Статья СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья (3 класс) на тему

Иванова Светлана Алексеевна

Предложенная статья посвящена социализации обучающихся  с ОВЗ и её взаимосвязи с дополнительным образованием в условиях школы-интерната. В статье рассмотрены основные подходы к организации кружковой деятельности воспитанников , способствующие их успешной адаптации в обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Иванова Светлана Алексеевна, воспитатель ГБОУ Республики Марий Эл "Казанская школа-интернат". e-mail: swetljatchok2009@yandex.ru

Аннотация

        Предложенная статья посвящена социализации обучающихся  с ОВЗ и её взаимосвязи с дополнительным образованием в условиях школы-интерната. В статье рассмотрены основные подходы к организации кружковой деятельности воспитанников , способствующие их успешной адаптации в обществе.

        Под социализацией понимают становление ребенка в системе социальных отношений как компонента этой системы, т. е. ребенок становится частью социума, при этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей. Социализация обучающихся - многогранный, многоступенчатый процесс, требующий усилий всех участников образовательного и воспитательного процесса: учителей, воспитателей, родителей.         Этот процесс сложен для любого ребёнка, а уж тем более для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

        Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья - актуальная проблема коррекционной педагогики. Успешность включения ребёнка с особыми образовательными потребностями в общество определяется многими факторами: организацией образовательного процесса, условиями обучения, воспитания, компетентностью педагогов, социальным окружением.  Процесс социализации предполагает решение трех главных проблем в обучении и воспитании ребенка: развитие его личности и межличностного общения; подготовку к самостоятельной жизни; профессиональную подготовку[2].

      Школа-интернат готовит обучающихся, воспитанников к самостоятельной жизни и труду, даёт им определённый объём знаний и умений в  рамках образовательных программ. У детей формируются необходимые нравственные понятия, навыки культурного поведения. Предпосылкой для положительной социальной адаптации воспитанников школы-интерната является плодотворное заполнение внеурочной деятельности, организация полезного досуга [1].         Одна из главных  задач, стоящих  перед нашим учреждением - создание учебно-воспитательного пространства   для реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование и творческое развитие, следствием которых является их успешная интеграция и социализация в современное общество.

       Творческие  способности ребенка подчас трудно разглядеть невооруженным глазом.  Наш педагогический коллектив работает над выявлением и развитием творческих способностей каждого воспитанника  уже с первых дней его появления в школе-интернате. Ребёнок с интеллектуальными отклонениями - особенный ребёнок. Неспособность проявить себя в жизненных ситуациях  интеллектуально накладывает отпечаток на его поведение в общении со здоровыми  сверстниками. Поэтому создание творческого продукта выступает как своего рода компенсация: получение морального удовлетворения от своего изделия, словесное поощрение окружающих делают общение более успешным.  В связи с этим  формирование навыков творческого  труда является очень актуальным и в социальной адаптации ребёнка с ОВЗ.  

       В  текущем  учебном году на базе нашей школы-интерната организовано 27 кружков, по направленностям, имеющим связь с профессиональными профилями обучения, такими как швейное и штукатурно-малярное дело, цветоводство и декоративное садоводство и друие,  которые имеют хорошее материально-техническое и кадровое обеспечение.

      Занятия в кружках способствуют выявлению и раскрытию творческого потенциала воспитанников, познанию их собственного “Я”, дают  им возможность реализовать свои способности и таланты, позитивно заполнять свободное от учебы время, более уверенно чувствовать себя среди сверстников, а, значит, способствуют их более успешной социализации [2].

В настоящее время я веду занятия кружка "Швея-валянка", на которых дети усваивают навыки валяния из шерсти. Мной разработана дополнительная образовательная программа, рассчитанная на 3 года обучения воспитанников младшего и среднего школьного звена, целью которой является развитие художественно- творческих способностей детей  в процессе постижения мастерства сухого и мокрого валяния шерсти. Достоинством программы является то, что техника сухого валяния шерсти  доступна ребятам всех возрастов. Программа позволяет развивать практические умения работать с доступными   материалами, развивает художественные способности, способствует формированию творческого мышления, что особенно важно для детей с нарушением интеллекта. Я уверена, что эти умения будут востребованы в дальнейшей жизни.

