Методика изучения первого десятка в коррекционной школе
статья (1 класс)

Татьяна Александровна Пушкарева

Методика изучения первого десятка в коррекционной школе

Числа первого десятка и действия с ними изучаются в течение первого года обучения. Учащиеся знакомятся с каждым числом в отдельности. Изучается образование каждого числа, обозначение его цифрой, счет в пределах этого числа, соотношение предметной совокупности,  числа и цифры, определяется место числа в натуральном ряду чисел. Числа сравниваются, изучается их состав, действия сложения и вычитания в пределах каждого числа, отрезок числового ряда, решаются простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка.

Конкретность мышления учащихся, слабость обобщения наблюдаемых явлений приводят к тому, что у школьников очень медленно формируются знания о числах. Учащиеся знают названия количественных числительных в определенном порядке, но называние числительных не совпадает с показом предметов: называние предметов отстает или опережает показ предметов.

Нередко дети отказываются считать или допускают много ошибок при счете предметов, которые ранее не использовались в их опыте в качестве объекта для счета. Они не знают, откуда надо начать счет. Многие полагают, что считать предметы в горизонтальном ряду нужно только слева направо. Если их просят посчитать справа налево, то они не считают, а просто произносят все числа вслух от 10 до 1. Это свидетельствует о заученном ряде числительных без понимания сущности счета.

Учащиеся затрудняются ответить на вопрос «Сколько?». Они каждый раз начинают пересчитывать предметы снова и снова, но не могут назвать и показать результат счета.

Большие затруднения испытывают при определении общего количества разнородных предметов. (В коробке лежат 3 пуговицы, 1 наперсток, 2 крючка. Сколько вещей лежит в коробке?).  Они отдельно пересчитывают каждую группу, не объединяя их в общую совокупность. Даже различие по цвету и размеру служит препятствием на пути их объединения. (пример Никита).

На первом уроке дается понятие о числе и цифре. Цель этого урока — познакомить учащихся с образованием числа (путем присчитывания одной единицы к предшествующему числу), названием его, обозначением цифрой, научить писать цифру, показать место числа в числовом ряду, познакомить с соотношением количества элементов предметной совокупности, числа и цифры, рассмотреть количественные и порядковые отношения уже известного учащимся отрезка натурального ряда.

На втором уроке учащиеся закрепляют место данного числа в числовом ряду, получают понятие о втором способе образования предшествующего числа (путем отсчитывания одной единицы от данного числа), отрабатывают счет в прямом и обратном порядке. Учащиеся упражняются в сравнении количества элементов предметных совокупностей, чисел, установлении отношений равенства и неравенства между предметными совокупностями и числами (больше, меньше, равно).

На последующих уроках учащиеся знакомятся с составом этого числа из двух групп и действиями сложения и вычитания в пределах данного числа. Количество таких уроков зависит от величины изучаемого числа и состава класса.

Например, получение числа 4. Учитель предлагает сосчитать листья. Сколько здесь желтых листочков. Ученики пересчитывают, отвечают. С дерева упал еще один красный. Посчитаем, сколько всего листьев стало? Как получилось 4? Сколько желтых листочков лежало? Сколько красных упало?

Затем рассмотреть получение числа 4 на других пособиях. Так как же получить число 4? К какому числу надо прибавить единицу? Число 4 получится, если к 3 прибавить 1. Такой вывод может сделать не каждый ученик сам, но и совместно с учителем. Затем показать, что если один листочек улетит, то станет 3.

При изучении числа 5 учитель знакомит учащихся с получением числа 4 вторым способом: вычитанием из числа 5 одной единицы. К концу 1 класса дети должны понимать, что каждое число первого десятка образуется из предшествующего путем прибавления одной единицы, а если из числа вычесть единицу, то получится предшествующее число.

После знакомства с получением числом учитель учит обозначать это число цифрой. Цифра внимательно рассматривается, выделяются ее элементы, подыскиваются предметы, с которыми можно сравнить эту цифру.

