Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в условиях школы -интерната (проект)
учебно-методический материал (3 класс)

Включат тесты, анкеты .методические рекомендации для детей, родителей, педагогоа.Картотеку фильмов и художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nash_po_tolerantnosti.docx134.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Общеобразовательная школа-интернат №1

 г.Томска

Проект

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях МБОУ школы-интерната №1

Выполнили:

педагог-психолог: Азангулова Н.И.;

учитель-логопед: Бадмаева С.Г.

учитель начальных классов: Финникова Е.В.;

учитель начальных классов: Евтух Л.В.

Томск – 2018

Актуальность

Каждый ребенок, каким бы он ни был, - это прежде всего уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права.

Разделение людей на «правильных» и «не таких» проводится ради каких-то якобы «высших целей», осуществлению которых мешают больные, некрасивые, плохо осваивающие науки люди. И многие приняли такое разделение, впустили его в сознание и смирились с ним. Но оказалось, что социум в целом не стал лучше, богаче, образованнее, добрее. Привычными стали агрессия, равнодушие, неприязнь.

Теперь мы строим модели, ищем пути, способы создания единого общества, говорим об интеграции. И речь идет не только о детях: конечная цель интеграции - такое сообщество, где каждый найдет себе место, будет чувствовать себя спокойно, сможет развить свои возможности и способности.

Одной из задач ФГОС в образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

В настоящее время в России насчитывается около 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. Из них только в нашем интернате 118 обучающихся. Это актуализирует необходимость осмысления их положения в обществе, совершенствование системы социальной помощи и поддержки.

Право ребенка с ОВЗ на получение образования может быть реализовано путем организации интегрированного обучения их с нормально развивающимися сверстниками.

Однако в нашем обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка с ОВЗ в образовательное пространство.

Одной из проблем является негативное отношение к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, педагогов и родителей.

В связи с этим, одной из центральных задач в развитии любого образовательного учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является создание в школе толерантной среды, т.е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ОВЗ, изменить настороженное, местами даже негативное отношение всех участников образовательного процесса к совместному обучению.

Специалисты системы образования могут показывать пример активного толерантного отношения, но, им необходима специальная, направленная на формирование инклюзивных установок работа над собой.

Таким образом, наиболее актуальной задачей современного образования является создание в школе - интернате толерантной среды, способствующей овладению ребёнком культурой познания, культурой общения и культурой чувств в процессе совместной художественно-эстетической, интеллектуальной и игровой деятельности детей с разным уровнем возможностей здоровья, что способствует формированию основных компонентов толерантной личности и создавало условия успешной адаптации школьников к современным условиям социума. Р

формированию толерантности необходимо проводить со всеми участниками образовательного процесса по направлениям:

  • самообразование педагогов;
  • взаимодействие с родителями;
  • совместная деятельность с детьми.

Цель данного проекта:

  • формирование потребности во взаимопонимании; воспитание эмпатии; формирование потребности в чутком отношении друг к другу; умение понимать другого как самого себя.

Задачи:

Педагоги

  • повышение компетентности педагогов по вопросам особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • толерантный стиль поведения педагогов;
  • педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья.

Родители

  • повышение уровня компетентности родителей в вопросах интегрированного обучения детей с ОВЗ;
  • включение родителей в совместную с детьми и педагогами социально- значимую деятельность;
  • формирование уровня компетентности родителей в вопросах воспитания толерантного самосознания школьников.

Дети

  • воспитание у детей ценностей жизни и природы, формирование способности к эмпатии, понимание и уважение позиции другого и на этой основе развитие сотрудничества, взаимопомощи, формирование культуры чувств;
  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношение со сверстниками и взрослыми;
  • развитие коммуникативных способностей, как основное условие освоения детьми культурно-исторического опыта, познания собственного «Я», понимание различий между людьми и построения гармоничных толерантных взаимоотношений с окружающими, независимо от особенностей развития на основе знания о способах взаимодействия;
  • организация совместной деятельности детей с разным уровнем
  • возможностей, которая обеспечивает развитие у детей активности, ответственности, применения толерантных способов взаимодействия в процессе овладения способами присвоения культуры (культуры познания и деятельностно - практического отношения к окружающему);
  • повышение родительской компетентности через родительские собрания, совместные мероприятия;
  • повышение компетентности педагогов через методические рекомендации, семинары, мастер - классы.

Методы и формы реализации проекта:

Раздел 1. Опрос участников проекта: педагогов, родителей, учащихся

Вопрос

Ответ

 Да

Ответ Нет

Знаете ли вы, что такое толерантность?

Знаете ли вы, кто такие дети с ОВЗ?

Как вы думаете, кто из детей относится к категории детей с ограниченными возможностями здоровья?

(нужное подчеркните)

  • дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  • дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  • дети с нарушением речи (логопаты);
  • дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • дети с умственной отсталостью;
  • дети с задержкой психического развития;
  • дети с нарушением поведения и общения;

В вашем окружении есть дети с ограниченными возможностями здоровья?

