Формирование толерантных отношений у детей с ОВЗ
методическая разработка на тему

Вдовина Юлия Вадимовна

Формирование толерантных отношений у детей с ОВЗ с помощью метода игротерапии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование толерантных отношений детей с ограниченными возможностями здоровья в коллективе при помощи метода игротерапии

Цель: создание условий для формирования толерантных отношений детей с ограниченными возможностями здоровья в коллективе при помощи метода игротерапии.

Задачи:

Образовательные:

- формировать толерантное отношение детей с ограниченными возможностями здоровья в коллективе;

- формировать коммуникативные навыки у детей с ограниченными возможностями здоровья;

- познакомить детей со специальными техниками позитивного взаимодействия с другими людьми;

- закреплять и расширять представления обучающихся с ограниченными возможностями здоровья об окружающем мире.

 Воспитательные:

- вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми;

- воспитывать доброту, бережное отношение к другим людям.

Развивающие:

- совершенствовать навыки позитивной коммуникации;

- развивать моральные качества у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Одной из центральных задач в развитии любого образовательного  учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у этих детей толерантности.

Толерантность признается как актуальная проблема и важнейшая ценность сосуществования людей в мультикультурном и мультиэтническом обществе и при этом - именно система образования признается основной площадкой для реализации программы развития толерантных отношений в обществе.

По мнению Н.А. Асташовой, понятие толерантности отражает важнейшие психолого-этические характеристики человеческих взаимоотношений: гуманность, рефлексивность, свободу, ответственность, защищенность, гибкость, уверенность в себе, самообладание, вариативность, перцепцию, эмпатию и чувство юмора.

С.К. Бондарева рассматривает толерантность как результат развития и саморазвития – собственный выбор и позиция, способствующие принятию другого и сохранению внутреннего равновесия индивида или общества .

С практической точки зрения проблема формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования заслуживает особого внимания со стороны специалистов и ставит перед обществом сложную задачу переосмысления подходов и оценок в обучении, воспитании и развитии данной категории детей.

В ходе формирования толерантного отношения к лицам с ОВЗ нельзя пренебрегать условиями, в которых протекает данный процесс. Наличие самой атмосферы толерантности в образовательной и социальной среде играет важную роль. В свою очередь, социуму необходимо восполнить недостаток знаний и отсутствие опыта контактов с данной категорией населения, а также в корне изменить свое восприятие этих людей.

Работу по формированию толерантности необходимо проводить со всеми участниками образовательного процесса в следующих целевых группах:

  • педагоги и специалисты (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог), работающие с детьми;
  • родители (законные представители);
  • воспитанники, обучающиеся.

Толерантность, сформированная в школьные годы, является одним из важнейших условий  успешной реализации в будущем потенциала личности. Важную роль в формировании толерантной личности играет школа, именно в ней ребенок проводит большую часть времени и приобретает опыт взаимного уважения, доброжелательного терпимого отношения к окружающим людям.

Констатирующий этап

Для определения уровня межличностной толерантности младших     школьников с ОВЗ я использовала такой диагностический метод, как диагностика межличностной толерантности на материале литературного произведения.

Выбирая художественный текст, важно учитывать несколько условий.

Во-первых, текст должен быть адресован детям соответствующего возраста, а жизненная ситуация, лежащая в основе сюжета, должна соответствовать жизненному опыту детей.

Во-вторых, мотивы поступков персонажей должны быть достаточно очевидны для ребенка.

В-третьих, герои должны найти выход из конфликтной ситуации, проявляя внимание и заботу, друг о друге.

В-четвертых, это должно быть художественное произведение, захватывающее читателя, возбуждающее его эмоции. Этим требованиям в полной мере соответствуют сказки Г. М. Цыферова, которые, по словам Г. Тумаковой, «…учат детей наблюдать, удивляться, понимать человеческие отношения, воспитывают доброту и сердечность. Они учат понимать ту беспредельную красоту, которая царит вокруг нас».

