. Наблюдение за выполнением учебно- практических заданий. Учебно-практические задания, направленные на формирование и оценку коммуникативных, познавательных, регулятивных УУД

4. Текущее оценивание выполнения учебных исследований и учебных проектов Критерии оценки учебного исследования и учебного проекта

5. Итоговая оценка метапредметной обученности. Итоговая комплексная работа на межпредметной основе

6. Защита итогового индивидуального проекта. Критерии оценки итогового индивидуального проекта. Инициатива и ответственность за результаты обучения, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования; ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемых средствами различных предметов: ценности здорового и безопасного образа жизни, осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности уважения и толерантного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере и т.д.

Формы представления оценочных результатов:

В оценке личностных результатов образования использую такие методы педагогической диагностики:

- анкетирование, наблюдение.

- табель успеваемости по предметам (с указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок);

- тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);

- устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;

- портфолио;

- результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.

Критериями оценивания являются:

- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;

- динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.

Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.

Вот один из примеров оценивания учащихся:

Оценочный лист (Ф.И.)___________________________

Прогностическая оценка (+,-)

Критерии оценки:2 балла – знаю, умею, могу помочь! 1 балл – сомневаюсь, не уверен! 0 баллов – не знаю, прошу помощи!

Знания и умения

Дата

Дата

Дата

Дата

1

Знаю,  что такое однозначные слова

2

Знаю, что такое многозначные слова

3

Умею  отличать однозначные слова от многозначных слов

4

Знаю, что такое синонимы

5

Знаю, что такое антонимы

6

Знаю, что такое омонимы

7

Знаю, что такое  паронимы

8

Умею находить в тексте синонимы

9

 Умею находить в тексте антонимы

10

Умею находить в тексте омонимы

6

Умею находить в тексте паронимы

Оценочный лист (Ф.И.)___________________________

Критерии оценки:2 балла – знаю, умею, могу помочь! 1 балл – сомневаюсь, не уверен! 0 баллов – не знаю, прошу  помощи!

Знания и умения

Дата

Прогностическая оценка (+ --)

Бальная оценка       0-1-2

1

Знаю,  что такое  приставка

2

Умею находить приставку в словах

3

Умею отличать приставку от предлога

4

 Умею разбирать слова по составу

5

Знаю правописание   ъ

Работа с перфокартами

—  Определите падеж выделенных существительных, отметьте ответ в таблице.

1) Разноцветное коромысло над рекой повисло. 2) Длинной шеей я верчу, груз тяжёлый подхвачу. 3) Над избушкой висит хлеба краюшка. 4) Вьётся верёвка, на конце - головка. 5) Бегут по дорожке доски да ножки. 6) Чёрный конь скачет в огонь. 7) На пяти проводах отдыхает стая птах. 8) В тесной избушке ткут холсты старушки. 9) В воде купался, а сух остался.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

И. п.

+

Р. п.

+

+

Д. п.

+

В. п.

+

+

Т.п.

+

П. п.

+

+

(Взаимопроверка.)

    В своей работе использую  такую форму взаимооценивания. Во-первых, учащийся учится отстаивать свою точку зрения, во-вторых, учащиеся в диалоге находят правильный ответ, в-третьих, ответ запоминается лучше и надолго по принципу «равный-равному».

Ученик ответил на вопрос, класс знаком «+» показывает своё согласие или несогласие с ответом. Если есть несогласные, отвечающий спрашивает: «Почему ты со мной не согласен?». Ученик, который не согласен, объясняет, почему ответ неверный, доказывая правилами, приводит примеры на данную орфограмму или правило. Отвечающий соглашается, если ответ был убедительным и верным. Если ответ неверный, он отстаивает свою точку зрения.

     Моим учащимся нравится такая форма оценивания, как самооценивание.

Например:

Математический диктант

  1. Запишите сумму чисел 1000 и 82
  2. Найдите уменьшаемое, если вычитаемое  500, разность равно вычитаемому.
  3. Разность чисел 300 и 150 разделить на 3.

Учащиеся записывают ответ в строчку, если не знают ответ, ставят в клетку точку. Простым карандашом  при проверке вписываются недостающие ответы, исправляются ошибки, ставится «+» при правильном ответе. В конце работы дети видят свои ошибки, сколько их. Ребята дают советы тем, кто допустил ошибки. Правильно выполненная работа радует ребят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания образовательных достижений обучающихся. Итоговая оценка за ступень начальной школы.

Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:1. ...

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Система оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов "Отметка"."

Презентация была создана для выступления на педагогическом совете в ноябре 2014г. Данный материал объясняет систему оценивания устных и письменных работ учащихся начальных классов, утвержденную на мет...

Система оценивания образовательных достижений

Система оценивания образовательных достижений: оценка достижений и критерии оценки планируемых результатов в начальной школе...

Система оценивания образовательных достижений

Система оценивания образовательных достижений....

Система оценивания образовательных достижений

Система оценивания образовательных достиженийСтруктура системы оценкиОценивание духовно-нравственного развития и воспитания – личностных результатов Оценивание формирования учебных универса...

Система оценивания образовательных достижений

Оценивание является постоянным процессом  в образовании детей.В зависи­мости от этапа обучения я использую  диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, ...