Как вы думаете, Ваш ребёнок сможет принять и подружиться с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья?

Вы сможете объяснить Вашему ребёнку, что его нельзя обижать?

Как вы думаете может ли ребёнок с ограниченными возможностями здоровья посещать

общеобразовательную школу?

Если в Вашем классе будет ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, Вы будете против?

Анкета для родителей.

Из 120 родителей начальной школы опрошены 100 человек.

C:\Users\28F8~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image2.jpeg

image3

        

Как вы думаете может ли
ребёнок с ограниченными
возможностями здоровья
посещать...

C:\Users\28F8~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image4.jpeg

Вывод: основная часть родителей имеют представление о толерантности и воспитывают своих детей положительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Анкета на определение уровня толерантности
(для педагогов)

Инструкция: Проверьте себя, насколько вы способны принимать или не принимать индивидуальность встречающихся вам людей. Воспользуйтесь оценками от 0 до 3 баллов чтобы выразить, насколько верны ниже приведенные суждения по отношению к вам. Будьте предельно искренни.

  1. О баллов - нет;
  2. 1 балл — сомневаюсь;
  3. 2 балла - и да, и нет;
  4. 3 балла — да.

Закончив оценку суждений, подсчитайте сумму баллов.

  1. Вы не умеете либо не хотите понимать или принимать индивидуальность других людей.
  2. Оценивая поведение, образ мыслей или отдельные характеристики людей, вы рассматриваете в качестве эталона самого себя.
  3. Вы категоричны в оценках людей.
  4. Вы не умеете скрывать или хотя бы сглаживать неприятные чувства, возникающие при столкновении с некоммуникабельными качествами у обучающихся.
  5. Вы стремитесь переделать, перевоспитать своего ученика.
  6. Вам хочется подогнать учащихся под себя.
  7. Вы не умеете прощать другому его ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные вам неприятности?
  8. Вы не терпимы к физическому или психическому дискомфорту, в котором оказался ваш ученик? (осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку, стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться)
  9. Вы плохо приспосабливаетесь к характерам, привычкам или притязаниям других?
  10.  По результатам анкетирования можно выделить четыре уровня толерантности педагога к детям с ограниченными возможностям здоровья:
  1. Высокий уровень (0-6 баллов) - устойчивое позитивное отношение, активная позиция по отношению к детям с ограниченными возможностями, выражающаяся в высокой готовности, знаниях об инвалидности и сущности толерантности, умениях и навыках взаимодействия с данной категорией детей, отсутствие социальной дистанции.
  2. Средний уровень (7-14 баллов) - преимущественно позитивное отношение и активная позиция, выражающаяся в достаточной профессиональной готовности, знаниях о толерантности и инвалидности, теории, методики и практики педагогического взаимодействия с детьми, имеющими ограниченные возможности.
  3. Уровень ниже среднего (15 - 21 баллов) - неустойчивая, малоактивная позиция по отношению к педагогической деятельности связанной с детьми инвалидами, выражающаяся в слабо сформированной профессиональной готовности, недостаточных знаниях о толерантности и особенностях инвалидности.
  4. Низкий уровень (22 - 27 баллов) - негативное отношение, к детям, имеющим ограниченные возможности, незначительные знания об инвалидности и толерантности к детям с ограниченными возможностями.

В анкетировании приняло участие 42 педагога.

По результатам анкетирования можно сделать следующие image6

Выводы: что в школе - интернате нет педагогов с высоким уровнем толерантности, большая часть педагогов имеют средний уровень толерантности к детям с ограниченными возможностям здоровья, а именно преимущественно позитивное отношение и активную позицию, выражающуюся в достаточной профессиональной готовности, знаниях о толерантности и инвалидности.

Анкета (для 1 -4 классов)

1. Знаете ли Вы, что такое толерантность?

  1. да, знаю. Толерантность - это...        

Б) не знаю.

  1. что-то слышал (а) об это

2. Как Вы относитесь к людям с ограниченными возможностями здоровья (люди инвалиды, люди, имеющие интеллектуальные, психические нарушения и т. д.?

А)отношусь также как и ко всем.

Б) отношусь отрицательно;

В)жалею;

Г) мне без разницы.

3.Вы бы хотели узнать о толерантности и людях с ОВЗ побольше?

А)да.

Б) нет.

В)мне без разницы.

Анализ анкетирования учащихся начальной школы

C:\Users\28F8~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image7.jpeg

                

Вывод: по итогам анкетирования можно сделать вывод о том, что большая часть детей слышали что такое толерантность и хотели бы узнать больше о людях с ограниченными возможностями.

Тест для обучающихся «Насколько вы толерантны» (основная школа)

  1. Неприятна ли вам ситуация, в которой приходится отказываться от придуманного вами  плана, потому что точно такой же план уже предложили ваши друзья?

а)        да;

б)        нет.

  1. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочитаете?

а)        чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;

б)        чтобы играли и те, кто еще не знает правил.

  1. Вы спокойно воспринимаете неприятные для вас новости?

