Рабочие программы по предметам 2 класс
календарно-тематическое планирование (2 класс)

Koлeсникова Елена Вячеславовна

Данные рабочие программы разработаны в соответствии с ФГОС нового поколения. В них содержатся основные разделы: пояснительная записка, основное описание курса, место данного предмета в учебном плане, личностные, предметные и метапредметные результаты данного курса, основное содержание курса, планируемые результаты , тематическое планирование и материально-техническое обеспечение данного предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochie_programmykolesnikovoy_na_2_kl.zip261.82 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка        3

II. Общая характеристика учебного предмета, курса        4

III. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане        6

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса        6

V. Содержание учебного предмета, курса        11

VI. Учебно-тематическое планирование        18

VII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса        19

VIII. Расширенное календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности        23

Приложения        

I. Пояснительная записка

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

  Программа адресована учащимся вторых классов общеобразовательных школ.

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  (Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение», 2009 г.), программы А.А. Плешакова «Окружающий мир» («Школа России». Концепция и программы для начальных классов. В 2 частях. Москва,  «Просвещение», 2009 г.), приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. года № N 2080 (Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011/2012 учебный год)

Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по окружающему миру.  

Цель изучения окружающего мира -  формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личностного опыта взаимодействия-общения с людьми, обществом и природой.

Задачи:

- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

- формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;

- воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;

- формирование потребности участвовать в созидательной деятельности по умелому преобразованию природы и общественной жизни;

- формирование ориентаций и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства, с учетом реальных возможностей и приобретенных знаний.

В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».

II. Общая характеристика курса

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

Ценностные ориентиры содержания курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

III. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 68 ч (34 учебные недели).

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса

Изучение курса Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
  •  достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

В основе построения курса лежат следующие принципы:

1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, так как ее отсутствие рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек-природа-общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность». Это обеспечивается представленностью знаний из различных предметных областей — природоведческие, географические, гигиенические, психологические, исторические и др.

2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

Актуализация содержания обучения предполагает его отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной группы, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.

3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям — творчество выдающихся российских граждан, научных открытиях, истории развития техники, искусства, литературы и др. Для реализации этого принципа в программу введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».

4. Необходимость принципа экологизации содержания обучения Окружающему миру определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром (рубрики «Человек и растение», «Человек и животные», «Человек и природа»), а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющиеся принципу «Не навреди». Действие принципа распространяется не только на отношение человека к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии).

5. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественно-научных и гуманитарных предметов в основной школе.

6. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический, художественный музеи и т. п. Все это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчает усвоение естественно-научных и обществоведческих понятий.

Отбор конкретного естественно-научного и обществоведческого содержания обучения подчинялся определенным требованиям.

  1. Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.
  2. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитывалось следующее:

— уровень представлений, накопленных ребенком на эмпирическом уровне, в том числе в дошкольном детстве;

— необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания существенных его характеристик;

— зависимость усвоения понятия от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;

— преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, то есть реализацию пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.

3. Конструирование содержания программы предполагало связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:

  • Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.

Темы: «Мы — школьники», «Твое здоровье» (1 класс); «Кто ты такой» (2 класс); «Земля — наш общий дом» (3 класс), «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).

  • Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.

Темы: «Ты — первоклассник», «Мы и вещи» (1 класс); «Кто живет рядом с тобой» (2 класс); «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс); «Человек и общество» (4 класс).

  • Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу.

Темы: «Родная природа» (1 класс), «Мы — жители Земли» (2 класс); «Человек — биологическое существо (организм)» (4 класс).

  • Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что это значит «любить Родину», семья как ячейка общества.

Темы: «Родная страна» (1 класс); «Твоя Родина — Россия» (2 класс), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).

  • История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, техника, культура и искусство в нашей стране.

Темы: «Путешествие в прошлое» (2 класс), «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи»), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс).

Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета Окружающий мир адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса — определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются, в основном, искусственные — учебные ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причем эта особенность процесса изучения мира распространяется на все его стороны — природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:

1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);

2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

Исходя из этого, обучение требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоеме, в учреждении культуры и т.д.). Логика построения процесса изучения Окружающего мира на уроках в классе (обучение идет с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога.

Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства. Особенно важны уроки обобщения в четвертом классе, именно здесь систематизируются знания, полученные за все четыре года обучения, и создается возможность четко представить обобщенное видение исторических эпох: «Древняя Русь», «Московское государство», «Россия», «Советская Россия», «Современная Россия».

Программа рассчитана на проведение двух уроков в неделю. Общее число часов по классам: 1 класс — 66 часов, 2 класс — 68 часов, 3 класс — 68 часов, 4 класс — 68 часов. Распределение часов по темам условно, учитель по своему усмотрению может изменить соотношение часов.

К учебнику разработаны рабочие тетради, в которых представлены поисковые, исследовательские и творческие задания.

V. Cодержание программы

2  КЛАСС (68 ч)

Где мы живем 2 ч

Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна   — Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и   т.   д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные   — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома   — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

Проверочная работа.

Природа 21 ч 

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце   — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления.

Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений.

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их.

Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.

Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; распознавание деревьев, кустарников и трав; знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений; отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка.

Тест.

Жизнь города и села (12 ч)

Село, где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).

Промышленные предприятия своего района. Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д..

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями родного села.

Тест.

Здоровье и безопасность ( 10 ч)

Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа: отработка правил перехода улицы.

Проверочная работа.

Общение (5 ч) 

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: отработка основных правил этикета.

Тест.

Путешествия (17 ч )

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.

Знакомство с другими городами нашей страны.

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсии: ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края; наблюдение весенних изменений в природе.

Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты.

Творческий отчет.

Планируемые результаты обучения

1. К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:

воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;

— различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах;

 — ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;

различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;

— различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;

— определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;

устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;

описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;

сравнивать домашних и диких животных.

К концу обучения в первом классе учащиеся смогут научиться:

анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;

различать основные нравственно-этические понятия;

рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;

участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.

2. К концу обучения во втором классе учащиеся научатся: 

— составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи.

— называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;

оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;

различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с датой его происхождения;

— кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;

— называть царства природы;

описывать признаки животного и растения как живого существа;

— моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;

— различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

— устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;

— описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;

сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания;

К концу обучения во втором классе учащиеся могут научиться: 

— «читать» информацию, представленную в виде схемы;

— воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Древней Руси;

— ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры»

— проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);

— приводить примеры из Красной книги России (своей местности).

3. К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:

— характеризовать условия жизни на Земле;

устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

 — описывать свойства воды (воздуха);

различать растения разных видов, описывать их;

объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;

объяснять отличия грибов от растений;

характеризовать животное как организм;

устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;

— составлять описательный рассказ о животном;

приводить примеры (конструировать) цепи питания;

— характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);

— сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох;

— называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;

— работать с географической и исторической картой, контурной картой.

К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:

ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;

— анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

— приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;

— проводить несложные опыты по размножению растений.

— проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;

рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена

ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

4. К концу обучения в четвертом классе учащиеся научатся:

— характеризовать признаки живого организма, характерные для человека;

— моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;

— устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребенка;

оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;

 — анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической карты объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;

описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;

составлять рассказ-описание о странах-соседях России;

различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;

соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;

— называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох ( в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;

— различать (называть) символы царской власти, символы современной России. Называть имя Президента современной России;

— описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);

называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.

К концу обучения в четвертом классе учащиеся могут научиться:

применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;

различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;

раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) /в рамках изученного/.


VI. Учебно-тематическое планирование

п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Форма контроля

1.

Где мы живем

2

Проверочная работа

2.

Природа

21

Тест

3.

Жизнь города и села

12

Тест

4.

Здоровье и безопасность

10

Проверочная работа

5.

Общение  

5

Тест

6.

