Статья «Формирование навыков ЗОЖ у детей с ОВЗ в условиях школы-интерната».
статья на тему

Аманова Мая

 

Доклад  "Формирование навыков ЗОЖ у обучающихся  с ОВЗ в условиях школы-интерната" был зачитан на ШМО воспитателей и кл.руководителей  в МКОУ ШИ , г. Королев. На основе данного доклада была написана  эта статья. Вней представлены материалы  из опыта работы педагога Амановой М.Б.  В своей педагогической деятельности на экологию и наследственность мы влиять не можем. Единственное, на что мы, педагоги, можем влиять – это образ жизни, привычки и поведение человека (которые формируются в семье и школе) через формирование навыков здорового образа жизни (ЗОЖ).

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Формирование навыков ЗОЖ у обучающихся с ОВЗ

в условиях школы-интерната».

Доклад на ШМО подготовила  Аманова М.Б., учитель МКОУ ШИ , г. Королев

Здоровье – ключевая ценность для любого человека, независимо от его местожительства. Здоровье – это гармония духа и тела.

ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) определяет «здоровье как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических  дефектов». Педагогическая литература даёт следующие   определения:

Здоровье физическое – это  совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде. (Это также  генетика, иммунитет, конституция человека, двигательная активность, спорт, отсутствие болезней).

Здоровье психическое - это  высокое сознание, развитое мышление, моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности. ( Это и эмоциональный  самоконтроль, темперамент, нервно-психическое равновесие, ЦНС).

Здоровье социальное – это адекватная оценка своего «я», самоопределение личности в  социальных условиях микро- и макросреды. ( Это  умение ребёнка находиться в коллективе и  разрешать конфликты мирным путём, умение освоить программу обучения, это благополучие в семье).

Таким образом, между здоровьем и  полным благополучием можно поставить знак равенства.  На здоровье человека оказывают влияние следующие факторы  в процентном соотношении:

-образ жизни, условия труда  и проживания, привычки и поведение – 50-53%;

- наследственность – 18-22%;

- внешняя среда, природно-климатические условия, экология – 8-10%;

- здравоохранение – 10%.

Проанализировав факторы риска для здоровья, делаем вывод, что состояние здоровья на 50% зависит от самого человека, от его образа жизни!  В своей педагогической деятельности на экологию и наследственность мы влиять не можем. Единственное, на что мы, педагоги, можем влиять – это образ жизни, привычки и поведение человека (которые формируются в семье и школе) через формирование навыков здорового образа жизни (ЗОЖ).

В условиях круглосуточного пребывания детей в школе-интернате  педагоги и медперсонал могут активно влиять на  все компоненты, составляющие здоровье.

На физическое здоровье  школьников  мы можем влиять  непосредственно через  организацию игр на свежем воздухе, проведение дней здоровья,  проведение спортивных общешкольных мероприятий, организацию спортивного досуга, реабилитационное лечение и физиотерапию.

На психическое здоровье  школьников можем влиять опосредованно через систему  коррекционных  занятий с психологом на снятие нервно-эмоционального и физического  напряжения (релаксацию); коррекцию аутоагрессивного поведения, через регулирование конфликтов в детском коллективе путем создания  доброжелательного эмоционального климата,  психологического комфорта ребёнка посредством  игровой терапии, сказкотерапии, арттерапии.

На социальное здоровье учащихся  мы можем влиять посредством  игр, направленных  на сплочение коллектива,   на взаимодействие, на снятие физического и эмоциональгного напряжения. (Игра «Небо синее «Узнай голос друга», «Бабушка, распутай клубочек» и др.); через общение с родителями учащихся.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ:

Отсюда вытекает вывод, что состояние здоровья на 50% зависит от самого человека!  На экологию, на генетику и  уровень здравоохранения  по объективным причинам педагоги никак не могут влиять.  Мы можем повлиять на образ жизни учащегося: на привычки, поведение через формирование навыков ЗОЖ .