а)        да;

б)        нет.

  1. Вызывают ли у вас неприязнь люди, которые в общественных местах появляются в неопрятном виде?

а)        да;

б)        нет.

  1. Можете ли вы легко найти контакт с людьми, у которых другие обычаи, другой религии?

а) да;

б) нет.

  1. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

а)        вам не нравятся ни сами шутки, ни шутники;

б)        если даже шутка и будет вам неприятна, то вы постараетесь ответить в такой же шутливой манере.

  1. Вы приводите в компанию друга (подругу), который(ая) становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?

а)        вам неприятно, что таким образом внимание отвлечено от вас;

б)        вы лишь радуетесь за нее (него).

8.Вы приводите в компанию друга (подругу), который (ая) становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?

а) вам неприятно, что таким образом внимание отвлечено от вас;

б) вы лишь радуетесь за нее (него).

9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как реагируете вы?

а)        уходите пораньше под благовидным предлогом;

б)        вступаете в спор.

Подсчет очков. По 2 очка за ответы: 16, 26, 36, 4а, 56, 66, 76, 86, 9а.

0-4 очка: Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы ни находились, может возникнуть такое впечатление, что вы стремитесь навязать свое мнение

Тест «Насколько вы
толерантны»

C:\Users\28F8~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image9.jpeg

другим. Чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. Имея такой, как у вас, характер, трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

6-12 очков. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения. В то же время вы можете вести диалог и, если считаете нужным, менять свои убеждения. Но порой вы бываете излишне резки, проявляете неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли «брать горлом», если можно победить и более достойно?

14-18 очков: Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальном на первый взгляд поступку, даже если вы их не разделяете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.

В анкетировании приняли участие 81 обучающихся основной школы.

Вывод: 31 % опрошенных чтобы достичь свой цели навязывают мнение

другим; 54 % способны отстаивать свои убеждения, но порой бывают излишне резки; 15% способны с уважением относиться к собеседнику.

Раздел 2. Основной этап

Основные мероприятия по реализации проекта

п/п

Направление

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Методическая

работа

Обобщение материалов, подготовка мастер - классов, семинаров, родительских собраний, мероприятий для учащихся

В течение года

психолог: Азангулова Н.И. логопед: Бадмаева С.Г.

Учителя начальных классов: Е.В.Финникова, Евтух Л. В.

2

Диагностическая

работа

Создание диагностических

"портретов" детей с особыми

образовательными

потребностями.

Мониторинговые

исследования

Сентябрь-

октябрь

психолог: Азангулова Н.И логопед: Бадмаева С.Г.

3

Коррекционно

развивающая

работа

Индивидуальные коррекционные занятия, тренинги с детьми по воспитанию толерантного отношения к лицам с ОВЗ в условиях школы - интерната.

В течение года

психолог: Азангулова Н.И логопед:

Бадмаева С.Г. Учителя начальных классов: Е.В.Финникова, Евтух Л.В.

4

Информационно

просветительская

работа

Проведение родительских собраний по формированию толерантного отношения к лицам с ОВЗ в условиях школы - интерната. Проведение бесед и дискуссий с учащимися по формированию толерантного отношения к лицам с ОВЗ в условиях школы - интерната. Повышение квалификации педагогов через мастер - классы и семинары.

В течение года

психолог: Азангулова Н.И логопед:

Бадмаева С.Г. Учителя начальных классов: Е.В.Финникова, Евтух Л.В.

5

Организационная

работа

Разработка системы мероприятий по взаимодействию всех участников образовательного процесса.

В течение года

психолог: Азангулова Н.И.

логопед:

Бадмаева С.Г. Учителя начальных классов: Е.В.Финникова, Евтух Л.В.

Структура реализации проекта

п

/п

Этапы

Задачи

Мероприятия

Ожидаемые

результаты

1

Диагностико - методический

Определение

проблемы и

основной

идеи проекта;

обсуждение

проблемы и

разработка

теоретической

концепции

проекта.

Разработка системы мероприятий по взаимодействию всех участников образовательного процесса.

Разработана система взаимодействия всех участников образовательного процесса.

2

Практический

Реализация

основных

проектных

мероприятий;

пополнение банка идей по реализации проекта.

Совместная работа специалистов:

Педагоги: проведение консультаций, бесед, «Уроков доброты». Психолог:

проведение тренинга,

диагностик, бесед,

консультаций.

Классные

руководители:

проведение классных

часов, «Уроков

доброты»,

родительских

собраний.

Родители: оказание помощи школе в проведении «Декады толерантности», Администрация школы: совместные праздники и мероприятия.

Признание родительской общественностью важности данной системы мероприятий по формированию толерантности (повышение количества родителей, принимаемых участие в мероприятиях); привлечение педагогического сообщества к акциям толерантности в своих образовательных учреждениях.

3

Аналитико-

обобщающий

Анализ

полученных

результатов,

рисков,

условий

реализации и

соответствия

результатов

основным

идеям

теоретической

концепции

проект;

окончательное

оформление

проекта.