Для констатирующего эксперимента я выбрала сказку Г. М. Цыферова «Одинокий ослик», в которой ставится проблема выбора проявления толерантных или интолерантных качеств к героям, к их поступкам. Главный герой сказки Ослик одинок. Хотя он и живет в лесу, где у него много знакомых, но друга нет. И маленький читатель невольно начинает сочувствовать Ослику. В тот момент, когда главный герой заскучал, к нему пришел маленький Мышонок. Он появился в то время, когда Ослику понадобились помощь, поддержка, и предложил свою дружбу. Казалось бы, встреча героев меняет положение Ослика: он приобретает друга, готового заботиться о нем, но автор вновь называет главного героя одиноким. Ослик не сумел стать другом Мышонку, он дважды предал дружбу. Стыдясь признаться, что его друг всего лишь маленький Мышонок, он лжет и говорит, что подружился с большим слоном. Но поскольку предъявить слона сомневающимся Ослик не может, то собирается солгать вновь, сообщив, что «его друг ушел по грибы». В кульминационный момент сказки мышонок показывается всем зверям и смело заявляет: «ДРУГ ОСЛИКА – ЭТО Я», тем самым не давая Ослику солгать вновь. Слова Мышонка написаны заглавными буквами. Его рост оказывается неважным – важно то, что он берет ответственность за свои слова и поступки, а Ослик принижает себя своим обманом. Реакция зверей на обман делает ситуацию, в которой оказался Ослик, не просто обидной, но и позорной. Далее события могут развиваться по-разному. В авторском окончании сказки о Мышонке больше не упоминается, а Ослик отвечает всем, что «это все-таки слон, только не простой, а волшебный. Сейчас он превратился в маленького. Большому в доме тесно. Даже нос приходится в трубу прятать». И герои вместе с автором приходят к выводу, что «даже самый маленький может быть большим другом». А Ослик перестал быть одиноким только тогда, когда сам стал заботиться о других.        

В соответствии с целью эксперимента сказка читается детям не до конца. Экспериментатор останавливает чтение в тот момент, когда назрела конфликтная ситуация, и предлагает ученикам самостоятельно придумать и записать окончание сказки. Это задание преследует двоякую цель: определить, видят ли дети конфликтную ситуацию, какие пути для ее разрешения они выбирают, а также узнать отношение учеников к героям сказки. После выполнения задания ученики дочитывают сказку до конца и отвечают на ряд вопросов:

  1. Понравилась ли тебе сказка?
  2. Чем она тебе понравилась и почему?
  3. Почему подружились Ослик и Мышонок?
  4. Зачем автор упомянул о том, что Медвежонок был сердитым?
  5. Почему слова мышонка «ДРУГ ОСЛИКА – ЭТО Я» написаны заглавными буквами?
  6. Когда Ослик перестал быть одиноким?

Первые два вопроса помогают выявить эмоциональное отношение к произведению, его героям. Третий вопрос связан не только с глубиной восприятия текста, но и с умением понять другого, увидеть мотивы его действий. Вопрос «Зачем автор упомянул о том, что медвежонок был сердитым?» был задан с целью, определить отношение ребенка к герою сказки. Пятый и шестой вопросы призваны были «направить» ребенка на раскрытие главной идеи текста.

Таким образом, данная серия вопросов затрагивает разные стороны читательского восприятия, способствует осмыслению авторской позиции, дает возможность для обобщения прочитанного, а в результате позволяет увидеть читательскую позицию ребенка, его отношение к героям и их поступкам, к конфликту и возможности выхода из него.

Такой способ диагностики межличностной толерантности обусловлен особенностями детей младшего школьного возраста. Во-первых, ученик не догадывается, что именно мы проверяем. Во-вторых, он встает на позицию героя, а наивный реализм, свойственный данному возрасту, мешает ребенку отличать вымысел от реальности. Описывая поведение героя (обычно выбирается роль главного героя) младший школьник рассуждает так, как он сам поступил бы в подобной ситуации. Таким образом, мы можем рассчитывать на объективность исследования. Метод опроса для нас менее удачен, поскольку младшему школьнику с ОВЗ сложно концентрировать свое внимание более 5–10 минут (Это 5–7 вопросов для рассуждения). К тому же часто ребенок отвечает, как надо поступить, желая выглядеть «хорошим» в глазах взрослого, старается заслужить похвалу.

Качественный анализ ответов детей и творческого задания помог нам определить уровень толерантности каждого ребенка и составить общую картину сформированности отдельных компонентов толерантности у второклассников.
Результаты исследования:

  1. Количество учащихся – 12 человек, из них:

-по уровню развития такого компонента толерантности, как эмоциональный – 2 обучающихся со средним уровнем эмоциональной толерантности, 7 обучающихся с уровнем ниже среднего,  3 обучающихся с низким уровнем.