Обучение ребят письму цифр – процесс сложный. Так как процесс письма затруднен, необходимо заранее приготовить дополнительные пособия: цифры для обводки, лекала с прорезями.

Последовательность знакомства с написанием цифр:

  • показ рукописного образца цифры, показ элементов цифры;
  • показ учителем письма цифры на доске;
  • обводка модели цифры;
  • письмо цифры в воздухе;
  • письмо цифры на доске несколькими учениками;
  • письмо цифр в тетрадях по образцу

Предварительно учитель готовит тетрадь, в которой ученикам предстоит писать цифры. Для всех дается образец 2-3 цифры. Для отдельных учеников пунктиром или тонкой линией написаны цифры, которые потом ученик обводит, некоторым необходимо поставить лишь 2-3 опорные точки.

Если у ученика значительные нарушения моторики, мелкие движения пальцев рук затруднены, то они могут писать цифры в 2 клеточки, а то и крупнее, в специально разграфленных учителем клетках.

Учащимся, которые не ориентируются на странице тетради, не соблюдают строчек, необходимо проводить строки синим карандашом.

Отдельным ученикам доступна лишь обводка цифр по лекалу или трафареты, письмо вместе с учителем.

Осознание соотношения количества цифры и числа требует многочисленных упражнений разнообразного характера, например:

Мама купила 4 апельсина. Покажите цифрой, сколько апельсинов мама купила. Проверим. Посчитаем хором и прикрепим цифру 4.

Эта кукла не умеет говорить, но знает цифры.  Какую цифру она показала? Это она просит конфеты. Сколько конфет она просит? Дадим кукле 3 конфеты.

Также использовать карточки и картинками, где нужно подобрать цифру, отложить мерку 4 раза, измерить банку, насыпать 4 ложки крупы и т.д.

При изучении места числа начинать надо с числовой лестницы. Одну ступеньку обозначаем числом 1, две – 2 и т.д. Дети поднимаются и опускаются по лесенке. Затем определяют место: цифра 4 стоит после цифры 3, дети работают со своим наборным полотном и расставляют цифры по порядку. Учащиеся должны знать, что число 4 стоит после 3 и перед числом 5 – соседи числа 4.  На этапе составления числового ряда опоры на наглядно-образное восприятие надо убирать (применять реже): заполнить числовой ряд от 1 до 3, вставить пропущенное число, найти соседей.

Обучение счету в пределах данного числа происходит после знакомства с его образованием. Прежде всего,  нужно научить брать предмет и откладывать его в сторону, затем отодвигать. Потом ученики считают, дотрагиваясь пальцем до предмета, затем показывают, не дотрагиваясь, затем считают «глазками». Во всех этих случаях дети считают вслух и только потом, они пересчитывают предметы про себя.

Каждый раз после пересчета учитель задает вопрос: «Сколько?»

Для счета сначала выбирают одинаковые, знакомые ребенку предметы. Затем берут однородные предметы, отличающиеся цветом, размером, материалом. И только потом разнородные предметы: грибы и ягоды, ели и березы и т.д.

Счет ведется как слева направо, так и справа на лево. Когда учащиеся научились пересчитывать предметы в горизонтальном ряду, надо варьировать расположение предметов в вертикальном, наклонном рядах, и вразброс.

Сначала дети учатся присчитывать по 1, а потом отсчитывать, затем равными группами по 2,3,4,5.

Счет в обратном порядке более труден, поэтому он должен быть связан с предметами, которые ученик мог бы взять в руки. Например: Сосчитаем карандаши- 4

  • Уберем 1 карандаш в коробку
  • Осталось – 3
  • Уберем еще 1 карандаш в коробку
  • Осталось – 2 и т.д. затем отрабатывается обратный счет на цепочках, счетах и наконец, отвлеченно.  