условий

реализации и

соответствия

результатов

основным

идеям

теоретической

концепции;

внесение

изменений в

проект;

окончательное

оформление проекта.

Анализ проведенных

мероприятий для

эффективного

взаимодействия всех

участников

образовательного

процесса.

участников

образовательного процесса.

Отчет по реализации проекта

Раздел 3. Методические рекомендации для педагогов

Предлагаемые рекомендации призваны оказать методическую помощь в организации и проведении внеурочных мероприятий по указанной тематике с учетом профессиональной компетентности педагогов, уровня подготовки учащихся, их возрастных особенностей и специфике обучения в начальной, основной школе.

В начальной школе (1 -4 классы) важно учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности младшего школьника. В этом возрасте происходит развитие познавательных интересов и самой личности ребенка, сохраняется тесная связь ребенка со своей семьёй. Поэтому основой организации внеурочного мероприятия должен стать системно - деятельностный подход. Ребенок учится анализировать собственное поведение, толерантно воспринимать мнение другого человека, учится работать в команде.

В этом возрасте доминирует эмоционально-чувственное отношение к миру и к окружающим. Через слово, образ (инсценировки, сказки), рисунки, игру (отгадывание ребусов, загадок) в детском сознании формируются и закрепляется важные ценностные ориентиры. Учитывая эти обстоятельства, учителю важно в процессе подготовки и проведения внеурочных мероприятий создать комфортные условия для эмоционального переживания школьника.

Цели внеурочных мероприятий в начальной школе:

  • приобретение обучающимися социальных знаний об одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни;
  • формирование чувства милосердия к окружающим людям;
  • воспитание доброжелательного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Главными формами проведения могут быть: классные часы; беседы; игровые тренинги; коммуникативные тренинги; праздники; коллективное творческое дело; игровые и конкурсные программы; викторины, выставки, познавательные игры.

Цели внеурочных мероприятий в основной школе:

  • понимание выработанных в сознании индивида ценностных ориентаций, личностно-значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения;
  • формирование толерантного отношения к себе и другим;
  • развитие готовности к построению конструктивного взаимодействия личности с другими людьми.

Главными формами проведения могут быть: познавательные и этические беседы, рассказы, тематические диспуты, сочинения, защита исследовательских работ, конкурсы рисунков, стихов, спортивные игры, социальные акции, концерты, праздники.

«Уроки доброты»

Цель уроков - способствовать формированию позитивного отношения общества к людям: ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.

Основная идея уроков - рассказать о жизни и возможностях инвалидов, дать понятие том, какие бывают инвалиды, как они живут, и кем могут работать, с какими трудностям и проблемами сталкиваются в семье, в обществе, то есть показать здоровым людям, что инвалид - такой же человек, как все, различие лишь в том, что при необходимости он вынужден затрачивать усилий и времени больше, чем здоровые люди, но он имеет равные права и возможности в реализации своих потребностей.

Задачи уроков:

Обучающие:

  • научить детей адекватно реагировать на людей с ограниченными возможностями здоровья;
  • сформировать у школьников специальные навыки для помощи людям с ограниченны! возможностями здоровья;
  • рассказать учащимся о правах людей с инвалидностью.

Воспитывающие:

  • пробудить в детях чувство милосердия, готовности помочь людям, попавшим в беду;
  • воспитывать толерантность.

Уроки доброты рекомендуется проводить в соответствии с возрастными особенностях учащихся. На занятиях используются различные формы работы и разнообразные методики, такие, как: тематические игры, работа в командах, показ социальных видеофильмов и роликов. Используются социальные сказки, показывающие степень доступности общественного транспорта и окружающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Примерная тематика «Уроков доброты»

  1. Толерантная и интолерантная личность.
  2. Защита прав и интересов людей с ОВЗ.
  3. Возможности людей с инвалидностью (Известные люди с инвалидность)

Примерная тематика классных часов для начальной школы

  1. Что такое ДРУЖБА?
  2. «Я, ты, он, она - вместе целая страна»
  3. «Если с другом вышел в путь...»
  4. Дружба - главное чудо
  5. «Как здорово, что мы - друзья с тобой»
  6. Что такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ?
  7. Томск - многонациональный город

Примерная тематика классных часов для основной школы

1.Скажи мне, кто твой друг

2.Томск - город толерантности

  1. Я и Мы
  2. Серьёзный разговор о простых вещах
  3. Урок толерантности или учимся сочувствовать.
  4. Ты тоже для кого-то иностранец...
  5. Быть толерантным - это значит...
  6. «Друзья, а значит, не чужие...»

Рекомендуемая литература для внеклассного чтения

  1. «Правда всего дороже» - описан своеобразный конфликт. Мальчик разбил дорогую чашку, но никто не видел, как он это сделал. На вопрос отца о том, кто разбил чашку, несмотря на назревающую конфликтную ситуацию, мальчик не побоялся признаться в содеянном. Отец поблагодарил сына за правду. Конфликт не получил продолжения.

