Формирование читательской компетентности
статья

Иванова Ольга Сергеевна

Выступление на ШМО классных руководителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_chitatelskoy_kompetentnosti.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование читательской компетентности

Люди перестают мыслить,

когда перестают читать.

 Д. Дидро

Как известно, наша школа стала пилотной площадкой АСОУ. Педагогический коллектив начинает работать по теме «Формирование планируемых компетенций как условие достижения высокого качества обучения».

Формирование читательской компетентности, обеспечивающей достижение позитивных результатов, соответствующих мировым стандартам, — приоритетная цель преподавания курса литературного чтения, обозначенная во ФГОС НОО.

Ни один учебный предмет невозможно освоить без чтения. Чтение – обязательная и важная учебная деятельность практически любого урока. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт выделяет чтение как одно из важнейших общеучебных умений, от которого зависит успешность дальнейшего обучения. «Чтение имеет первостепенное значение для повышения уровня образованности, профессиональной компетентности граждан, общекультурного потенциала страны; для сохранения ее территориальной целостности и суверенитета за счет совершенствования системы внутренних коммуникаций; для выработки компетентных решений на уровне государства, муниципальных властей, учреждений, предприятий, общественных организаций; для повышения качества жизни; для повышения престижа российского общества в мире», - говорится в «Национальной программе поддержки и развития чтения», реализация которой рассчитана до 2020 года.

Проблема формирования читательской компетентности российских школьников в настоящее время чрезвычайно актуальна. Педагогическая практика показывает, что преобладающая часть учащихся в прошлом самой читающей страны в мире не приучена читать систематически, не имеет развитых качеств читателя, испытывает существенные затруднения при работе с текстовой информацией, не готова к требованиям мирового информационного пространства и возможности самоопределиться в жизни. Недостаточный читательский уровень отмечается в «Национальной программе поддержки и развития чтения». Однако результаты международных исследований PISA (основное звено средней школы), PIRLS (4-й класс начальной школы), проводимых в последние годы, дают повод для оптимизма. Отмечается стабильная положительная динамика уровня сформированности читательской компетентности.

Обратимся к понятию «читательская компетентность». Е. Л. Гончарова считает, что читательская компетентность — сложнейшая функциональная система, «ядром» которой является способность читателя или слушателя превращать закодированные в тексте авторские смыслы в свой личный познавательный и творческий опыт.

По мнению Н. Е. Колгановой, читательская компетентность младших школьников— это интегративное качество личности, характеризующееся:

 ценностным отношением к чтению и знанию, получаемому посредством чтения литературы, доступной по содержанию и форме (зачем читать?);

 наличием читательского кругозора и литературоведческих представлений;

 знанием круга чтения в его жанрово-тематическом разнообразии (что читать? о чем читать?)]

 умением выполнять необходимые читательские действия при работе с книгой и произведением с целью формирования и развития потребности в чтении;

 наличием продуктивных способов чтения, качественного навыка чтения (как читать?).

С позиций ФГОС НОО читательская компетентность подразумевает владение:

техникой чтения;

 приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения;

 знанием книг и умением их самостоятельно выбирать;

 сформированностью духовной потребности в книге как способу познания мира и самопознания;

 осознанием себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Читательская компетентность определяется:

 овладением техники чтения,

 приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,

 знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,

 сформированностью духовной потребности в книге и чтении.

С точки зрения психолого-педагогических позиций, читательская компетентность младших школьников представляет логическую цепочку понятий: «читательская деятельность» — «читательская самостоятельность» — «читательская компетентность».

По мнению исследователей рассматриваемой проблемы, структура читательской компетентности младших школьников представляет собой совокупность системы познавательных и других ценностей и соответствующих им функций. Наряду со структурой читательской компетентности выделены ее процессуальные составляющие: образовательная — читать, чтобы знать; коммуникативная — читать, чтобы уметь общаться; информационная— читать, чтобы владеть информацией; гедонистическая — читать, чтобы получать удовольствие, эстетическое наслаждение; социальная — читать, чтобы адаптироваться в обществе; развивающая — читать, чтобы понимать, ориентироваться в книжном окружении. Данные составляющие читательской компетентности позволяют учителю максимально конкретизировать содержание исследуемого понятия как речевую деятельность.

Основная педагогическая задача учителя начальных классов на уроках литературного чтения в условиях введения ФГОС — создание и организация условий, инициирующих детское действие. Под педагогическими условиями понимают совокупность мер или обстоятельств образовательного процесса, обеспечивающих читательскую компетентность младших школьников. Важнейшим педагогическим условием является знание нормативной документации, связанной с введением ФГОС НОО по литературному чтению. Все разделы образовательной программы («Виды речевой и читательской деятельности», «Круг детского чтения», «Литературоведческая пропедевтика», «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)») также направлены на реализацию формирования читательской компетентности.

Следует отметить необходимость соблюдения в качестве ряда педагогических условий готовность учителя реализовывать требования стандарта. Под готовностью подразумевается понимание учителем сущности требований стандарта и умение реализовывать их на практике, владение предметной методикой, научными знаниями, современными технологиями, умение прогнозировать и анализировать результаты своего труда. Выявить уровень владения предметной методикой позволяет экспресс-диагностика с применением тестовых заданий:

1. Для чтения на начальном этапе ребенку важно:

знать название  буквы;

правильно озвучивать букву;

знать название буквы и звука.

2. Укажите этапы формирования навыка чтения:

1 -й этап _______________________________

2-й этап _______________________________

3-й этап _______________________________

3. Поле зрения на аналитическом этапе составляет ____________букв.

