Критерии оценивания результатов проектной деятельности обучающихся на уровне начального общего образования
материал на тему

Рябцева Светлана Евгеньевна

Стандарты второго поколения ставят задачу - сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. Технологией, с помощью которой реализуется новый Стандарт является:

• Системно-деятельностный подход.

И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться.

Один из методов системно-деятельностного подхода это метод проектов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_vystuplenie.docx24.36 КБ
Файл pamyatka.docx1.09 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Критерии оценивания результатов проектной деятельности обучающихся на уровне начального общего образования»

Добрый день, уважаемые коллеги, свое выступление мне хотелось бы начать со слов великого ученого Алексея Алексеевича Леонтьева:«Процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом том, что новые знания не даются в готовом виде.» (А.А.Леонтьев).

Стандарты второго поколения ставят задачу - сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. Технологией, с помощью которой реализуется новый Стандарт является:

• Системно-деятельностный подход.

И школа становится не столько источником информации, сколько учит учиться.

Один из методов системно-деятельностного подхода это метод проектов. (СЛАЙД 2)

Учителями накоплен богатый опыт использования метода проектов. В своём выступлении я бы хотела рассмотреть лишь один его компонент, который, по моему мнению, является наиболее важным, сложным и без которого, собственно, трудно говорить об эффективности любого метода.

Речь пойдёт о критериях оценивания результатов проектной деятельности обучащихся, так как любой метод, в соответствии с современными подходами, должен быть диагностичным.

(СЛАЙД 3)

Работа над проектами в рамках реализации ФГОС в нашей школе ведется на протяжении нескольких лет, начиная с 1 класса, при этом не заменяет традиционную систему, а органично дополняет, расширяет её.

        Так как я работаю по учебно-методическому комплекту «Школа России», работа над проектами входит в программу обучения и является обязательной как для учителя, так и для ученика. Хочется сказать, что учебники, разработанные под стандарты нового поколения, ориентируют учащегося на умение исследовать, наблюдать, проектировать изучаемый материал. По сути учебник является одним из ведущих звеньев в деятельности учащегося в урочное время.


(СЛАЙД 4,5) Проектные технологии применяются мною на уроках, во внеурочной деятельности и внеклассной работе.

В зависимости от возраста обучающихся (1-4 класс) изменяется тематика, и уровень выполнения проектов возрастает.

В нашей школе в рамках работы инновационной площадки «Организация формальных и неформализованных процедур оценки образовательных результатов обучающихся в контексте ФГОС общего образования» разработана система оценки деятельности обучающихся. Она носит формальный и неформалезованный характер. (СЛАЙД 6 )

Невозможно всех детей выучить на одном и том же уровне, т.к. в любом классе есть ученики с разными способностями и интересами. Поэтому, при переходе на новую «уровневую» систему оценивания мы определяем какие предметные, личностные, метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные) результаты могут достигнуть обучающиеся на базовом, базовом повышенном, повышенном уровнях.

Оценка проектной деятельности носит неформализованный характер и включает в себя критерии, представленные на слайде: (СЛАЙД 7) В соответствии с критериями, проекты оцениваются по бальной системе от 0-2.

Если работа соответствует большинству из перечисленных критериев, то оценивается на отлично. Чем большим критериям соответствует работа, теми выше отметка за проект.

Так, в конце 1 класса мы делали коллективный творческий проект с элементами индивидуальной работы - это создание «Цветочной азбуки». (СЛАЙД 8, 9) Целью данного проекта было закрепление в памяти учащихся изученных букв и звуков, формирование стремления как можно лучше освоить навыки чтения, стать активным читателем, привитие таких навыков как любознательность, стремление к познанию нового.

В первом полугодии 2 класса ребята выполняли среднесрочный индивидуальный проект «создание книжки малышки». (СЛАЙД 10,11) На уроке мы обсудили этапы подготовки работы, поиск материала, оформление готовой работы, а через неделю ученики представили свои работы. В ходе работы над этим проектом учащиеся учились работать с информацией, т.е. собирать и классифицировать информацию по разделам, отбирать загадки, пословицы и поговорки с учетом этнографических и этнокультурных особенностей народов, населяющих РА. В результате получились работы, которые ученики самостоятельно презентовали на уроке.

Кроме этого, ежегодно в нашей школе проходит конкурс ученических проектов «Дебют в науке». Учащиеся с огромным энтузиазмом подходят к созданию и презентации своих проектов.  В создании этих проектов активное участие принимают родители, т.е. естественно, учащиеся начальной школы не в состоянии самостоятельно реализовать замысел проекта. Так, на данном конкурсе, учащиеся из моего класса представляли проекты по темам «Выращивание кристаллов», целью которого было выращивание кристаллов медного купороса и кристаллов из набора «Профессор Эйн».

Еще одна тема выступления моих детей «Сладкая жизнь». (СЛАЙД 18) Целью данного проекта было изучить историю появления конфет, способов их самостоятельного изготовления и определение рамок разумного употребления сладостей.

Так же я стараюсь соединить урочную деятельность с внеурочной. Примером такого соединения является проект «Семья слов», (СЛАЙД 12,13,14,15) выполненный на внеурочном занятии по общекультурному направлению «Занимательная грамматика». Данный учебный проект дает возможность получить как можно больше информации о корнях слов, образовании слов, учит находить полезную информацию, используя различные источники: интернет, орфографические и словообразовательные словари. Обучающиеся повторяют материал по темам: «Состав слова», «Однокоренные слова». Работа над проектом проводилась в парах в течении одного урока. По окончанию проектной работы, учащиеся в парах презентовали свою работу в классе.

