Нетрадиционно рисование.
методическая разработка (4 класс)

Пушечкина Юлия Евгеньевна

Описывается некоторые техники нетрадиционного рисования. Основное место - рисование ватными палочками с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netradits.docx506.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение общеобразовательная

школа №5 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Областной семинар – практикум совместно с ГГТУ

 «Современные подходы к организации образовательного процесса в школе для обучающихся с ОВЗ»

Нетрадиционное рисование.

C:\Users\User\Pictures\2019-11-11 новый телефон\новый телефон 330.jpg

Провела: Пушечкина Ю.Е., учитель начальных классов

08.11.2019г.

Использование нетрадиционных техник рисования в деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья

Цель: поделиться личным опытом в работе с детьми с ОВЗ на примере использования нетрадиционных техник рисования.

Изобразительная деятельность - специфическое образное познание действительности. Продуктивная деятельность, в том числе рисование, играет важную роль в психическом развитии ребенка. Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, а также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения и т. п. Работая над рисунком, дети учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой или образцом, с работами товарищей. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.

Но детей с ОВЗ характеризует отставание в развитии психической деятельности, наблюдается отставание в формировании восприятия, недостаточно сформированная зрительная аналитико-синтетическая деятельность, исследователи отмечают, что у данной группы детей снижена активность мышления, недостаточно сформирована способность к умственным операциям. На развитии мышления сказывается бедность накопленных знаний и представлений, низкий уровень познавательной активности. Отмечается неравномерная работоспособность. Развитию наблюдательности, сосредоточенности мешает повышенная отвлекаемость, расторможенность, интерес к заданиям на творческое воображение зависит от их сложности. У них отсутствуют живость воображения, легкость при возникновении новых образов, которые не отличаются яркостью и оригинальностью. Для двигательной сферы таких детей характерны нарушения произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений. Их движения характеризуются неловкостью, неуклюжестью. Ребенок не может длительное время удерживать карандаш, по мере нарастания утомления движения становятся неточными, крупноразмашистыми или мелкими.

Из-за быстрого наступления утомления дети не могут завершить начатое дело, у них отмечается сниженный интерес к процессу и результату деятельности, а часто он и вовсе отсутствует. Школьники с ОВЗ не умеют слушать инструкцию, которую дает педагог на занятиях, им хочется быстрее начать действовать. И, приступив к деятельности, они не знают, с чего начать. Кроме того доминирующими чертами остаются слабая эмоциональная устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах детской деятельности, агрессивность поведения, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частая смена настроений, неуверенность, чувство страха.

Все перечисленные нарушения в развитии детей с ОВЗ негативно сказываются на формировании изобразительной деятельности, в том числе рисовании. Вместе с тем, эта деятельность ребенка является движущей силой его психического развития. Поэтому использование на занятиях по рисованию нетрадиционных техник изображения приобретают высокую коррекционную значимость.

Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать для рисования клей. Они пробуют рисовать предметы руками (ладонью, пальцами, кулаком, ребром ладони), получать изображения с помощью подручных средств (ниток, веревок, полых трубочек), с помощью природного материала (листьев деревьев) и т. п. При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость, идет ознакомление с новыми цветами, их оттенками при смешивании.

Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса. Необычное рисование дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий. Следовательно, дети учатся планировать процесс рисования. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук. Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют детей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Использование различных техник изображения позволяют учесть индивидуальные возможности детей, вести индивидуальную, подгрупповую или коллективную работу. Исследователи указывают на то, что нетрадиционные техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей Круг внимания ребенка сужается и сосредотачивается на малой зоне. Неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными

Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы учеников с ОВЗ в целом.

На занятиях по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения решаются общеобразовательные, коррекционные и воспитательные задачи:

1. учить видеть связь между предметами, располагать их в определенном порядке, создавая сюжет;

2. ознакомить с нетрадиционными техниками изображения;

3. учить самостоятельному использованию различных материалов для создания выразительного сюжетного изображения;

4. учить планировать свою деятельность, организовывать рабочее место, подбирать необходимое оборудование, определять последовательность действий;

5. учить формировать предварительный замысел и реализовывать его;

6. развивать творческое воображение, зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, связную устную речь;

7. воспитывать устойчивый интерес к рисованию, желание работать в коллективе;

8. учиться адекватно оценивать свою работу и рисунки товарищей.

Таким образом, коррекционно-педагогическая работа направлена на постепенное увеличение самостоятельности учеников, на повышение их умственной активности. Конечной целью является снижение роли наглядности, обучение самостоятельному созданию замысла. Наряду с решением главной задачи (формирование способности создавать сюжетное изображение нетрадиционными техниками), происходит обучение и таким элементам творчества, как определение темы рисунка, композиции, осуществление отбора предметов, персонажей будущего рисунка. Необходимо поощрять стремление школьников дополнить замысел новыми деталями, образами.

Усложнение обучения нетрадиционным техникам рисования детей с ОВЗ происходит в следующих направлениях:

1. от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

2. от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

3. от использования готового (традиционного) оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

4. от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

5. от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

6. от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционными техниками.

