Интерактивные технологии в практике школьного учителя.
методическая разработка

Хомяк Надежда Атласовна

Интерактивные технологии в практике учителя начальной школы дают возможность учителю организовать работу на учебном занятии таким образом , где учащиеся более самостоятельно, прочно  и увлечённо усваивают учебный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnye_metody_v_praktike_shkolnogo_obrazovaniya.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

«Интерактивные методы в практике школьного образования»

Кейс-метод на уроке в школе.

«Родиной» кейс-метода являются Соединенные Штаты Америки. Впервые кейс-метод был применен в учебном процессе в Школе права Гарвардского университета в 1870 году; внедрение этого метода в Школе бизнеса Гарвардского университета началось в 1920 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в Отчетах Гарвардского университета о бизнесе. Обучение происходило по схеме, когда учеников-практиков просили изложить конкретную ситуацию (проблему), а затем дать анализ проблемы и соответствующие рекомендации. Культурологической основой появления и развития кейс-метода явился принцип «прецедента» или «случая». Первый сборник кейсов был издан в 1921 г.

          Метод «Case-study» (или, как писали в двадцатые годы, «Метод казусов») был известен преподавателям экономических дисциплин в нашей стране еще в 20-е годы прошлого столетия. В сентябре 1926 года состоялась конференция преподавателей экономических дисциплин в совпартшколах, на которой рассматривались вопросы применения различных методов и методик обучения, в том числе «Метод казусов». В период с октября 1924 г. по октябрь 1925 г. преподаватели совпартшкол ознакомились с данным методом в одном из американских экономических журналов (Harward Business Review) – органе Гарвардского университета. Метод «Case-study», достоинства которого так хорошо понимали преподаватели экономических дисциплин, тем не менее, не применялся в СССР достаточно долго. Интерес к нему возник лишь в конце двадцатого столетия.

       За рубежом метод «Case-study» наиболее широко используется в обучении экономике и бизнесу, а в последнее время – для решения свойственных ему образовательных задач в медицине, юриспруденции и других сферах: воздействуя на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, развивает позитивную мотивацию и интерес к учебной деятельности. Сегодня метод «Case-study» завоевал ведущие позиции в обучении и считается одним из самых эффективных способов обучения студентов навыкам решения типичных проблем.

        В наши дни в научно-методической литературе встречаются различные формулировки названия данной технологии: «Case method», «Кейс-метод», «Сase-study», «Кейс-стади», «Метод «Сasestudy», «Кейс-технология», «Метод ситуационного анализа», «Метод конкретных ситуаций», «Метод анализа конкретных учебных ситуаций», «Метод проблемно-ситуационного анализа».

Метод кейсов — метод обучения, использующий описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Учащиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить и найти решение для ситуации, имеющей отношения к реальным жизненным проблемам и описание которой отражает какую-либо практическую задачу. Отличительной особенностью данного метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Для работы с такой ситуацией необходимо правильно поставить учебную задачу, и для ее решения подготовить «кейс» с различными информационными материалами (статьи, литературные рассказы, сайты в сети Интернет, статистические отчеты и пр.)

Структура «кейса»

   Предисловие или вводная часть, или введение – дает общую информацию о «кейсе». Может содержать вызов – небольшое вступление, интригующее читателя. Существуют следующие представления предисловия: определенная сюжетная завязка, которая вызовет интерес к рассматриваемой ситуации; исходные данные исследования, глоссарий терминов, ключевые моменты; формулировка вопросов для исследования, другое. Можно начать с гипотезы и рассматривать ситуацию, подтверждая или опровергая гипотезу.

Основная часть – контекст, случай, проблема, факты и решения.

Послесловие или материалы для решения – завершающая часть «кейса», имеет вариативный характер, представляет дополнительную информацию, которая позволит лучше разобраться в «кейсе»: вопросы, библиография, фотографии персонажей, схемы, таблицы. Материалы, необходимые для решения каждого конкретного «кейса», самостоятельно определяются автором. Цель этого раздела – в интерактивной форме представить большой объём информации.

Технологическая схема создания «кейса»

1.Определение того раздела курса, которому посвящена ситуация, описывающая проблему.

