Методические рекомендации "Методика проведения учебных исследований"
методическая разработка

Иванова Ольга Ильинична

Методические рекомендации по работе и организации учебных исследований.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Киселёвского городского округа

«Средняя общеобразовательная школа №28» (МБОУ «СОШ №28»)

Методика проведения учебных исследований учащихся начальной школы

(методические рекомендации)

Автор:

Иванова Ольга Ильинична,

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №28»

г. Киселёвск

Содержание

      Введение …………………………………………………………………… 3

  1. Учебное исследование в начальной школе……….................................4
  2. Фрагмент урока…………………………………………………………..5
  3. Долговременные исследования ………………………………………...6
  4. Постановка проблемы, или как выбрать тему исследования ...............7
  5. Правила выбора темы …………………………………………………..7

          5.1. Тема должна быть выполнима …………………………………….8

          5.2. Тема должна быть оригинальной….………………………………9

          5.3. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть

выполнена относительно быстро……………………………………….9

5.4. Классификация тем………………………………………………..10

     6. Цель исследования……………………………………………………...13

     7. Задачи исследования…………………………………………………..14

     8. Гипотеза исследования………………………………………………..15

     9. Организация и методика исследования………………………………..16

     10. Основные особенности методов исследования………………………17

     11. Подготовка к защите …………………………………………………..20

     12. От чего зависит успех …………………………………………………27

     13. Оформление работы …………………………………………………...27

     15. Литература……………………………………………………… ……..31        

 

Введение

Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Особенно характерно это для одаренных детей. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности. Однако утвердившееся в отечественном образовании представление об обучении как преимущественно процессе трансляции информации явно с этим не согласуется.

Может ли образовательная деятельность быть другой? Положительный ответ на этот вопрос давно найден детской психологией и педагогикой. Решение это выглядит удивительно просто – обучение должно быть проблемным, оно должно содержать элементы самостоятельной исследовательской практики. Организовывать его надо по законам проведения научных изысканий, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.

Примечательно, что с этим давно никто не спорит. Но нельзя не признать, что идея эта не доведена до уровня практического использования в массовой образовательной практике. Очень трудно учителю начинать с детьми проводить учебные исследования, не имея теоретических и практических навыков этой работы. Поэтому сегодня мы посвятим наше занятие технологии проведения учебных исследований младших школьников.

1. Учебное исследование в начальной школе

Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной и внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Эта работа может иметь и локальный и фронтальный характер, ее можно проводить индивидуально и с небольшой группой детей, в процессе основных учебных занятий.

Экспресс-исследования. Эта форма организации предполагает массовое участие детей и одаренных, и тех, кто не может быть отнесен к этой категории. Суть ее сводится к тому, что дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике. Например, третьеклассники, отправляясь  на прогулку после учебного дня, получали индивидуальные задания для проведения эмпирических исследований по окружающему миру: исследовать какие птицы живут в окрестностях школы, какие растут деревья, выявить основные признаки зимы, наблюдаемые в природе, как зимуют травы, как ложится снег, какие насекомые живут на территории школы, как и почему люди прокладывают тропинки по территории и т.п.

Возможны не только эмпирические (построенные на наблюдениях и экспериментах), но и теоретические и, конечно же, фантастические экспресс-исследования. Для этого надо лишь обозначить круг проблем для сбора материала и, не затягивая время, включить детей в работу. Давайте посмотрим, как это сделать на практике.

2. Фрагмент урока

«Окружающий мир» 4 класс

Учитель. Подтвердите или опровергните высказывание:

        «Было время, когда на Руси не было грамотных людей, а дети не ходили в школу» (ответы)

Вывод учителя. Да, верно. Такое время на Руси  было. Школ не было, дети учились дома.

Учитель. Как называлась наша Родина в древние времена? (ответы)

        Древняя Русь с VII – XIII в.в.

        Московская Русь с XIII – XVI в.в.

Учитель. Чему учились дети и у кого? (ответы)

Вывод учителя. Верно, так дети учились, в то время не зная грамоты и не имея книг. Они не умели ни читать, ни писать, и даже среди взрослых в те времена было много безграмотных людей. Но так было невсегда.

