Социализация детей с ОВЗ в условиях введения инклюзивного образования
презентация к уроку

Алтухова Алёна Васильевна

Материал выступления на конкурсе "Учитель года - 2014" в рамках номинации "Работа методического объединения"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АЛТУХОВА АЛЁНА ВАСИЛЬЕВНА УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МБОУ «СОШ № 7» г. Салавата

Слайд 3

Всё в твоих руках

Слайд 4

Если вы спросите, в чем польза образования, ответ будет прост: образование делает хороших людей, а эти хорошие люди совершают благородные поступки. Платон Образование – процесс, способствующий формированию личности, обладающей приемлемой для себя и общества системой ценностей. Образование детей с особыми потребностями – необходимое условие создания инклюзивного общества.

Слайд 5

Виды УУД

Слайд 6

Каким образом возможно развитие универсальных учебных действий и успешная социализация детей в условиях введения инклюзивного образования?

Слайд 7

Цель: Создание условий для формирования социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья через развитие личности каждого ребенка Задачи: Изучить условия введения инклюзивного образования в РФ; проанализировать необходимость развития УУД детей с ОВЗ; Вовлечь педагогов начальных классов в проблему развития социальной успешности детей с ОВЗ; развить интерес общественности к проблеме социализации детей с ОВЗ; Формировать положительное отношение общества к введению инклюзивного образования и успешной социальной адаптации детей с ОВЗ.

Слайд 8

Тема « С ОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Слайд 9

Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Концепция «Образование для всех»: «Фундаментальный принцип состоит в том, что каждый человек должен иметь возможность учиться……» Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 гг: «…Повышение социальной активности, преодоление самоизоляции инвалидов и негативного отношения к инвалидам, роста уровня социальной сплоченности и социальной стабильности в обществе…..»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шапкина И.В. «Социалогический анализ реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья» Шафикова З.Х. «Социально-трудовая адаптация учащихся с ограниченными возможностями здоровья» Педагоги – исследователи проблемы социализации детей

Слайд 2

ТВОРЧЕСТВО – СОТВОРЧЕСТВО - ПАРТНЕРСТВО ПРИЁМЫ: Поэтапное восполнение трудовой деятельности Постоянное одобрение и поощрение Цветовое восприятие Постоянная смена психологических, социально-бытовых, климатических условий ПРИНЦИПЫ: Непрерывность Комплексность Научность Вариативность Доступность Индивидуальность Интегративность в решении задач

Слайд 3

Показатели успешности технологии Шакировой З.Х. Благоприятный климат в семье Снижение уровня тревожности ребенка Установление тесного педагогического взаимодействия между учителем и ребенком Потребность в общении с людьми Проявление детьми ответственности, самостоятельности, самообладания, сдержанности

Слайд 4

Вид деятельности, применяемый на уроках: Игровой; Опытно – экспериментальный; Проектный; С применением: Здоровьесберегающих технологий; Информационных технологий; Проблемно – диалогического обучения; Этно- педагогики

Слайд 5

Показатели успешности учеников с ОВЗ ( 4 б класс МБОУ «СОШ № 3») Качество знаний

Слайд 6

Показатели успешности учеников с ОВЗ ( 4 б класс МБОУ «СОШ № 3») Ф.И.ученика с ОВЗ Вид Достижения Гусева Кристина VII вид Участие в городском творческом конкурсе; Участие в постановке сказки на английском языке; Участие в постановке сценки ко Дню Матери; Творческие работы в изо-студии. Доминов Георгий VII вид Участие в школьном туре чтецов; 1 место в городском турнире по кикбоксингу. Кистенев Артем VI вид Входит в состав школьной команды по футболу и перестрелке; Участие в школьном празднике «День защитника Отечества»; Занимается в городском футбольном клубе.

Слайд 7

Показатели успешности учеников с ОВЗ ( 4 б класс МБОУ «СОШ № 3») Техника чтения

Слайд 8

Развитие УУД, как механизм социализации УРОК КРУЖКИ Традиции класса Сотрудничество с родителями Различные формы внеучебной деятельности ( тренинги, круглые столы, клубы, встречи ) Городской творческий конкурс

Слайд 9

Традиции класса Водопад Кук-Караук г.Уфа Мисс Осень п. Красноусольский


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задачи: Разработать положение о проведении городского творческого конкурса для детей с ОВЗ Организовать и провести городской творческий конкурс для детей с ОВЗ Организовать и провести городской День творчества для детей с ОВЗ Цель - создание коррекционно – развивающей среды для развития творческих способностей детей с ОВЗ Городская творческая группа «Организация городских творческих конкурсов для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Слайд 2