В период обучения даются задания не только на пересчет предметов, но и практические: сколько детей в классе, сколько тетрадей раздадим, похлопай 5 раз, подпрыгни 3 раза. Нередко ребенок забывает об основном задании и подпрыгивает до тех пор, пока его не остановят. Чтобы избежать этого, учитель должен сосредоточить на второй части задания: «Сколько раз нужно прыгнуть?», прыгай и считай вслух.

Уроки математики должны быть тесно связаны с уроком ручного труда и рисованием: лепим и пересчитываем, рисуем и пересчитываем. Играют большую для развития пространственных представлений (перед, между, за, около). Неразрывны с русским языком – изменение порядковых числительных по родам. Эта задача очень трудна для школьников, поэтому полезно подбирать задания: карандаш – один, два, три..; тетрадь – одна, две, три, яблоко – одно, два, три….

При изучении сравнения чисел дети зарисовывают кружки, обозначают их цифрой, сравнивают где меньше, дорисовывают, чтобы было одинаково. Например: яблок 3, а груш 4 . ученики раскладывают в ряд груши, а под каждой грушей кладут яблоко. Одна груша лишняя – значит груш больше. Одного яблока не достает, значит яблок меньше. Значит, 4 больше, чем 3, а 3 меньше, чем 4. Полезны и такие вопросы: сколько надо добавить яблок, чтобы их стало столько же сколько и груш? Сколько груш надо отнять, чтобы их стало столько, сколько яблок?

Число 10 – отличается от других, обозначается двумя цифрами, даются термины однозначные и двузначные числа, учатся 10 единиц объединять в десяток.

С арифметическими действиями учащиеся знакомятся сразу же после изучения числа 2. Действия сложения и вычитания изучаются параллельно. Запись примеров идет на доске и в тетради. (к одному прибавить один получится 2. От двух отнять 1 получится 1.).

При  сложении в пределах трех дети наблюдают переместительное свойство сложения (если к двум красным кругам прибавить один зеленый, то получится 3. И наоборот: если к одному зеленому кругу прибавить 2 красных, то тоже получится 3.

По мере овладения учащимися натуральной последовательностью чисел и свойством этого ряда нужно знакомить их с приемом сложения и вычитания, опирающимся на это свойство. Например, 3+1. Учитель показывает цифру 3 в числовом ряду и просит найти число на 1 больше. Это следующее число. Значит 3+1=4. По аналогии на вычитание.

Когда учащиеся научились прибавлять и вычитать по 1, учим прибавлять по 2. Например, к 4 прибавить 2. Ученик ставит палец на число 4, прибавляет 1, получилось 5, еще прибавляет 1 , получилось 6. Палец ученика скользит по числовому ряду. Целесообразно обучать комментировать свою деятельность с предметами и числами. По аналогии вычитание.

При изучении состава чисел первого десятка необходимо использовать как можно больше различных предметов.

4=3+ _       4=_+1       4=2+_      4=_+_

 В качестве дидактического материала необходимо использовать пальцы рук. Надо научить ребенка любое число первого десятка  представлять на пальцах и раскладывать на две группы: 5 это 1 и 4, 4 и 1, 2 и3, 3 и 2.

Школьники с нарушениями интеллекта с большим трудом улавливают связь между сложением и вычитанием. Понимание этой связи достигается только практически. К 4 красным кубикам прибавить 3 зеленых. Кубики пересчитываются. Записывается 4+3=7. Если из всех кубиков удалить зеленые, останутся красные: 7-3=4 . Затем наоборот из всех кубиков удаляют красные 7-4=3.

Уже в 1 классе важно обратить внимание, что складывать можно любые числа, а вычитать только из большего меньшее.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика изучения первого десятка в коррекционной школе учитель начальных классов Пушкарева Татьяна Александровна

Слайд 2

Методика изучения первого десятка в коррекционной школе Числа первого десятка и действия с ними изучаются в течение первого года обучения: образование каждого числа; обозначение его цифрой; счет в пределах этого числа; соотношение предметной совокупности; числа и цифры; определяется место числа в натуральном ряду чисел; числа сравниваются; изучается их состав; действия сложения и вычитания в пределах каждого числа; отрезок числового ряда; решаются простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка.