- Какое великое событие произошло на Руси в X веке? (ответы)

- В каком году это было? При каком князе?

Именно с крещением Руси связаны изменения в нашей стране.

- Как Вы считаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? (ответы)

Вывод учителя. Верно, сегодня мы поговорим о просвещении в древней Руси, узнаем многое о первых школах, о том, как возникла письменность.

Главное на уроке:

Первые школы. Возникновение письменности на Руси. 

Это первый урок по разделу: «Развитие образования на Руси».

К концу изучения предлагаю выпустить книжку – малышку. Обложка готова (учитель показывает обложку, которую заранее приготовил), но страницы в ней отсутствуют. Предлагаю каждому из вас индивидуально, а можно и, объединившись в пары, выпустить страничку. Собранный Вами материал должен быть дополнением к материалу учебника. Это могут быть загадки, пословицы, рисунки, кроссворды, статьи об образовании в России.

        На уроке обобщения каждый ребенок презентует свою страничку. В итоге получается книжка-малышка.

        (Такие  экспресс – проекты, исследования технически сложней, однако в плане обучения они очень продуктивны, и их легко можно привязать ко всем основным традиционным предметным дисциплинам).

3. Долговременные исследования

Долговременные исследования лучше всего проводить в рамках внеурочной деятельности. Ее методическая сторона может быть условно поделена на шесть относительно самостоятельных этапов:

● ребенок выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования);

● предлагает возможные варианты решения;

● собирает материал;

● делает обобщение;

● готовится к  защите (доклад, макет и др.)

● защищает работу.

Рассмотрим эти этапы подробнее.

4. Постановка проблемы, или как выбрать тему исследования

От правильного выбора темы зависит результат работы. Тема должна быть интересна ребенку и при этом должна нести в себе познавательный заряд. Темы можно объединить в три группы:

● фантастические – темы, ориентированные на разработку, изучение, исследование несуществующих объектов, явлений. Например, архитектура будущего (проектирование жилого дома будущего, школьного здания, магазина), или существует ли НЛО, аномальные явления, объекты.

● теоретические -  эта группа тем ориентирована на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках: это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах и др. Например, «Подводный мир миллионы лет назад», «Самая древняя порода собак», «Почему вымерли динозавры» и др.

● эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.

Наиболее сложны и при этом наиболее интересны в познавательном смысле теоретические исследования, но их способны выполнять только одаренные младшие школьники. Эмпирические исследования более занимательны и доступны для большинства детей, но они сложны в плане подготовки для педагога. Чем меньше подготовлены дети и педагоги, тем чаще в ход идут  фантастические темы.

5. Правила выбора темы

Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого, увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное, добровольно-обязательное мероприятие. В этих условиях и думать нечего о том, чтобы увлечь его содержанием или процессом исследования. А волнуют детей самые разные проблемы. Это может быть и проект пограничной заставы для охраны южных рубежей России, и «Идеальный учитель для первоклассников», и вариант компьютерной игры, и учебник логики для первоклассников «Первые шаги», и проект гоночного автомобиля для кольцевых дорог, и проект космического корабля,  и т.д.

5.1.Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования

Предложить ребенку ту идею, в реализации которой он раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл. На первый взгляд может показаться, что это правило противоречит первому. На самом деле идеальная для каждого ребенка в данный момент его развития тема учебного исследования – результат, находящийся на грани между первым и вторым правилами. Искусство педагога при проведении этой работы в том и состоит, чтобы провести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим выбором.

Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя одаренным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам. Эта мысль всем хорошо известна и доказательств не требует. О ней не стоит забывать при разработке тематики детских исследований. Тема, как отмечено выше, зависит в первую очередь от интересов ребенка, но, двигаясь навстречу к этим интересам, следует держаться ближе к той сфере, где вы сами чувствуете себя, как «рыба в воде».

