Работа с одарёнными детьми. Проектная деятельность в начальной школе.
консультация

Танью Оксана Вячеславовна

Задачи проектной деятельности:

- обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, кон­центрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы); 
- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию); 
- умение анализировать (креативность и критическое мышление); 
- умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь со­ставлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски); 
- формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен про­являть инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок).

Скачать:


Предварительный просмотр:

V ГОРОДСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

"Инновационные технологии в образовании"

"Работа с одарёнными детьми. Проектная деятельность в начальной школе"

                                                                           секция

"Работа с одарёнными детьми"

                                                                                       Автор работы:

Танью Оксана Вячеславовна

учитель начальных классов

МАОУ "Средняя школа №6"

Когалым 2016

        Любому обществу нужны одаренные люди, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей..

        Уже в начальной школе можно встретить учеников с более развитым интеллектом, чем у их сверстников. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью, проявляют самостоятельность, активны, полны желания учиться. Всё,  что  нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования- это умное руководство со стороны взрослых.

        Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

        Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня  в школе есть все возможности для развития проектного мышления у детей  с помощью особого вида деятельности   — проектной   деятельности.

        Эта деятельность представляет такой способ обучения, который, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт.

        Т.О. проект - это особый вид учебной деятельности, позволяющий  в интересной  и увлекательной форме узнать много нового, полезного и занимательного.

Задачи проектной деятельности:

- обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы); 
- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию);
 
- умение анализировать (креативность и критическое мышление);
 
- умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски);
 
- формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок).

        Я использую в своей работа несколько видов  проектно- исследовательской деятельности:

        Исследовательский  проект. По структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов.  

(Исследовательские проекты : "Нефть- чёрное золото", " Я раскрашу мир цветов")

        Творческий  проект. Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход  к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы, создание мультфильмов

(Творческие проекты : "Декупаж- моё хобби", "Моё увлечение - кардмейкинг")

        Ролевой  проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, школьники берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации.

(Ролевые проекты : "Репка")

        Информационный проект. Направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ,  в сети Internet, видеоролик, социальная реклама, буклет.

 (Информационные  проекты : "Здоровое питание", "Кошки")

        В зависимости от того, какой конечный продукт  вы планируете -сделать:  иллюстрированную книжку, карту, презентацию, поделку, выпустить стенгазету, составить памятку, сделать мультфильм, провести выставку и т. д., и зависит само исследования. В детском проекте обязательно должен быть результат, а в исследовательской  работе важен ещё и эксперимент.

        Сходство же всех видов проектов заключено в “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты и др.

        Следует остановиться и на общих подходах к этапам проекта:

Подготовка
1. На подготовительном этапе необходимо выбрать тему исследования, конкретизировать её. Я всегда стараюсь предложить ученику интересные темы, здесь самое важное  заинтересовать ребенка, "заразить" идеями, нарисовать в его сознании перспективы его работы. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

        На этом этапе выдвигается гипотеза, ставятся цель и задачи. Ученик должен четко представлять, что он проектирует, для чего и зачем он это делает.
Проектирование
2. Следующий этап предполагает организацию работы над проектом, составление плана работы. На этом этапе можно применять различные методы проектирования, которые в свою очередь формируют и развивают поисковые навыки. Это могут быть: самостоятельное прочтение, изучение книг, фильмов по теме, наблюдение, интервью, эксперимент, обращение к сети Интернет. Во время поиска информации школьнику необходимо хотя бы кратко изучить историю вопроса, разные точки зрения на данное явление, в результате чего открываются интересные факты. Если это групповая работа, то именно  на этом этапе распределяются задачи  членам  команды, проходит обсуждение возможных методов исследования и участники определяют способ представления своего проекта.

        Все это вызывает дополнительный интерес и стимулирует младшего школьника к дальнейшему изучению темы.

Поиск информации
3. На следующем этапе учителю нужно следить за деятельностью учащихся, направлять их в нужное русло,  проводить промежуточные обсуждения, полученных данных,  и следить за временем выполнения работы.

Презентация
4. Защита проектов. Ученик должен четко знать, сам проделать весь путь от выбора темы до результата проекта, чтобы успешно представить свою работу.

        Для лучшего восприятия работы необходимо представить наглядность, схемы, чертежи, диаграммы, макеты, компьютерные презентации и т. д.

        Требования к оформлению детских проектов можно найти в литературе по данной теме.

Что является критериями успеха работы над проектом?

Достигнут конечный результат.

Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.

Результат  проекта может быть использован другими коллективами.

Информация о проекте широко распространена.

Получено удовольствие от своей деятельности.        

Заключение.

        Как показала практика, наблюдение над детьми моего класса, я могу с уверенностью утверждать, что проектная деятельность - это эффективная форма работы с одарёнными детьми.

Она  позволяет:
-научить ребенка самостоятельному достижению цели;
- повысить мотивацию учащихся к учению;
- сформировать умение работать с информацией, проводить исследование, передавать и презентовать полученные знания;
- развивать творческие способности;
- сформировать навыки совместной работы и делового общения в

коллективе.

- расширяют кругозор и обогащают словарный запас новыми понятиями из мира проекта.