  1. Количество учащихся – 12 человек, из них:

-по уровню развития такого компонента толерантности, как когнитивный – 1 обучающийся с уровнем выше среднего когнитивной толерантности, 3 обучающихся со среднем уровнем,  6 обучающихся с уровнем ниже среднего, 2 обучающихся с низким уровнем.

  1. Количество учащихся – 12 человек, из них:

-по уровню развития такого компонента толерантности, как поведенческий – 2 обучающихся с уровнем выше среднего поведенческой толерантности, 4 обучающихся со среднем уровнем,  4 обучающихся с уровнем ниже среднего, 2 обучающихся с низким уровнем.

Каждому компоненту толерантности соответствуют пять уровней его сформированности. (Приложение 1)

Определение форм и методов работы.

Совместное обучение с особыми  детьми способствует развитию таких необходимых навыков и личностных качеств обучающихся, как: социальная компетентность, толерантность, навыки решения межличностных проблем, уверенность в своих силах, самоуважение. В процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты путем переговоров, прислушиваясь к мнению оппонента. В итоге, они учатся признавать право любого человека быть «другим».

Для младших школьников важно использовать эмоционально-ориентированную технологию, направленную в первую очередь на неприятие отрицательных эмоций и напряженных состояний детей. Помогая в этом друг другу, дети сближаются, они ощущают реальную поддержку, чувствуют доверие друг к другу. На этом фоне постепенно исчезает эмоциональная неприязнь между отдельными детьми, они перестают остро реагировать на существующие различия между ними, становятся более толерантными на эмоциональном уровне. Методически правильно в эти моменты предложить детям какие-то новые знания, рассказать о том, насколько важным для человека оказывается умение понимать других людей и на этой основе проявлять к ним толерантность. И лишь опираясь на это, детям можно предлагать какую-то совместную деятельность или использование новых, толерантных форм поведения в привычной для них учебной или игровой деятельности.

В своей деятельности воспитатель должен использовать разнообразные формы и методы взаимодействия с детьми,  способствующие созданию доверительных отношений, доброжелательной атмосферы, помогают росту самооценки у детей, приобретению навыков толерантного поведения.

Моя работа по формированию толерантных отношений у детей с ОВЗ в коллективе осуществляться  с помощью метода игротерапии, а именно проведения сюжетно-ролевых игр, занятий с использованием образовательно – воспитательной технологии «сказкотерапия», арт – терапевтических занятий, которые  способствуют формированию толерантного отношения к окружающим, развивают коммуникативные умения у детей с ОВЗ.

Непосредственная работа по формированию толерантного отношения к окружающим у детей с ОВЗ включает в себя:

  1. Сюжетно – ролевые игры (Приложение 2)
  2. Арт – терапевтические занятия (Приложение 3)
  3. Занятия с использованием образовательно – воспитательной технологии «сказкотерапия» (Приложение 4)

Контрольный этап

Для того, чтобы оценить эффективность проделанной работы, я использовала такой же диагностические метод, что и на констатирующем этапе исследования.

Качественный анализ ответов детей и творческого задания помог нам определить уровень толерантности каждого ребенка и составить общую картину сформированности отдельных компонентов толерантности у третьеклассников.
Результаты исследования:

  1. Количество учащихся – 12 человек, из них:

-по уровню развития такого компонента толерантности, как эмоциональный – 3 обучающихся со средним уровнем эмоциональной толерантности, 8 обучающихся с уровнем ниже среднего, 1 обучающихся с низким уровнем.

  1. Количество учащихся – 12 человек, из них:

-по уровню развития такого компонента толерантности, как когнитивный – 3 обучающийся с уровнем выше среднего когнитивной толерантности, 2 обучающихся со среднем уровнем,  6 обучающихся с уровнем ниже среднего, 1 обучающихся с низким уровнем.

  1. Количество учащихся – 12 человек, из них:

-по уровню развития такого компонента толерантности, как поведенческий – 3 обучающихся с уровнем выше среднего поведенческой толерантности, 5 обучающихся со среднем уровнем,  3 обучающихся с уровнем ниже среднего, 1 обучающихся с низким уровнем.

По результатам проведенного исследования можно говорить о том, что подобранный комплекс игр и занятий, способствуют формированию толерантного отношения детей с ограниченными возможностями здоровья в коллективе.


