Статья «Использование интерактивных технологий в обучении младших школьников»
статья

Гончарук Елена Анатольевна

В настоящей статье "Использование интерактивных технологий в обучении младших школьников" раскрываются понятие и правила интерактивного обучения на уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гончарук Елена Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Каратузская СОШ»

Доклад

Районная августовская педагогическая конференция, 2015г.

 «Использование интерактивных технологий

в обучении младших школьников»

  1. Вступление.
  2. Ранее интерактивное обучение у меня ассоциировалось с интерактивной доской.
  3. Вернувшись в школу я решила понять, что же все-таки такое интерактивное обучение. Тема моего  самообразования  «Использование интерактивных технологий в обучении младших школьников».
  4. Тема актуальна на сегодняшний день. В нашей стране образование претерпевает реформирование. Разработаны новые образовательные стандарты, вводятся новые учебные дисциплины, новые учебники и пособия, и конечно возникла  потребность и в изменении методики преподавания, возникла потребность в создании педагогических  технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие личности каждого учащегося, его активности.

        Можно подумать, что до введения ФГОС мы развивали пассивность?!!! И почему я должна  отказаться от наработанного годами опыта?!

На мой взгляд, есть два объяснения ПОЧЕМУ:

         1) Бесспорно, мы с вами живем в эпоху начала перехода человеческой цивилизации в новое качественное состояние ("постиндустриальная", или "информационная", культура приходит на смену "индустриальной").

ХХI век – эпоха информационного общества. Человеку необходимы новые знания, он должен быть информационно грамотен, должен уметь  самостоятельно получать знания. Это  способствовало возникновению нового вида образования – инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.

        2) Американские  социологи обратились к молодым людям из разных стран, недавно окончившим школу, с рядом вопросов из различных учебных курсов. И оказалось, что только в среднем 10% опрошенных правильно ответили на все вопросы.

        Иногда нам кажется, что обучение проходит успешно, только ужасает, что достигнутые результаты ничтожны. 10%!!!!! Т.е. эффективность нашей педагогической деятельности характеризуется все теми же 10%.

Чем это объясняется?

Только 10% людей способны учиться с книгой в руках, только для 10% учащихся приемлемы методы, используемые в традиционной школе. Оставшиеся 90% учащихся также способны учиться, но не с книгой в руках, а по-другому: "своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств".

  1. Результаты этого исследования привели к выводу, что обучение должно строиться иначе, по-другому, таким образом, чтобы все учащиеся могли учиться. Один из вариантов организации учебного процесса – использование педагогом в своей деятельности методов интерактивного обучения.
  2. Интерактивное обучение (от англ. interaction — взаимодействие). Это взаимодействии ученика с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью наработки опыта, а этот опыт является основным источником учебного познания.

Мы должны организовать учебный процесс таким образом, чтобы все обучающиеся были в него вовлечены. Это и есть развивать активность ученика. Не пассивно впитывать материал как губка, и выполнять задания по аналогии, а доходить до результата  своим умом основываясь учебным и жизненным опытом.

Т.е., цель активного обучения – это создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это является принципиальным отличием целей активного обучения от целей традиционной системы образования.

А интерактивные технологии позволяют добиться многократного повышения эффективности образовательного процесса.

Честно скажу, имея определенный учительский опыт, трудно удержаться на новых рельсах. Нехотя постоянно возвращаешься в традиционку. Различные объективные причины мешают учителю изменить себя.

  1. Несколько  слов о целях, достигаемых в стратегии активного обучения.

Американский психолог методов обучения Бенжамин Блум создал таксономию когнитивных (познавательных) целей. Если следовать этой таксономии, то первые три (знание, понимание, применение) являются целями низшего порядка, а следующие три (анализ, синтез, сравнение) – высшего порядка.

Систематизатор когнитивных установок, по Б. Блуму, может быть представлен следующим образом:

1. Знание: способность узнавать, воспроизводить специальную информацию, включая факты, принятую терминологию, критерии, методологические принципы и теории.

2. Понимание: способность буквально понимать значение любого сообщения. Б. Блум выделил три типа режима понимания:

- перевод – воспринимать изложенный материал и переносить в другую форму (другие слова, график и так далее);

- интерпретация – перестраивание идей в новую конфигурацию;

- экстраполяция – оценивание и прогнозирование, исходя из ранее полученной информации[16;с.75].

3. Применение: умение брать и применять в новой ситуации принципы или процессы, ранее изучавшиеся, без указания на то со стороны. Например, применение социально-научных обобщений к отдельным социальным проблемам или применение естественнонаучных или математических принципов к практическим ситуациям.

4. Анализ: разделение материала на отдельные составляющие, устанавливая их отношения и понимая модель их организации. Например, узнавание несформулированных допущений, выявление причинно-следственных связей и распознавание форм и приемов в художественных работах.