- это возможность  проявить себя, поверить в свои силы, получить незаменимый опыт в умении подать себя.

        Ещё очень важный положительный момент, это вовлечение родителей в работу над проектом. Совместная работа педагога, детей и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.

Не существует сколько-нибудь

достоверных тестов на одаренность,

кроме тех, которые проявляются в результате

активного участия хотя бы в самой маленькой

поисковой исследовательской работе.

А. Н. Колмогоров


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная деятельность как эффективная форма работы с одарёнными детьми Выполнила работу Учитель начальных классов МАОУ «Средняя школа № 6» Танью Оксана Вячеславовна

Слайд 2

Обществу нужны одарённые люди, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.

Слайд 3

Одарённые дети постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью, проявляют самостоятельность, активны, полны желания учиться.

Слайд 4

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.

Слайд 5

Проектная деятельность . Эта деятельность представляет такой способ обучения, который, можно охарактеризовать как «обучение через делание». Проект это особый вид учебной деятельности, позволяющий в интересной и увлекательной форме узнать много нового, полезного и занимательного.

Слайд 6

Задачи проектной деятельности: - обучение планированию; - формирование навыков сбора и обработки информации, материалов; - умение анализировать; - умение составлять письменный отчет; - формировать позитивное отношение к работе.

Слайд 7

По доминирующему типу деятельности: Исследовательские; Творческие; Ролев ые . Информационные;

Слайд 8

Исследовательский проект. «Нефть- чёрное золото» Выполнила Низамова Регина Ученица 3б класса МАОУ «Средняя школа №6 «Я раскрашу мир цветов» Выполнила Лапичева Мария Ученица 3б класса МАОУ «Средняя школа №6

Слайд 9

Творческий проект . «Декупаж – моё хобби» Выполнил Минкевич Николай Ученик 2б класса МАОУ «Средняя школа №6 «Моё увлечение - кардмейкинг» Выполнила Ястремская Ангелина Ученица 2б класса МАОУ «Средняя школа №6

Слайд 10

Ролевой проект «Звуки в моей жизни» Выполнили Учащиеся 1б класса МАОУ «Средняя школа №6 «Репка» Выполнили Учащиеся 1б класса МАОУ «Средняя школа №6

Слайд 11

Информационный проект. «Кошки» Выполнили Учащиеся 4б класса МАОУ «Средняя школа №6 «Здоровое питание» Выполнила Закирова Виктория Учащаяся 4б класса МАОУ «Средняя школа №6 «Советы пешеходу» Выполнили Учащиеся 1б класса МАОУ «Средняя школа №6

Слайд 12

Сходство всех видов проектов Проект – это “пять П”: П роблема – П роектирование (планирование) – П оиск информации – П родукт – П резентация. Шестое “ П ” проекта – его Портфолио , т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Слайд 13

Подготовка определение проблемы и вытекающих из нее целей и задач; (формулирование темы урока как проблемы) выдвижение гипотезы их решения(для проектной технологии обучения) Этапы проекта

Слайд 14

Планирование (проектирование) определение источников информации; определение способов сбора и анализа информации; определение способа представления результатов; установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; распределение задач (обязанностей) между членами команды.

Слайд 15

Поиск информации. Продукт Исследование а) сбор информации; б) решение промежуточных задач. Результаты и/или выводы. а) анализ полученных данных; б) формулирование выводов.

Слайд 16

Презентация Оценка результатов и процесса; а) оформление конечных результатов; б) подведение итогов, корректировка, окончательные выводы.

Слайд 17

Достигнут конечный результат. Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем. Результат проекта может быть использован другими коллективами. Информация о проекте широко распространена. Получено удовольствие от своей деятельности. Что является критериями успеха работы над проектом?

Слайд 18

Заключение. Проектная деятельность позволяет: научить ребенка самостоятельному достижению цели; повысить мотивацию учащихся к учению; сформировать умение работать с информацией, проводить исследование, передавать и презентовать полученные знания; развивать творческие способности; сформировать навыки совместной работы и делового общения в коллективе; расширяют кругозор и обогащают словарный запас новыми понятиями из мира проекта. это возможность проявить себя, поверить в свои силы, получить незаменимый опыт в умении подать себя.

Слайд 19

Совместная работа педагога, детей и родителей позволяет составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы и обогащает знаниями каждого из её участников.

Слайд 20

Не существует каких либо достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. А. Н. Колмогоров

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"...

"Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы) или проекты, созданные вместе с детьми"

"Проектная деятельность в начальной школе (из опыта работы)  или проекты,   созданные вместе с детьми"  Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, ...

Публичный отчет перед общественностью из опыта работы на тему "Организация проектной деятельности в начальной школе"

Материал из опыта работы по теме "Организация проектной деятельности в начальной школе". Приведены примеры проектов, над которыми работали мои ученики....

План работы педколлектива по организации проектной деятельности в начальной школе.

Организация работы педколлектива начальной школе по освоению и внедрению в практику работы  " Технологии проектной деятельности"....

О методах работы с одарёнными детьми в условиях обычной общеобразовательной школы

Из опыта работы с одарёнными детьми, сопровождение ребёнка в развитии его способностей...

Программа работы с одарёнными детьми "Наши таланты" в начальной школе

Талантливые, одаренные люди являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. За...