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА КОЛИЧЕСТВА КЛАССОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ) Год 2006/2007 2008/2009 2009/2010 2011/2012 Кол-во классов 37 32 27 12

Слайд 3

Городской творческий конкурс

Слайд 4

Конкурс рисунков нетрадиционными формами рисования; Конкурс поделок; Конкурс фоторабот; Конкурс выразительного чтения с элементами театрализации; Конкурс инсценированной сказки с элементами песни и пляски; Конкурс шежере; Интеллектуальный марафон; Туристический слет; Малые олимпийские игры; Конкурс сочинений.

Слайд 6

Мониторинг участия детей с ОВЗ в городском творческом конкурсе

Слайд 7

Обобщение опыта

Слайд 8

Обобщение опыта

Слайд 9

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемое жюри, коллеги.

Давным-давно в старинном городе самый способный  ученик Мастера задумался : «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?».  Пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. На вопрос ученика: « Какая бабочка  в руках: живая или мёртвая?», Мастер  ответил: « Всё в твоих руках». Вот и в руках Учителя  помочь ребенку  сделать шаг и подняться  еще  на ступеньку  к вершинам своей значимости, вырасти и  стать личностью.

Образование детей с особыми потребностями  -это необходимое условие создания инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.

При реализации стандартов нового поколения большое внимание уделяется  формированию универсальных учебных действий. А детям с ОВЗ  формирование  УУД  наиболее необходимо , ведь развитие помогает детям социализироваться.

Имея опыт работы в коррекционных классах,  в составе методического совета  и городской творческой группы, я задумалась:

 каким образом  возможно развитие УУ Д  и успешная социализация детей в условиях введения инклюзивного образования

Поставила цель: создание условий для формирования социальной адаптации   детей с ОВЗ через развитие  личности каждого ребенка.

 Были определены задачи, рассмотрена актуальность исследования проблемы социализации детей, названа тема «Социализация детей с ОВЗ в условиях введения инклюзивного образования».

Сама система инклюзивного образования является  достаточно  эффективным механизмом развития инклюзивного общества, т.е. развивая систему инклюзивного образования, тем самым мы способствуем развитию инклюзивного общества – общества для всех/общества для каждого. Я считаю, что именно в этом ключевое значение инклюзивного образования.

У нас  в Башкортостане с 1996 года  успешно ведет опытно-экспериментальную работу по обучению и воспитанию детей с ОВЗ кандидат педагогических наук ,доцент кафедры психологии и педагогики БГУ Шафикова Зульфира Хасановна. Ее технология используется  учителями  в Башкортостане  и в  России.

Познакомившись с теоретическими аспектами заявленной проблемы,   я делаю вывод  о том, что  социализация личности – процесс многогранный и достаточно обширный, что гармоничная социализация для всех граждан государства – залог более развитого, морально устойчивого сильного общества.

Социальным заказом государства является воспитание активных, успешных членов общества, умеющих адаптироваться в жизни. Я  рассматриваю понятие «социализация» как способность ребёнка  занять в обществе  определённое место, с одной стороны – приспособиться к актуальным запросам социума, с другой – попытаться создать себе пространство для роста и развития.

В моем классе есть дети с ОВЗ. Коррекционно-развивающую  работу с ними  я  планирую так, чтобы ребята  имели возможность взаимодействовать с  учителем и одноклассниками,  что необходимо для формирования умения работать в коллективе. Для каждого ребёнка осуществляю  подбор наиболее эффективных методов и приёмов. Работа ведётся по индивидуальному образовательному маршруту.

Социализация ребёнка  на моих уроках осуществляется в процессе различных видов детской деятельности:  

-игровой;  опытно-экспериментальной; проектной;  с применением здоровьесберегающих , информационных технологий, проблемно – диалогического обучения и этно –педагогики.

Для наиболее  успешной социализации на уроке я использую групповую ( парную)  форму работы, где более успешный ребенок ведет за собой менее успешного,  также  особый  ребенок получает индивидуальные , дифференцированные  задания.

Считаю, что каждый урок –  это,  прежде всего,  коррекция развития ребенка, его способностей и поэтому стараюсь включать детей с особыми потребностями  в разнообразную деятельность. Готовясь к  урокам, ставлю  важнейшей задачей: формирование у детей с ОВЗ совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию. Научиться учиться, а не только освоить  конкретные предметные знания – моя задача.

