Применение методов и приемов деятельностных технологий на разных этапах урока
статья на тему

Кривцова Лариса Владимировна

В статье говорится об особенностях построения личностно-ориентированного урока в начальной школе, целях каждого этапа урока и о целесообразности применения деятельностных технологий на различных этапах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krivtsova_l.v._vystuplenie_na_gmo.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 15 г. Феодосии Республики Крым»

Применение методов и приемов деятельностных технологий на разных этапах урока

    Учитель начальных классов

Кривцова Л. В.

Феодосия, 2016

  Человек достигнет результата, только делая что-то сам...

Александр Пятигорский


       Стандарт нового поколения и есть стандарт, который призывает не давать готовые знания, а помогает научить учиться, а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть. Именно в действии порождается знание.

Содержание образования не сильно меняется, существенно изменяется роль учителя, которому необходимо будет выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности. Учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность.

Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. Для решения этой задачи используется технология системно-деятельностного подхода.

Какие же технологии системно-деятельностного подхода мы используем в начальной школе.

Постановка проблемы (технология проблемного диалога)

Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

На этапе актуализации знаний подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников.

На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы.

На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт групповая форма работы.

Работая в группе, каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение правила или еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта.

Самоконтроль, самооценка.

При проведении самостоятельной работы с самопроверкой, ученики выполняют задания на применение изученных свойств, правил, проверяют   их в классе  пошагово,  сравнивая с эталоном, и исправляют допущенные ошибки, определяют их причины, устанавливают способы действий, которые вызывают у них  затруднение и им предстоит их доработать.     

В начальной школе не обойтись без игровой деятельности.

Использование игр и игровых ситуаций развивает устойчивый познавательный интерес, помогает им усвоить любой учебный материал.

Особенность деятельностного метода – самостоятельное “открытие” детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Поэтому следующая технология – участие в проектной  или исследовательской деятельности.

Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. По моему мнению, этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

Это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Для каждого этапа урока использую свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Рассмотрим каждый этап урока в отдельности.

  1. Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

  • 1-2 минуты;
  • У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

Динамично помогают начать урок такие методы, как

«Поздоровайся локтями»

«Улыбнемся друг другу»

«Девиз, эпиграф» (С малой удачи начинается большой успех)

Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствуют установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

  1. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

  • 4-5 минут;
  • Возникновение проблемной ситуации.

Актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению новой нового материала помогают следующие методы:

«Синквейн», «Метод взаимных вопросов», «Метод сравнения». Например, на уроке литературного чтения при проверке домашнего задания по теме «Три поездки Ильи Муромца», учащиеся сравнили стихотворный текст былины и в пересказе И. Карнауховой, составили синквейн.

Илья.

Решительный, мужественный.

Не женился, не обогатился, не умер.

Илью любит народ.

Богатырь.

Этот прием позволяет делать краткие выводы по результатам обработки представленной информации, подготавливает к исследовательской работе в будущем.

  1. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы еще не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

  • 4-5 мин;
  • Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

На этапе постановки учебной задачи выбираю следующие приемы:

Тема-вопрос. Тема формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений: чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга, тем быстрее происходит работа. Руководить процессом может сам учитель либо ученик. Например, для темы «Как изменяются имена прилагательные?» построили такой план действий:

  • Повторить знания об имени существительном;
  • Определить, с какими частями речи оно сочетается;
  • Изменить несколько имен существительных с именами прилагательными;
  • Сделать выводы.

Домысливание. Тема урока предлагается в виде схемы или неоконченной фразы. Учащимся необходимо проанализировать увиденное и определить тему и задачу урока. Например, на уроке можно предложить схему:

     Можно предложить тему и слова-помощники:

      Повторим… 

      Изучим… 

      Узнаем… 

      Проверим…

      Закрепим… 

Побуждающий и подводящий диалог

При введении новых знаний использую два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они по-разному устроены, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащихся.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают учащимся осуществить творческую деятельность и поэтому развивают творческие способности учащихся.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которые активизируют и существенно развивают логическое мышление учеников. Иначе говоря, сначала я посредством диалога помогаю ученикам сформулировать тему или вопрос для исследования, тем самым вызывая у них интерес, а затем в диалоге же организую открытие школьниками знания, добиваясь действительного понимания материала, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам.  

  1. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).

Цель: решение устных задач и обсуждение проекта ее решения.

  • 7-8 мин;
  • Способы: диалог, групповая или парная работа;
  • Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию диалог, подводящий без проблемы диалог.

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Для работы    над темой урока используются методы «Ульи» - обсуждение в группах.

«Кластер» (может быть использован на разных этапах урока). Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее.

