Использование элементов формирующего оценивания при работе с младшими школьниками
статья

Корольчук Любовь Валентиновна

       Умелое применение разных видов, методов и техник оценивания для сбора данных об уровне понимания темы, сформированности навыков учащихся позволяет учителю дифференцировать обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l.korolchuk_2020.docx32.88 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  элементов формирующего оценивания при работе с младшими школьниками

        Одним из важнейших аспектов педагогической деятельности является оценка полученных результатов, в ходе которой можно установить успешность и результативность образовательного процесса. Сегодня в России в условиях модернизации содержания общего образования и внедрения новых стандартов общего образования перед учителями ставят задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширения оценочного инструментария. Педагог должен овладеть методами и приемами, позволяющими оценивать предметные, метапредметные и личностные образовательные результаты обучающегося на различных этапах образовательного процесса. Причем, эта оценка должна стать средством мотивации обучающегося к достижению высоких образовательных результатов и к личностному развитию.

       Формирующее оценивание оказалось самым эффективным способом повышения образовательных достижений младшего школьника, сократившее разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении.

На сегодняшний день существуют информационные источники, в которых описываются теоретические аспекты введения формирующего оценивания в образовательный процесс, но о его практической реализации в образовательном процессе информация практически отсутствует.

   Основные направления развития младших школьников, перечень личностных и метапредметных результатов начального общего образования представлены в программе формирования универсальных учебных действий [1].

Основным объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:

– самоопределение – сформированность внутренней позиции обучающегося – принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

– смыслоообразование – поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;

– морально-этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Проектируя учебный процесс, учитель должен помнить о том, что школьная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение и научение ребенка, должна, как минимум, позволять осуществлять информативную и регулируемую (дозированную) обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперед, а на определенном этапе – и об общем уровне выполнения, и о слабых своих сторонах, с тем, чтобы он мог обратить на это особое внимание [2].

Обратная связь в виде отметки должна давать учителю информацию о достижении  учителем поставленных перед ним целей, выступать формой поощрения, но не наказания, стимулировать учение, сосредотачиваясь более на том, что ученики знают, чем на том, чего они не знают, отслеживать даже незначительные продвижения учащихся в собственном темпе (поскольку скорость почти никогда не имеет отношения к качеству научения).

Различие отметки и оценки очевидно. Оценка – это словесная характеристика результатов действия («молодец», «умница»). Можно оценивать любое действие ученика, особенно успешное. Отметка – это фиксация результата оценивания в виде знака принятой системы – балл, который ставится только за решение продуктивной учебной задачи.

       Умелое применение разных видов, методов и техник оценивания для сбора данных об уровне понимания темы, сформированности навыков учащихся позволяет учителю дифференцировать обучение, т.е. учесть потребности возможности каждого ученика, а учащимся – контролировать собственное обучение и сформировать максимум компетенций, необходимых им как в процессе обучения, так и в дальнейшей жизни.

В системе оценивания в начальной школе подлежат контролю:

  • преимущественно внутренняя оценка, выставляемая педагогом, школой;
  • субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка, самоонализ и др.) иобъективизированные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ) процедуры и оценки;
  • оценивание достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования и осознанности каждым обучающимся, особенностей собственного процесса обучения;
  • разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами, целью получения информации;
  • интегральная оценка, в том числе портфолио, выставки, презентации идифференцированная оценка отдельных аспектов обучения;
  • самоанализ и самооценка обучающихся.

В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, итоговое оценивание.

Стартовая диагностика (входная)

 В первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. Эти показатели определяют стартовые условия обучения детей, которые необходимо учитывать в текущем оценивании.

 Текущее оценивание

 Используются субъективные, или экспертные методы (наблюдение, самооценка и самоанализ) и объективизированные методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся.

Предметом оценки выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения, а также мера осознанности каждым обучающимся особенностей его собственного процесса обучения. При этом наряду с интегральной оценкой (за всю работу в целом, проводимой, например, в форме портфолио, презентаций, выставок) используется дифференцированная оценка (вычленение в работе отдельных аспектов, например, сформированности вычислительных умений, выразительности чтения, умения слушать товарища, формулировать и задавать вопрос, выдвигать предположение и т. д.), а также самоанализ и самооценка обучающихся. Выбор формы текущего оценивания определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, конкретными учебными задачами, целью получения информации.