Слайд 3

Методика изучения первого десятка в коррекционной школе Конкретность мышления учащихся, слабость обобщения наблюдаемых явлений приводят к тому, что у школьников очень медленно формируются знания о числах: называние числительных не совпадает с показом предметов; отказываются считать или допускают много ошибок при счете предметов, которые ранее не использовались в их опыте; не знают, откуда надо начать счет; затрудняются ответить на вопрос «Сколько?»; испытывают затруднения при определении общего количества разнородных предметов

Слайд 4

Методика изучения первого десятка в коррекционной школе Этапы работы над числом : понятие о числе и цифре, образование числа, обозначение цифрой, место числа в числовом ряду, соотношение количества элементов предметной совокупности; место данного числа в числовом ряду, понятие о втором способе образования предшествующего числа, счет в прямом и обратном порядке, сравнение количества элементов предметных совокупностей, отношения равенства и неравенства между числами; состав этого числа из двух групп, действия сложения и вычитания в пределах данного числа

Слайд 5

Методика изучения первого десятка в коррекционной школе Например. Получение числа 4. Сколько здесь желтых листочков? С дерева упал еще один красный. Посчитаем, сколько всего листьев стало? Как получилось 4? Сколько желтых листочков лежало? Сколько красных упало?

Слайд 6

Методика изучения первого десятка в коррекционной школе После знакомства с получением числом учитель учит обозначать это число цифрой : цифра внимательно рассматривается; выделяются ее элементы; подыскиваются предметы, с которыми можно сравнить эту цифру

Слайд 7

Методика изучения первого десятка в коррекционной школе Последовательность знакомства с написанием цифр : показ рукописного образца цифры, показ элементов цифры; показ учителем письма цифры на доске; обводка модели цифры; письмо цифры в воздухе; письмо цифры на доске несколькими учениками; письмо цифр в тетрадях по образцу

Слайд 8

Методика изучения первого десятка в коррекционной школе - 4 3 -

Слайд 9

Методика изучения первого десятка в коррекционной школе Числовая лесенка 1,2,3 1,2, , 4 , 2,

Слайд 10

Методика изучения первого десятка в коррекционной школе Обучение счету в пределах данного числа : брать предмет и откладывать его в сторону; считать, дотрагиваясь пальцем до предмета; показывать, не дотрагиваясь; считать «глазками»; пересчитать предметы про себя

Слайд 11

Методика изучения первого десятка в коррекционной школе Сосчитаем карандаши - 4 Уберем 1 карандаш в коробку Осталось – 3 Уберем еще 1 карандаш в коробку Осталось – 2

Слайд 12

Методика изучения первого десятка в коррекционной школе Уроки математики тесно связаны с : уроком ручного труда и рисованием; развитием пространственных представлений; с русским языком

Слайд 13

Методика изучения первого десятка в коррекционной школе Переместительное свойство сложения



Предварительный просмотр:

Методика изучения первого десятка в коррекционной школе

Числа первого десятка и действия с ними изучаются в течение первого года обучения. Учащиеся знакомятся с каждым числом в отдельности. Изучается образование каждого числа, обозначение его цифрой, счет в пределах этого числа, соотношение предметной совокупности,  числа и цифры, определяется место числа в натуральном ряду чисел. Числа сравниваются, изучается их состав, действия сложения и вычитания в пределах каждого числа, отрезок числового ряда, решаются простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка.

Конкретность мышления учащихся, слабость обобщения наблюдаемых явлений приводят к тому, что у школьников очень медленно формируются знания о числах. Учащиеся знают названия количественных числительных в определенном порядке, но называние числительных не совпадает с показом предметов: называние предметов отстает или опережает показ предметов.