2.В. Драгунский «Сестра моя, Ксения». Появление в семье младшего брата или сестры это всегда переломный момент в жизни ребенка. Осознание себя старшим братом, понимание радости родства - к этому приходит герой рассказа Дениска...

3. В. Железников «Чучело». Чужой среди своих - таким часто ощущает себя школьник среди своих соучеников. Стадное чувство, охватывающее класс, превращает подростков жестоких преследователей и мучителей. Легко поддаться настроению, царящему в группе твоих приятелей, одноклассников. Гораздо труднее в такой ситуации контролировать свои поступки, думать об их последствиях, о том, не принесут ли они страдания другим.

4.В. Шукшин «Материнское сердце», «Верую». Всех «чудиков» Шукшина отличает одно общее качество - наличие пробудившегося сознания, приведшее героев в состоят беспокойства. Человек перед лицом жизни и смерти; поиск смысла жизни; одиночество свобода; вера, надежда и неверие; ценностно-личностное самоопределение человека - е важнейшие темы для писателя.

5.А. Чехов «Размазня». Легко быть сильным и жестоким, легко обидеть слабого и беззащитного. Добро должно быть с кулаками?

6.Р.н.с. «Теремок».

7.Носов Н. «Приключения Незнайки и его друзей».

8.Носов Н. Рассказы «Фантазеры», «Огурцы», «Телефон».

9.Пушкин А. «Сказка о рыбаке и рыбке».

10.Родари Д. «Приключения Чиполлино»;

11.Русские народные сказки «Звери в яме», «Кот, петух и лиса»,

12.Толстой А. «Золотой ключик, или приключения Буратино».

13.Успенский Э. «Дядя Федор, пес и кот».

14.Чуковский К. «Доктор Айболит».

15.В. Катаев. «Цветик - семицветик»

16.Сказка Сухомлинского «Пусть будут соловей и жук»

Краткое описание: «Соловей пел свои прекрасные песни, он знал, что их любят люди, был горд собой. А рядом жужжал Жук. Соловей велел Жуку замолчать, ибо никому не нужно его жужжание. Жук предложил спросить у маленькой Девочки, кого нужно оставить в мире - Соловья или Жука. Та ответила: «Пусть будут и Соловей и Жук».

 Вывод: на примере этой сказки прелесть показать многообразие мира, а также необходимость уживаться самым разным людям, независимо от того, какая у них культура.

17.Повесть С. Баруздина «Как снежок в Индию попал»

Краткое описание: Сначала автор повести рассказывает о Чукотке, где маленький читатель знакомится с эскимосским мальчиком, который нашел медвежонка. Потом маленький читатель побывает в Московском зоопарке, на площадке молодняка, где Снежок играл с тигренком, лисенком и поросенком. Но самое интересное впереди. Вместе с медвежонком читатель совершит на самолете высотный перелет через горы и приземлится в столице Индии Дели, где познакомится с радушными и трудолюбивыми индусами.

Вывод: Этот рассказ показывает ребенку, насколько разнообразен большой мир, какие разные народы его населяют, воспитывает доброжелательность ко всем людям, независимо от национальности.

18.Рассказ К.М. Станюковича «Максимка»

Краткое описание: рассказ, повествующий о том, как подобрали русские военные матросы негритенка в открытом море. Негритенок был собственностью американского капитана, который жестоко обращался с ним. Произошло кораблекрушение, и только один мальчуган уцелел. Русские матросы по-доброму отнеслись к спасенному, доктор выходил его, а пожилой матрос Лучкин привязался к юному герою по-настоящему, сшил ему одежду и обувь Он же дал ему имя - Максимка, потому что его спасли в день святого угодника Максима. Когда спросил Лучкин у матросов, принимают ли они Максимку в артель, все согласились принять.

Вывод: «Недаром же русские матросы с замечательной терпимостью относятся к людям: всех рас и вероисповеданий, с какими приходится и встречаться» - эти слова Станюковича - ключевые в рассказе.

18.Туве Янсон «Рассказы о муми - троллях»

Главные герои повестей о муми- троллях - папа, мама и дети Муми - тролли, их родные, друзья, недруги, олицетворяющие разные типы людей.

19.Сатирический роман Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера»

Смелый моряк Гулливер, человек отважный и благородный, попадает в Лилипутию, а затем - в страну великанов. В Лилипутии люди ростом с огурец, но Гулливер относите ним с уважением. Безусловно, Гулливер - это толерантная личность, говоря современным языком. Свифт в своем романе поднимает те проблемы, которые очень актуальны для и в  21 веке: проблемы мирного сосуществования разных народов, с разной внешностью и  культурой, проблемы взаимоприятия и взаимопонимания, проблемы беженцев (ведь неуютно Гулливер чувствовал себя потому, что оказался на чужбине.)

20.Книги о Гарри Потере

Серия книг о Гарри Поттере английской писательницы Дж. Роллинг приобрели необычайную популярность у детей. Жанр произведений - волшебная сказка-эпопея с философской подоплекой, максимально приближенная к современной действительности.