Приложение 1

Определение уровней сформированности

всех компонентов толерантности

Каждому компоненту толерантности соответствуют пять уровней его сформированности. Каждый уровень эмоционального компонента толерантности выражается в следующем:

− низкий – ребенок не видит, что своим поведением персонажи сказки обижают друг друга. Часто герои не проявляют интереса к остальным участникам полилога, не желают взаимодействовать, ориентированы только на себя, свои чувства.

− ниже среднего – эмпатичность избирательна. Проще оскорбиться, чем пойти на компромисс. Порой герой манипулирует чувствами других тем, что обижается, хотя сам является виновником конфликта.

− средний – герой замечает чувства других, состояние души, проявляет уважение, доброжелательность, вежливость, высокий уровень перцептивности, который выражается в позитивном восприятии окружающих. Но эти качества не подталкивают к разрешению конфликта, налаживанию отношений.

− выше среднего – часть героев поддерживает и понимает друг друга, старается  помочь. Чувства другой стороны оказываются незамеченными. Порой стороны понимают друг друга, но эмоциональная составляющая толерантности не становится стимулом для соответствующего поведения из-за нежелания брать ответственность за свои поступки.

− высокий – высокая степень сопереживания, сочувствия, позитивное восприятие окружающих, интерес к Другому, искреннее желание понять его, помочь.

Уровни когнитивного компонента толерантности определяются следующим образом:

− низкий – ребенок не замечает назревания конфликтной ситуации.

− ниже среднего – учащийся видит конфликт, но надеется, что всѐ разрешится само собой. Взаимодействие с участниками общения ведется через призму своих стереотипов и личных интересов.

− средний – ребенок видит зарождение конфликта, стремится его не допустить. Рассуждает о мотивах поведения героя, пытается понять его, но конфликт часто остается неразрешенным.

− выше среднего – ребенок рассуждает, как можно предотвратить конфликт, видит настрой героев, но ориентирован только на тех, кто ему симпатичен. Порой он не замечает всех участников конфликтной ситуации, тем самым конфликт разрешается частично или не совсем корректно.

− высокий – установка на толерантное взаимодействие помогает ребенку всех понять и найти к ним подход. О каждом складывается собственное мнение, находится путь к его пониманию.

Уровни сформированности поведенческого компонента толерантности характеризуются следующим образом:

− низкий – ребенок не видит конфликта, а если и замечает его, то никак не пытается его разрешить

− ниже среднего – в сочинении ребенка герой боится конфликта, но ничего не предпринимает, надеется, что все решится само собой.

− средний – герой пытается разобраться в конфликте, наладить отношения, но натыкается на стену непонимания, после чего опускает руки. Другой возможный вариант: разногласия проходят сами собой, активных действий для этого никто не предпринимает.

− выше среднего – конфликт решается односторонне. Одна сторона принимает, понимает позицию другого, но остальные герои оказываются незамеченными или оскорбленными. Возможно, спорная ситуация разрешается благодаря тому, что кто-то появляется со стороны (до этого неизвестный участник событий) и улаживает разногласия. В итоге конфликт разрешается частично или полностью.

− высокий – решение исходит от одного или нескольких героев, которые совершают активные действия, объясняют свои позиции остальным, и Другие их понимают. В идеале все участники прислушиваются друг к другу и меняют свои позиции.


Приложение 2

Сюжетно – ролевые игры по формированию толерантного отношения к окружающим у детей с ОВЗ

Игры на знакомство

«Как тебя зовут?»

Задача игры:  помочь детям быстрее познакомиться друг с другом.

Необходимые материалы: мяч

Описание  игры: Каждый держащий мяч в руке называет свое имя и бросает мяч тому, чье имя плохо запомнил или забыл. Полу¬чивший мяч продолжает игру таким же образом.

«Кто я?»

Описание  игры:  Выбирается водящий, который встает спиной к группе и считает до трех. В это время дети меняются местами. Водящий поворачивается и называет имя каждого.

Упражнение «Умельцы»

Задача игры:  Продолжение знакомства участников, формирование вни-мательного отношения к окружающим людям, развитие внимания, памяти.

Необходимые материалы: Не требуются

Описание  игры:

Вариант 1

Ведущий говорит: «Среди нас сегодня есть участники, которые очень хорошо умеют делать многое в жизни. Сейчас я буду называть действия, а вы — участника, который это умеет делать». Но прежде, чем назвать имя, нужно быстро поднять руку и попросить у ведуще¬го мяч.