5. Синтез: творческий процесс соединения частей или элементов в новое целое. Это – профессиональное написание эссе, предложение способов проверки гипотез и формулирование теорий, применимых к социальным ситуациям.

6. Оценивание: процесс выработки ценностных суждений об идеях, решениях, методах и т. д. Эти оценки могут быть количественные или качественные, но они должны быть основаны на использовании критериев или стандартов, например, включать оценивание подходящего способа лечения или оценивания результатов работы на основе стандартов в данной дисциплине).

  1. Интерактивная деятельность на уроках предполагает диалог, который ведет к взаимопониманию, взаимодействию (interaction), к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими.

Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и пр.

Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д.

  1. Несколько правил организации интерактивного обучения на уроках.

Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все ученики.

Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все пришедшие на урок психологически готовы к "непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.

Правило третье. Работа в режиме «интерактива» требует, чтобы  для учеников быть создан максимальный физический комфорт - перестановка мебели для работы в больших группах, малых группах, «елочкой» (вполоборота) и т.д.

Правило четвертое. Вопросы процедуры и регламента надо обсудить в самом начале занятия и постараться не нарушать их. Например, важно договориться о том, что все участники будут терпимы к любой высказываемой точке зрения, будут уважать право каждого на свободу слова и т. д.

Правило пятое. Деление участников на группы лучше строить на основе добровольности. Но уместен и случайный выбор.

  1.  Современный учитель, независимо от преподаваемого предмета или учебной дисциплины, должен владеть необходимым "арсеналом" интерактивных методов и форм обучения и уметь использовать их в учебном процессе. Можно прочитать горы литературы об активных методах обучения, но научиться им можно только попробовав их непосредственно.

Формами интерактивного обучения являются:

- работа в статичных парах или парах сменного состава;

- работа в малых группах;

- игровое сотрудничество.

  1.  Что использую я:

а) проектно-исследовательская деятельность

б) "Большой круг". Работа проходит в три этапа.

Первый этап. Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Учитель формулирует проблему.

        Второй этап. В течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый ученик индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

        Третий этап. По кругу каждый ученик зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту – включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

        Прием "большого круга" оптимален в случаях, когда возможно быстро определить пути решения вопроса или составляющие этого решения. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать законопроекты или инструкции, локальные нормативно-правовые акты. (ЗАКОНЫ НАШЕГО КЛАССА)

        в) «Бой» (математический, лингвистический и т.д.)

        г) «Мозговой штурм»

        д) «Интервью» (при составлении рассказа о себе, о родственниках)

        е) Дискуссия

        ж) Упражнение «Хорошо или плохо» (применяется для рассмотрения проблемы с разных точек зрения. Например, жадность)

        з) «Воспроизведение информации». Хороший способ усвоения и понимания информации – это воспроизведение её в другой форме. Например, прослушав рассказ, изобразить его в картинках.

        и) «Вращалочка»

        к) «Броуновское движение»

        л) диктанты с постукиванием

        м) при работе со словарными словами использую метод ассоциаций

        н) интерактивная работа над ошибками (в парах)

        о) Арт-технологии: ролевые игры, живые картинки, театральные минутки (окр.мир) инсценирование эпизодов,  кукольный театр. Инсценируем не только художественные произведения, но и жизненные ситуации (инструктаж по ТБ – как вести себя на льду).

        

А еще очень хочется в век постиндустриальный, информационный пользоваться на уроке  благами  цивилизации – интернет, интерактивная доска и т.д.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для педчтений " Использование ИКТ в обучении младших школьников "

Презентация создана для доклада на Межрегиональных чтениях по теме " Использование ИКТ  в обучении младших школьников "...

Статья по теме: "Дифференцированное обучение младших школьников как средство развитие мотивации учения"

Карпова М.А., учитель начальных классов ГОУ Лицей №344 Невского района Санкт - Петербурга            Дифференцированное обучение младш...

Использование активных форм обучения младших школьников при формировании коммуникативных УУД

Статья:Использование активных форм обучения младших школьников при формировании коммуникативных УУД...

Статья « Метод проектов при обучении младших школьников».

В данной статье описывается опыт работы над проектами при обучении младших школьников. Данный метод имеет большое значение при работе по новым стандартам второго поколения в начальной школе. Этот мето...

Использование ИКТ в обучении младших школьников

ИКТ можно использовать на всех этапах обучения: на этапе актуализации знаний для создания проблемной ситуации, на этапе проверки домашнего задания в начале урока,на этапе первичного закрепления и повт...

Использование ИКТ в обучении младших школьников

ИКТ можно использовать на всех этапах обучения: на этапе актуализации знаний для создания проблемной ситуации, на этапе проверки домашнего задания в начале урока,на этапе первичного закрепления и повт...

Районный семинар «Использование интерактивных методов обучения младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности на современном этапе реализации ФГОС НОО»

Районный семинар  «Использование интерактивных методов обучения младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности на современном этапе реализации ФГОС НОО».В презентации предс...