Итоговое оценивание происходит в конце обучения в начальной школе и может проводиться в форме накопительной оценки, получаемой как обобщенный результат выставленных ранее оценок, а также в ходе целенаправленного сбора данных (в т.ч. с помощью итоговых тестов) или практической демонстрации применения полученных знаний и освоенных способов деятельности. Возможна также любая комбинация этих форм.

Итоговое оценивание строится на раздельной оценке достижения базового уровня («Выпускник научится»), который необходим для последующего обучения, и поэтому служит основой при определении содержания и предмета итоговой оценки выпускников. А также повышенный уровень («Выпускник получит возможность научиться»), который отражает результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений и навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему знаний или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета.

Итоговое оценивание строится с учётом следующих принципов:

-  оценивания методом «сложения», при котором фиксируется достижение опорного (базового) уровня требований и его превышение (при этом за превышение опорного уровня добавляются дополнительные баллы);

-  кумулятивной (накопительной) оценки;

-  открытости и реалистичности норм и критериев;

-  признания права учащегося на ошибку, реализуемого в итоговом оценивании через систему норм оценивания;

-  признания права учащегося на досдачу имеющихся пробелов в части базовых требований и при желании на пересдачу итоговой работы с целью подтверждения выпускником начальной школы более высокого уровня учебных достижений [3].

 Текущее оценивание можно проводить в следующих формах:

  1. По алгоритму самооценки:

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

  1. Самооценка в «Листке новых знаний», «Листке открытий» и т.д.
  1. Самооценка при работе в тетрадях на печатной основе.

При этом, на наш взгляд, во всех видах контроля необходимо  придерживаться двух правил:

1) Не следует торопиться выставить ученику низкую отметку или зафиксировать, что этими возможностями он еще не овладел. В случае если ученик выполнил задание неуспешно, лучше дать ему возможность выполнить работу над ошибками и выставлять отметку уже после выполнения этой работы.

2) Ученик должен иметь возможность пересдать, исправить отметку, которая его не устраивает.

Качественную отметку можно провести через уровень успешности, где каждый уровень – это степень сложности выполненного задания.

Низкий уровень – уровень ниже государственного стандарта (это «неудовлетворительно»).

Необходимый уровень (средний уровень) – уровень, на котором знания, ориентированные на требования государственного уровня – (это «хорошо»)

Программный уровень (высокий уровень) – уровень, соответствующий требованиям программы по предмету – (это «отлично»)

Максимальный уровень – уровень, превышающий требованиям школьной программы, это олимпиадники, будущие медалисты и т.д.

Объектом оценки предметных результатов становится способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, метапредметных результатов – формировать универсальные учебные действия и компетенции, а также личностный рост ученика.

Педагогические приемы, применяемые в начальной школе:

– «Волшебные линеечки» (вертикальные оценочные шкалы). Вертикальная шкала, смайлик, лесенка, цветочки, фрукты, знаки «плюс–минус», буквы для обозначения уровней (В – высокий, Д – достаточный, С – средний, Н – низкий).

– «Коллективное оценивание успешности». Фиксация индивидуальных самооценок на общем поле для вывода об успехах, самочувствии или настроении.

– «Задания-ловушки». Это специальные ошибки для рефлексии освоения способа действия или алгоритма.

– «Найди ошибку». Учащиеся выявляют свои ошибки, находят причины и определяют пути их ликвидации.

– «Обоснованный отказ от выполнения заданий». Ученики обнаруживают границы своих знаний и незнаний.

– «Стол «заданий». Ученик выполнил задание, походит к столу и берёт дополнительное задание, призванное формировать умение фиксировать свои трудности, выявлять проблему по ошибке, подбирать дополнительные задания для коррекции умения.

– «Разноцветные исправления». Контроль выполнения работы и исправление ошибок разными цветами: автор – зелёным, сосед по парте при взаимопроверке – простым карандашом, а учитель – красным).