5.2. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности

Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека – сверхчувствительности к проблемам. Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные объекты отличает истинного творца от посредственного, творчески неразвитого человека. Вот один из примеров такого подхода. «Как защитить деревья в городе» - так называлась тема исследования ученика 2 класса. Интересна сама постановка проблемы, ученик рассматривает дерево не традиционно. Ведь принято считать, что деревья спасают города от многих экологических бед. Но ребенок увидел другой аспект проблемы, подчеркнув уже самой темой своего исследования, что и сами спасатели нуждаются в нашей защите.

5.3.Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро

Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, то есть долговременно, целенаправленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена. Часто приходится наблюдать, что увлеченно начатый и не доведенный сразу до конца проект (рисунок, постройка и др.) так и остается незаконченным. Выполнить исследование на «одном дыхании» практически очень сложно, но, учитывая названную выше особенность детской природы, следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали много времени.

Тема должна быть доступной. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это правило касается не столько выбора проблемы (темы исследования), сколько уровня ее подачи. Имеется в виду формулировка и отбор материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться в ходе собственной исследовательской практики разными возрастными группами на разных этапах обучения.

Сочетание желаний и возможностей. Выбирая проблему, нужно учесть наличие необходимых средств и материалов. Отсутствие необходимой исследовательской базы, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают пустословие. Все это не только не содействует, а, напротив, существенно мешает развитию критического мышления, основанному на доказательном исследовании и надежных знаниях.

С выбором темы не стоит затягивать. Большинство детей, за исключением одаренных, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, не надо затягивать время. Действовать следует быстро, пока интерес не угас. Постепенно, как показывают наблюдения, интересы становятся устойчивее.

5.4. Классификация тем

Как убеждает нас теория обучения, информация становится знанием тогда, когда она вступает в контакт с прежним опытом ребенка. Когда она, образно говоря, проходя через мозг, находит, за что зацепиться. В противном случае все происходит как в сказке – «в одно ухо влетело, в другое вылетело». Именно поэтому педагоги настаивают на  необходимости систематичного обучения. Хаотичное обучение не дает большого эффекта.  Систематизации учебных исследований способствует классификация по тематикам. Она не является догмой и может быть расширена или сокращена. Но важно, чтобы в наших исследовательских опытах существовала система. Она позволит яснее увидеть достижения и новые ориентиры.

Общие направления исследований:

  1. Живая природа
  2. Человек
  3. Общество
  4. Культура
  5. Земля
  6. Вселенная
  7. Наука.
  8. Техника.
  9. Экономика

Теперь рассмотрим подробнее, что включает в себя каждое направление.

Живая природа:  зоология, ботаника, генетика, природопользование (сельское хозяйство).

Человек: происхождение человека, развитие человеческого организма, медицина, психология человека, деятельность, выдающиеся мыслители.

Общество: цивилизации, государства и страны, история, демография, государственные деятели.

Культура: язык, религия, искусство, образование.

Земля: география, климат, строение Земли.

Вселенная: галактики, Солнце, звезды, инопланетные цивилизации.

Наука: математика, физика, химия, астрономия и т.д.

Техника: транспорт, промышленность, техническое конструирование и дизайн, строительство.

Экономика: финансы и производство, деньги и торговля, банки.

Итак, подведем итог. Сколько удивительного содержится вокруг нас? Мимо скольких интересных событий мы проходим ежедневно, не замечая, не поняв их? Мир полон чудес, надо только уметь их открывать. Главным инструментом в этом деле является наша способность исследовать окружающий нас мир.

Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причем знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило, они прочнее и глубже, чем сведения, которые получены путем выучивания.

Чтобы научиться добывать знания, надо овладеть техникой исследовательского поиска.  Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы решить. Она то и подскажет, как сформулировать тему исследования. А что значит найти проблему? Это значит найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы – учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения.

Если дети затрудняются в выборе темы, то учитель может объяснить детям, как это сделать. Например, объяснение может выглядеть так:

 Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема тебя волнует больше других. Если не можешь сразу понять, о чем хотелось бы узнать, попробуй задать себе следующие вопросы:

- Что мне интересно больше всего?

- Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?

- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

- Что позволяет мне получать лучшие оценки в школе?

- Что из изученного в школе хотелось бы узнать в школе?

- Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Если и эти вопросы не помогли, то следует обратиться к взрослым, поговорите об этом с одноклассниками. Может кто-то подскажет интересную идею.