Исходя из опыта работы, с особыми детьми я считаю возможным использовать следующие нетрадиционные техники рисования:

-рисование пальчиками,https://7lafa.com/date/jorj-per_sera.jpg

-рисование ладошкой
-рисование цветным клейстером

-тычок жесткой кистью

-оттиск печатками

-рисование поролоном

-отпечатки листьев

-рисование мятой бумагой

-набрызг

оздушные фломастеры (блопены)

-монотипия (предметная и пейзажная)

-кляксография

-раздувание краски

-рисование свечой или восковыми мелками

-рисование веревочкой

-рисование ватной палочкой

исование акварелью по туши

исование сыпучими материалами (соль, песок, крупы)

По результатам работы в течение года отмечаю, что детям нравятся занятия с применением нетрадиционных техник рисования, они проявляют интерес к ним. Можно также отметить динамику в развитии детей: преобладает положительный эмоциональный фон, дети становятся более активными, внимание становится более устойчивым, характерно принятие простых инструкций, повышается самоконтроль. У некоторых детей формируются сенсорные эталоны цвета, формы, величины. Повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь, некоторые дети с удовольствием демонстрируют свои успехи родителям, просят порисовать с помощью нетрадиционных материалов в свободной самостоятельной деятельности.

Подробно поговорим о рисовании ватными палочками.

Что такое нетрадиционное рисование? Эта такое творчество, которое не придерживается классических традиций художественного изображения. Рисование в нетрадиционных техниках свободно от канонов академического рисования, оно более упрощенное и доступное для детского восприятия и поэтому восхищает, удивляет и развивает детское воображение.
В нетрадиционном рисовании используются самые различные необычные материалы. Можно изображать что хочешь, как хочешь и чем хочешь. Картинки, выполненные любым или сразу несколькими методами, получаются необычными, интересными и сказочными.
Одним из видов нетрадиционных техник рисование является рисование ватными палочками. Ватные палочки, оказывается, можно использовать не только по их прямому назначению. С их помощью можно еще и рисовать, а в процессе творчества развивать детей. Этот метод очень прост. Нужно всего лишь макнуть ватную палочку в гуашь и сделать оттиск на бумаге. Можно придумать любой узор и методом «тычка» создать необычайно красивую картину. Дети очень любят этот метод рисования.
Рисование ватными палочками можно назвать одним из видов пуантилизма. Пуантилизм – это уникальное течение в живописи, которое в переводе с французского языка означает «писать по точкам». Картины такого плана писали многие художники. Например, шедеврами признаны картины Жоржа Сёра. Он считается основателем этой техники. 19 и 20 века были богаты на новые направления в искусстве. Художники много экспериментировали, искали новые выразительные формы и возможности. И в результате таких поисков появился пуантилизм в живописи.
Жорж-Пьер Сёра - основатель неоимпрессионизма, французский художник, который ввел в живопись метод создания картин посредством нанесения на холст множества рядом расположенных точек чистых контрастных цветов (пуантилизм). Неоимпрессионизм оказал влияние на многих известных живописцев того времени.


Эйфелева башня.1889

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2019/4/38540_e71e24d9374faa4ab857697aa506065a.jpg.jpg


Сена в Гранд-Жатт, весна 1888

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2019/4/38540_85a330241d8c5513bdd0e5f4867440ef.jpg.jpghttps://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2019/4/38540_c0a5aadf22911645b479c9fa5ca9caf5.jpg.jpg


Пудрящаяся девушка» 1889-90 г.

Техника рисования точками необычна, интересна и довольно проста. Эту технику рекомендую при рисовании цветов: сирени, одуванчиков.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2019/4/38540_1aed7660c47d27a5ecf9835b88bcb2c0.jpg.jpg

Мы сегодня остановимся на изображении гиацинтов.

МАСТЕР – КЛАСС.

  1. Рассматривание живого растения.
  2. Подготовка необходимых материалов: чёрный картон, живые листья удлинённой формы, гуашь, палитра, ватные палочки, вода.
  3. Планирование работы. Нанесение зелёной краски на листья. Оттиск на чёрный картон. Ватными палочками выполняются тычки разных цветов(можно смешивать). Дорисовывается стебель.C:\Users\User\Pictures\2019-11-11 новый телефон\новый телефон 336.jpg
  4. Подведение итога.

C:\Users\User\Pictures\2019-11-11 новый телефон\новый телефон 359.jpgC:\Users\User\Pictures\2019-11-11 новый телефон\новый телефон 348.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетенции путём арттерапевтических технологий нетрадиционного рисования, театральной деятельности детей с ОВЗ

документ содержит отчёт по теме самообразования, включает понятия о нетрадиционных способах рисования...

Рисование цветов по методу — кляксография с ниточкой, нетрадиционное рисование.

Познакомить   детей с методом рисования цветов по методу-кляксография с ниточкой....

презентация к уроку "Рисование цветов по методу — кляксография с ниточкой, нетрадиционное рисование"

На занятии ребята учатся рисованию цветов по методу-кляксография с ниточкой...

Тема:" Русское кружево". Техника нетрадиционного рисования солью.

Данная разработка внеклассного занятия предназначена для учащихся 1 класса....

Презентация к НОД по нетрадиционному рисованию в средней группе: "Загадки волшебницы Зимы"

Констпект НОД по нетрадиционному рисованию во второй младшей группе "Загадки волшебницы Зимы"....

Открытый урок по нетрадиционному рисованию для 4класса. «Незабудки»

Открытый урок по нетрадиционному рисованию для 4класса. «Незабудки» В папку входит: сценарий урока, презентация, анализ урока, раздаточный материал, аудиоаписи....