В понятие ЗОЖ входят:

  1. Рациональное питание ( организация гипоаллергенного питания)
  2. Физическая активность, рациональная организация двигательной активности учащихся.(Движение – это жизнь).
  3. Психологический комфорт ( положительные эмоции, психологическая помощь ребёнку).
  4. Духовное здоровье (это система мышления и познания мира и умение жить в нем в согласии с собой, друзьями и обществом).
  5. Отказ и профилактика вредных привычек:  табакокурения, выпивка, алкоголь, наркомания.
  6. Рациональная организация учебной деятельности ( это – уроки физкультуры , динамические паузы, физкультминутки, чередование уроков в расписании)
  7. Медико-просветительская работа (беседы с врачами, закаливание, физиотерапия, реабилитационное лечение)
  8. Профилактика детского травматизма (занятия по ОБЖ, изучение правил дорожной безопасности, правила поведения на улице и в экстремальных ситуациях).

Система работы по формированию ценностей здоровья и навыков ЗОЖ у школьников состоит из нескольких этапов:

1.ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:  Определение целей и задач, устное и  письменное анкетирование учащихся, сбор и обработка медицинских данных- анамнеза ребёнка, выявление семейных ценностей , установок и привычек, изучение социального окружение ребёнка   через общение с родителями.

П. ЭТАП – ОБУЧАЮЩИЙ. Это активные формы  и методы обучения:

- обучение навыкам гигиены и основам рационального питания.

- АНТИТАБАЧНЫЙ И АНТИНАРКОТИЧЕСКИЙ БЛОК: презентации по ЗОЖ, интерактивные игры, беседы, обучение умению сказать «нет» в проблемных ситуациях, обучение навыкам отказа в провокационной ситуации, ролевые игры по тематике ЗОЖ, изучение устройства человеческого организма на уроках биологии и влияние вредных привычек на здоровье  человека.

Ш. Этап –  собственно, ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, или оздоровительно-воспитательная,  которая включает в себя: утреннюю гимнастику, уроки физкультуры,  участие в  спортивных соревнованиях. Это также проведение викторины по ЗОЖ,  выставки рисунков и плакатов  по данной теме  рисунки по ЗОЖ и ролевые  игры.

 Из всех вышеперечисленных методов формирования З.О.Ж., я и мои коллеги применяют следующее:

Обучение навыкам гигиены: мытье рук перед едой и после посещения туалета. В умению содержать свои  тумбочки и предметы гигиены в порядке ( мыло – в мыльнице, зубную щётку – в футляре, одежду– на полке в шкафу, школьную одежду –  на вешалку, мытье ног с мылом перед сном и  водные процедуры в банные дни).

  1. По гигиене глаз в 6- классе  мною проведена беседа «Здоровые глаза» с  разучиванием комплекса гимнастики для глаз.
  2. Проведены вечерние классные мероприятия спортивной направленности, такие как «Турнир по шашкам»,  Спортивные мини-игры «Меткий глаз». «Попади в цель - Кольцеброс», Презентация- викторина о зимних   видах спорта.
  3.   Проведены беседы, дискуссии и ролевые игры  на 6-  классе.

Ролевая игра «Умей сказать «Нет!» вредным привычкам» Цель мероприятия: - смоделировать проблемные ситуации и обсудить поведенческие реакции, и найти оптимальные пути решения; развивать критическое мышление, выработать умение противостоять давлению сверстников («провокатора», «подстрекателя»). Дискуссия «Наши враги – алкоголь, табак, наркотики» .

  1. В теплое  время года во время прогулок организовывались игры с мячом (вышибалы, Штайнер-бью), игра в футбол на футбольной площадке., игры со скакалками.
  2. В 1 –й и начале  второй четверти во время прогулок  дети активно использовали тренажеры для занятий. (ФОТО)
  3. Мною проводились беседы с учениками по здоровому питанию.