Среди многих философских проблем в книгах говорится и о проблеме межнациональных отношений.

21.Коэн А. «О люди, братья мои!»

Автор рассказывает о том, какую боль и унижение он пережил в десятилетнем возрасте, живя во Франции, когда торговец пятновыводителями сказал ему: «Ведь ты грязный жидёныш, да?.. По твоей образине видно, что золото ты любишь больше, чем конфеты, да?.. И ты ешь французский хлеб, да?» На стене было написано мелом «Смерть евреям». Он не пострадал физически, он просто получил урок позора, урок того, как постыдно и непростительно родиться евреем. Но без того торговца и его собратьев по злобе в Германии не было бы газовых камер, не было бы гор мертвецов.

Автор обращается к антисемитам: «...бедные братья по смерти, скажите же, братья мои антисемиты, вы на самом деле счастливы своей ненавистью и горды своей злобой? Неужели такая цель ведет вас в этой горестной, быстротечной жизни?».

Эту повесть-памфлет можно обсудить с ребятами, опираясь на текст, предварив обсуждение рассказом о возникновении фашизма в Германии, о Холокосте.

Рекомендуемый просмотр и обсуждение фильмов.

  1. «Аккуратная история». 2014, Россия

Российский фонд «Дети БЭЛА» ко Дню редких заболеваний выпустил короткометражку мальчике Никите, который готовится идти в школу, но из-за своей хрупкой кожи сталкивается с целым рядом проблем. Авторы стремились, чтобы эта история, поданная в такой доступной для детей форме, придала «особенным» детям уверенности в себе, и помогла обществу понять их проблемы и помощь в адаптации.

  1. Подарок» 2015, Германия

Трогательная история о дружбе, объединенной общей болью. За 4 минуты вы измените отношение не только к своей жизни, но и научитесь понимать чужую, особенную.

  1. «Про Диму» 2016, Россия

Мультфильм «Про Диму» рассказывает о встрече девочки Миры и мальчика, не похоже на ее друзей. Дима плохо ходит и почти не говорит, но любопытство Миры и добрые советы ее мамы становятся началом настоящей дружбы.

  1. «Маленькая кастрюлька Анатоля» 2014, Франция

Главный герой мультфильма — Анатоль уже не помнит, откуда взялась маленькая кастрюлька, которую он повсюду таскает за собой на веревочке. Она ощутимо мешает ему. постоянно застревая то тут, то там, затрудняя его передвижения. В один прекрасны лень Анатолю это надоедает и он решает спрятаться от нее и от всех, чтобы ничего не видеть и самому быть невидимым. Однако, и, возможно, это к лучшему, сделать это не i -о просто. Короткометражка на детских образах дает понять, что быть особенным — этс нормально.

  1. «Струны» 2014, Испания

Красивая история о равенстве, солидарности, дружбе и детской мудрости, которой стой' поучиться даже взрослым.

  1. «Тамара» 2013, США

Этот трогательный короткометражный мультфильм расскажет про девочку Тамару, которая мечтает стать танцовщицей. Она танцует под звуки музыкальной шкатулки, не замечая ничего вокруг. Но почему так расстроена мама, когда видит это? Оказывается, Тамара не слышит музыку — она глухая.

Сборник дидактических игр и упражнений для формирования толерантности.

В нём рекомендованы игры и упражнения для сплочения детского коллектив формирования толерантного отношения друг к другу и уважительного отношения к се как к личности.

Сборник внеклассных мероприятий по формированию толерантности.

В нём рекомендованы игры - тренинги, классные часы, родительские собрания внеклассное мероприятие для сплочения детского коллектива, формирование толерантного отношения друг к другу и уважительного отношения к себе как к личности .image22

Раздел 4. Содержание работы с родителям.

При работе с родителями по формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями работа идёт через родительские собрания, лектории, консультации.

Методические рекомендации для родителей

Предлагаемые рекомендации призваны оказать методическую помощь родителям в воспитании толерантного отношения к людям с ОВЗ.

Памятка для родителей

  • Дарите ребёнку свою любовь и внимание.
  • Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем.
  • Придумайте ребёнку простые домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о себе и о других.
  • Решайте все дела вместе со своим ребёнком.
  • Помогайте в поиске скрытых возможностей своего ребёнка.
  • Следите за своей внешностью и поведением, так как Ваш ребёнок должен гордиться вами.
  • Учитесь отказывать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок.
  • Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни компьютер не заменят вас.
  • Создавайте условия для общения ребёнка со сверстниками.
  • Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям
  • Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
  • Больше читайте и обсуждайте с детьми художественную литературу.
  • Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе.

• Формируйте нравственные качества: доброту, порядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность.

Помните, что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

Родительское собрание

Предлагаемое родительское собрание составлено для ознакомления родителей младших школьников с понятиями: толерантность, воспитание в духе толерантности, разрешение конфликта с позиции толерантного подхода и предусматривает совместное участие родителей и детей.

Возможные способы проведения собрания: игра-тренинг, собрание-лекторий, круглый стол.