Нередко дети отказываются считать или допускают много ошибок при счете предметов, которые ранее не использовались в их опыте в качестве объекта для счета. Они не знают, откуда надо начать счет. Многие полагают, что считать предметы в горизонтальном ряду нужно только слева направо. Если их просят посчитать справа налево, то они не считают, а просто произносят все числа вслух от 10 до 1. Это свидетельствует о заученном ряде числительных без понимания сущности счета.

Учащиеся затрудняются ответить на вопрос «Сколько?». Они каждый раз начинают пересчитывать предметы снова и снова, но не могут назвать и показать результат счета.

Большие затруднения испытывают при определении общего количества разнородных предметов. (В коробке лежат 3 пуговицы, 1 наперсток, 2 крючка. Сколько вещей лежит в коробке?).  Они отдельно пересчитывают каждую группу, не объединяя их в общую совокупность. Даже различие по цвету и размеру служит препятствием на пути их объединения. (пример Никита).

На первом уроке дается понятие о числе и цифре. Цель этого урока — познакомить учащихся с образованием числа (путем присчитывания одной единицы к предшествующему числу), названием его, обозначением цифрой, научить писать цифру, показать место числа в числовом ряду, познакомить с соотношением количества элементов предметной совокупности, числа и цифры, рассмотреть количественные и порядковые отношения уже известного учащимся отрезка натурального ряда.

На втором уроке учащиеся закрепляют место данного числа в числовом ряду, получают понятие о втором способе образования предшествующего числа (путем отсчитывания одной единицы от данного числа), отрабатывают счет в прямом и обратном порядке. Учащиеся упражняются в сравнении количества элементов предметных совокупностей, чисел, установлении отношений равенства и неравенства между предметными совокупностями и числами (больше, меньше, равно).

На последующих уроках учащиеся знакомятся с составом этого числа из двух групп и действиями сложения и вычитания в пределах данного числа. Количество таких уроков зависит от величины изучаемого числа и состава класса.

Например, получение числа 4. Учитель предлагает сосчитать листья. Сколько здесь желтых листочков. Ученики пересчитывают, отвечают. С дерева упал еще один красный. Посчитаем, сколько всего листьев стало? Как получилось 4? Сколько желтых листочков лежало? Сколько красных упало?

Затем рассмотреть получение числа 4 на других пособиях. Так как же получить число 4? К какому числу надо прибавить единицу? Число 4 получится, если к 3 прибавить 1. Такой вывод может сделать не каждый ученик сам, но и совместно с учителем. Затем показать, что если один листочек улетит, то станет 3.

При изучении числа 5 учитель знакомит учащихся с получением числа 4 вторым способом: вычитанием из числа 5 одной единицы. К концу 1 класса дети должны понимать, что каждое число первого десятка образуется из предшествующего путем прибавления одной единицы, а если из числа вычесть единицу, то получится предшествующее число.

После знакомства с получением числом учитель учит обозначать это число цифрой. Цифра внимательно рассматривается, выделяются ее элементы, подыскиваются предметы, с которыми можно сравнить эту цифру.

Обучение ребят письму цифр – процесс сложный. Так как процесс письма затруднен, необходимо заранее приготовить дополнительные пособия: цифры для обводки, лекала с прорезями.

Последовательность знакомства с написанием цифр:

  • показ рукописного образца цифры, показ элементов цифры;
  • показ учителем письма цифры на доске;
  • обводка модели цифры;
  • письмо цифры в воздухе;
  • письмо цифры на доске несколькими учениками;
  • письмо цифр в тетрадях по образцу

Предварительно учитель готовит тетрадь, в которой ученикам предстоит писать цифры. Для всех дается образец 2-3 цифры. Для отдельных учеников пунктиром или тонкой линией написаны цифры, которые потом ученик обводит, некоторым необходимо поставить лишь 2-3 опорные точки.

Если у ученика значительные нарушения моторики, мелкие движения пальцев рук затруднены, то они могут писать цифры в 2 клеточки, а то и крупнее, в специально разграфленных учителем клетках.