Путешествия

17

Творческий отчет

VII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного предмета

  • Примерные программы начального общего образования.  – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)
  • Плешаков А.А, Мир вокруг нас. Учебник. 2  класс, М.: Просвещение, 2011
  • Плешаков А.А, Крючкова Е.А. Окружающий мир, Рабочая тетрадь. 2 класс, М., Просвещение, 2012
  • Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель: пособие для уч-ся общеобразовательных учреждений:  М.: Просвещение, 2010
  • Тесты к учебнику для 2 класса «Проверь себя»  (авт. А. А.  Плешаков, М.: Просвещение, 2012
  • Плешаков А.А. Зеленые страницы: книга  для уч-ся нач. классов, М: Просвещение, 2010

Печатные пособия

  1. Таблицы природоведческого содержания в соответствии с программой обучения
  2. Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

Информационно-коммуникативные средства

           Окружающий мир: электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова (СD)

Расширенное календарно-тематическое планирование

 №

урока

Дата

                    Тема    

Транс

дисци

плинарные темы с учетом рекоменд.программы PYP (система IB)

          Ведущие УУД

         Компьютерное обеспечение

Планируемые

результаты

Интернет-ресурсы

    Обучающие                программы

Где мы живем

  1

Родная страна

               Президент

Личностные (жизненное самоопределение)

Познавательные (применение методов информационного поиска с помощью компьютерных средств)

http://school-collection.edu.ru

Электронное приложение к учебнику

Power Point

ПерврЛого

Ознакомление с государственной символикой России:герб,флаг,

гимн;воспитание чувства патриотизма;

расширение представлений детей о своей стране,городе

2

 

Город и село. Проект « Родной город (село)»

             Президент

Путешествие по родной стране

Личностные (жизненное самоопределение)

Познавательные (применение методов информационного поиска с помощью компьютерных средств)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

iMovie   iPhoto

Ознакомление с государственной символикой России:герб,флаг,гимн;

воспитание чувства патриотизма;

расширение представлений детей о своей стране,городе

3

 

Природа и рукотворный мир

               Строитель

Познавательные (умение объединять предметы в группы по существенным признакам,выполнять и оформлять разные тестовые задания)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

Формирование целостного представления об окружающем мире,выделив отличительные признаки природного и рукотворного

Мира

4

Проверим себя и оценим свои  достижения по разделу «Где мы живем»

Регулятивные (саморегуляция )

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

Формировать умение задавать вопросы,отвечать на них,обсуждать в группах и составлять рассказ

Природа

5

Неживая и живая природа

Познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

iMovie   iPhoto

Формирование первоначальных представле-

ний о природе в целом,живой и неживой природе;понятия «явления природы», «сезонные явления»

6

Явления природы

Коммуникативные (продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем )

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

iMovie   iPhoto

Формирование умения работы в паре при знакомстве с красотой

природной и рукотворной;

понятия «явления природы», «сезонные явления»

7

Что такое погода?

               Метеоролог

Познавательные (умение собирать информацию из иллюстраций,собственных наблюдений,учебного текста)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

iMovie

Различение видов термометров,измерение и запист температуры воздуха;формирование представлений о том,какая бывает природа

8

В гости к осени

(Урок – экскурсия)             Орнитолог

Коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог;участвовать в коллективном обсуждении)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

Формирование умения описывать сезонные изменения в природе;групповые наблюдения во время экскурсии

9

В гости к осени

(Урок)

               Орнитолог

Коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог;участвовать в коллективном обсуждении)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

iMovie   iPhoto

Формирование умения описывать сезонные изменения в природе;групповые наблюдения во время экскурсии

10

Звездное небо

(Урок – игра)             Астроном

Познавательные (умение работать с дополнительной литературой)

http://school-collection.edu.ru

Электронное приложение к учебнику

Power Point

ПерврЛого

Сформировать представление о звездах

и созвездиях

11

Заглянем в кладовые Земли

               Геолог

Наша планета-Земля

Познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

iMovie   iPhoto

Различать природные ископаемые – гранит,горные породы

12

Про воздух

                Эколог

Коммуникативные (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

Сформировать умение в использовании человеком богатств природы (солнце,ветер,воздух,лес);ознакомление с их свойствами

13

…И про воду

(Урок – викторина)

             Рыбак

Регулятивные (саморегуляция )

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

iMovie

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха и воды;их значение для существования всего живого на Земле

14

Какие бывают растения?

               Овощевод

Познавательные (общеучебные :структурирование  знаний)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

Различать растения,используя информацию,полученную в ходе наблюдений,чтения,работы с иллюстрациями

15

Какие бывают животные?