Собрание включает в себя: упражнение-игра, беседа, рассмотрение некоторых практических ситуаций; разрешение конфликтов с позиции толерантности; подведение итогов родительского собрания.

Подготовительная работа: составление приглашения на родительское собрание, буклета для родителей, разучивание с детьми сценок, стихотворений.

Направление: духовно - нравственное

Цель: повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

  • создать условия для активного и сознательного участия родителей в обсуждении проблемы собрания;
  • познакомить родителей с понятием толерантность, формировать умение разрешать конфликт с позиции толерантного подхода, подвести к изучению и раскрытию качеств толерантного человека.

Сценарий собрания.

1 Слово учителя.

  • Мы все живем в обществе. Вокруг нас миллионы, миллиарды людей. Каждый лек мы видим множество новых, незнакомых лиц. Мы не задумываемся, что каждый из квс уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаются по характеру. Что же говорить об остальных людях?

У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному.

Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, должны жить и □снимать друг друга. Существует такое красивое слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Как вы его понимаете? ( Мнение родителей)

  • Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор.

Определение слова «толерантность» в русском языке - способность терпеть что- то или кого-то (быть выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо.

В своем широком смысле слово «толерантность» означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту.

  • Выберите из списка черты толерантной личности
  • Терпение
  • Равнодушие
  • умение владеть собой
  • злоба
  • доверие
  • чуткость
  • способность к сопереживанию
  • нежелание слушать другого
  •  расположение к другим
  • нежелание слышать другого
  • осуждение
  • терпимость к различиям
  • раздражение
  • доброжелательность
  •  умение слушать
  • несклонность осуждать других.

Из данного списка мы получаем две личности:

Толерантный человек (человек, понимающий других людей и готовый всегда прийти на помощь, человек с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям).

Интолерантный человек (человек с низким уровнем воспитанности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев).

  • К какой из личностей вы относите себя? {Мнение родителей)
  • Наукой убедительно доказано, что толерантными не рождаются, это качество воспитывается. Очевидно, то, каким станет человек, миновав детство зависит от его индивидуальных возможностей, задатков, семьи и того опыта, который ребенок получит в семье, от знаний и опыта, полученных в образовательных учреждениях, от его друзей и среды, т.е. в целом общества.

Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.

  • Предлагаем вам посмотреть на себя со стороны. (Дети разыгрывают сценки).

1. Сценка «Недотепа».

Мама.

Талантливые дети.

Надежды подают: Участвуют в концертах - Танцуют и поют.

У многих есть возможность

Объездить целый мир - Проводят в разных странах

Где - конкурс, где - турнир.

 Лисичкина Наташа имеет пять наград,

А Гарик, твой приятель,- Уже лауреат.

Сын.

И только недотепам

К успеху путь закрыт.

Моя родная мама

Мне это говорит.

Но я не возражаю,

А губы сжав, молчу.

И я на эту тему С ней спорить не хочу.

Пускай другие дети Надежды подают:

Картиночки рисуют,

Танцуют и поют.

На скрипочках играют,

Снимаются в кино - Что одному дается,

Другому не дано!

  1. Сценка «Мать и дочь».

Мать посмотрела однажды в тетрадь дочери и начала её ругать.

Мать (тычет пальцем в тетрадь и говорит сердито) - Ты что, дурная совсем? Не знаешь, как пишется это слово? У тебя что, мозгов нет, ослиная твоя голова?! Думать надо, когда пишешь! Будешь все каникулы учиться грамотно писать!

( Дочка пытается оправдаться, но сердитая мать не даёт ей и рта раскрыть)

  1. Сценка «Как начинается война»?

Сын. - Папа, а как начинаются войны?

Папа,- Вот как, сын мой. Предположим, Англия поссорилась с Америкой.

Мама - Англия с Америкой поссориться не может.

Папа - Да кто утверждает, что они поссорятся?! Я просто хотел привести теоретически! пример.

Мама,- Смешно. Да ведь ты втолковываешь парню какие-то бредовые идеи!

Папа,- Ничего бредового я ему не внушал!

Мама.- Если он будет тебя слушать, так ничего толкового из парня не выйде (Рассердилась, кинула в папу клубок)

Сын. (Встаёт между родителями) Спасибо, папа, спасибо, мама. Теперь я знаю, когда начинаются войны.

Как же воспитать в ребенке толерантность. Ответ прост - самому бы толерантным. Личный пример - великая сила. Уважайте ребенка, дарите ему любовь, проявляйте интерес к тому, как он смотрит на мир и себя в нем. Ребенку, который будет чувствовать, что он любим и любит жизнь, не будет осуждать других, искать внешние отличия.

Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в  мире с собой.

Рефлексия:

Притча

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в это семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей, всем селом. Вы скажете: ну что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

-И все?

-Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. - И, подумав, добавил: - И мира тоже

- Дорогие родители, мне очень хочется, чтобы сегодняшний наш разговор не прошел даром, чтобы он, в хорошем смысле слова, повлиял на ваши отношения с детьми нисколько не сомневаюсь в том, что все вы любите своих детей. Но умеете ли вы  проявлять любовь так, чтобы ребёнок понял, что он любим? Ваше поведение  говорить ребёнку: «Я люблю тебя таким, каков ты есть», чтобы ваш ребёнок мог сказать:

«В моей семье все

•терпимые и терпеливые, •здоровые и добрые;

•уважающие и понимающие, поддерживающие друг друга заботой;

•внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга, •успешные, независимые, счастливые»

Заключительный

Условия интегрированного обучения позволяют говорить о положительны; изменениях во взаимоотношениях между детьми с нормативным развитием и детьми ограниченными возможностями здоровья: формируется понимание различий между людьми, применение толерантных способов взаимоотношений со сверстниками с ОВ: эмпатия, дети терпимее относятся к другим детям с иным уровнем возможностей наблюдаются проявления сопереживания успехам и неудачам другого, адаптация коллективе детей с разным уровнем возможностей, стремление к личной независимости интерес к коллективной деятельности с детьми с разным уровнем возможностей. У детей формируется способность взять на себя ответственность за происходящее, они осознанно подходят к выбору поступков, оценок и взаимодействия с окружающими; формируете умение взаимодействовать в коллективной деятельности детей с разным уровне возможностей, умение оказать помощь другим, поддержать, уступить.

Дальнейшее углубление решения поставленной проблемы мы видим превращении школы - интерната в открытую социально-педагогическую систем ориентированную на формирование толерантности у обучающихся в условиях инклюзивного образования.

Таким образом, инклюзивное образование является следующим шагом в развитии образования не только детей с ОВЗ, но и всей образовательной системы.

«Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир - радость, горе, беду, несчастье. Думай, чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека». В.Л.Сухомлинский

Литература:

  1. Алиева, Е.Ф. Педагогические условия воспитания толерантности посредствам этнического игрового материала: автореф.лис канд. пед. наук : 13.00,01 / Алиева Элина Факировна - М, 2009,- 19 с.
  2. Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М, 2000. С.7.
  3. Асмолов, А.Г. Слово о толерантности / А.Г. Асмолов // Век толерантность: Научнопублицистический вестник,- М.: МГУ, 2001,- №1,- С. 2-9.
  4. Кленова Н. В. Как воспитать толерантность / Н.В. Кленова // Дополнительное образование. - 2006. - № 3. - С. 17-22.
  5. Кувалдина Е. А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в деятельности классного руководителя // Концепт. - 2014.
  6. Малофеев, Н.Н. Особый ребенок - вчера, сегодня, завтра: Учебное пособие / Под.ред. Н.Н. Малофеева,- М., 2007.-145 с.
  7. Методические рекомендации для классных руководителей по формированию толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья Анапа 2013г.
  8. Перевалова Н.Е. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования .
  9. Педагогические системы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Учебное пособие / Под.ред. А.Ю. Кабушко, М.Н. Алексеевой.- Ставрополь., 2011.- 372 с.

Ю.Писаревская М.А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования / М.А. Писареве кая, - Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2013.- 132 стр.

11 Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2001, № 9; 2002, № 9.

  1. Столганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности). - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 128с.
  2. Тренинг толерантности: Методическое пособие / под.ред. Назметдиновой И.С., Столяровой С.С. - М.: МГППУ, 2010. - 211с.
  3. Классный час по формированию толерантного отношения к людям с ОВЗ «Урок доброты» (5-7 класс)[Электронный ресурс] / Режим доступа - http://www.maam. ru/detskiisad/klasnyi-chas-po-formirovaniyu-tolerantnogo-otnosheniia-k- lvudiam-s-ovz-urok-dobroty.html
  4. Формирование в образовательном учреждении толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья./ Методические рекомендации для руководителей и специалистов образовательных учреждений. - г. Новокуйбышевск, 2006 105 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение уроков доброты и формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ, в условиях внедрения инклюзивного образования.

доклад на тему. "Проведение уроков доброты и формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ, в условиях внедрения инклюзивного образования". Краткое описание проведение уроков в доброты. 1 сен...

Формирование толерантных отношений у детей с ОВЗ

Формирование толерантных отношений у детей с ОВЗ с помощью метода игротерапии...

Формирование толерантного отношения к детям-инвалидам и детям с ОВЗ в классном коллективе образовательного учреждения.

Формирование толерантного отношения к детям-инвалидам и детям с ОВЗ в классном коллективе образовательного учреждения....

Статья «Формирование навыков ЗОЖ у детей с ОВЗ в условиях школы-интерната».

Доклад  "Формирование навыков ЗОЖ у обучающихся  с ОВЗ в условиях школы-интерната" был зачитан на ШМО воспитателей и кл.руководителей  в МКОУ ШИ , г. Королев. На основе ...

Доклад Тема: «Формирование межличностных отношений в процессе трудовой деятельности в условиях школы – интернат»

  Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребе...

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала личности

В данной статье рассматривается проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Приводится методика работы по формированию толерантного отношения сверстник...