Статья Развитие познавательных способностей младших школьников в урочной и внеурочной деятельности
статья

Макарова Галина Владимировна

В начальной школе введёны ФГОС, которые открыли  новую страницу в истории российского образования, так как впервые провозгласил ориентацию на новые ценности образования. В центре внимания становится ребёнок, его способности, его развитие.  

По программе «Школа России» работаю несколько лет и уделяю

большое внимание по  развитию познавательных способностей младших школьников.   В настоящее время очень остро стоит перед педагогами  проблема  создания педагогических условий для развития познавательных способностей младших школьников в урочной и внеурочной деятельности. Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта, побуждает меня к постоянному поиску путей  обновления образовательного процесса, а так же выявлению и созданию психолого – педагогических и организационно – педагогических условий, необходимых для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала учащихся.

Предметное содержание образования (урочное пространство) реализуется через основные способы действия, систему предметных  знаний и умений, работу с текстом, учебное сотрудничество, контрольно – оценочные действия младших школьников.  Для более эффективного продвижения ребёнка в образовательном пространстве младшей школы, поддержку стремления к учебной самостоятельности, позволяющей расширять  собственные знания и умения, учитель формирует пространство урочной и  внеурочной образовательной деятельности.  Важным условием этой деятельности является  взаимодействие  урочной деятельности.  По моему мнению внеурочная деятельность может стать продолжением работы ребёнка на уроке, таким образом, соединяющим фактором становится предметное содержание, на котором разворачивается исследовательская, проектная деятельность. Или формируемые на уроке способы действий отрабатываются на материале внеурочных форм деятельности младшего школьника.

Образовательное пространство помогает детям на урочной и внеурочной деятельности  общаться, играть,  учиться и трудиться,  ребёнок  воспринимает мир по - разному, обращает  внимание на те или иные моменты,  стремиться запомнить, обдумать и  высказать своё  суждения. В своей деятельности создаю проблемные, поисковые и исследовательские ситуации на уроках и во внеурочной деятельности, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей учащихся с целью включения их в поиск решения учебных задач. На уроках  использую разные формы обучения: индивидуальную, работу в парах и группах, а так же различные методы обучения: словесные, наглядные, поисковые, исследовательские, элементы проектной деятельности, эвристические беседы. Часто  применяю разные виды контроля: тесты, взаимопроверки, самопроверка, мнение и оценка коллектива. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие  познавательных способностей младших школьников

в урочной и внеурочной деятельности.

В начальной школе введёны ФГОС, которые открыли  новую страницу в истории российского образования, так как впервые провозгласил ориентацию на новые ценности образования. В центре внимания становится ребёнок, его способности, его развитие.  

По программе «Школа России» работаю несколько лет и уделяю

большое внимание по  развитию познавательных способностей младших школьников.   В настоящее время очень остро стоит перед педагогами  проблема  создания педагогических условий для развития познавательных способностей младших школьников в урочной и внеурочной деятельности. Ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных качеств интеллекта, побуждает меня к постоянному поиску путей  обновления образовательного процесса, а так же выявлению и созданию психолого – педагогических и организационно – педагогических условий, необходимых для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала учащихся.

Предметное содержание образования (урочное пространство) реализуется через основные способы действия, систему предметных  знаний и умений, работу с текстом, учебное сотрудничество, контрольно – оценочные действия младших школьников.  Для более эффективного продвижения ребёнка в образовательном пространстве младшей школы, поддержку стремления к учебной самостоятельности, позволяющей расширять  собственные знания и умения, учитель формирует пространство урочной и  внеурочной образовательной деятельности.  Важным условием этой деятельности является  взаимодействие  урочной деятельности.  По моему мнению внеурочная деятельность может стать продолжением работы ребёнка на уроке, таким образом, соединяющим фактором становится предметное содержание, на котором разворачивается исследовательская, проектная деятельность. Или формируемые на уроке способы действий отрабатываются на материале внеурочных форм деятельности младшего школьника.

Образовательное пространство помогает детям на урочной и внеурочной деятельности  общаться, играть,  учиться и трудиться,  ребёнок  воспринимает мир по - разному, обращает  внимание на те или иные моменты,  стремиться запомнить, обдумать и  высказать своё  суждения. В своей деятельности создаю проблемные, поисковые и исследовательские ситуации на уроках и во внеурочной деятельности, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей учащихся с целью включения их в поиск решения учебных задач. На уроках  использую разные формы обучения: индивидуальную, работу в парах и группах, а так же различные методы обучения: словесные, наглядные, поисковые, исследовательские, элементы проектной деятельности, эвристические беседы. Часто  применяю разные виды контроля: тесты, взаимопроверки, самопроверка, мнение и оценка коллектива. В результате соединения учебной и игровой деятельности стараюсь научить детей моделировать учебный материал, самостоятельно добывать знания (использование сети Интернет, познавательной литературы, энциклопедий, выступление с сообщениями по изучаемой теме). В результате чего, у них развиваются такие качества как активность, любознательность, фантазия, зоркость, оптимизм, быстрота и гибкость мышления. Эти формы работы помогают мне прививать и поддерживать интерес к изучаемым предметам.

