Технология интерактивного обучения
статья

Овчинникова Юлия Михайловна

В методическую папку учителя начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_interaktivnogo_obucheniya.doc21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Технология интерактивного обучения.

Скажи мне – и я забуду,

покажи мне – и я запомню,

дай сделать – и я пойму.

Конфуций.

        Основная задача школы заключается не столько в том, чтобы обогатить школьников знаниями, сколько научить их самостоятельно добывать знания, уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Всё вышесказанное можно назвать умением учиться. Для того чтобы овладеть этими умениями, необходима активная позиция ученика на уроке.

Не секрет, что мы запоминаем:
10% того, что мы читаем,
20 % того, что мы слышим,
30 % того, что мы видим,
50% того, что мы видим и слышим,
70% того, что мы говорим,
90% того, что мы говорим и делаем.

В педагогике различают несколько моделей обучения:

1) пассивная - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)

2) активная - ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания)

3) интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.

         Современному образовательному процессу требуются новые педагогические технологии, эффективные формы его организации, активные методы обучения.

В качестве одного из таких методов я хочу рассмотреть технологию интерактивного обучения, использование которой  позволяет достичь не только предметных результатов, но и метапредметных и личностных в соответствии с ФГОС.

        Что такое интерактивное обучение?

Термин «интерактивные технологии» связан, как правило, с двумя группами взаимосвязанных технологий: первая группа - обучение, построенное на общении с компьютером и посредством компьютера и вторая группа – бескомпьютерное - специально организованное учебное взаимодействие между обучающимися.

        Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.

        Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Таким образом, задачи интерактивных методов обучения:

  • Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.
  • Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
  • Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

Данный вид обучения обладает следующими чертами:

  • это взаимодействие обучающихся между собой и преподавателем (непосредственно или опосредованно);
  • это процесс общения «на равных», где все участники такого общения заинтересованы в нем и готовы обмениваться информацией, высказывать свои идеи и решения, обсуждать проблемы и отстаивать свою точку зрения;
  • это обучение «реальности», т.е. обучение, основанное на реальных проблемах и ситуациях окружающей нас действительности.

        Т.е. такое обучение, которое соответствует требованиям ФГОС НОО второго поколения.

        Как уже было сказано выше, интерактивное обучение - это такая организация процесса обучения, при которой невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющем, основанном на взаимодействии всех его участников процессе обучающего познания.

Формами интерактивного обучения являются:

  • Работа в статичных парах или парах сменного состава;
  • Работа в малых группах;
  • Игровое сотрудничество.

Основными методами и приемами интерактивного обучения являются:

  • Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при  котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма.
  • Кластеры, сравнительные диаграммы, паззлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме.
  • Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.
  • Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.
  • Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.
  • Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.
  • Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.

К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений, дерево решений.

        Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

Положительные и отрицательные стороны интерактивной стратегии

«+»

«-»

Расширение ресурсной базы

Первоначально сформулированная тема может оказаться рассмотренной

поверхностно при недостаточном

 уровне подготовленности учащихся.

Высокая степень мотивации

Трудности установления

дисциплины и ее поддерживания

Максимальная индивидуальность

преподавания

Строгий лимит учащихся

Акцент на деятельность, тактику

Объем изучаемого материала небольшой

Высокие возможности для творчества

Требуется большое количество

времени

Прочность усвоения материала

МОАУ Медвежье-Озёрская СОШ

Доклад

Тема: Технология интерактивного обучения

ШМО учителей гуманитарного цикла

Подготовила:

Учитель обществознания

Овчинникова Юлия Михайловна

первая квалификационная категория

май 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Предлагаемая разработка представляет собой  описание теоретического  вопроса по проблеме организации уроков в режиме интерактивного обучения, а также систему уроков, проводимых  в услов...

"Технология интерактивного обучения в рамках реализации ФГОС НОО"

Отличительная черта технологии интерактивного обучения – это организация учебного процесса, при которой невозможен отказ ученика от участия в процессе познания. Данная технология  направлен...

Применение технологий интерактивного обучения в начальной школе.

Интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников ...

Обобщение опыта работы по теме: "Технология интерактивного обучения"

В данной статье описывается опыт работы учителя начальных классов по теме: "Технология интерактивного обучения"...

Обобщение опыта работы по теме: "Технология интерактивного обучения"

В данной статье описывается опыт работы учителя начальных классов по теме: "Технология интерактивного обучения"...

Модерация – современная образовательная технология интерактивного обучения

Эпиграф: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собст...

Технологии интерактивного обучения

—Концепция и технология интерактивного обучения основаны на явлении интеракции (от англ. interaction – взаимодействие, воздействие друг на друга)....