Педагогические технологии в работе учителя
учебно-методическое пособие

Бабинцева Галина Сергеевна

Методологической основой педагогической деятельности в соответствии с ФГОС  является системно-деятельностный подход, который включает в себя продуктивные технологии.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_tehnologii.docx30.85 КБ

Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии в работе учителя начальных классов, как средств реализации ФГОС

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики. Цель и основной результат ступени начального образования составляют результаты освоения программы образования: личностные, метапредметные, предметные.

Цель моей педагогической деятельности: развитие личности младшего школьника и формирование учебной деятельности, т.е. «умения учиться». Для достижения цели, я ставлю перед собой следующие задачи:

  • Создавать условия для формирования духовно-развитой, творческой, нравственной, физически здоровой личности, способной на сознательный жизненный выбор.
  • Совершенствовать формы организации учебно-воспитательной деятельности по формированию УУД;
  • Использовать в учебно-воспитательном процессе новые педагогические технологии;
  • Вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности;
  • Прививать навыки самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов.

Материально-технические условия в нашей школе обеспечивают возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Вся деятельность организована с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований образовательного процесса.

В моем учебном кабинете имеется интерктивная доска, компьютер, принтер. Имеется доступ к информационным ресурсам Интернета. Электронные образовательные ресурсы для начальной школы - это отличная возможность сформировать интерес к предмету, обогатить знания и развить творческие навыки школьников:

  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов  Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

2. Корпорация Российский учебник. Начальная школа XXI века. Режим доступа: https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/nachalnaya-shkola-xx-veka/

                   3.  Презентации уроков «Начальная школа».  Режим доступа:  https://www.uchportal.ru/load/47

                   4. Учи.ру — интерактивная образовательная онлайн-платформа. Режим доступа: https://uchi.ru  

5.Минобр.орг. Образовательный портал олимпиад и конкурсов. Режим доступа: http://www.minobr.org/

6. Обучонок. Обучающие программы и исследовательские работы учащихся. Режим доступа: http://obuchonok.ru/

7. Начальная школа - детям, родителям, учителям. Режим доступа: http://www.nachalka.com/

                    8. Мультимедийный курс «Уроки Кирилла и Мефодия». Режим доступа: http://nachalka.info/howlessons

9. Ресурс «Открытый урок. Первое сентября». Режим доступа: http://urok.1sept.ru/.

  10. Страна мастеров. Режим доступа: https://stranamasterov.ru/. Социальная сеть работников образования «Наша сеть». Режим доступа:  https://nsportal.ru/

11 . Официальный сайт системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. – Режим доступа : http://zankov.ru 

В работе использую программы, учебники и учебно-методические пособия развивающей системы обучения Л.В. Занкова, прошедшие государственную экспертизу в Федеральном совете по учебникам и включены в Федеральный перечень учебников, допущенные Министерством образования и науки РФ для использования в учебном процессе общеобразовательных учреждений. Содержание и структура УМК направлены на достижение учащимися предметных, метапредметных и личностных результатов, определённых ФГОС. 

Система обучения Л.В. Занкова представляет собой единство дидактики, методики и практики.  Цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка.
Задача обучения – представить учащимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания.
Дидактические принципы – обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых

Методологической основой комплекса является системно-деятельностный подход. Используемый деятельностный метод вбирает в себя продуктивные технологии:

- технология развивающего обучения. Например, Урок математики в 3 «В» классе (система Л.В.Занкова)

- технология проблемного обучения, например, План-конспект урока Окружающий мир 3 класс, тема"Лесная зона" .по учебнику Н.Я. Дмитриева и А.К.Казавкова

- технология исследовательской деятельности, например, УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 1 КЛАССЕ СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА; Итогом успешного применения мной исследовательской деятельности в начальной школе стало участие в  школьной НПК «Первые шаги в науку» (см. Приложение 4).

- технология групповой работы, например Урок "Окружающий мир" 2 класс .Тема урока "Ориентирование. Стороны горизонта".Система Занкова Л.В.;

- здоровьесберегающие технологии, например, Внеклассное мероприятие " Береги здоровье смолоду. "2 класс; Применение здоровьесберегающих технологий - одна из основ педагогической деятельности. Учитывая возрастные и психофизические особенности младших школьников, обращаю внимание на правильную организацию занятий. В начале урока оцениваю и удерживаю внимание на гигиенических условиях в классе (достаточна ли освещённость, не мешает ли посторонний шум, хорошо ли проветрен класс, оптимальна ли температура.) Также провожу первичную экспресс-оценку эмоционально-психологической атмосферы в классе учащихся по следующим показателям: утомлённость, возбуждённость, тревожность, напряжённость, настроенность на урок.