        Итак, тема выбрана, теперь необходимо сформулировать цель исследования.

6. Цель исследования

        Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим. Например, вы сформулировали тему «Поведение ворон». Вас интересует проблема «как обычно ведет себя ворона», а целью исследования в этом случае будет изучение поведения ворон. Или тема исследования «Вода, которую мы пьем».  Вас интересует проблема «можно ли пить воду из крана», а цель исследования будет изучение качества питьевой воды из крана.

Цель начинаем формулировать со слов существительных, например,

- доказательство…

- обоснование…

- разработка…

- изучение…

7. Задачи исследования

        Задачи исследования обычно уточняют его цель. Если цель указывает общее направление исследовательской деятельности, то задачи описывают основные шаги исследователя. Например, вы, исследуя поведение вороны, ставите перед собой задачи выяснить:

  1. Как ведет себя ворона по отношению к своим собратьям.
  2. Каково ее поведение по отношению к людям.
  3. Как ворона реагирует в случае возникновения опасности (например, появление хищника).
  4. Как меняется поведение вороны в зависимости от времени года.
  5. Каковы индивидуальные особенности поведения ворон разных пород.

Если тема вашей работы «Вода, которую мы пьем», то цели будут такими:

1. Установить, как вода попадает в наш кран.

2. Проанализировать качество питьевой воды и влияние качества воды на живые организмы.

3. Определить: можно ли пить воду из крана.

Задачи начинаем формулировать с глаголов, например:

- провести анализ…

- выявить…

- определить…

- установить…

- провести эксперимент…

8. Гипотеза исследования

        Гипотеза – это предположение, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом догадка. Слово гипотеза переводится с древнегреческого языка как основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Обычно гипотезы начинаются со слов:

- предположим…

- возможно…

- если…, то…

Для решения проблемы потребуется гипотеза или несколько гипотез – предположений о том, как проблема может быть решена.

В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается. В случае своего подтверждения она становится теорией, а если ее опровергнуть, то гипотеза превращается в ложное предположение. Если гипотез несколько, то их можно пронумеровать, поставив самую важную на первое место, менее важную на второе и так далее. Например, вернемся к теме о воде, которую мы пьем, гипотеза может быть сформулирована, например, так:

Изучение качества питьевой воды из крана будет эффективной, если:

- проследить путь поступления воды в наши квартиры;

- проанализировать качество воды и ее влияние на живые организмы

- предположить, что воду из крана пить нельзя.

Определение объекта и предмета исследования.

Например, «Вода, которую мы пьем» объект исследования – вода, предмет исследования - качество питьевой воды из крана.

«Поведение вороны» объект исследования – ворона, предмет исследование – поведение вороны.

9. Организация и методика исследования

Как составить план исследовательской работы?

        Перед началом исследования нужно обязательно составить его предварительный план. Однако, надо помнить, что при проведении исследовательской работы этот план обычно приходится изменять и совершенствовать, потому что исследование представляет собой творческий процесс, в ходе которого постоянно приходится что-то дополнять, а от чего-то отказываться.

Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?» Для этого надо определить, какие инструменты или методы можно исследовать, а затем выстроить их по порядку.

Вот список доступных для детей методов исследования:

● анализ (подумать самостоятельно);

● изучение литературы (прочитать книги о том, что вы исследуете);

● найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет;

● наблюдение;

● социологический опрос (спросить у других людей);

● эксперимент и др.

Необходимо учитывать, что подбор методов исследования, и план работы зависят от того, что вы исследуете. Например, если вы будите изучать поведение вороны, то можете использовать все названные методы: подумать, что вам уже известно о вороне; расспросить других об этой птице; поискать информацию в книгах и Интернете. О воронах достаточно большое количество фильмов, можно многие из них посмотреть. Можно провести наблюдение за поведением ворон, и даже поэкспериментировать с ними. Тоже касается и воды. А вот если вы исследуете проблему защиты Земли от крупных астероидов, то понаблюдать и уж тем более провести эксперимент вам, скорее всего, не удастся. Вы вынуждены будете ограничиться собственными суждениями и умозаключениями, чтением литературы, изучением специальных фильмов, беседами со специалистами, математическими расчетами. А если все же попытаться провести эксперимент, то он возможен только на моделях – уменьшенных копиях Земли и астероидов.        

