«Комплексное сопровождение детей с ТНР в условиях школы-интерната»
статья

Иванова Марина Юрьевна

В статье подробно рассматривается создание единого коррекционно-развивающего пространства вокруг каждого ребёнка  в стенах интерната и за его пределами, а также структура предметной, коррекционно-развивающей областей и внеурочной деятельности.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

Г.о. Подольск Московской области»

142104, МО, г. Подольск, ул. Народная, д.6/18; 54-98-76, 69-97-18

Доклад на областном семинаре

«Комплексное сопровождение детей с ТНР в условиях школы-интерната»

Подготовила: Иванова М.Ю.

2019г

 (сл.2)  Муниципальное общеобразовательное учреждение « Школа-интернат для обучающихся с ТНР » Г.о. Подольск  создано для обучения и воспитания детей с тяжёлой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития (сл.3).

Наше образовательное учреждение 4-й год реализует Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по Адаптированной  основной общеобразовательной программе для обучающихся  с ТНР, вариант 5.2 (I отделение).

       Вариант 5.2 (I отделение) предназначен для обучающихся с ТНР, для преодоления речевых расстройств которых требуются особые педагогические условия, специальное систематическое целенаправленное коррекционное воздействие.

       В нашу школу поступают дети согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии  и с согласия родителей (законных представителей).

       Это обучающиеся, находящиеся на II и III уровнях речевого развития (по Р. Е. Левиной), при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикании, имеющие общее недоразвитие речи и нарушение чтения и письма, препятствующие обучению в общеобразовательных организациях (сл.4)

       Цель образовательного учреждения для детей с ТНР - дать основное образование, компенсировать ведущий дефект и помочь социальной адаптации учащихся, оказать специальную педагогическую, логопедическую помощь детям с нормальным слухом и интеллектом, страдающим тяжёлыми системными речевыми недостатками.

       Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребенка единого коррекционно-развивающего пространства (сл.5).

       Речевой режим в условиях школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи - это организация текущей коррекционной работы всего педагогического коллектива в процессе любой деятельности учащихся в стенах интерната и за его пределами (сл.6).

       Комплексное сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи включает пять направлений: диагностическое, психологическое, социально-реабилитационное, педагогическое, медицинское.

       Успех коррекционно-воспитательной работы определяется продуманной системой, частью которой является логопедизация всего учебно-воспитательного процесса.

       Одним из самых актуальных направлений на современном этапе является психолого-медико-педагогическое сопровождение.

Для выработки единой стратегии, комплексного подхода к ребёнку в  школе – интернате создана психолого-медико-педагогическая служба, которая оказывает помощь и поддержку ребенку, семье и педагогическому коллективу в решении задач развития, обучения и воспитания (сл.7).

      Главной задачей школьного консилиума является обеспечение диагностико-коррекционного и медико-педагогического сопровождения воспитанников.

       Школьный ПМП(к) является ценным инструментом, осуществляющим комплексное, целостное и системное изучение ребёнка, которое позволяет составить план индивидуального коррекционного развития и подобрать оптимальный вариант индивидуального подхода к каждому воспитаннику.

      Работа ШПМПк ведется в тесной взаимосвязи с ТПМПК, что позволяет  положительно решать многие вопросы в пользу обучающегося.

       Психолого-медико-педагогическое  сопровождение обучающихся с ТНР в процессе освоения АООП реализуется в урочное и внеурочное время  (сл.8)

В соответствии с учебным планом определён перечень предметной, коррекционно-развивающей областей и внеурочной деятельности.

       Обязательная часть учебного плана включает предметные области, реализующие адаптированную основную общеобразовательную программу.    Вариативная часть учебного плана формируется участниками образовательных отношений и включает часы, отводимые на коррекционно- развивающую область и внеурочную деятельность (сл.9).

        Коррекционно-развивающая область включает часы следующих коррекционных курсов: «Произношение», «Развитие речи», «Логопедическая ритмика».

       На специальных уроках развития речи обучающиеся получают практическую речевую подготовку. Они приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. На уроках ведется работа по развитию диалогической и монологической форм речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя речи.

       На уроках произношения в процессе проведения коррекционных упражнений формируется правильное усвоение звуковой структуры, произношение и восприятие звука, а также первоначальный навык звукового анализа. На уроках развития речи и на уроках произношения обучающиеся овладевают языком для повседневного общения с окружающими, получают основу для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением.