– «Умные вопросы». Ученики заранее составляют вопросы, которые могут задать на уроке ученику или учителю.

– «Портфель достижений» ученика как форма накопительной системы оценки, позволяющую ребенку осмыслить свои знания, поступки и возможности, получить более полное и ясное представление о ходе совместной деятельности; научиться анализировать собственную работу; объективно оценивать свои возможности, достижения; повысить ответственность за свой труд; представить картину продвижения в той или иной предметной области.

– Презентации личных достижений, учащихся и класса как условие создания ситуации успеха.

– Специальные уроки результатов коррекционной работы по итогам проверочной работы и т.п..

– Совместные с родителями собрания, на которых учащиеся демонстрируют свои достижения в учёбе, творчестве, исследованиях.

– Творческие отчёты, посвящённые тематическим неделям.

– Организация подведения итогов четверти с игрой «Копилка добрых дел». В течение всей четверти каждый ученик записывает, сделанные им добрые дела и складывает в сундучок, который находится в классе.

– «Проба пера», где учащиеся размещают свои изречения, «умные мысли» и гипотезы с указанием авторства.

– «Тетрадь открытий» по каждому предмету, куда ребята вносят основные выводы, правила, таблицы, формулы – все те материалы, что ими были исследованы и обобщены, материалы, которые могут быть образцами для сопоставления при выполнении самооценки.

Таким образом, введение в образовательный процесс такой системы контроля и оценки приводит к более объективной и качественной обратной связи, способствует эффективному включению учащихся в контрольно-оценочную деятельность, поддерживает и стимулирует их, позволяет отслеживать индивидуальное развитие каждого ученика. А формирование в учебном процессе общеучебных умений, необходимых ученику для успешного овладения школьной программой по любому предмету, позволит формировать активность и самостоятельность в выполнении заданий.

       При целенаправленной работе по включению в образовательный процесс элементов формирующего оценивания наблюдается положительная динамика, что выражается в развитии у обучающегося необходимых компетенций, и является основой для реализации стандартов второго поколения.

Литература:

1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия [Текст]: пособие для учителей / А.Г. Асмолов.  – М.: Просвещение, 2008.- 101 с.

2. Начальное общее образование: федеральный государственный образовательный стандарт [Текст]: сборник нормативно-правовых материалов /  – М.: Вентана-Граф, 2013. – 58с.

3. Логинова, О.Б.  Рекомендации по проектированию учебного процесса, направленного на достижение требований стандарта и результатам освоения основных образовательных программ [Текст]: методическое пособие для учителей / О.Б. Логинова, В. В.Фирсов. – М., Просвещение, 2010. –117с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути формирования и способы оценивания личностных результатов обучения младших школьников.

Как диагностировать личностные результаты обучения? Как увидеть из изменение и повлиять на него? Много вопросов возникло у меня при решении  данных проблем, может они есть и у моих коллег?...

Система оценивания проектно-исследовательской деятельности младших школьников

Значимость  проектно-исследовательской  деятельности младших школьников для развития УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».Разработка системы оценивания проектно-исследовательско...

Компетентностный подход к оцениванию результатов проектной деятельности младших школьников

Проектная деятельность как способ организации образовательного процесса...

Система оценивания достижения планируемых результатов младших школьников в условиях требований ФГОС НОО

Последнее время мы часто говорим, что нашему российскому  обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможны...

Как формировать навык смыслового чтения у младших школьников на уроках литературного чтения

О трудностях, которые младшие школьники испытывают в процессе обучения, с тем, что дети не владеют навыком осмысленного чтения. Поэтому важнейшая задача учителя начальных классов – организовать ...

«Система контроля знаний и оценивания уровня физической подготовленности младших школьников»

Методическое пособие к примерной программе по предмету «Физическая культура» 1-4 классы представляет собой возможность соединения традиционной (отметочной) и балльно - рейтингово...

Контрольно-измерительный материал к методическому пособию «Система контроля знаний и оценивания уровня физической подготовленности младших школьников»

Среди важнейших основных частей учебного процесса особое место занимает контроль. Контрольные функции учителя физической культуры в начальной школе традиционно сводятся преимущественно к выявлению уро...