В процессе обучения ученик испытывает умственную, динамическую и статическую нагрузку, которая связана с необходимостью длительное время удерживать вынужденное положение тела. Поэтому в содержание каждого урока я стараюсь включать 3-минутные физкультурные паузы на 20-25 минуте (когда падает эффективность), разминки, с целью снятия психологической и физической нагрузки. Разминки также способствуют развитию коммуникативных навыков (общению). Они должны быть уместными по содержанию, форме деятельности и продолжительности. Так, например, перед упражнениями, требующими сосредоточенного внимания, не провожу слишком подвижные игры-разминки. Например: «Общий галдёж». Прием, применяемый мной для смены темпа урока, своеобразная физкультминутка, возможность общения в парах.

-  игровые технологии, например, КОНСПЕКТ УРОКА ПО КУРСУ ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ; 

 - информационно-коммуникативные технологии, Использование в работе информационно-коммуникационных технологий (показ видеофильмов, прослушивание аудиозаписей, проецирование иллюстрированного материала, презентации, ЭОР) позволяет успешно развивать познавательные интересы учащихся, делать более продуктивным процесс обучения. Например, Презентации к урокам.

- технология оценивания образовательных достижений. На каждом этапе обучения использую диагностические мероприятия, позволяющие выявить уровень сформированности важнейших УУД и определить дальнейшую педагогическую стратегию для достижения каждым учеником метапредметных, предметных и личностных образовательных результатов в соответствии с ФГОС. Например, Система оценивания в соответствии с ФГОС в начальной школе.

- технология внеурочной деятельности обучающихся, на основе плана воспитательной работы по направлениям:  

 Внеурочные занятия в начальных классах школы - уникальная возможность для содержательного и неформального общения детей между собой. Этому способствует организация коллективных обсуждений прочитанного, увиденного, услышанного, диспуты; решение проблемных ситуаций; анализ выступлений и докладов; познавательные игры; выполнении различных групповых заданий. Таким образом, школьники приобретают коммуникативные навыки, учатся дискутировать, работать сообща. Они овладевают социальными умениями, учатся уважать друг друга.

Опираясь на общеобразовательную подготовку учащихся и учитывая их интересы, способности и возрастные возможности я провожу воспитательные мероприятия, которые расширяют кругозор учащихся, увеличивают познавательные возможности, развивают самостоятельность и активность. Все дети моего класса во внеурочное время посещают кружки и секции разной направленности. Это демонстрирует их стремление к саморазвитию, познанию нового, желанием учиться, овладеть новыми умениями и знаниями. И характеризует как творчески активных, готовых к поиску и исследовательской деятельности. А их личные достижения и победы - это результат становления и развития личности. (см. Приложение 4). 

 Внеурочная деятельность не возможна без активного участия родителей. Я сумела организовать и объединить их. Формы работы использую разнообразные: родительские собрания, беседы, консультации, лекции, совместные воспитательные мероприятия, тематические классные часы, экскурсии, спортивные соревнования, турпоходы. Регулярные состязания «Папа, мама и я – спортивная семья», празднование Нового года, Масленицы, Сагаалган проводим совместно с родителями. По результатам анкетирования - 85% родителей высоко оценивают мою педагогическую деятельность, а так же  Администрация МАОУ СОШ № 19. Почетная грамота. Режим доступа: https://nsportal.ru/sites/default/files/portfolio_photos/2020/03/11/skanirovat10059.jpg; https://nsportal.ru/sites/default/files/portfolio_photos/2020/03/11/skanirovat10043.jpg   (см.Приложение 8)

В своей педагогической работе использую следующие методы:

- аудиовизуальный метод обучения – это обучение посредством интенсивного использования средств зрительной и слуховой наглядности. Эти средства используются как основные при объяснении и закреплении (активизации) учебного материала.

- объяснительно-иллюстративные методы (рассказ, беседа, анализ языка, показ, инструктаж).

- репродуктивные методы (пример, демонстрация, использование средств наглядности, упражнения, экскурсии).