Вариант 2

Проводится аналогично варианту 1, но ведущий называет не дей¬ствие или качество, а имя. Участники вспоминают, что этот конкрет¬ный человек умеет делать.

Вариант 3

Ведущий называет качество или действие и просит встать (похло¬пать в ладоши, подпрыгнуть, присесть) всех, кто считает, что это относится к нему. Причем присоединиться может любой.

Этот вариант помогает объединить группу, поскольку участники видят, как много у них общих умений и качеств.

 «Скажи, покажи и повтори»

Задача игры: Помочь детям познакомиться друг с другом и почувствовать свою принадлежность к группе.

Необходимые материалы: Не требуются

Описание игры: Посадите детей в один общий круг. Скажите им, что каждый из них будет произносить свое имя, делая при этом какое-нибудь движение. Например: Аня поднимает правую руку вверх, остальные должны хором повторить это имя и движение. Сережа хлопает 1 раз в ладоши, и вновь остальные должны повторить имя в движении и т.д. Это упражнение должны проделать все дети. Для того чтобы усложнить игру, учитель может называть имена детей вразброс, а дети должны показать движение, которое соответствует этому имени.

«Сообразительная   тройка»

Задача игры: Помочь детям лучше узнать друг друга.

Необходимые материалы: Не требуются.

Описание игры: Предложите детям разбиться по 3 человека. Скажите им, что образовавшиеся тройки должны разойтись по территории и сесть на корточки. По команде дети начинают рассказывать о себе, ища сходства друг в друге. Когда они находят одно из сходств, они должны втроем одновременно подпрыгнуть как можно выше и радостно выкрикнуть «первое». Затем они принимают исходное положение и продолжают игру, рассказывая друг другу о себе, пока не найдется второе сходство. Игра продолжается до тех пор, пока одна из групп не найдет 10 сходств.

«Угадай меня»         

Задача игры: Помочь детям больше узнать друг о друге.

Необходимые материалы: Бумага и ручка для каждого ребенка, корзинка.

Описание игры: Раздайте каждому ребенку лист бумаги и ручку. Каждый из детей должен написать маленькое сочинение о себе. Например: ребенок может написать, где он живет, что он любит, кто его друзья, есть ли у него брат или сестра, занимается ли он спортом и т.д. Выполненное задание соберите и корзину, сложив при этом  листы с заданием вчетверо. Затем корзинка проходит по кругу и каждый ребенок вытягивает себе один из листов (если ребенку попадется свой листок, он должен положить его обратно в корзинку и вытащить другой).

После этого кто-то один из детей зачитывает сочинение, предоставляя возможность остальным членам команды угадать, о ком идет речь. Когда дети отгадают, сочинение зачитывает следующий ребенок.

«Ты особенный»

Задача игры: Показать детям, что  они особенные  и уникальные. Помочь детям лучше узнать друг друга

Необходимые материалы: Бумага и карандаш для каждого ребенка, по 1 ладошке, вырезанной по своему контуру ладони.

Описание игры: Дети берут свои бумажные ладошки. Скажите им, чтобы они написали на них свои имена. Соберите ладошки, перемешайте их и вновь раздайте их детям. Скажите детям, что  все мы особенные и у каждого из нас очень много есть хорошего. Дети должны написать на ладошке хорошее, что имеет и умеет тот человек, чье имя написано на сердечке. Дайте детям 15 минут подумать и написать краткие характеристики. Затем каждый из детей по очереди встают и зачитывают характеристику, а остальные должны угадать, кто это. Прежде чем зачитывать характеристику, необходимо сказать: все мы особенные, потому что он.., например: умеет рисовать, скромный, тихий, молчаливый, с хорошим вкусом и т.д. Когда все характеристики будут зачитаны и угаданы, дети могут прикрепить их на стене в классе как напоминание, что все мы разные и особенные.

«Круг историй»

Задача игры: Помочь  детям увидеть позитивные качества своей личности и рассказать о них остальным.

Необходимые материалы: Стулья.