       Цель коррекционного курса «Логопедическая ритмика» - преодоление нарушений речи путём развития, воспитания и коррекции нарушений координированной работы двигательного/речедвигательного и слухового анализаторов в процессе интеграции движений, музыки и речи (сл.10).

       В структуру коррекционно-развивающей области включаются индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия по коррекции речевых нарушений, развитию речи, когнитивных, коммуникативных и творческих способностей обучающихся. Индивидуальные логопедические занятия проводятся с одним обучающимся в течение 20 минут. Частота посещений индивидуальных логопедических занятий обучающимися – не менее 2 раз в неделю. Подгрупповые логопедические занятия с 2 – 4 обучающимися составляют 20 - 25 минут. Частота посещений подгрупповых логопедических занятий – не менее 2 раз в неделю. Поэтому суммарная нагрузка не ученика, которая вошла в учебный план из раздела «Индивидуальные логопедические занятия» - 2 академических часа. Всего на индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия выделено по 7 часов в 1-4-х классах.

       Реализация коррекционно-развивающей области учебного плана обеспечивает индивидуальный характер развития обучающихся с учетом тяжести речевого недоразвития, особенностей их эмоционального и психического развития, интересов и склонностей.

Часы, отводимые на коррекционно-развивающую область в объёме 7 часов на класс, являются обязательными (сл.11).

           Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса и организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, соревнования, поисковые исследования, общественно  полезные практики. Основной формой организации внеурочной деятельности является кружок (сл12).

          Кружок выполняет функции расширения, углубления и компенсации предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширение коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха  (Кружок «Я-исследователь»).

         Одна из основных задач школы – преодоление речевой недостаточности и создание предпосылок для успешного процесса обучения и социальной адаптации ребенка, поэтому основная работа проходит на индивидуальных логопедических занятиях  (сл.13).

         При проведении логопедического обследования на каждого ученика школы для детей с тяжелыми нарушениями речи ежегодно оформляется речевая карта . В речевую карту заносятся результаты обследования ребенка на начало учебного года вне зависимости от того, в каком классе он учится.     Обследование учащихся класса проводится учителем в первые две недели сентября (6-8 часов). В речевую карту в течение учебного года вносятся краткие записи о коррекционной работе с учеником  и результативность этой работы. Для учителя, ведущего часы индивидуальной работы, является обязательным составление плана индивидуальной работы с учащимися.

         Обучение в первом классе является диагностическим. При органических поражениях, ведущих к неисправимым тяжелым речевым нарушениям, требующим постоянной помощи логопеда, учащиеся проходят основную общеобразовательную программу за 10 лет. Продолжительность коррекционной работы зависит от степени тяжести речевого нарушения и психофизических особенностей обучающегося.

         Основная задача индивидуальных логопедических занятий в 1– 3 классах – работа над звуковой стороной речи, т.е. комплекс подготовительных упражнений, коррекция звукопроизношения, слоговой структуры слова и развитие слухового восприятия.

 В 1-ом классе на индивидуальных занятиях, прежде всего, следует развивать моторику артикуляционного аппарата в строгом соответствии с клинической формой речевого нарушения. Работа осуществляется таким образом, чтобы к урокам произношения основная часть учащихся умела правильно произносить изолированно звуки, намеченные для фронтального изучения.                                                                 Осуществляется также преодоление затруднений, связанных с произношением слов сложного слогового состава и предложений; выполняются упражнения в восприятии и произношении слоговых рядов с увеличением и ослаблением громкости; произношение слогов, слоговых рядов, слов с чередованием артикуляционно близких звуков; заучивание простейших текстов. На занятиях формируется слоговая структура слова и развивается слуховое восприятие.

          Во 2-ом классе, в отличие от 1-ого, индивидуальные занятия направлены большей частью на закрепление навыков правильного произношения у учащихся с выраженными дефектами артикуляционного аппарата и для интенсивной постановки звуков у вновь поступивших учащихся. Выделяются также следующие задачи: преодоление затруднений, связанных с произношением слов сложного слогового состава и ритмической структуры речи; устранение индивидуальных отклонений в письме и чтении.