Хочу вашему вниманию предложить два проекта и способы их оценивания.

Оценка проводилась по базовому и базово-повышенному уровню по двухбалльной системе от 0до2 в блоках ученик научится, и ученик получит возможность научиться.

Максимальное количество баллов при оценке данного проекта-14 баллов. Для получения 5 необходимо набрать 13-14 баллов, для получения 4-10-12, 3-6-9, 2-5 и меньше.

Приступим к анализу критериев оценивания результатов проектной деятельности обучающихся: (СЛАЙД 16)

В соответствии первым критерием обучающиеся четко ясно описали цель проекта и дали подробный план ее достижения и получили по 2 балла;

По второму критерию если проверить глубину содержания проектов, то можно увидеть, что на первом проекте более глубоко раскрыта тема, поэтому обучающиеся получили 2 и 1 балл;

По третьему критерию: т.к. работа проводилась в классе на занятии обучающиеся пользовались учебником и словарями, то каждая пара получила по 2 балла. Когда проект готовится дома, то увеличивается количество источников информации.

По четвертому критерию: на первой работе мы видим более глубокую заинтересованность в выполнении проекта, творческий подход, т.к. используются задания не только те, которые были даны в учебники, но и придуманные самостоятельно. Первая пара получает 2 балла, вторая-1.

(СДАЙД 17) По пятому критерию: обе работы оформлены в точном соответствии с установленными требованиями оформления проектов и парами получили-по 2 балла каждому.

По шестому критерию: т.к. первая пара обучающихся подошла  более творчески к выполнению проекта, им удалось вызвать большую заинтересованность одноклассников в выполнении предложенных заданий, соответственно они получили 2 балла, вторая пара-1 балл.

По седьмому критерию: поскольку оба проекта соответствуют заявленной цели, а именно подбирать слова с одинаковым корнем, но разным лексическим значением, но у первой пары, подобрано большее количество слов, с разным лексическим значением, то их работа оценивается 2 баллами., а второй проект-1 баллом.

Таким образом, первая пара получает максимальное количество баллов-14 и получает отметку «5», а вторая-10 баллов и отметку «4».  

Критерий 1. Постановка цели, планирование путей ее достижения

Цель не сформулирована

0

Цель определена, но план ее достижения отсутствует

1

Цель определена, ясно описана, дан подробный план ее достижения

2

Критерий 2. Глубина раскрытия темы проекта

Тема проекта не раскрыта

0

Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках
школьной программы

1

Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал
глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы

2

Критерий 3. Разнообразие источников информации, целесообразность
их использования

Использована неподходящая информация

0

Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников

1

Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников

2

Критерий 4. Личная заинтересованность автора, творческий подход к
работе

Работа шаблонная, показывающая формальное отношение к ней
автора

0

Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не
продемонстрировал самостоятельность в работе, не использовал
возможности творческого подхода

1

Работа самостоятельная, демонстрирующая заинтересованность
автор; отличается творческим подходом, собственным
оригинальным отношением автора к идее проекта

2

Критерий 5. Соответствие требованиям оформления письменной части

Письменная часть проекта отсутствует

0

В письменной части отсутствуют установленные правилами порядок и четкая структура, допущены серьезные ошибки в оформлении

1

Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном
соответствии с установленными правилами

2

Критерий 6. Качество проведения презентации

Презентация не проведена

0

Материал изложен с учетом регламента, автору не удалось
заинтересовать аудиторию; автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки
регламента

1

Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент

2

Критерий 7. Качество проектного продукта

Проектный продукт отсутствует; проектный продукт не соответствует требованиям качества
(эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям)

0

Продукт не полностью соответствует требованиям качества

1

Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетика,
удобен в использовании, соответствует заявленным целям)

2

  С введением ФГОС в образовательный процесс, изменилась не только деятельность учащегося, но и деятельность учителя. (СЛАЙД 19)

 Я считаю, что проект- важная составляющая процесса обучения в соответствии с требованиями ФГОС. (СЛАЙД 20) Он дает ученикам опыт деятельности, и поэтому незаменим. Все это позволяет считать проектную деятельность одним из самых эффективных методов обучения на современном этапе развития образования.

И закончить свое выступление мне хочется таким стихотворением:

Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.

Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но  от учителя зависит,
Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны! (СЛАЙД 21)

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическое исследование уровня духовно -нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся планируется с опорой на психо-педагогические исследования развития нравственных качеств личности младшего школьника. В данной статье предлагаются...

Особенности организации внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального общего образования в МОУ Урлукская СОШ

Цель внеурочной деятельности: создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей, культурных обычаев и тра...

Мастер-класс «Циклограмма мониторинга уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся уровня начального общего образования»

В основу современного школьного образования положена идея создания таких условий обучения, при которых каждый учащийся будет стремиться к самосовершенствованию, самоизменению. Научить учащихся учиться...

Выступление на семинаре на тему "Организация работы с мотивированными обучающимися на уровне начального общего образования в условиях ФГОС"

В данном выступлении освещена организация моей работы с мотивированными обучающимися на уровне начального общего образования в условиях ФГОС с 2012 по 2016 год....

презентация на тему: "Проектная деятельность на уровне начального общего образования как средство повышения мотивации к обучению"

Презентация из опыта работы по внеурочной деятельности "Проектная деятельность" автор Пахомова....

«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Без харошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему ...

«Использование результатов оценочных процедур для повышения качества образования на уровне начального общего образования»

Выступление по теме:«Использование результатов оценочных процедур для повышения качества образования на уровне начального общего образования»...