Компетентностный подход к оцениванию результатов проектной деятельности младших школьников
статья на тему
Проектная деятельность как способ организации образовательного процесса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.32 КБ |
Предварительный просмотр:
"Компетентностный подход к оцениванию результатов проектной деятельности младших школьников"
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Королева Московской области "Гимназия №9"
Соловьева Елена Викторовна
учитель начальных классов
слайд 1
Проектная деятельность как способ организации образовательного пространства.
слайд 2
Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников,
расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного
участия
В. Гузеев
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, исследовательской, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активностью, способностью решать нестандартные задачи. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная деятельность.
слайд 3
Главная идея проектной деятельности - направленность учебно- познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы. Проектная деятельность способствует развитию у младших школьников всех ключевых компетенций: коммуникативных, ценностно-смысловых, учебно-познавательных, информационных.
Какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения?
- Изменились результаты, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);
- Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД);
- Основным подходом формирования УУД, согласно Стандартам, является системно-деятельностный подход;
- Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.
Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.
Над проблемой создания условий для личного роста школьников, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации, формирования и приобретения исследовательских умений, мотивированному использованию изученных технологий на практике, выработке самостоятельности и инициативы, способствующих развитию творческих способностей, формирования активной жизненной позиции в нашей гимназии педагоги задумались давно.
слайд 4
В результате поисков и размышлений родилось "Научное Общество Учащихся" . И вот уже 13 лет ведется планомерная работа. Цель "Научного общества" - выявление и формирование личности школьника, способной к творческому самовыражению и активной жизненной позиции в самореализации и профессиональном самоопределении.
слайд 5
Основные направления деятельности НОУ:
1.Включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами.
2.Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.
3.Рецензирование научных работ учащихся при подготовке к участию в конкурсах и конференциях.
4.Подготовка, организация, проведение научно-практических конференций и участие в них обучающихся.
В рамках "НОУ" для обучающихся начальной школы работает "Малая академия".
слайд 6
С понятием проект обучающиеся знакомятся уже в первом классе. К февралю месяцу учащиеся вместе с родителями готовятся к защите проекта "Азбука". Учащиеся выбирают тематику работы, занимаются поиском материала, оформляют результаты проекта в произвольной форме. (Азбука ассоциаций, Азбука рукоделья, Азбука оригами и т.д.) Далее - презентация работы перед классным коллективом и родителями. Эта работа очень увлекает учащихся, а также их родителей.
слайд 7
Со 2 класса учащиеся начальных классов принимают участие в ежегодной Научно-практической конференции со своими исследовательскими работами.
слайд 8
Работы самые разнообразные по тематике и классификации :
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Примеры: "Как слышат змеи?" , "Пестрый снег", "Исследование сигналов wi-fi " «Братья – близнецы: Храм Василия Блаженного и Храм Воскресения Христова», "Имеет ли воздух вес?"
слайд 9
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Примеры: "Жвачка", "Почему плачет монстера?", "Немного о газированный напитках", "Незаменимые помощники пограничников", "Народная кукла в быту т обрядах наших предков"
слайд 10
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Примеры: "Ах, валенки, валенки", "Куклы своими руками", "Адвент-календарь", "Берестяная грамота", "Операция М", "Полезный мусор"
слайд 11
В начальной школе с детьми работает классный руководитель, выбранный куратор (например, учитель биологии, химии и т.д.), родители.
Выступление проходит в форме стендовой сессии, а также в виде презентаций.
В соответствии с современными подходами к обучению , любой метод, в том числе и проектная деятельность, должен быть диагностичным. Проект – это не просто отбор и систематизация материалов, это всегда творчество в самых разных проявлениях.
Как оценить работу, в которой автор имеет свой нестандартный взгляд на личностно значимую для него проблему?
Как избежать конфликтных ситуаций при оценивании?
Сделать это с позиции только школьной отметки невозможно. Вначале необходимо определить, что и как оценивать. Неверная оценка способна дискредитировать самую прекрасную идею.
Правильное, грамотное определение критериев оценки (факторов, которые подвергаются оцениванию), показателей (признаков, по которым производится однозначная оценка), использование адекватных им измерителей (инструментов, с помощью которых производится оценка: анкет, тестов, протоколов наблюдений и т. п.) — залог верного оценивания любой деятельности, метода.
Мы в гимназии много над этим работами и пришли к выводу, что оценивать надо продукт, процесс проектной деятельности, оформление и защиту проекта. Члены жюри заполняют протоколы по итогам выступлений участников конференции.