10.  Основные особенности указанных выше методов исследования

  1. Подумать самостоятельно (анализ). Наверное, с этого лучше всего начинать любую исследовательскую работу. Можно задать себе вопросы:

- Что я знаю об этом?

- Какие суждения могу высказать по этому поводу?

- Какие выводы и умозаключения я могу сделать из того, что мне уже известно?

2. Прочитать книги о том, что вы исследуете. Если предмет исследования подробно описан в доступных для детей книгах, их надо обязательно посмотреть. Ведь совсем не обязательно открывать то, что уже открыто. Изучив уже известное, можно двигаться дальше. Открывать новое!

Начать можно со справочников и энциклопедий. В наше время издается много энциклопедий и справочников для детей. Они обычно хорошо иллюстрированы, их тексты, как правило, содержат много интересной информации. Если ее оказывается недостаточно, то следует прочитать книги с подробным описанием изучаемого вами объекта или явления.

3. Познакомиться с кино- и телефильмами. Много новой информации содержится не только в книгах, но и в различных научных, научно-популярных и художественных фильмах. Это настоящий клад для исследователя.

4. Найти информацию в сети Интернет. Компьютер – верный помощник современного исследователя. Ни один ученый уже не может работать без него. Компьютер помогает решать самые разные исследовательские задачи: строить математические модели, проводить эксперименты с компьютерными (виртуальными) копиями объектов, готовить тексты, чертежи, схемы, таблицы, рисунки. В глобальных компьютерных сетях содержится много информации практически обо всем, что вас может интересовать.

5. Спросить у других людей (опрос). Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты.

К специалистам мы отнесем всех, кто профессионально занимается тем, что вы исследуете. Это могут быть ученые, например, профессор из университета или работник научно-исследовательского института. В школе их найти трудно. Но им можно позвонить или написать письмо, отправив его по обычной или электронной почте.

Специалистом может быть и учитель. Например, учитель физики или астрономии может рассказать о космосе много нового, того, что обычно не входит в школьные программы.

Специалистами могут оказаться и мама, и папа, и дедушка и бабушка. Например, исследуя характер вооружения войск специального назначения, вы вспоминаете, что ваш дедушка был офицером. Это значит, что он вполне может быть экспертом.

Неспециалистами будут остальные люди. Их тоже целесообразно расспросить. Вполне может быть, что кто-то из них знает что-то очень важное о том, что вы изучаете.

Например, ребенок разрабатывает проект новой технологии посадки картофеля и спрашивает об этом у своей бабушки, которая работает учителем математики в школе. А она рассказывает об эксперименте педагога Иванова. В 80-е годы прошлого века в Санкт-Петербурге его ученик изобрел способ посадки картофеля в капроновую сетку, который используют сейчас во многих странах. Вот вам и неспециалист!

6. Понаблюдать. Интересный и доступный способ добычи новых знаний – наблюдение. Надо понимать и помнить, что смотреть и слушать может каждый, а вот видеть и слышать способны не все. Смотрим мы глазами, слушаем ушами, а видим и слышим умом.

Например, каждый может увидеть, как ведут себя дети на перемене в школе; посмотреть, как они двигаются; послушать, какие они издают звуки. Но только, умный, наблюдательный исследователь, глядя на поведение своих одноклассников в школе, может сделать много интересных выводов, суждений, умозаключений.

Для наблюдений человек создал множество приспособлений  простые лупы, бинокли, перископы, приборы ночного видения, микроскопы и др. Об этом надо помнить и все это можно использовать в ваших исследованиях.

7. Провести эксперимент. Слово «эксперимент» происходит от латинского

«experimentum» переводится на русский как «проба», «опыт». Это ведущий метод познания в большинстве наук. Эксперимент предполагает, что вы активно воздействуете на то, что исследуете. Так, например вы можете экспериментально определить, при какой температуре замерзают разные жидкости (вода, молоко, солярка и др.); как быстро способен обучиться щенок или котенок новым командам; какие овощи и фрукты больше всего любит черепаха.