Описание игры: Поставьте стулья по кругу так, чтобы они стояли друг напротив друга и были повернуты друг к другу (по количеству детей). Дети рассаживаются. Скажите им, что вы сейчас будете задавать тему для беседы и дети, сидящие напротив друг друга, могут поговорить на эту тему. Через пару минут дети, сидящие во внутреннем круге должны передвинуться на одно место влево, так они окажутся уже напротив других детей.

Игры на раскрепощение:

 «Давайте расслабимся»

Задача игры: устраняющие скованность, снимают напряжение

Необходимые материалы: нет

Описание игры: Встать перед группой и попросить детей подражать вашим звукам и движениям. Чем проще вы себя ведете, тем более уютна и раскованна атмосфера, которую вы создаете. После того как дети поймут смысл упражнения, уступите им свое место.

«Зеркало»

Задача игры: снять напряжение, помочь детям вести себя весело и непринужденно

Необходимые материалы: нет

Описание игры: Два ученика пытаются одновременно повторять движения друг друга. Сначала один участник является ведущим, затем другой, но окончательное «зеркало» представляет результат сложения движений их обоих. Желательно смотреть в глаза друг другу и совершать мягкие и непрерывные движения. Резким и хаотичным движениям трудно подражать. Сначала покажите все сами, затем разбейте учеников на пары и убедитесь, что каждый имеет партнера. После окончания игры спросите учеников, как они чувствовали себя, выполняя данное упражнение. Зеркало — отличное упражнение по развитию навыков сотрудничества.

Пантомима «То, что я люблю делать»

Задача игры: Помочь детям как можно быстрее познакомиться друг с другом, повысить личную самооценку

Необходимые материалы: нет

Описание игры: Образуйте круг и попросите детей средствами пантомимы показать то, что им особенно нравится делать. Не выдвигайте догадки о том, что изображается, раньше, чем закончится пантомима. Все желающие участвовать в пантомиме должны получить такую возможность.

«Угломер»

Задача игры: повысить энергетический потенциал группы и концентрировать  внимание детей на том, что с ними реально происходит.

Необходимые материалы: нет

Описание игры: Попросите всех встать в большой круг и дотронуться руками до пальцев ног. Пока вы считаете от одного до двадцати, дети постепенно разгибаются и поднимают руки вверх так, чтобы на счет «двадцать» кисти их рук были направлены строго вверх. Попросите детей запомнить, в каком положении находилось их туловище и руки при каждой единице отсчета. Затем называйте числа из этого интервала и пусть дети занимают положение, соответствующее названному числу. Дети любят эту жизнерадостную игру. Она формирует коллектив, так как все делают одно и то же вместе. Для маленьких детей (первый и второй классы) используйте игру, помогающую усвоить действия сложения и вычитания (игра От Одного до Десяти).

«Повтори Звук»

Задача игры: способствует формированию группы и помогает детям расслабиться.

Необходимые материалы: нет

Описание игры: Игра начинается с того, что кто-нибудь из детей издает звук, Его сосед подражает этому звуку и передает его дальше. Звук начинает движение по кругу. Данная игра может проходить и так: ребенок стоит лицом к классу и издает звуки, которым весь класс в унисон пытается подражать.

«Прыгни в круг»

Задача игры: помогает детям расслабиться.

Необходимые материалы: нет

Описание игры: Встать всем в круг. Попросите детей прыгнуть в круг так, чтобы выразить самих себя. В конце занятия предложите участникам упражнения рассказать, как они чувствовали себя. Если дети прыгают по одному, то игра усиливает их личностную самооценку, а если все прыгают вместе, то — групповую самооценку.

Игры на сплочение:

«Скажи, покажи и повтори»

Задача игры: Помочь детям познакомиться друг с другом и почувствовать свою принадлежность к группе.

Необходимые материалы: Не требуются

Описание игры: Посадите детей в один общий круг. Скажите им, что каждый из них будет произносить свое имя, делая при этом какое-нибудь движение. Например: Аня поднимает правую руку вверх, остальные должны хором повторить это имя и движение. Сережа хлопает 1 раз в ладоши, и вновь остальные должны повторить имя в движении и т.д. Это упражнение должны проделать все дети. Для того чтобы усложнить игру, учитель может называть имена детей вразброс, а дети должны показать движение, которое соответствует этому имени.

«Друг к дружке»

Задача игры: Обеспечить возможность контакта и взаимодействия всех детей друг с другом.

Необходимые материалы: не требуются

Описание игры: Объявите детям, что сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро.

