Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Строго объективных критериев, дифференцирующих понятие «болезнь» и «здоровье», пока нет. Все социологические определения здоровья и болезни определяют болезнь как физический или умственный процесс, который имеет тенденцию ограничивать способность человека действовать, решать поставленные задачи. Здоровье можно определить как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей младшего школьного возраста. Это может выражаться: - через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (профилактическим методикам, привитие детям элементарных навыков), - через процесс обучения и развития с использованием физкультминуток и подвижных перемен, проветривания и влажной уборки помещений; витаминотерапии, чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью, - через специально организованную двигательную активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры), - в процессе реабилитационных мероприятий (фитотерапия, ингаляция, лечебная физкультура, психогимнастика, тренинги). Под методами образовательных технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования (Подласый И.П.) По организационным особенностям здоровьесберегающие приемы и методы, используемые в образовательных учреждениях, могут быть подразделены на обеспечивающие и реконструирующие. Первые обеспечивают необходимые условия проведения образовательного процесса. Вторые нацелены на привнесение новых элементов, условий, не предусмотренных нормативными актами. Например: аудиосопровождение уроков. Различие в методологических подходах определяет и различия в преимущественной направленности технологий на какую-либо одну из сторон здоровья: на физическое, психическое (душевное), духовно-нравственное. Чаще внимание обращают на первое: это и проще, и результаты более заметны. Но именно психическое нездоровье лежит в основе и большинства заболеваний и проблем с успеваемостью и нарушений поведения учащихся. От того, насколько работа каждого учителя отвечает задачам здоровьесбережения, в конечном счёте зависит результат влияния школы на здоровье учащихся. Существует другая классификация методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяется во всех случаях обучения и воспитания). Ни одним из этих методов нельзя ограничиваться как наилучшим. Только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих технологий обучения. На основе существующей педагогической практики можно выделить следующие методы: Метод обучения | специфические | общепедагогические | Рассказ | + | + | Дидактический рассказ | + | + | Беседа | + | + | Дискуссия |
| + | Работа с книгой |
| + | Демонстрация | + | + | Иллюстрация | + | + | Видеометод | + | + | Упражнения | + | + | Наглядность | + | + | Практический метод | + | + | Познавательная игра |
| + | Методы программированного обучения |
| + | Обучающий контроль |
| + | Ситуационный метод | + | + | Игровой метод | + | + | Соревновательный метод |
|
+ | Активные методы обучения |
| + | Воспитательные, просветительские и образовательные программы |
| + |
В структуре метода выделяют приемы, как составную часть, отдельный шаг в реализации метода.
Приемы можно классифицировать следующим образом: - защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения): положительный эмоциональный настрой на уроке, оптимальный темп ведения урока, подача материала доступным рациональным способом, смена видов деятельности, наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности; - компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, коррегирующая, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, лечебная физкультура, массаж, самомассаж, психогимнастика); - стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии, фитотерапии и др.); - информационно-обучающие (письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам). Одним из методов можно считать ведение СПЕЦИАЛЬНОГО ДНЕВНИКА ЗДОРОВЬЯ, в который ежедневно ученик будет приучаться записывать (сначала с помощью родителей, а затем самостоятельно) результаты самонаблюдений за своим здоровьем. При заполнении дневника соблюдается время наблюдений. Его следует заполнять в одно и то же время, утром – сразу после сна, затем вечером – перед сном. При характеристике данных самонаблюдения учитывают показатели, типичные для хорошего состояния организма и их изменения при нарушениях режима жизни. Самочувствие – чувство, испытываемое человеком в зависимости от состояния его физических и душевных сил. В дневник записывают: самочувствие хорошее (ощущение бодрости, жизнерадостности, наличие интереса к работе), плохое (жалобы на боли, слабость, вялость, головокружение и другие неприятные ощущения). Боль – защитный безусловный рефлекс. Изменение самочувствия, вызванное ухудшением общего состояния организма, требует в ряде случаев коренных изменений в режиме дня учащихся. В дневнике отмечают: - вечером – устал/ не устал; - настроение (внутреннее душевное состояние) настроение хорошее, удовлетворительное, плохое; - сон (имеет исключительное значение для поддержания здоровья, работоспособности и жизнедеятельности человека) - продолжительность, качество сна, а также причины нарушения. Одним из важных условий рациональной организации обучения является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня. Чтобы удовлетворить двигательную потребность в процессе организации учебного процесса используются: - гимнастика до начала занятий, - физкультминутка на уроках, - подвижные игры на переменах, - ежедневные часовые занятия физическими упражнениями, - уроки физической культуры, - прогулки с играми. Физические упражнения являются одним из основных приемов сохранения и укрепления здоровья. В движениях школьники познают жизнь. Двигательный режим школьника является обязательной составной частью общего распорядка дня. Нарушения осанки являются одним из наиболее часто встречающихся заболеваний опорно-двигательного аппарата школьников. Обеспечение прямой посадки возможно при соответствии размеров мебели пропорциям роста учащихся. Но следует помнить, что длительное поддержание такой позы приводит к мышечному утомлению, для уменьшения которого необходимо разрешить учащимся менять положение тела во время урока. При рассаживании учащихся основным требованием является соответствие размеров мебели росту школьников. Нужно принимать во внимание их состояние здоровья, а именно: зрение, слух, склонность к простудным заболеваниям. Один раз в год следует менять местами учеников. Учебный труд младших школьников связан с усиленной работой зрительного аппарата. На развитие близорукости оказывает влияние целый ряд причин, связанных с неправильной организацией труда учащихся, наличие перенесенных заболеваний. Для предупреждения развития близорукости необходимо правильно оборудовать рабочее место. Для снятия зрительной утомляемости на уроках хорошо использовать тренажеры разработанные В. Ф. Базарным: 1. Плакат – схемы зрительно-двигательных траекторий. На нем с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток; вперед-назад, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по “восьмерке”. Каждая траектория имеет свой цвет. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание. Упражнения выполняются только стоя, при выключенном электрическом освещении. 2. Тренажер со зрительными метками. В различных участках класса фиксируются привлекающие внимание яркие объекты – зрительные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки. Расположены они по углам. Игрушки (картинки) подобраны с таким расчетом, что вместе они составляют единый зрительно-игровой сюжет (например, из известных сказок). Один раз в 2 недели сюжет меняется. Для активизации организма, в том числе общего чувства координации и равновесия, упражнения рекомендуется выполнять только в положении стоя. С этой целью все дети периодически поднимаются, и под счет 1, 2, 3, 4 они быстро поочередно фиксируют взгляд на указанных зрительных метках, сочетая движения головы, глаз и туловища. Методы, используемые Базарным В.Ф., способствуют снятию мышечного напряжения не только глаз, но и всего тела. Режим «смена динамических поз». Работа за конторкой стоя - это формирование чувств координации и равновесия у ребенка, профилактика нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, а также близорукости. Использование методов и приемов зависит от многих условий: - от профессионализма педагога, - от его личной заинтересованности, - от уровня города, района, школы, класса. Только при условии, что все отдельные подходы будут объединены в единое целое, можно рассчитывать на то, что будет сформировано здоровьеобразовательное пространство, реализующее идеи здоровьесберегающей педагогики. Именно учитель может сделать для здоровья школьника иногда гораздо больше чем врач. Здоровьесберегающие технологии как раз и интересуют все направления работы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся в начальной школе. |