Развитию УУД  поможет и внеклассная работа, ведь она предоставляет огромные возможности для сплочения коллектива детей и родителей, для создания в классе такой среды, которая способствует тому, чтобы дети шли в школу с желанием.

Организация внеурочной деятельности, дополнительное образование – это еще один пласт социализации ребенка. Посещение кружков, секций  учреждений дополнительного образования важно для личностного роста каждого ребенка. Четвертый год  я веду кружок «Умники и  умницы. Развитие познавательных способностей». Принципиальной задачей предлагаемого курсa является именно развитие УУД. Если в начале работы по данному курсу выполнение многих предложенных заданий вызывало у детей, трудности, то в конце  учебного года большинство учащихся самостоятельно справляются с подобными  заданиями.

В моем классе есть традиции, которые помогают сплотиться всем детям, родителям, помогают чувствовать личную значимость при проведении праздников, конкурсов, соревнований, таких как: Посвящение в 1-классники, В гостях у Доктора Айболита, День мамы, День папы. А еще мои ребята очень любят экскурсии – мы побывали в разных уголках нашей  Башкирии.

Для успешной социальной адаптации детей была создана городская  творческая группа , руководителем которой  являюсь я. Изначально работа в творческой группе предполагала работу с детьми классов 7 вида , т.е. с задержкой психического развития. С внедрением инклюзивного образования целью работы   творческой группы стала создание коррекционно – развивающейся среды для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья .

С введением инклюзивного образования снижается число класс-комплектов детей с ОВЗ. Дети с особыми потребностями обучаются в массовых классах.  Учителю надо иначе организовывать учебную деятельность школьников, используя коррекционно – развивающую работу на уроке.

На протяжении 7 лет проводится городской творческий конкурс для детей с ОВЗ.. Участвуя в различных конкурсах, ребенок развивает творческие способности. Сама подготовка к конкурсу  объединяет  детей, родителей, педагога. Ребенок  становиться успешным, развивает речь,  раскрывает свой творческий потенциал, талант , умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,  социализируется.

Творческая группа продолжает свою работу.   Станут ли дети с ОВЗ участниками 8 городского творческого конкурса «Иди , мой друг, дорогою добра», зависит от нас, педагогов и  родителей.

Свой опыт я обобщала на разных уровнях:  на страницах городских газет «Педагогический поиск в Салавате», «Выбор», на Международной научно-практической конференции «Взаимодействие образовательных учреждений и семей, воспитывающих детей с ОВЗ, как необходимое условие развития инклюзивной образовательной среды».

Уверена, только совместными усилиями учителей и  родителей  дети с ОВЗ адаптируются и социализируются. Надеюсь, что мы  на правильном пути к достижению цели.

Спасибо за внимание. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Предложенная статья посвящена социализации обучающихся  с ОВЗ и её взаимосвязи с дополнительным образованием в условиях школы-интерната. В статье рассмотрены основные подходы к организации кружко...

Средства альтернативной коммуникации, как условия организации инклюзивного образования для детей с расстройством аутистического спектра

в данной статье раскрыты трудности в организации обучения детей с аутизмом и создание специальных условий в рамках класса и школы....

Проведение уроков доброты и формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ, в условиях внедрения инклюзивного образования.

доклад на тему. "Проведение уроков доброты и формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ, в условиях внедрения инклюзивного образования". Краткое описание проведение уроков в доброты. 1 сен...

Сборник "Организация деятельности консилиума и сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей – инвалидов в условиях развития инклюзивного образования"

В данной сборнике представлены методические материалы теоретического и практического содержания из опыта  работы председателя ТПМПК Нижневартовского района, председателей консилиумов, профильных ...

Организация деятельности консилиума и сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях развития инклюзивного образования

Статья: Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в рамках ПМП консилиума (из опыта работы),  А.Т. Михайлова (стр.73)Методические материалы логопедов (дефектологов) г. Нижневартовска и Нижневартовско...

Социализация детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - одно из приоритетных направлений системы образования в России. Важным компонентом в освоении программы детьми с ОВЗ является их социализа...

Тьюторское сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях реализации инклюзивного образования в общеобразовательной школе

Тьютор - это сопровождающий особого ребёнка, он помогает ему войти в образовательный процесс и коллектив. Где-то обучает его, где-то ориентирует и контролирует, а где-то становится его тенью. По мере ...