- Сейчас мы проверим, насколько внимательно вы будете меня слушать и насколько быстро вы сможете реагировать и делать то, что я буду вам говорить. У вас есть ровно пять секунд, чтобы выбрать себе партнера и быстро-быстро пожать ему руку. А теперь я буду говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом:

правая рука к правой руке;

спина к спине;

плечо к плечу;

ухо к уху;

левая нога к левой ноге;

правая нога к правой ноге;

правая нога к левой ноге;

локоть к локтю;

затылок к затылку;

мизинчик к мизинчику и т.д.

- А теперь еще одно правило, когда я крикну: «Друг к дружке», вам будет нужно найти нового партнера и пожать ему руку, и дальше вы должны будете поздороваться с ним такими частями тела, которые я буду называть. Игру можно продолжать, пока дети не поменяют пять или шесть партнеров.

 «Упражнения на доверие»

Задача игры: Доверяя друг другу, дети должны научиться держать равновесие.

Необходимые материалы: Не требуются

Описание игры: Скажите детям, что они будут делать ряд упражнений на равновесие и доверие друг другу. Поделите детей по парам.

Упражнения:

1. Дети становятся напротив друг друга и, держась за руки, поднимают одну ногу. Так они должны простоять как можно дольше, не теряя равновесия;

2. Дети становятся лицом друг к другу. Держась за руки, они приседают и встают так, чтобы вес одного партнера уравновешивал положение другого;

3. То же самое, только дети держатся одной рукой;

4. То же самое, только дети держатся скрестившимися руками;

5. Дети, сидя на полу лицом друг к другу, берутся за руки и изображают работу пилы;

6. Дети садятся спиной друг к другу и должны попытаться встать, опираясь на спину партнера, а затем опять сесть.

 «Снежный ком комплиментов»

Задача игры: Помочь каждому ребенку почувствовать себя в группе хорошо и уютно.

Необходимые материалы: Не требуются.

Описание игры: Пусть дети встанут в круг и возьмутся за руки (если детей в группе больше восьми, то поделите их на две команды). Скажите детям, что у них сейчас будет возможность наговорить друг другу много комплиментов. Скажите детям, чтобы они продумали комплимент для ребенка, стоящего рядом с вами слева. Пусть они подумают о каких-либо чертах характера или личности этого ребенка. Предупредите детей, чтобы комплименты в отношении внешнего вида они не говорили. Этот комплимент должен быть такой, который ребенок вполне «заслужил». Встаньте с детьми в круг и начните игру первыми. Повернитесь к стоящему слева ребенку и шепните ему на ушко комплимент, например: «Ты очень веселый», этот ребенок, в свою очередь, поворачивается к третьему, повторяет комплимент, который услышал, и говорит ему свой, например: «Ты очень веселый и ловкий». Третий ребенок поворачивается к четвертому и повторяет эти два комплимента и добавляет свой и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока последний ребенок в кругу не повторит все комплименты, которые услышал. Например: «Вы считаете меня очень веселой, ловкой, умной… и т.д.

«Письмо от друга»

Задача игры: Эта игра научит детой делать подарки друг другу и  писать письма.

Необходимые материалы: Конверт с маркой, ручка, бумага для каждого ребенка.

Описание игры: Подготовьте небольшие карточки с именами и полными почтовыми адресами всех детей. Дети, вытянув жребий с именем, должны будут написать письмо. Скажите детям, чтобы они сохранили в тайне имя этого ребенка, чтобы это письмо оказалось настоящим сюрпризом. Когда дети будут писать письма, понаблюдайте за ними, помогите тем детям, которые испытывают затруднения при выполнении этого задания. Каждый ребенок должен выслать письмо по почте.

 «Рисуем всей группой»

Совместное рисование может быть столь же захватывающим, как и рисование поодиночке. При выполнении этих упражнений побуждайте детей сотрудничать не только в процессе рисования, но и на всех подготовительных этапах. Разрешите детям самим распределить свои обязанности еще до того, как они начнут рисовать. Используйте для рисунков большие листы бумаги и сделайте акцент на самом процессе рисования, а не на конечном результате. Когда рисунки обсуждаются перед всем классом — в качестве обратной связи, то данные упражнения также повышают уровень самоуважения детей.


Приложение3

Арт – терапевтические занятия

(приблизительное тематическое планирование)

Тема

Цель

Учимся честно говорить о проступке «Как можно помочь себе честно признаться в проступке?»