               Зоолог

Регулятивные (целеполагание)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

iMovie   iPhoto

Формировать умение группировать объекты природы по признакам:домашние – дикие животные;характеризовать их особенности

16

Невидимые нити

               Лесничий

Познавательные (структурирование знаний)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

Сформировать связи,которые есть в природе:живая и неживая природа,растения и животные,человек и окружающая природа

17

Дикорастущие и культурные растения

               Агроном

Коммуникативные(инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

iMovie

Характеризовать особенности дикорастущих и культурныхрастений,классифицировать их по признакам:культурные-дикорастущие растения

18

Дикие и домашние животные

               Ветеринар

Познавательные (поиск и выделение необходимой информации,структурирование знаний)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

Совершенствовать умение различать диких и домашних животных,характеризовать особенности жизни каждых

19

Комнатные растения

(Урок – практика)      Цветовод

Коммуникативные (слушать и вступать в диалог,участвовать в коллективном обсуждении)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

Обсуждать в группах особенности ухода за комнатными растениями

20

Животные живого уголка

               Ихтиолог

Регулятивные (планирование)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

iMovie   iPhoto

Сформировать представление о животных живого  уголка, особенностями их жизни и питания; ответственность за них и бережное отношение

21

Про кошек и собак

              Кинолог

Личностные (жизненное самоопределение,нравственно –этическая ориентация)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

Сформировать представление об эмоциях человека,умение управлять

Ими

22

Красная книга

               Типограф

Личностные (нравственно – этическая ориентация)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

iMovie   iPhoto

 

Знакомство детей с Красной книгой.Расширить и углубить знания их о животных и растениях нашей местности

23

Будь природе другом!

Наши проекты «Красная книга или возьмем под защиту»

(Урок – презентация)              Эколог       Писатель

Коммуникативные (слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении)

Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

iMovie   iPhoto

Определение места человека в окружающем мире;

Оценивать конкретные примеры поведения в природе

24

Проверим  себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» (Урок- КВН)

Личностные (смыслообразование)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

iMovie

Формировать умение задавать вопросы,отвечать на них,обсуждать в группах и составлять рассказ

Жизнь  города и села

25

Что такое экономика?

                Экономист

Познавательные (извлечение необходимой информации из текстов, выявление общих законов, определяющих данную предметную область)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

Сформировать понятие «экономика»,выделять отдельные части(отрасли)

экономики,находить взаимосвязь этих частей

26

Из чего что сделано?

                Ткачиха

Регулятивные (планирование)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

Расширить представления учащихся о природных материалах,из которых сделаны различные предметы;воспитание бережного отношения к природным богатствам

27

Как построить дом

               Строитель

Познавательные (постановка и решение проблемы)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

iMovie   iPhoto

Знакомство детей с профессией «строитель»,

воспитание уважения к людям разных профессий

28

Какой бывает транспорт?

               Пилот

Коммуникативные (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

iMovie   iPhoto

Обобщить знания детей о транспорте,проводить групповые наблюдения за

трудом людей,оценивать

профессиональное мастерство и результаты

труда

29

Культура и образование

             Преподаватель

Личностные (жизненное самоопределение)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

Сформировать представление о культурных

и образовательных учреждениях,извлекать необходимую информацию из учебника,дополнительных источников знаний

30

Все профессии важны

Наши проекты

«Профессии»

Урок  презентаций

              Повар

Коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог,

участвовать в коллективном обсуждении проблемы)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

iMovie   iPhoto

Обогатить знания детей о

различных профессиях,

раскрыть возможности

средств массовой информации,в том числе в игровой ситуации

31

В гости к зиме (экскурсия)

Регулятивные (планирование)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

Пересказывать и понимать

тексты о природе,описывать сезонные изменения в природе

32

В гости к зиме (урок)

Познавательные (постановка и решение проблемы)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

iMovie   iPhoto

Пересказывать и понимать

тексты о природе,описывать сезонные изменения в природе

33

Поверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и чела»

Личностные (смыслообразование)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

Формировать умение задавать вопросы,отвечать на них,обсуждать в группах и составлять рассказ

34

Презентация проектов «родной город (село)», «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии»