            Начиная с 3-го класса речевой материал на всех уроках значительно усложняется, в связи с чем у некоторых учащихся, имеющих сложные формы нарушения, вновь обнаруживаются произносительные трудности (сл.14).

           Для учащихся 3-4 классов характерны следующие недочеты устной и письменной речи:

1. Искажение звуков – в небольшом количестве и в основном у учащихся,

поступивших из массовой школы (Л – двугубное, Р – одноударное, С – межзубное и др.).

     2. Замены и смешение звуков.  Характерным для учащихся этих классов является неустойчивое употребление в речи звуков, приводящее к заменам и смешению звуков (особенно часто при чтении и пользовании развёрнутой речью).

      Проявляются замены Ч-Ц, Ч-ТЬ, С-Ц и подобные из групп звуков, наиболее трудных для дифференциации (каща, часка, немес, халактер). Подобные звуковые ошибки возникают под влиянием звуков, сходных  по акустико-артикуляционным характеристикам и близких позиционно.

     3. Нарушения слоговой структуры слова. Трудности в произнесении новых слов из учебных текстов, слов-терминов проявляются у подавляющего большинства учащихся и указывает на недостаточную автоматизацию звуков и, в особенности, слабую способность воспроизведения их последовательности (ресонерка, атсмоквера, экарсовод и т.д.).

            В письменных работах учащихся III-IV и более старших классов                    обнаруживаются разнообразные ошибки, возникновение которых                                                                     объясняется  недостаточным различением фонем, типа (увители, тетёнуши, долко, бебежали и т.д.).

             Многочисленными оказываются ошибки, связанные с трудностями выбора нужного падежа существительных и прилагательных и т.д., поэтому направлениями индивидуальной работы в этих классах могут быть:

      1. Закрепление и доработка навыка правильного произношения усвоенных ранее звуков и дальнейшее формирование навыка произнесения слов и словосочетаний.

          Дальнейшие развитее фонематического восприятия и работа над         выразительностью речи.

          В старших классах при правильно организованной работе по формированию звуковой стороны речи у учащихся не должно быть недочётов в звукопроизношении. Возможны лишь у незначительной части учащихся трудности в звуко-слоговой структуре малоупотребительных слов или слов-терминов. У учеников, имеющих при поступлении в школу диагноз «дизартрия», также могут быть отклонения в звуковой стороне речи, некоторая нечёткость артикуляции и нарушения просодической стороны речи (темпа, плавности, ударения и интонации).

       2. Постоянная тренировка и совершенствование произносительной стороны  речи у детей, имеющих нарушения строения и функции артикуляционного аппарата.

       3. Преодоление недостатков речи и письма.

       4. Преодоление аграмматизма.

           Задача формирования звуковой стороны речи на более сложном речевом  и программном материале является очень важной в 3 классе. В 4-ом классе на первый план выступают трудности, обусловленные недостаточной речевой готовностью к усвоению трудных разделов русского языка и низким уровнем овладения письмом.

             Для всех учащихся, как имеющих моторную недостаточность, так и не имеющих нарушений функции артикуляционного аппарата, характерна нечёткая артикуляция в речевом потоке.

              При устранении недостатков звуковой стороны речи в этих классах учитель предусматривает и работу над дикцией (постановка фонационного дыхания, упражнения на повысотное изменение голоса, различные дикционные упражнения) и словесным логическим ударением.

              При работе над устранением дисграфии можно придерживаться следующих этапов:

     - уточнение артикуляции звуков, смешиваемых в письме;

     -дифференциация смешиваемых звуков после отработки их отчетливого произнесения;

    -закрепление соответствующих графем;

    -дифференциация смешиваемых букв (в письменной форме);

    -упражнение в письме  и в чтении слов и предложений, включающих отработанные буквы.

            При проведении занятий с детьми, имеющими нарушения строения артикуляционного аппарата, необходимо предусматривать упражнения, направленные на развитие подвижности артикуляционного аппарата; отработку четкого произнесения гласных звуков, постоянную тренировку отработанных согласных звуков в различных сочетаниях; систематическую коррекцию дефектных звуков и работу над внятностью речи; упражнения, устраняющие назальный (носовой) оттенок речи.