Учащимся, которые не ориентируются на странице тетради, не соблюдают строчек, необходимо проводить строки синим карандашом.

Отдельным ученикам доступна лишь обводка цифр по лекалу или трафареты, письмо вместе с учителем.

Осознание соотношения количества цифры и числа требует многочисленных упражнений разнообразного характера, например:

Мама купила 4 апельсина. Покажите цифрой, сколько апельсинов мама купила. Проверим. Посчитаем хором и прикрепим цифру 4.

Эта кукла не умеет говорить, но знает цифры.  Какую цифру она показала? Это она просит конфеты. Сколько конфет она просит? Дадим кукле 3 конфеты.

Также использовать карточки и картинками, где нужно подобрать цифру, отложить мерку 4 раза, измерить банку, насыпать 4 ложки крупы и т.д.

При изучении места числа начинать надо с числовой лестницы. Одну ступеньку обозначаем числом 1, две – 2 и т.д. Дети поднимаются и опускаются по лесенке. Затем определяют место: цифра 4 стоит после цифры 3, дети работают со своим наборным полотном и расставляют цифры по порядку. Учащиеся должны знать, что число 4 стоит после 3 и перед числом 5 – соседи числа 4.  На этапе составления числового ряда опоры на наглядно-образное восприятие надо убирать (применять реже): заполнить числовой ряд от 1 до 3, вставить пропущенное число, найти соседей.

Обучение счету в пределах данного числа происходит после знакомства с его образованием. Прежде всего,  нужно научить брать предмет и откладывать его в сторону, затем отодвигать. Потом ученики считают, дотрагиваясь пальцем до предмета, затем показывают, не дотрагиваясь, затем считают «глазками». Во всех этих случаях дети считают вслух и только потом, они пересчитывают предметы про себя.

Каждый раз после пересчета учитель задает вопрос: «Сколько?»

Для счета сначала выбирают одинаковые, знакомые ребенку предметы. Затем берут однородные предметы, отличающиеся цветом, размером, материалом. И только потом разнородные предметы: грибы и ягоды, ели и березы и т.д.

Счет ведется как слева направо, так и справа на лево. Когда учащиеся научились пересчитывать предметы в горизонтальном ряду, надо варьировать расположение предметов в вертикальном, наклонном рядах, и вразброс.

Сначала дети учатся присчитывать по 1, а потом отсчитывать, затем равными группами по 2,3,4,5.

Счет в обратном порядке более труден, поэтому он должен быть связан с предметами, которые ученик мог бы взять в руки. Например: Сосчитаем карандаши- 4

  • Уберем 1 карандаш в коробку
  • Осталось – 3
  • Уберем еще 1 карандаш в коробку
  • Осталось – 2 и т.д. затем отрабатывается обратный счет на цепочках, счетах и наконец, отвлеченно.  

В период обучения даются задания не только на пересчет предметов, но и практические: сколько детей в классе, сколько тетрадей раздадим, похлопай 5 раз, подпрыгни 3 раза. Нередко ребенок забывает об основном задании и подпрыгивает до тех пор, пока его не остановят. Чтобы избежать этого, учитель должен сосредоточить на второй части задания: «Сколько раз нужно прыгнуть?», прыгай и считай вслух.

Уроки математики должны быть тесно связаны с уроком ручного труда и рисованием: лепим и пересчитываем, рисуем и пересчитываем. Играют большую для развития пространственных представлений (перед, между, за, около). Неразрывны с русским языком – изменение порядковых числительных по родам. Эта задача очень трудна для школьников, поэтому полезно подбирать задания: карандаш – один, два, три..; тетрадь – одна, две, три, яблоко – одно, два, три….