Личностные (жизненное самоопределение)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

iMovie   iPhoto

Сформировать представление о культурных

и образовательных учреждениях,извлекать необходимую информацию из учебника,дополнительных источников знаний

Здоровье и безопасность

35

Строение тела человека

              Медработники

Если хочешь быть здоров

Познавательные (инициатив

Ное сотрудничество в поиске и сборе информации)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

Характеризовать «внешнее»

и «внутреннее» строение тела человека,

первоначальное представление о работе

внутренних органов

36

Если хочешь быть здоровым

Путешествие по городу

Здоровейску

              Стоматолог

Личностные (жизненное самоопределение)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

iMovie   iPhoto

Сформировать представле-

ние о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни

37

Берегись автомобиля!

Урок – КВН

               Шофер

Регулятивные (целеполагание)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

Выявлять потенциально

опасные ситуации для

сохранения жизни и здоровья человека,закреп-

лять правила дорожного

движения

38

Давайте научимся

Школа пешехода

(Урок – игра)    Инспектор ГИБДД

Регулятивные(самоконтроль)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

iMovie   iPhoto

Анализировать правила

поведения пешехода на дорогах,изображать путь от

дома до школы с помощью

элементарных условных

обозначениях

39

Домашние опасности

               Спасатель МЧС

Личностные (жизненное

самоопределение)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

Ознакомление детей с опасностями,которые могут подстерегать их дома,

изучить правила безопасности,которые нужно соблюдать дома

40

Пожар!

  Пожарный

Регулятивные

(планирование)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

iMovie   iPhoto

Объяснять основные правила обращения с газом,

электричеством,

водой

41

На воде и в лесу

               Водолаз

Регулятивные

(оценка)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

Освоение правил поведения в разных ситуациях : как

вести себя дома,на дорогах,в

лесу, на водоемах,в

школе

42

Опасные незнакомые

               Полицейский

Личностные (жизненное самоопределение)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

Оценивать опасности,

которые могут подстерегать

детей дома,на улице

при общении с незнакомыми

людьми

43

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

Личностные

(смыслообразование)

http://school-collection.edu.ru

Электронное приложение к учебнику

iMovie   iPhoto

Оценивать личное отноше-

ние к своему здоровью и

здоровью окружающих,

свое отношение к людям

с ограниченными возможностями здоровья

Общение

44

Наша дружная семья

               Воспитатель

Познавательные

(умение принимать и решать

познавательные задачи, выбирать нужную

информацию из текста,

иллюстрации, схемы)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

Готовить рассказ о семье,

профессиях членов семьи,

приводить примеры забо-

ты школьников о младших членах семьи

45

Наши проекты

«Родословная»

Урок – демонстрация              Музыкант

Познавательные

(умение собирать информа-

цию из фотографий,собственных наблюдений)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

iMovie   iPhoto

Составлять вместе со

старшими родственниками

родословного древа семьи на основе бесед с ними о

поколениях в семье

46

В школе

Правила поведения в школе

             Учитель

Ты и твои друзья

Познавательные

(умение моделировать различные ситуации)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

Моделировать и оценивать различные ситуации

поведения в школе и других общественных

местах

47

Правила вежливости

               Психолог

Коммуникативные

(моделировать ситуацию

общения)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

Выбирать с позиции нравственных норм

оптимальные формы поведения во взаимоотношениях

с одноклассниками, друзьями, взрослыми

48

Ты и твои друзья

Урок – викторина

Регулятивные

(умение оценивать формы поведения во взаимоот-

ношениях с одноклассниками,друзьями,

взрослыми)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

iMovie   iPhoto

Характеризовать взаимо-

отношения между друзья-

ми,анализировать ценность

дружбы,согласия,

взаимной помощи

49

Мы – зрители и пассажиры

Урок – инсценирование              Контролер

Познавательные (наблюдение и анализ)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

iMovie   iPhoto

Совершенствовать знание

равил поведения в транспорте

50

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение»

Личностные

(смыслообразование)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

Путешествие

51

Посмотри вокруг

(Урок – практика)

               Географ

Познавательные

(постановка и решение

проблемы)

http://school-collection.edu.ru

 Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

iMovie   iPhoto

Сформирова понятия

«горизонт,линия горизонта,

стороны горизонта»