             Для преодоления аграмматизма у учащихся (неумение изменять и образовывать слова, неточное употребление предлогов, ошибки в падежных окончаниях и др.) рекомендуется проводить систематические упражнения в употреблении грамматических форм, которые будут изучаться на уроках                                                    

 русского языка. Очень важным является тренировка в составлении словосочетаний и предложений с включением в них изученных форм данной части речи.

             Организация индивидуальных логопедических занятий в старших классах имеет свои особенности. Внешне картина состояния речевой деятельности учеников старших классов относительно благополучная, поскольку бытовое общение достигает у них практически нормального уровня. Однако, состояние учебных навыков, обеспечиваемое уровнем сформированности языкового анализа и навыками продуцирования речевого высказывания, не соответствует требованиям общеобразовательной школы: большое количество орфографических ошибок в диктантах, которое увеличивается в самостоятельных письменных работах; наличие устойчивых дисграфических ошибок; низкая техника чтения; неумение самостоятельно работать с текстом; низкий уровень владения связной речью. Эти недостатки имеют устойчивый характер и препятствуют успешному усвоению программы учащимися по всем предметам  (сл.15).

         У учащихся 5 – 10 классов, лингвистическая структура речевого дефекта остается неизменной на протяжении всего периода обучения.

       В отличие от начальной школы неполноценность языковой и речевой деятельности проявляется на уровне письменной речи: при записи, продуцировании самостоятельных письменных высказываний и в процессе чтения. Основная проблема учащихся старшего звена речевой школы – становление дискурса – связного высказывания монологического или диалогического характера, используемого в коммуникативных целях.

       В организации обучения старшеклассников с тяжелой речевой патологией  на индивидуальных логопедических занятиях выделяются следующие направления работы:

  1. Совершенствование навыка языкового анализа.
  1. Дифференциация оппозиционных фонем на материале самостоятельных письменных высказываний.

   2. Совершенствование навыка выявления тонких дифференцировок внутри одной фонемы (выявление фонем в функционально сильных и функционально слабых позициях).

   3. Развитие навыка морфемного анализа.

   4. Формирование лингвистических эталонов (морфем, слов, грамматических форм и конструкций) и умения выделять их в текстах различной протяженности.

  5.   Совершенствование навыка членения текста (дискурса) на смысловые отрезки (предложения, абзацы, строфы).

  1. Развитие предпосылок, обеспечивающих речевую деятельность.

1.Формирование навыка установление контекстных связей.

2.Совершенствование навыка вербального прогнозирования.

3.Работа над психологическими процессами, обеспечивающими речевую деятельность: памятью, вниманием, пространственной ориентировкой, произвольной регуляцией.

  1. Формирование лингвистической базы для общеобразовательной подготовки.

        1.Совершенствование слоговой структуры (в том числе на базе терминологической лексики).

        2. Формирование навыка практического словоупотребления частей речи, изучаемых в курсе русского языка (причастий, деепричастий, производных предлогов и др.).

        3. Практическое освоение грамматических структур, изучаемых в курсе русского языка (аффиксы, обороты, типы предложений).

  1. Совершенствование коммуникативных навыков детей.

1.Развитие различных форм коммуникации.

       2.Формирование умений, необходимых для осуществления эффективного взаимодействия.

       3.Освоение стереотипных форм коммуникации, обеспечивающих взаимодействие в различных коммуникативных ситуациях.

      4. Совершенствование паралингвистических и экстралингвистических средств общения (просодики, жестов, мимики и др.)

       В результате интенсивной коррекционно-развивающей работы педагогического коллектива, дети, имеющие речь в норме, выводятся в общеобразовательные учреждения. Как правило, это учащиеся 1 – 5 классов.

За последние 10 лет в общеобразовательные школы, в связи с окончанием коррекционной работы, было выведено 74 учащихся (сл. 16).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение «школа-интернат для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи» городского округа Подольск московской области

Слайд 2

создано для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития. Муниципальное общеобразовательное учреждение « Школа-интернат для обучающихся с ТНР » Г.о. Подольск

Слайд 3

Подольская школа-интернат реализует ФГОС обучающихся с ОВЗ по АООП ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С тнр ВАРИАНТ 5.2 ( I отделение) Это обучающиеся, находящиеся на II и III уровнях речевого развития (по Р. Е. Левиной), при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии , заикании, имеющие общее недоразвитие речи и нарушение чтения и письма, препятствующие обучению в общеобразовательных организациях.