Поле зрения на синтетическом этапе составляет ______________букв(ы).

Поле зрения на этапе автоматизации составляет ______________(слов).

4. Как вы используете полученную информацию о результатах техники чтения?

5. Укажите причины и пути преодоления ситуации, которую часто родители озвучивают так: «Ребенок знает буквы, умеет читать по слогам, а слова читать не может».

6. Назовите причины затруднений ученика при овладении способом чтения целым словом.

7. При чтении ученик допустил ошибку, прочитав поднялись в гору вместо поднимались в гору. Какова причина подобной ошибки? Как ее устранить? Ваши действия?

8. При чтении ученик допустил ошибку, прочитав кудрявые березонька вместо кудрявые березоньки. Какова причина подобной ошибки? Как ее устранить? Ваши действия?

9. Выберите правильный вариант чтения смыслового слова в углу:

[в углу] [вуглу]

10. Какие приемы направлены на овладение способом чтения целым словом?

Первый шаг на пути приобщения детей к чтению должен быть направлен на овладение техникой чтения.

Уровень сформированности основ читательской компетентности младших школьников определяется на основе содержательных характеристик:

- высокий уровень (наличие личностного отношения к чтению; владение читательской самостоятельностью в работе с книгой и текстом; умение выстраивать аналогию прочитанного произведения с жизненными явлениями и уточнять позицию автора; знание ведущих тем, жанров и авторов детской литературы; умение формулировать тему и идею прочитанного, составлять план текста, использовать его для пересказа; способность полноценно воспринимать и глубоко понимать прочитанное; умение анализировать произведения и оценивать свою читательскую деятельность, применять в самостоятельном чтении знания, умения и навыки, приобретенные на уроках чтения; потребность обращаться к знакомым и неизвестным авторам, жанрам, темам детского чтения и творчески осмысливать текст; умение поддерживать диалог и работать в группе);

- средний уровень (наличие читательской самостоятельности; желание применять в читательской деятельности методы и приемы, освоенные на уроках; опыт чтения достаточный по объему, но с ошибками, чтение монотонное, не эмоциональное; полный пересказ текста только по наводящим вопросам; умение сформулировать тему произведения, но не идею; пользование библиотекой не чаще одного раза в месяц; составление аннотаций по памятке; знание нескольких произведений наизусть, а также нескольких авторов и тем произведений; способность анализировать произведение и оценивать свою читательскую деятельность по наводящим вопросам; проявление потребности в самовыражении через творчество, но не систематически; способность   назвать два-три мотива чтения; трудности в поддерживании диалога; умение работать только в парах);

- низкий уровень (слабо выраженная читательская самостоятельность; познавательная деятельность ограничивается выполнением действий по указке учителя или по образцу; с трудом или с посторонней помощью связывают прочитанное с жизненными явлениями; творческое воображение слабо развито; преобладает в основном эмоциональное восприятие события, связанное с осознанием; есть затруднения в делении текста на части, озаглавливании их словами из текста, в умении давать характеристику герою, в назывании компонентов произведения, в логической передаче событий; отмечается низкий читательский кругозор, затруднения при анализе произведения, определении позиции автора, дифференциации темы и идеи произведения, неумение самостоятельно составить аннотацию).

Уровень сформированности читательской компетентности младших школьников, соответствующий требованиям ФГОС НОО, позволяет говорить о том, что компетентный ученик-читатель — это человек, обладающий интеллектуальной культурой, личность, сформировавшая в себе следующие качества:

/ стремление к преобразованию себя в интеллектуальной деятельности путем чтения художественных произведений;

/ владение продуктивными способами и качественным навыком чтения;

/ знание программных читательских умений при работе с текстом;

/ владение читательской самостоятельностью при работе с книгой;

/ полноценное восприятие художественных произведений и освоение научно-познавательных текстов;

/ наличие читательского кругозора, то есть литературоведческих представлений о произведениях, авторах, темах и жанрах детского чтения.

Таким образом, ФГОС НОО по литературному чтению требует от учителя усиления внимания к решению новой задачи — формированию читательской самостоятельности, читательской компетентности. Необходимо сформировать у младших школьников понимание особого значения книги в жизни людей как важного элемента культуры каждого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"

Статья  посвящена особенностям формирования читательской компетентности у младших школьников...

«Формирование читательской компетентности младших школьников в рамках урочной и внеурочной деятельности»

В данном учебном материале  выявляются  оптимальные психолого-педагогические условия, способствующие формированию  основ читательской компетентности  младших школьников,обобщается ...

Формирование читательской компетентности учащихся

Сегодня все больше говорят и пишут о проблемах чтения и понимания. Главная цель, которая стоит перед учителями при обучении чтению - научить учащихся воспринимать информацию, содержащуюся в текс...

Формирование читательской компетентности младших школьников

В данной статье описан опыт работы по формированию читательской компетентности младших школьников.  Работа по ФГОС  в курсе литературного чтения имеет главную цель"воспитание потребности в ч...

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

В России сегодня падает высокий статус писателя, как «властителя человеческих душ», статус «Человека читающего», и статус чтения во многих социальных группах. Идет процесс падения уровня читательской ...

Формирование читательской компетентности через систему проверочных работ по литературному чтению

«Культурного человека, способного к саморазвитию, отличает сформированность самостоятельной читательской позиции, которая немыслима без культуры грамотного, внимательного, «тщательного» чтения, ...

Формирование читательской компетентности через систему проверочных работ по литературному чтению

Формирование  читательской компетентности через систему проверочных работ по литературному чтению...