- методы проблемного изложения  материала (проблемная ситуация, познавательная игра, обобщение, учебные дискуссии). Применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает мне выполнить одну из важных задач, поставленных реформой школы - формировать у учащихся самостоятельное, активное, творческое мышление. Создание проблемных ситуаций на уроке дает возможность активизировать мыслительную деятельность учащихся, направить ее на поиск новых знаний и способов действий. Проблемные задания формируют у учащихся такие умственные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение и другие, а также умения логически мыслить, рассуждать и делать выводы.

Для создания проблемной ситуации использую следующие приёмы:

  • одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения;
  • столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием;
  • обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» и предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью;
  • дать практическое задание, не выполнимое вообще;
  • дать практическое задание, не сходное с предыдущим;
  • дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими и доказать, что задание

учениками не выполнено.

- эмоционально-смысловой метод (ролевая игра, система  коммуникативных заданий);

- частично-поисковый метод (наблюдение, самостоятельная работа).

- исследовательский метод (исследовательское моделирование, сбор новых фактов, задание, проектирование,  наблюдение над языковыми явлениями, сопоставление, алгоритмы) На основе полученной информации учащиеся: выступают перед учениками своего класса или школы, пишут рефераты, заметки в школьную газету, рисуют, фотографируют, участвуют в конкурсах и олимпиадах.  

-  обучение в сотрудничестве (обучение в малых группах).

- индивидуальная творческая деятельность  (степень самостоятельности учащихся в учебном процессе). 

 - уровневая дифференциация:

  • подбор учебного материала, разнообразных заданий, интересных и доступных учащимся,

направленных на максимальное включение учащихся в учебную деятельность.

  • общая установка на престижность получения знаний, пропаганда гуманных,

доброжелательных отношений между людьми, доверительным тоном общения сквозных

персонажей с учащимися, имеют значительный воспитательный потенциал.

  • наличие заданий разного уровня сложности и разной адресованности, реализации педагогики

сотрудничества (учителя с учениками, сквозных персонажей учебника с учащимися,

  Психолого-педагогическая диагностика  уровня развития отдельных учащихся младших классов позволяет выявить уровень сформированности у учащихся умственных операций и учебных действий, характера учебной мотивации и организовать коррекционную работы с ними.

- методы контроля и самоконтроля учебной деятельности (опрос, зачет, тест и т.п.) Тест Числовой луч 3 класс, Диагностическая работа по математике за курс начального общего образования, Тесты, Контрольные работы 1-4 класс .

Для формирования регулятивных учебных операций, которые обеспечивают возможность управления познавательной  и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения, использую приёмы, позволяющие школьникам контролировать свою речь, выполнять свои действия по заданному образцу, адекватно оценивать свою работу и исправлять ошибки. Например:

- памятки разного вида

- алгоритмы действий

- схемы, таблицы

- модели

- технологические карты

   -технические средства обучения. Наглядные и раздаточные материалы
Источник: 
https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/materialy/type-razdatochnye-materialy/?PAGEN_1=2.

  Рабочие Программы, разработки уроков, мероприятий, занятий, дидактический материал, тесты, контрольные работы, презентации,  разработанные мной, направлены на достижение планируемых результатов начального общего образования, авторской программы развивающего обучения Л. В. Занкова. Например, Рабочие программы,  Дидактический материал к урокам, Тесты, Контрольные работы 1-4 класс, Презентации к урокам. Подтверждающие программно-методические и дидактические материалы размещены на личной странице в сети Интернет. Режим доступа: https://nsportal.ru/babintseva-galina-sergeevna.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»

     Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...

Взаимосвязь педагогических и здоровьесберегающих технологий в работе учителя начальных классов

презентация "Взаимосвязь педагогических и здоровьесберегающих технологий в работе учителя начальных классов"...

Современные педагогические технологии в работе учителя начальных классов (из опыта работы)

Наиболее  эффективные педагогические технологии в условиях ФГОС в работе учителя начальных классов...

Педагогические технологии в работе учителя-логопеда

Педагогические технологии в работе учителя-логопеда....

О педагогических технологиях в работе учителя начальных классов

Актуальность данной проблемы приобретает большое значение в настоящее время в силу ряда причин. Согласно Концепции модернизации образования, общество предъявляет определенные требования к школе. Главн...

Современные педагогические технологии в работе учителя-логопеда.

В логопедической  работе  с детьми с ОВЗ применяю различные педагогические технологии....

Использование современных педагогических и коррекционных технологий в работе учителя-логопеда.

Этот материал будет полезен учителям - логопедам начальной школы, а также логопедам детских садов....