11. Подготовка к защите

Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Причем все предложенные вами мысли, новые идеи и информация должны быть доказаны. Поэтому ученые говорят, что результаты исследования надо не просто докладывать – их надо защищать.

Для этого потребуется:

●дать определения основным понятиям, используемым в исследовании;

●классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;

●выявить и обозначить все замеченные вами парадоксы;

●ранжировать основные идеи исследования;

●предложить сравнения и метафоры;

●выработать суждения и умозаключения;

●указать возможные пути дальнейшего изучения исследованного явления или объекта;

●подготовить текст выступления;

●приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи и другие пособия;

●подготовиться к ответам на вопросы.

Как это сделать?

  1. Дать определения основным понятиям, используемым в исследовании.    

Понятия – это краткие и точные характеристики предметов. В них фиксируются самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов. Готовясь защитить исследовательскую работу, обязательно подумайте, как можно кратко выразить основные понятия вашего исследования.

Как научиться давать определения понятиям? Существуют приемы очень похожие на определения понятий. Воспользуйтесь ими.

Описание – это простое перечисления внешних черт предмета с целью не строгого различения его  и сходных с ним предметов. Описание обычно включает как существенные, так и несущественные признаки.

Описать объект – значить ответить на вопросы: «Что это такое?», «Чем этот объект отличается от других?», «Чем этот объект похож на другие?»

Характеристика предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.

Например, попытаемся охарактеризовать жирафа: «Жираф – это добродушное животное, он никого никогда не обижает. У него добрые глаза и совсем маленькие рожки».

Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем его строгое определение. Например, игрушки – это куклы, машинки, кубики мячи и т.п.; полезные ископаемые – это уголь, нефть, газ и т.п.

Сравнение позволяет выявить сходства и различия предметов. Люди во все времена, желая понять, как устроена Вселенная, обращались к сравнению. Химик и врач, живший в эпоху Возрождения, Парацельс (1492-1541) сравнивал мир с аптекой, великий драматург Уильям Шекспир утверждал, что весь мир – театр, многие современные ученые сравнивают мозг человека с компьютером.

Различение дает возможность установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. Например, яблоко и помидор очень похожи, но яблоко – фрукт, а помидор – овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор – другой и т.п.

  1. Классифицировать основные предметы, процессы, явления, события.

Классификацией называют деление предметов и явлений на основе общих существенных признаков.

Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы их упорядочить и придает вашему мышлению строгость и точность.

Классификация может быть как простой, так и многоступенчатой, разветвленной. Например, мы классифицируем выращенные на даче дары лета на овощи и фрукты – это простая одноступенчатая классификация. Другой пример – классифицируем знаки, которыми обычно пользуется человек для сообщения информации: буквы, цифры, иероглифы, символы. В свою очередь буквы можно разделить на кириллицу и латиницу; цифры – на римские  и арабские; иероглифы на китайские, японские, корейские; символы на математические и музыкальные. Как несложно заметить, это многоступенчатая классификация. Всякая классификация имеет цель. От нее зависит выбор основания классификации. Поскольку целей может быть очень много, то одна и та же группа предметов может быть классифицирована по разным основаниям.

  1. Выявить и обозначить все замеченные вами парадоксы.

Парадоксом называют утверждение, резко расходящееся с общепринятыми мнениями или наблюдениями. Слово парадокс – греческое, что значит – неожиданный, странный, невероятный. В современном значении парадоксом называют два противоположных утверждения, для каждого из которых имеются убедительные аргументы.

Известно, например, что по законам аэродинамики майский жук не может летать. Масса его тела, площадь крыльев и другие характеристики не должны позволять это делать. Но, может быть, потому, что законов аэродинамики жук не знает, а возможно, и по другим причинам, он летает. Парадокс.

Вот еще несколько парадоксов знакомых всем: металл тонет в воде, но почему корпуса кораблей делают из металла; металл тяжелее воздуха, но почему самолеты делают из металла и они летают.

В тексте своего доклада о проведенном исследовании необходимо отметить все найденные вами парадоксы.