 В первом классе на уроках  использую  такие задания, как: штриховка, графический диктант, нестандартные задания с лишними и недостающими данными.  Особое место в работе занимают разноуровневые задания. В  ребята получают задания различной степени сложности. В своей работе использую и такой приём  предлагаю детям  несколько заданий, из которых они выбирают сами задания, которые им более интересны. Таким образом.  самый слабый ученик может добиться успеха выполняя задания.  Для этого как  учитель начальных классов продумываю ход урока до методических мелочей в соответствии с теми целями, которые он для этого урока определяет. И в первую очередь. Конечно, продумываю основополагающие моменты содержания, его структурную  подачу на уроке, соотношение работы самостоятельной или изучения нового материала, использую на  уроке соответствующие средства обучения, включая наглядный демонстрационный материал, организационные формы работы, учитывающие соотношение работы на уроке и дома.

К реализации скрытых возможностей каждого школьника позволяют нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока: урок-путешествие (заочная экскурсия, прогулки в прошлое),  музейные уроки, уроки-соревнования (конкурсы, викторины, КВН), уроки, основанные на фантазии (урок-сказка), интеллектуальные игры.

На таких уроках обучающиеся  не боятся раскрыться, даже слабые ученики меняются на глазах, вступая в активную работу. Такие уроки и сами по себе запоминаются, а главное,  формируют потребность и мотивацию, дают возможность развивать тягу к знаниям, к образованию вообще.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра, которую часто  применяю как в урочной, так и внеурочной деятельности. В дидактических играх ребенок учится планировать свои действия, предвидеть результат,  наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения (формируются универсальные учебные действия). Игра ставит обучающихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля.

На уроках я часто  использую  разные  формы  работы: групповые, парные, индивидуальные, таким образом, они  способствуют развитию у детей интереса к учению и формируют у школьников умение сотрудничать друг с другом, что приводит, в итоге, к высоким результатам.

Выше было сказано, что урочная и внеурочная деятельность должны быть связаны. В этом неоценимую  помощь может оказать пособие О.Холодовой «Юным умникам и умницам» я веду с 1 – го по 4 –ый класс кружок «Развивай – кА», где в её основу входит работа по рабочим тетрадям О.Холодовой. Данное пособие включает систему работу по развитию познавательных способностей детей. Оно ориентировано на детей 6 – 10 лет и помогает им  освоить программу общеобразовательной школы. Упражнения, выполненные в определенной последовательности, обеспечивают комплексное развитие различных видов памяти, внимания, развивают наблюдательность, воображение; способствуют развитию сенсорной и двигательной сфер ребёнка, формируют нестандартное мышление. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. С каждым занятием задания усложняются, увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся  предлагаемые рисунки.

Система представленных на занятиях по РПС задач и упражнений позволяет решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий, воспитывающий. Занятия строятся по следующей модели: мозговая гимнастика, разминка, тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе памяти, внимания, воображения, решение логических задач на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Результатом своей работы по развитию познавательных способностей младших школьников считаю следующее: повышение уровня учебной мотивации, углубление уровня понимания учебного материала, развитие сообразительности, пространственного мышления, воображения, способности анализировать,  обобщать.

          В  наше время – это время перемен. Сейчас очень ценятся люди,      способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески  мыслить. Работа по развитию познавательных способностей  способствует развитию таких умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация познавательной активности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.

  Согласно стандартам второго поколения очень важно развивать у младших школьников умение учиться, т.е. формировать универсальные учебные действия....

Педагогический проект «Развитие творческих способностей младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»

Педагогический проект  «Развитие творческих способностей младших школьников через урочную и внеурочную деятельность»...

«Активизация познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность».

Цель : решение проблемы по активизации познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность.Причиной этого явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к ...

Обобщение педагогического опыта по теме "Активизация познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность"

Обобщение педагогического опыта по теме "Активизация познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность"СОДЕРЖАНИЕ 1. Информация об опыте. Сведения об а...

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ПО ТЕМЕ "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Презентация на тему "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Статья "Развитие познавательной активности младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности"

В статье рассматривается проблема формирования познавательной активности у учеников начального школьного звена. Также обобщен опыт педагогической работы по активизации познания по различным направлени...