52-53

Ориентирование на местности(Урок – экскурсия)     Геодезист

Регулятивные

(планирование)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

Знакомство с прибором для

определения сторон горизонта,сформировать умение определять стороны горизонта по местным признакам

54

Формы земной поверхности

              Альпинист

Путешествие по родной стране

Познавательные

(поиск и выделение необходимой информации)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

iMovie   iPhoto

Сравнивать и различать разные формы земной поверхности,моделировать формы поверхности из

пластилина

55

Водные богатства

             Капитан

Познавательные

(логические:анализ объектов с цельювыделения признаков)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

Ознакомление учеников с видами водоемов,различать части реки(исток,устье,рус-

ло,берега),сравнивать реку и озеро;оценивать конкретные примеры поведения на водоемах

56

В гости к весне

Урок -экскурсия

Регулятивные

(планирование:умение действовать по плану)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

Пересказывать и понимать тексты о природе,описывать сезонные изменения в природе, характеризовать

Признаки весны

57

В гости к весне

(Урок)

Регулятивные

(планирование:умение действовать по плану)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

iMovie   iPhoto

Пересказывать и понимать тексты о природе,описывать сезонные изменения в природе, характеризовать

признаки весны

58

Россия на карте

Давайте научимся читать карту

              Географ

Путешествие по родной стране

Коммуникативные (взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

Сформироваь понятие географической карты,научить детей читать карту и правильно показывать объекты на ней

59

Наши проекты

«Города России»

Фоторассказы

              Диктор

Коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог,

участвовать в коллективном обсуждении проблемы)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

iMovie   iPhoto

Работать с готовыми моделями(глобусом,физи-ческой картой),осознанное построение речевого высказывания в устной

Форме

60

Путешествие по Москве

              Юрист

Познавательные

(структурирование знаний)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

iMovie   iPhoto

Сформировать понятии

«план местности»,ориентироваться на местности

61

Московский  Кремль

                Историк

Регулятивные

(умение действовать по плану)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

Ознакомление с достопримечательностями Московского Кремля,

подбирать информацию об отдельных фактах из исто-

рии Кремля

62

Город на Неве

               Скульптор

Регулятивные

(самоконтроль

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

Ознакомить учеников с

достопримечательностями

Санкт-Петербурга, соотносить иллюстрации,видеокадры со словесным описанием

их особенностей

63

Путешествие по планете

Познавательные

(общеучебные)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

iMovie   iPhoto

Ознакомить с физической

и политической картами ми-

ра,сравнивать глобу и карту

мира,находить и показывать изученные страны мира на

глобусе и карте

64

Путешествие по материкам

               Географ

Путешествие по родной стране

Регулятивные

(организация учебной деятельности)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

Сформировать понятия

«материк,океаны»,находить на физической карте и гло-

бусе материки и океаны

65

Страны мира

               Переводчик

Познавательные

(постановка и решение проблем)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

iMovie   iPhoto

Находить и показывать изу-

ченные страны мира;обсуждать особенности этих стран,моделировать ситуации, отношения детей к носителям другиз духовных

и культурных традиций

66

Впереди лето!

                 Биолог

Регулятивные

(контроль)

Коммуникативные

(работа в группах)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

iMovie   iPhoto

Работать в группах и самостоятельно с источниками информации

(признаки лета).

Ознакомление с правилами

безопасности,которые надо соблюдать в летние каникулы

67

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествие»

Личностные

(смыслообразование)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года

68

Наши проекты

Урок - презентаций

Коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог,

участвовать в коллективном обсуждении проблемы)

http://school-collection.edu.ru

Power Point

ПерврЛого

Электронное приложение к учебнику

iMovie   iPhoto

Работать с готовыми моделями(глобусом, физической картой),осознанное построение речевого высказывания в устной

форме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Окружающий мир» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

Рабочие программы по предметам II вид 2-е отделение 5 класс. Календарно-тематическое планирование по предметам II вид 2-е отделение 5 класс.

Материал содержит  рабочие программы по всем предметам 5 класса IIвида 2-ого отделения и разработанное календарно-тематическое планирование в помощь учителям слабослышащих детей....