  1. Ранжировать основные идеи.

Слово «ранжирование» происходит от слова «ранг». В переводе с немецкого языка оно означает звание, чин, разряд. Ранжировать идеи означает выстраивать их по степени важности, то есть определять, какая идея самая главная, какая занимает по значимости второе место, какая – третья и так далее.

Умение определять главные идеи от второстепенных – важнейшая особенность мыслящего ума.

  1. Предложить сравнения и метафоры.

Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления, использованы метафоры. Метафора – это оборот речи, заключающий скрытое уподобление, образное сближение слов на основе их переносного значения.

  1. Выработать суждения и умозаключения.

Суждение – это высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо. Мыслить – значит высказывать суждения. На основе проведенного исследования надо высказать собственные суждения о том, что исследовалось. Умозаключением называется форма мышления, с помощью которой выводится новое значение из того, что уже известно. Умозаключение позволяет мышлению проникать в глубины предметов и явлений, которые скрыты от прямого наблюдения.

Без суждений и умозаключений не обойтись, когда вы делаете выводы о результатах собственной исследовательской работы. Важны, чтобы они были точны и опирались на факты, полученные в исследовании.

  1. Сделать выводы по результатам исследования.

Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и не подвел итогов.

  1. Указать возможные пути дальнейшего изучения рассматриваемого явления или объекта.

Для настоящего творца завершение одной работы не означает просто окончание исследования – это начало работы следующей. Поэтому надо обязательно отметить, что и как в этом направлении можно исследовать, что и как в этом направлении можно исследовать в дальнейшем.

  1. Подготовить текст выступления.

Для того, чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и его лучше всего составить по такой схеме:

  1. почему избрана эта тема;
  2. какой была цель исследования;
  3. какие ставились задачи;
  4. какие гипотезы проверялись;
  5. какие использовались методы и средства исследования;
  6. каким был план исследования;
  7. какие результаты получены;
  8. какие выводы сделаны по итогам исследования;
  9. что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.
  1.  Приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи и другие пособия.

К примеру, вы исследовали маршруты движения муравьев в парке, проектировали жилой дом будущего, космический корабль для туристических поездок или новую суперсовременную подводную лодку. Ваш доклад будет воспринят лучше, если сделать макет, чертеж или рисунок объекта вашего исследования.

А если вы изучали, как влияет место расположения ученика в классе (то есть за какой партой он сидит) на его успехи в учебе, и предлагаете новые способы расстановки парт в классной комнате, то обязательно начертите схему, как, по вашему мнению, следует размещать учеников на уроке, чтобы они все учились хорошо.

Делая наглядные материалы – макеты, схемы, чертежи, рисунки надо понимать, что они могут не только показать сильные стороны проделанной работы, но и открыть слабые места в вашем исследовании.

  1.  Подготовиться к ответам на вопросы.

В научном мире принято, что защита исследовательской работы – мероприятие открытое и на нем может присутствовать любой желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору исследования. К ответу на них следует подготовиться. Для того чтобы это сделать, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. Конечно, все вопросы никогда не предугадаешь, но можно не сомневаться, что будут спрашивать об основных понятиях и требовать их ясных формулировок. Как правило, спрашивают, как получена та или иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод.

Готовясь к ответам на вопросы, помните, что главный залог успешных ответов – свободное владение материалом своего исследования.

12. От чего зависит успех

  1. Не ограничивайте собственных исследований,  дайте себе волю понять реальность, которая вас окружает.
  2. Внимательно анализируйте факты и не делайте поспешных выводов (они часто бывают неверными).
  3. Будьте достаточно смелы, чтобы принять решение.
  4. Приняв решение, действуйте уверенно и без сомнений.
  5. Сосредоточьтесь и вложите в исследование всю свою энергию и силу.
  6. Действуя, не бойтесь совершить ошибку.

При работе над текстом исследовательской работы принято руководствоваться так называемым формально – логическим способом описания. Текст исследования должен иметь форму рассуждения, особенностями которого являются четкость, ясность и последовательность. В исследовательской работе допускается использование аналогий, сравнений, афоризмов, которые ее делают более привлекательной для читателя.