       Овладение новыми видами прикладного творчества должно  основываться на индивидуальных  интересах и потребностях детей к познанию нового. Поэтому принцип индивидуализации является основополагающим в моей работе:  программа предусматривает выполнение изделий разной степени сложности для разных групп воспитанников, исходя из их возможностей. Между тем, обучающиеся всегда имеют   возможность к усвоению новых знаний и умений. Дополнительные сведения об истории валяния шерсти, видах природных и синтетических материалов, их применении в нашей местности составляют теоретическую основу занятий, делают их ценными и интересными для детей. Кроме того, для содержания занятий характерен  принцип усложнения: технология фелтинга усложняется от создания простейших плоских композиций до более сложных объёмных изделий. В конце третьего года обучения даются основы мокрого валяния шерсти и формируются навыки изготовления несложных комбинированных изделий.

            В работе кружка "Швея-валянка"   нашли отражения и современные требования к образовательному процессу. На занятиях  используется технологии продуктивного и личностно-ориентированного обучения. Групповые и парные формы работы, применяемые на занятиях,  развивают коммуникативные навыки, культуру общения воспитанников, что, несомненно, способствует личностному росту и развитию - неотъемлемых составляющих социальной адаптации детей.

     В ходе реализации дополнительной образовательной программы использую различные формы определения результативности деятельности детей: игра-испытание, взаимозачёт, коллективный анализ работ, конкурс, мини-выставка, самостоятельная творческая работа, контрольное занятие, зачётная работа.

    Занятия способствуют приобретению первоначальных представлений о профессиях людей, связанных с изготовлением тканей и одежды, расширяют кругозор в области натуралистических знаний. Следует отметить, что ребята с интересом посещают занятия кружка, работают с удовольствием, создавая творческий продукт, ценность которого заключается в его уникальности. Работая в группе, дети учатся находить компромиссное решение в выборе цвета, формы изделия. И, конечно, мои  воспитанники принимают участие в выставках и конкурсах различного уровня, включая заочные творческие Интернет-проекты.

Использованные источники:

  1. Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья [ Режим доступа]: http://resc.my1.ru/Malzeva/socializacija_detej_s_ovz.docx, свободный

  1. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дополнительного образования [ Режим доступа]: http://infourok.ru/doklad_po_temesocializaciya_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya_sredstvami-450838.htm, свободный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. «Адаптация детей-инофонов в условиях школы-интерната»

Проблемы, трудности адаптации детей билингвистов в образовательной среде. Помощь в адаптации таких детей, которую оказывает образовательное учреждение....

Статья «Формирование навыков ЗОЖ у детей с ОВЗ в условиях школы-интерната».

Доклад  "Формирование навыков ЗОЖ у обучающихся  с ОВЗ в условиях школы-интерната" был зачитан на ШМО воспитателей и кл.руководителей  в МКОУ ШИ , г. Королев. На основе ...

Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в условиях школы -интерната (проект)

Включат тесты, анкеты .методические рекомендации для детей, родителей, педагогоа.Картотеку фильмов и художественной литературы....

Доклад по методическому объединению «Гражданско-патриотическое воспитание детей с ОВЗ в условиях школы-интерната»

Будущее есть только у того государства, которое выбирает патриотизм. Гражданско-патриотическое воспитание - что это такое? Это формирование у молодого поколения и у самих себя патриота, готовности к в...

«Комплексное сопровождение детей с ТНР в условиях школы-интерната»

В статье подробно рассматривается создание единого коррекционно-развивающего пространства вокруг каждого ребёнка  в стенах интерната и за его пределами, а также структура предметной, коррекционно...

«Современные коррекционные технологии комплексного сопровождения детей с ТМНР в условиях школы-интерната для обучающихся с ОВЗ»

Современные тенденции специального образования, проявляющие себя в переходе на новую содержательную и технологическую модель, диктуют необходимость в совершенствовании системы сопровождения ребенка с ...

"Роль воспитателя в укреплении здоровья детей с ОВЗ в условиях школы-интерната"

Выступление на методическом объединении воспитателей...