Формирование толерантных отношений у детей с ОВЗ, формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ, снятие психического напряжения у детей с ОВЗ

 Почему трудно признать свою вину?

Формирование толерантных отношений у детей с ОВЗ, формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ, снятие психического напряжения у детей с ОВЗ

Учимся справляться с чувством обиды «Что такое обида?»

Формирование толерантных отношений у детей с ОВЗ, формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ, снятие психического напряжения у детей с ОВЗ

Мама - надёжный защитник «Когда мы ссоримся с родителями?»

Формирование толерантных отношений у детей с ОВЗ, формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ, снятие психического напряжения у детей с ОВЗ

Когда опасен гнев «Почему человек злится?»

Формирование толерантных отношений у детей с ОВЗ, формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ, снятие психического напряжения у детей с ОВЗ


Приложение 4

Занятия с использованием образовательно – воспитательной технологии «сказкотерапия»

Тема

Цель

БЛАГОДАРНОСТЬ

Освоение детьми с ОВЗ системы общечеловеческих ценностей и воспитание у них культуры поведения, формирование толерантных отношений у детей с ОВЗ

БЕРЕЖЕМ ПРИРОДУ

Освоение детьми с ОВЗ системы общечеловеческих ценностей и воспитание у них культуры поведения, формирование толерантных отношений у детей с ОВЗ

ВЕЖЛИВОСТЬ

Освоение детьми с ОВЗ системы общечеловеческих ценностей и воспитание у них культуры поведения, формирование толерантных отношений у детей с ОВЗ

ВЕРНОСТЬ

Освоение детьми с ОВЗ системы общечеловеческих ценностей и воспитание у них культуры поведения, формирование толерантных отношений у детей с ОВЗ

ДОБРОТА

Освоение детьми с ОВЗ системы общечеловеческих ценностей и воспитание у них культуры поведения, формирование толерантных отношений у детей с ОВЗ

ЛЮБОВЬ МАМЫ

Освоение детьми с ОВЗ системы общечеловеческих ценностей и воспитание у них культуры поведения, формирование толерантных отношений у детей с ОВЗ

ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ

Освоение детьми с ОВЗ системы общечеловеческих ценностей и воспитание у них культуры поведения, формирование толерантных отношений у детей с ОВЗ

ПРАВДИВОСТЬ

Освоение детьми с ОВЗ системы общечеловеческих ценностей и воспитание у них культуры поведения, формирование толерантных отношений у детей с ОВЗ

ТРУДОЛЮБИЕ

Освоение детьми с ОВЗ системы общечеловеческих ценностей и воспитание у них культуры поведения, формирование толерантных отношений у детей с ОВЗ


Список литературы

1. Гусейнова Э.М. Основные подходы к изучению понятия толерантности в отечественной и зарубежной науке / Э.М. Гусейнова // Молодой ученый. – 2014. – №21. – С. 626–629.

2. Дороничева А.С. Формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья в социуме / А.С. Дороничева, С.М. Машевская [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/77/4492

         3.  Кленова Н. В. Как воспитать толерантность / Н.В. Кленова // Дополнительное образование. - 2006. - № 3. - С. 17-22.

4. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2001, №  9; 2002, №  9.

5. Столганова Л.В. Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности). – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение уроков доброты и формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ, в условиях внедрения инклюзивного образования.

доклад на тему. "Проведение уроков доброты и формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ, в условиях внедрения инклюзивного образования". Краткое описание проведение уроков в доброты. 1 сен...

«Формирование в образовательном учреждении толерантного отношения к детям-инвалидам»

Поиск эффективных путей и средств инклюзии детей с ограниченными возможностями является важной задачей не только специалистов, работающих в данной области, но и всего общества в целом. Наша задача...

Формирование толерантного отношения к детям-инвалидам и детям с ОВЗ в классном коллективе образовательного учреждения.

Формирование толерантного отношения к детям-инвалидам и детям с ОВЗ в классном коллективе образовательного учреждения....

Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в условиях школы -интерната (проект)

Включат тесты, анкеты .методические рекомендации для детей, родителей, педагогоа.Картотеку фильмов и художественной литературы....

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья как одно из условий успешного развития потенциала личности

В данной статье рассматривается проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. Приводится методика работы по формированию толерантного отношения сверстник...