  1. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

  • 4-5 мин;
  • Способы: фронтальная работа, работа в парах;
  • Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

Приём чтения со «стопами» (Инсерт) предполагает воспроизведение и изложение информации в соответствии с заданием. Он позволяет   ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания или текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с маркировочными знаками и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях статьи учебника или специально подобранного текста. Пометки должны быть следующие.

+   знаю

-    не знаю

?   хочу узнать подробнее

!    узнал новое

 Данный метод обязывает ученика не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися знаниями.

Например, итогом изучения темы «Имя существительное» в 3 классе является разбор имени существительного как часть речи. У детей памятки «Порядок разбора существительного». После применения метода у ученика появились такие знаки. После этого ученик может самостоятельно искать ответ на свой вопрос, используя учебник или обратиться за помощью к классу (работа в группах), или данный вопрос может стать целью урока.

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Если учитель сам принимает участие в этом    упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.    

- "Четыре стихии" (Чистякова М.И. Психогимнастика)

Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах. Выполняем.

  1. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

  • 4-05 мин;
  • Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
  • Выполняется письменно;
  • Методы: самоконтроль, самооценка.

На данном этапе можно использовать следующие приемы:

  • Построение алгоритмов.
  • Работа по карточкам.
  • Исследования или мини-проекты.
  • «Лови ошибку».

Цель применения таких приемов — обобщить материал, систематизировать его, чтобы в итоге получилась целостная картина всего пройденного раздела или темы.

После завершения работы весь класс выполняет самостоятельную работу и проверяет ее по предложенному шаблону. Если же вы на данном этапе составляли алгоритм — значит, по разработанному алгоритму.

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
  • 7-8 мин;
  • Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
  • Затем выполняют упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

Два предыдущих этапа урока зачастую можно объединить и предложить ученикам работу с учебником, с тетрадями на печатной основе, с тетрадями-тренажерами. При этом используются самые разные методы работы с текстом: составление тезисов, составление опорных конспектов, чтение с остановками, составление вопросов, сочетание работы над текстом с составлением графиков, схем и таблиц. Но все конкретные задания по учебнику в итоге должны работать на общую идею — подвести учеников к обобщению, систематизации знаний и умений.

  1. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

  • 2-3 мин;
  • Вопросы:
  • Какую задачу ставили?
  • Удалось решить поставленную задачу?
  • Каким способом?
  • Какие получили результаты? Что нужно сделать еще?
  • Где можно применить новые знания?
  • Что на уроке у вас хорошо получалось?
  • Над чем еще надо поработать?

На данном этапе урока можно завершить работу с теми приемами, которые использовались в начале занятия, но предполагали завершение в конце урока, то есть, ученики подводят итоги своей работы, анализируя, что им удалось, а что осталось для самостоятельной проработки.

На практике уроки общеметодологической направленности могут отличаться по структуре, форме проведения в зависимости от психологических особенностей учеников, их возраста, от сложности темы. Поэтому предложенную структуру можно рассматривать лишь как пример. 

Деятельностные методы обучения помогают - развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

Уроки с использованием таких методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества; применять данные методики не обязательно все на каждом и на одном уроке.

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет    обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности.   А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы и методы создания ситуации успеха на разных этапах урока

Опыт работы учителя начальных классов по организации приемов и методов создания ситуации успеха на разных этапах урока...

Приемы и методы создания ситуации успеха на разных этапах урока

Опыт работы учителя начальных классов по организации приемов и методов создания ситуации успеха на разных этапах урока...

Мастер-класс "Применение активных методов обучения на разных этапах уроков в начальной школе"

Материал содержит сценарий мастер-класса и презентацию. Данный мастер-класс был проведен в рамках районного фестиваля мастер-классов "Мои инновации в образовании"...

Методы и приемы, которые можно использовать на уроках русского языка, на разных этапах урока.

Автор работы:  Суркина Л.Н.                       Зверева Т.А.Мы ищем Кляксу.Методы и приемы, которые можно использовать на уроках русс...

Применение активных методов обучения на разных этапах урока

Активные методы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.Активные методы обучен...

Использование методов и приемов арт-технологии на организационном этапе урока в начальной школе.

Использование методов и приемов арт-технологии на организационном этапе урока способствует позитивному настрою, снижает психо-эмоциональную активность обучающихся, создает благоприятный психологически...

Из опыта работы «Системно – деятельностный подход на уроках в начальной школе: использование АМО (активных методов обучения) на разных этапах урока»

В материале представлен опыт работы по использованию активных методов обучения (АМО). На примере урока введения новых знаний показано, ка на разных этапах урока возможно включая разные АМО разнообрази...