Работы в начальной школе оцениваются по следующим критериям:
- Практическое значение работы
- Оригинальность и творческий подход
- Эрудированность автора
- Композиция работы (формулировка цели и задач, ясность изложения, логика перехода от концепции к выводам)
- Ораторское мастерство
Поощрение участников проходит на ежегодном празднике "Весенние надежды". Стараемся поощрить большую часть учащихся, поэтому победители и призеры распределяются по номинациям. Например, в этом году
слайд 12
|
|
|
|
|
|
|
|
|
слайд 13 |
Наши учащиеся не ограничиваются рамками гимназии. Очень часто наши гимназисты выходят с работами на всевозможные конкурсы, фестивали исследовательских работ и творческих проектов младших школьников.
("Ломоносовские чтения", г.Химки, "Веговские чтения", олимпиада "Созвездие" )
Родители – активные участники проектной деятельности. На родительском собрании уже в 1 классе разъясняется суть, значимость проектной деятельности для развития личности детей. Классные руководители знакомят с этапами работы над проектом, ролью и формами участия родителей по мере взросления детей, готовят памятки для детей и родителей по проектной деятельности. При этом уточняется, что родители выступают в роли помощников в организации работы над проектом, помогают в оформлении.
слайд 14
В 2015/2016 году выпускники 4 классов (пятиклассники) в марте месяце впервые проходили промежуточную аттестацию, определяющую уровня сформированности метапредметных компетенций обучающихся в рамках защиты индивидуальной проектной работы. В начале учебного года с учащимися и родителями была проведена предварительная работа, были даны разъяснения по поводу написания и оформления, предложены критерии оценивания, предложен примерные перечень тем для работ.
Защита проходила в виде стендовой сессии по следующим критериям:
- Оценка продукта проектной деятельности учащегося (функциональность, эстетичность, эксплуатационные качества, оптимальность, новизна, оригинальность, уникальность)
- Оценка процесса проектной деятельности учащегося (актуальность, содержательность, разработанность, завершенность, наличие творческого компонента в процессе проектирования, самостоятельность)
- Оценка оформления проекта (соответствие стандартам оформления, системность, аналитичность, лаконичность, дизайн, наглядность )
- Оценка защиты (презентации) проекта (качество доклада, ответы на вопросы, личностные проявления докладчика)
Хочется сказать, что пятиклассники с достоинством презентовали свои работы.
В заключении хочется сказать, что в проектной деятельности изменяется роль учителя, он превращается из «руководителя» в организатора познавательной деятельности учащихся, менеджера образования.
слайд 15
Педагог в ходе руководства проектом имеет много ролей:
- Энтузиаст – вовлекает учащихся в проектную деятельность, поддерживает и поощряет детей.
- Специалист – обладает знаниями и умениями и делится ими с детьми.
- Руководитель – руководит ходом работы.
- Координатор.
- Эксперт – анализирует результаты выполненного проекта.
слайд 16
Школа – самая удивительная страна, где каждый день не похож на предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое. Где каждый ученик – строитель будущего, а значит все жители этой страны в ответе за будущее. Где все время надо торопиться успеть; где все время надо спешить стать интересным для окружающих тебя людей, остаться интересным всегда; дарить окружающим свою энергию, знания, умения; торопиться узнать новое; торопиться не опоздать…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/29/picture-207554-1548771163.jpg)
Доклад "Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»
Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В связи с введением ФГОС одним из ра...
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/06/picture-759153-1657105115.jpg)
Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности.
Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/24/picture-1085832-1543068380.jpg)
Критерии оценивания результатов проектной деятельности обучающихся на уровне начального общего образования
Стандарты второго поколения ставят задачу - сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. Технологией, с ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/29/picture-207554-1548771163.jpg)
Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»
laquo;Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – мать!"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/28/picture-1122350-1551339420.jpg)
Мастер-класс по повышению качества образования во внеурочной деятельности по направлению народное декоративное искусство в проектной деятельности младших школьников.
Народное декоративное искусство - одно из важнейших средств художественного воспитания детей, оно обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях не стандартность мышления...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/17/picture-544434-1455730269.jpg)
Компетентностный подход в развитии и совершенствовании у младших школьников фонетических знаний и умений
Живая речь, игра с живым звуком на уроках русского языка очень интересна и важна для учеников младших классов. Лингвисты и методисты исчерпывающе обосновали, что обучение правописанию опирается ...
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматривается актуальный вопрос формирования личностных и метапредметных результатов на примере вовлечения обучающихся начальной школы в проектную деятельность. Автор представляет свой педа...