При изучении сравнения чисел дети зарисовывают кружки, обозначают их цифрой, сравнивают где меньше, дорисовывают, чтобы было одинаково. Например: яблок 3, а груш 4 . ученики раскладывают в ряд груши, а под каждой грушей кладут яблоко. Одна груша лишняя – значит груш больше. Одного яблока не достает, значит яблок меньше. Значит, 4 больше, чем 3, а 3 меньше, чем 4. Полезны и такие вопросы: сколько надо добавить яблок, чтобы их стало столько же сколько и груш? Сколько груш надо отнять, чтобы их стало столько, сколько яблок?

Число 10 – отличается от других, обозначается двумя цифрами, даются термины однозначные и двузначные числа, учатся 10 единиц объединять в десяток.

С арифметическими действиями учащиеся знакомятся сразу же после изучения числа 2. Действия сложения и вычитания изучаются параллельно. Запись примеров идет на доске и в тетради. (к одному прибавить один получится 2. От двух отнять 1 получится 1.).

При  сложении в пределах трех дети наблюдают переместительное свойство сложения (если к двум красным кругам прибавить один зеленый, то получится 3. И наоборот: если к одному зеленому кругу прибавить 2 красных, то тоже получится 3.

По мере овладения учащимися натуральной последовательностью чисел и свойством этого ряда нужно знакомить их с приемом сложения и вычитания, опирающимся на это свойство. Например, 3+1. Учитель показывает цифру 3 в числовом ряду и просит найти число на 1 больше. Это следующее число. Значит 3+1=4. По аналогии на вычитание.

Когда учащиеся научились прибавлять и вычитать по 1, учим прибавлять по 2. Например, к 4 прибавить 2. Ученик ставит палец на число 4, прибавляет 1, получилось 5, еще прибавляет 1 , получилось 6. Палец ученика скользит по числовому ряду. Целесообразно обучать комментировать свою деятельность с предметами и числами. По аналогии вычитание.

При изучении состава чисел первого десятка необходимо использовать как можно больше различных предметов.

4=3+ _       4=_+1       4=2+_      4=_+_

 В качестве дидактического материала необходимо использовать пальцы рук. Надо научить ребенка любое число первого десятка  представлять на пальцах и раскладывать на две группы: 5 это 1 и 4, 4 и 1, 2 и3, 3 и 2.

Школьники с нарушениями интеллекта с большим трудом улавливают связь между сложением и вычитанием. Понимание этой связи достигается только практически. К 4 красным кубикам прибавить 3 зеленых. Кубики пересчитываются. Записывается 4+3=7. Если из всех кубиков удалить зеленые, останутся красные: 7-3=4 . Затем наоборот из всех кубиков удаляют красные 7-4=3.

Уже в 1 классе важно обратить внимание, что складывать можно любые числа, а вычитать только из большего меньшее.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие_Сложение и вычитание чисел первого десятка_1 класс_Школа России

Урок-повторение пройденного материала в нестандартной форме....

Методика изучения удовлетворенности учащихся жизнью в школе

Методика изучения удовлетворенности учащихся жизнью в школе...

Конспект урока по математике на тему "СОСТАВ ЧИСЕЛ ПЕРВОГО ДЕСЯТКА" (1 класс, "Школа России", ФГОС)

Данная разработка включает в себя цели урока, планируемые результаты, УУД и подробный сценарий урока....

методика проведения самоподготовки в специальной (коррекционной) школе

в презентации описаны даны рекомендации педагоггам, работающим в коррекционой школе, по проведению самоподготовки....

Выступление на МО учителей начальных классов на тему: «Методика изучения геометрического материала в начальной школе»

Выступление на МО учителей начальных классов на тему: «Методика изучения геометрического материала  в начальной школе»...

Закрепление по теме: «Сложение и вычитание чисел первого десятка» 1 класс Школа России. Квест -игра

Закрепление  по теме: «Сложение и вычитание  чисел первого десятка» 1 класс Школа России. Квест -игра...

Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе - М. Н. Перова

В учебнике раскрыты задачи, методы, организация и содержание обучения математике в специальной (коррекционной) школе VIII вида (для детей с нарушением интеллекта), а также методика изучения основных т...