13. Оформление работы

При оформлении исследовательской работы выделяют титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение (выводы), список литературы и других источников.

Титульный лист (формат А4) является первой страницей рукописи и оформляется по определенным правилам.

В верхнем поле посередине указывается полное наименование  учебного учреждения.

В среднем поле указывается тема исследования. При этом она не заключается в кавычки и само слово «тема» не пишется. Формулируя тему, следует придерживаться правила: чем она уже, тем больше слов содержится в формулировке темы. Малое количество слов в формулировке темы свидетельствует о ее расплывчатости, отсутствие конкретности в содержании работы. Ниже указывается вид работы (учебно-исследовательская работа).

Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа указывается фамилия, имя и отчество учащегося, класс в котором он учится. После этих данных указывается фамилия, имя, отчество и должность руководителя работы, а также фамилия, имя, отчество и должность консультанта (при его наличии).

В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова «год»).

Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения.

После титульного листа размещается оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

Далее следует введение, основной текст (согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и заключение. Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом: рисунками, фотографиями, диаграммами, схемами, таблицами. Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания деятелей науки и культуру, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки. Например:

Древняя мудрость гласит: «Скажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому и я научусь». [3, С. 65].

После заключения принято помещать список используемой литературы или библиография и других источников (не менее 3-5).  Библиография оформляется в алфавитном порядке с единой системой разделительных знаков по ГОСТу 7.1 – 2003.  Записи рекомендуется располагать следующим образом:

- если указано несколько работ одного автора – по алфавиту заглавий;

- при совпадении первых слов в названиях источников – по алфавиту вторых и т.д.;

- указывать количество страниц документа (источника) – 336с.;

- если рассматривается несколько страниц – С. 30-38.

Например:

  1. Белкин, А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство /

 А. С. Белкин. – Челябинск: Юж. - Урал. Книжное издательство, 2004. – 176 с.

  1. Лейтес, Н. С. Психология одарённости детей и подростков  /

Н. С. Лейтес. – М. 1990. -  С. 15.

Объем  ученической исследовательской работы обычно колеблется – от 5 до 25 страниц печатного текста.

К тексту, выполненному на компьютере, предъявляются следующие требования:

● размер шрифта 12-14, Times New Roman, обычный;

● интервал между строк – 1,5;

● размер полей: левого – 30мм, правого – 10мм, верхнего - 20мм, нижнего – 20мм (при изменении полей необходимо учитывать, что правое и левое вместе должны составлять 40мм, а также верхнее и нижнее).

При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами.

Текст печатается на одной стороне страницы. Сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся через один интервал, более мелким шрифтом, чем текст.

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа, цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится.

Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) надо начинать с новой страницы.

Расстояние между названием раздела, заголовками главы или параграфа и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.

14. Литература

1. Борзенко, В.И. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности / В.И. Борзенко, А.С. Обухов // Развитие исследовательской деятельности учащихся: метод. сб. – М.: Народное образование, 2001. – С 80-88.

2. Савенков, А.И. Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» / А. И. Савенков // Исследовательская работа школьников. – 2007. - №2. С. 142-151.

3. Савенков, А.И. Методические рекомендации участникам конкурса исследовательских и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» / А. И. Савенков. – М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Методика проведения учебных исследований учащихся начальных классов"

В материале рассказывается как можно ввести проект на уроке....

Методика проведения учебных исследований с первоклассниками

Методика позволяет включить ребенка в собственный исследовательский поиск на любых предметных занятиях....

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ...

Игра –проект «Школа будущего» Обучение проведению учебных исследований младших школьников.

Игра- проект для учащихся 3-4-х классов,  способствующая развитию творческой исследовательской активности детей. ,...

Упражнения по методике проведения самостоятельных исследований (коллективная игра-исследование).

Исследовательская деятельность является наиболее эффективным средством, обеспечивающим развитие мотивации учащихся и формирование универсальных учебных действий....

Подготовка к проведению мониторинговых исследований учебных достижений обучающихся 4-ого класса.

В данном материале из опыта работы  рассказывается, как  учитель готовит  детей к  мониторингу в 4 классе....