Слайд 4

Цель образовательного учреждения для детей с ТНР- – дать основное образование, компенсировать ведущий дефект и помочь социальной адаптации учащихся, оказать специальную педагогическую, логопедическую помощь детям с нормальным слухом и интеллектом, страдающим тяжелыми системными речевыми недостатками.

Слайд 5

Единое коррекционно – развивающее пространство

Слайд 6

Педагог психолог ТПМПК Социальный педагог Коррекционная и реабилитационная работа школы Медицинский работник Учебный процесс ШПМП(к ) Воспитательный процесс Комплексное сопровождение обучающихся

Слайд 7

Психолого - медико - педагогический консилиум

Слайд 8

Психолог-медико-педагогическое сопровождение обучающихся с ТНР в процессе освоения АООП учебный план Обязательная часть Предметные области, реализующие адаптированную основную общеобразовательную программу. Вариативная часть Коррекционно-развивающая область. Внеурочная деятельность.

Слайд 9

Коррекционно-развивающая область Произношение Развитие речи Логопедическая ритмика

Слайд 10

Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия

Слайд 11

Внеурочная деятельность направления развития личности Спортивно-оздоровительная Духовно-нравственное Социальное общекультурное УРОКИ ЗДОРОВЬЯ ПОЗНАЙ СЕБЯ МИР НА ЛАДОШКЕ

Слайд 12

Проектная деятельность

Слайд 13

Направления индивидуальной логопедической работы в 1-2 классах 1 класс развитие моторики артикуляционного аппарата в строгом соответствии с клинической формой речевого нарушения систематическая коррекция дефектных звуков автоматизация звуков работа над слоговой структурой слова развитие слухового восприятия 2 класс закрепление навыков правильного произношения работа над слоговой структурой слова устранение нарушений чтения и письма

Слайд 14

Направления индивидуальной логопедической работы в 3-4 классах закрепление и доработка навыка правильного произношения усвоенных ранее звуков и дальнейшее формирование навыка произнесения слов и словосочетаний дальнейшее развитие фонематического восприятия и работа над выразительностью речи постоянная тренировка и совершенствование произносительной стороны речи у детей, имеющих нарушения строения и функции артикуляционного аппарата преодоление недостатков речи и письма преодоление аграмматизма

Слайд 15

Направления индивидуальной логопедической работы в 5-10 классах совершенствование навыка языкового анализа развитие предпосылок, обеспечивающих речевую деятельность формирование лингвистической базы для общеобразовательной подготовки совершенствование коммуникативных навыков

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Предложенная статья посвящена социализации обучающихся  с ОВЗ и её взаимосвязи с дополнительным образованием в условиях школы-интерната. В статье рассмотрены основные подходы к организации кружко...

Статья «Формирование навыков ЗОЖ у детей с ОВЗ в условиях школы-интерната».

Доклад  "Формирование навыков ЗОЖ у обучающихся  с ОВЗ в условиях школы-интерната" был зачитан на ШМО воспитателей и кл.руководителей  в МКОУ ШИ , г. Королев. На основе ...

Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ в условиях школы -интерната (проект)

Включат тесты, анкеты .методические рекомендации для детей, родителей, педагогоа.Картотеку фильмов и художественной литературы....

Доклад по методическому объединению «Гражданско-патриотическое воспитание детей с ОВЗ в условиях школы-интерната»

Будущее есть только у того государства, которое выбирает патриотизм. Гражданско-патриотическое воспитание - что это такое? Это формирование у молодого поколения и у самих себя патриота, готовности к в...

Статья:«Систематизация работы по индивидуальному психолого-педагогическому сопровождению учащихся с ОВЗ и их семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях школы-интерната».

Федеральный государственный образовательный Стандарт РФ ориентирован на становление личностных качеств ученика. Педагогический коллектив школы, создавая службу индивидуального сопровождения, системати...

«Современные коррекционные технологии комплексного сопровождения детей с ТМНР в условиях школы-интерната для обучающихся с ОВЗ»

Современные тенденции специального образования, проявляющие себя в переходе на новую содержательную и технологическую модель, диктуют необходимость в совершенствовании системы сопровождения ребенка с ...

"Роль воспитателя в укреплении здоровья детей с ОВЗ в условиях школы-интерната"

Выступление на методическом объединении воспитателей...