2.Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над «кейсом».

3.Определение проблемы ситуации и создание обобщенной модели.

4.Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке.

5.Определение источников и методов сбора информации.

6.Выбор техник работы с «кейсом».

7.Определение желаемого результата по работе учащихся с данным «кейсом».

8.Создание заданной модели.

9.Апробация в процессе обучения.

Модель деятельности в режиме кейс-метода (кейс-технология):

  • Учитель подбирает, готовит учебную задачу, отражающую практическую ситуацию
  • Учитель готовит кейс.
  • Учащиеся предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому самые различные источники информации, анализируют материал.
  • Групповое обсуждение содержания кейса.
  • Выработка нескольких решений.
  • Презентация учащимися принятых решений.
  • Учитель генерирует вопросы, фиксирует ответы, поддерживает дискуссию в группе, помогает правильно оценить презентуемые решения.
  • Учитель и учащиеся подводят итоги, делают выводы, выбирают наиболее оптимальное, эффективное решение (возможно несколько решений).

      Технология кейс-метода применяется при проведении занятий разного типа: сообщение новых знаний; закрепления; контроля и оценки знаний; систематизации изученного материала.

      Кейс-метод предполагает следующую самостоятельную деятельность учащихся: подготовительную работу (сбор информации), индивидуальную и групповую работу над поставленной проблемой. Данный метод направлен на получение, закрепление и совершенствование знаний учащихся, формирование учебных и профессиональных умений и навыков, развитие познавательных потребностей и способностей у учащихся, что способствует вырабатыванию у учащихся таких умений и навыков, которые важны и необходимы как в обучении, так и в профессиональной деятельности. Можно выделить следующие навыки и умения:

- осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации;

- отбирать главное, существенное;

- формулировать задачи;

- определять механизм решения задач;

- принимать решения;

- организовывать работу малых групп;

- излагать, представлять разработанное решение или проект.

Метод кейс – технологий развивает следующие навыки

      1. Аналитические: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично.

     2. Практические: проблема, представленная в кейсе, способствует формированию практических навыков использования теории, методов и принципов.

     3. Творческие: очень важны творческие навыки для нахождения альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.

     4. Коммуникативные: среди них можно выделить такие, как умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.

    5. Социальные: в ходе обсуждения заданий кейса вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.      

     6.Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного.

Принципиальные отличия кейс-метода от традиционных образовательных методик

  1. Данный метод ориентирован на принципиальное изменение характера образования, на замещение стиля «преподавание» стилем «обучение».
  2. Кейс-метод является сложным и эффективным инструментом технологии обучения. Однако его нельзя считать универсальным для решения любых задач обучения, и подлинный эффект можно получить только в процессе его сочетания с классическими методами обучения.
  3. Кейс-метод сложно «вмонтировать» в учебный процесс. Здесь необходимы не только общесоциальные перемены, но и значительные усилия преподавателей, каждодневная творческая работа по осмыслению и отбору ситуаций, анализу учебного материала, созданию кейса как произведения искусства обучения.

Возможности кейс - технологии в обогащающем обучении

  При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения. В некоторых случаях нужно найти не только решения, но и сформулировать задачу, так как формулировка ее представлена не явно.

Создание кейса

1.В начале нужно ответить на три вопроса:

  • Для кого и чего пишется кейс?
  • Чему должны научиться дети?
  • Какие уроки они из этого извлекут?

2.После этого процесс создания кейса будет иметь вид:

  • Цель обучения
  • Структурирование учебного материала
  • Выбор организационных форм, методов и средств обучения.

Методы кейс – технологии

- метод инцидентов

- метод разбора деловой корреспонденции

- игровое проектирование

- ситуационно ролевая игра

- метод дискуссии

- кейс- стадии

Метод инцидентов

В центре внимания находится процесс получения информации.

Цель метода— поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.

Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...».

Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассматривать как особенно приближенную к практике, где получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения.

Метод разбора деловой корреспонденции («баскетметод»)

Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.

Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета.

Цель ученика — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает.

Примерами использования метода могут служить кейсы по экономике, праву, обществознанию, истории, где требуется анализ большого количества первоисточников и документов.