Мною проведена беседа с презентацией «Здоровое питание – путь к отличным знаниям», Презентация по витаминам.

  Народная мудрость связывает  состояние духа и тела с тем, как люди питаются – « Мы есть то, что едим». «Красиво,  да животу тоскливо», «Сытое брюхо – к учению глухо», «Гречневая каша сама себя хвалит», «Бездонную бочку не накормишь, жадное брюхо – не наполнишь».

30 ноября 2015г  мною  проведено  общешкольное мероприятия по ЗОЖ « Как правильно  питаться. Вредные и полезные продукты».  Перед мероприятием проведена большая подготовительная работа. Была организована выставка поделок из овощей и фруктов.  (Рисунок1,2.)

  

  1. Одна из форм поддержания  здоровья – это движение.

Доказано, что систематическая двигательная активность человека приводит к выработке у него эндорфинов и серотонина, повышающих эмоциональное состояние, и снимающих депрессивные.

«Если познавательные процессы протекают на фоне положительных эмоций, то вырабатываются также нейротрансмиттеры, КАК ГАММА-АМИНОМАСЛЯННАЯ КИСЛОТА, АЦЕТИЛХОЛИН, ИНТЕРФЕРОНЫ И ИНТЕРЛЕЙКИНЫ.  Они активизируют мышление и делают запоминание и усвоение более эффективным! Если же процессы обучения построены на негативных эмоциях, то высвобождается адреналин и кортизол,  которые снижают способность к учению  и запоминанию» (Марьяна Безруких, акад.РАО).

 Поэтому важным  является включение в программу профилактики вредных привычек регулярных занятий физкультурой и спортом.

На самоподготовке воспитатели  используют динамические паузы (физкультминутки).

В своей воспитательной работе я и  коллеги также      используем игры на свежем  воздухе (осенью и весной) и прогулки – зимой, игры в настольный теннис во внеурочное время.

РЕЗЮМЕ:

Направления воспитательной работы, формы и методы разнообразны, но все они заточены на формирование здорового жизненного стиля у подростков, формирования мотивации к ЗОЖ, и формирования у детей стойкой негативной установки по отношению к вредным привычкам (как способа решения психологических проблем).

«Что посеешь, то и пожнешь», - гласит народная мудрость. Здоровый привычки нужно прививать с детства!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Предложенная статья посвящена социализации обучающихся  с ОВЗ и её взаимосвязи с дополнительным образованием в условиях школы-интерната. В статье рассмотрены основные подходы к организации кружко...

Статья. «Адаптация детей-инофонов в условиях школы-интерната»

Проблемы, трудности адаптации детей билингвистов в образовательной среде. Помощь в адаптации таких детей, которую оказывает образовательное учреждение....

Применение игровых ситуаций для формирования трудовых навыков у детей с ограниченными возможностями в условиях школы-интерната.

В статье рассказывается о формировании трудовых навыков у обучающихся с ограничеными возможностями здоровья посредством игровых ситуаций....

Формирование здоровьесберегающих технологий обучающих с ОВЗ в условиях школы-интерната.

Формирование здоровьесберегающих технологий обучающих с ОВЗ в условиях школы-интерната....

Выступление на семинаре по дефектологии: «Формирование навыков здорового образа жизни, безопасного поведения у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната»

Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. Наиболее общепринятой во всем мире является формулировка, разработанная с ограниченными возможностями здоровья ВОЗ: “З...

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МАЛОЙ РОДИНЕ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА.

Данный материал будет полезен классным руководителям и воспитателям....

Выступление на методическом объединении воспитателей Тема: «Формирование санитарно-гигиенических навыков с детьми с ОВЗ в условиях школы-интерната»

Исследователи считают, что формирование навыков личной гигиены и самообслуживания у детей с нарушением интеллекта формируются позднее чем, у детей с нормой развития, это связано с:- поздним развитием ...