Игровое проектирование

Цель — процесс создания или совершенствования проектов.

Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.

Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.

Процесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития.

Ситуационно-ролевая игра

Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.

Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.

Метод дискуссии

Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.

К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.

Кейс – стадии

Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики.

Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений.

Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.

Особенности:

Обязательная исследовательская стадия процесса

 Коллективное обучение или работа в группе

Интеграция индивидуального, группового и коллективного обучения

Специфическая разновидность проектной технологии

Стимулирование деятельности учащихся для достижения успеха

Использование кейс – стади…

позволяет приобретать новые знания и навыки практической работы;

помогает получить знания по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности;

Работа ученика с кейсом

I этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;

II этап — выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;

III этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

IV этап — анализ последствий принятия того или иного решения;

V этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.

Действия учителя в кейс - технологии

- создание кейса или использование уже имеющегося;

 -  распределение учеников по малым группам (4-6 человек);

  - знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;

 -  организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;

  - работа с кейсом;

  - организация презентации решений в малых группах;

 -  организация общей дискуссии;

  - обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;

 -  оценивание учащихся преподавателем.

Есть 3 возможные стратегии поведения преподавателя (учителя) в ходе работы с кейсом:

Учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации;

В определенных условиях учитель будет сам давать ответ;

Учитель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой. 

Кейс – это единый информационный комплекс.

Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.

          Итак, кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. Очень важный этап - это создание “ситуации успеха”. Каждый ученик на определённом этапе (посильном для него) индивидуально решает задачу, не испытывая при этом никаких затруднений. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими результатами.

Список литературы:

1. Беспалько В.П. Современные технологии обучения: компетентностный подход. [Электронный ресурс:http://www.orenipk.ru/rmo_2009/rmo-kro-2008/tehn.html].

2. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. [Электронный ресурс: http://www.evolkov.net/case/case.study.html].

 3. Загородняя А.В., Ямпольская Д.О. Метод конкретных ситуаций в обучении взрослых. //Новые знания. – 2001. – № 2.

4. Кейс-стади в учебном процессе: преимущества, методические рекомендации, конкретные примеры /Волгин Н.А., Кушмин В.Н., Олегов Ю.Г, Фоламьев А.Н. – М: Изд-во РАГС, 1997.

5. Михайлова Е.А. Кейс и кейс-метод: процесс написания кейса. //Школьные технологии: Научно-практический журнал школьного технолога. –2005.– № 5. – с. 106-116.

6. Мухина С.А.,.Соловьева А.А. Современные инновационные технологии обучения. – М.:ГЭОТАР – Медиа, 2008. – 360 с.

7. Панфилова А.П., Громова Л.А., Богачек И.А., Абчук В.А. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям / Под ред. профессора Соломина В.П. – СПб.: Питер, 2004. – 240 с.

8.ПрутченковА.С.Кейсметодвпреподаванииэкономикившколе//Экономикавшколе –2007.– № 4.– С.15-31.

9. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода /Под ред. доктора социологических наук, профессора Сурмина Ю.П. – Киев: Центр инноваций и развития, 2006. – 286 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в практике работы учителя начальных классов

Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий...

Аналитический отчет "Педагогические технологии в практике работы учителя начальных классов."

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТУГУЛЫМСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ МКОУ ЯДРЫШНИКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 22 АН...

Использование нетрадиционных технологий в практике работы учителя-логопеда

Инклюзивное образование подразумевает включение в единый образовательный процесс всех категорий детей, признание ценности их различий и способности к обучению, которое, в свою очередь, ведется наиболе...

Статья на тему: "Игровые технологии в практике работы учителя-логопеда"

Коррекционая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова....

Игровые технологии в практике работы учителя – логопеда.

Использование игровых технологий на логопедических занятиях дает большой воспитательный и коррекционно - развивающий эффект, успешно дополняя стандартные формы работы.  Достоинства использования ...

Здорвьесберегающие технологии в практике работы учителя-логопеда.

В статье отображены здоровьесберегающие технологии в современной работе с детьми, такие как артикуляционная, дыхательная гимнастики, логоритмическая ритмика....