«Использование парных и групповых форм обучения на уроках в начальной школе»
методическая разработка

Людмила Анатольевна Тюнина

Одной из форм, которая позволяет детям раскрыться, является парная и групповая работа. Как подготовить детей и лучше организовать эти формы работы в учебном процессе?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchyot_po_samoobrazovaniyu.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование парных и групповых форм обучения на уроках в начальной школе»

Мы живем в век перемен. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предъявляет особые требования не только к качеству образовательного процесса, но и  к условиям  формирования знаний. Наша цель как педагогов научить детей учиться, т.е. сформировать способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, приобретать навыки эффективного общения и работы с информацией.

Мы привыкли оценивать активность обучающихся в учебном процессе по количеству поднятых рук. А если ребенок стесняется? Ведь есть дети, которые знают ответ на вопрос, но боятся поднять руку, ответить, высказать свое мнение.

А есть такие дети, которые с рождения отличаются определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Нужно дать возможность проявить себя каждому ребенку. Но не каждый ребенок готов показать себя и свои знания перед классом.

Одной из форм, которая позволяет детям раскрыться, является парная и групповая работа. Как подготовить детей и лучше организовать эти формы работы в учебном процессе?

Эффективность использования групповых форм работы неоднократно доказывалась на практике. Я работаю по программе «Школа России», которая дает мне возможность строить уроки с применением форм, соответствующих реальным целям и задачам учебно-воспитательного процесса, одной из которых является групповая работа.

Младшим школьникам очень нравится работать в группах, поэтому я стараюсь применять эту форму работы как можно чаще.

Подготовка должна начинаться уже с 1 класса. На первом этапе дети усваивают нормы общения в школе, на уроке, только учатся общаться друг с другом. Постепенно дети понимают, что они могут высказывать мнение, при необходимости спорить, но только никого, не перебивая и не обижая.

Второй этап подготовки – это парная работа. Целью этой работы является необходимость научить детей общаться друг с другом, не мешая другим, не перебивать, выслушивать друг друга до конца, принимать или опровергать (опровергать аргументировано!) мнение собеседника, важно дать детям понять, что работа в команде интереснее и продуктивнее, чем работа одного. Работа в парах может быть очень разнообразной и интересной.

Третий этап - групповая работа. Этот этап стоит начинать постепенно, ориентируясь на класс.  Важно грамотно сформировать группы. Решений может быть несколько. Можно сажать детей по уровню знаний, по уровню познавательной активности, темпераменту. Важно учитывать и особенности взаимодействия детей друг с другом. Лучшим вариантом будет учесть все эти факторы и ориентироваться на них, а не на один вариант.

Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, в 10-15 раз, они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки. Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании обучающихся. Ученики, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные ребята начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны.

Основная цель групповой работы – развитие мышления обучающихся. Важно научить ребят учиться вместе. Чтобы новые знания открывали совместными усилиями, обдумывали, решали проблемы  сообща.

В процессе подготовки детей к групповой работе рекомендуется использовать:

- постановку познавательной задачи (проблемной ситуации);

- инструктаж о последовательности работы;

- дидактический материал по группам.

На следующем этапе, т.е. в процессе групповой работы ученики

- знакомятся с материалом, планируют работу в группе;

-распределяют задания внутри группы;

- выполняют индивидуальные задания;

-обсуждают индивидуальные результаты работы в группе;

-обсуждают общее задание группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

-подводят итоги группового задания.

В конце работы:

-сообщают о результатах работы в группах;

-анализируют выполнение задач, проводят рефлексию;

- делают общий вывод о групповой работе.

Получают комментированную оценку работы группы от учителя.

Объект исследования – процесс использования парной и групповой форм работы на уроках в начальной школе.

Цель: с опорой на анализ литературы теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность групповой и парной форм работы в учебном процессе.

В соответствии с поставленной целью ставятся следующие задачи:

- изучить, проанализировать педагогическую и методическую литературу;

- обосновать эффективность применения парной и групповой форм работы в учебном процессе;

- разработать методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию парной и групповой форм организации учебного процесса при развивающем обучении.

Гипотеза:

применение данных форм работы на уроках повышает интерес обучающихся, рациональность использования учебного времени;

укрепляется нравственное, психологическое и физическое здоровье школьников;

повышается качество знаний и умений, уровень развития обучающихся;

каждый ребенок ощущает себя личностью с присущими только ему индивидуальными способностями, он чувствует себя успешным человеком.

Прежде чем использовать работу в группах, дети учатся работать в парах.  Работу в парах я ввожу в 1 классе с первых дней обучения. Все знают, как нелегко бывает современным первоклассникам адаптироваться к школе. Большое значение в этот период имеют формы организации взаимодействия первоклассников друг с другом. В частности, работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которой является формирование межличностных отношений. Парную работу можно рассматривать как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений.

В первом классе могут быть предложены следующие задания:

Раскрасить предметы так, чтобы они были одинаковые  (мяч, варежки, сюжетные картинки)

Заштриховать предметы одинаково (тут должен совпадать, и цвет , и направление штриховки)

Вначале могут быть простые задания – почитать друг другу на литературном чтении, выполнение заданий  с взаимопроверкой, проверить друг у друга таблицу сложения и т.д. Затем осуществляется обсуждение  в парах. Важно,  чтобы ученик говорил по теме, умел ставить и отвечать на вопросы. Работая в парах, дети усваивают учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям.

При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. А так как дети ограничены во времени и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока.

Парной работой может быть охвачен одновременно весь класс, часть класса, отдельные ученики. Так, например, если тему урока уже хорошо усвоили сильные ученики, только начинают осознавать средние ученики и пока данная тема непонятна слабым, учителю целесообразно дать задание парам, сформированным по принципу “сильный – средний”, а со слабыми работать самому. В другом случае сильные могут обучать слабых, а средние – работать индивидуально. Вариантов здесь может быть множество.  Такая работа может быть организована на различных этапах урока.

Что значит обсуждать  в парах? Это говорить по данной теме, ставить необходимые  вопросы и раскрывать их. Например,

-        Задайте друг другу  два любых вопроса к прочитанному и ответьте на них.

-        Составьте к  тексту вопросы, начиная словами почему? зачем? когда? Задайте их друг другу.

-        Посоветуйтесь в парах и решите, как нужно выполнить задание.

Так постепенно приучаем учеников, вырабатывать умения и навыки работы в паре.

Постепенно переходим к обсуждению в парах.

Что значит обсуждать в парах? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их. Задайте друг другу по два вопроса по прочитанному или услышанному тексту и ответьте на них, используя слова, записанные на доске-ПОЧЕМУ? ДЛЯ ЧЕГО? ЧТО? Те вопросы, на которые дети не могут ответить в парах, разбираются фронтально. Так постепенно у детей появляется умение работать в парах. Работа ведется систематически и целенаправленно в течение четырех лет обучения.

Какие еще могут предлагаться задания?

1. Взаимопроверка правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем обучающиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.

2. Можно это же задание несколько изменить: один ученик задает вопрос по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. При этом снимается монотонность и однообразие устных опросов (учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу).

3. С домашним заданием тоже можно поработать. Форма работы та же: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разнообразными: найти в домашнем упражнении два слова на безударную гласную в корне, определить тему и основную мысль, найти грамматическую основу предложения. Такая работа полезна при проверке сложного домашнего задания.

4. Работа с карточками. На отдельной карточке каждый ученик пишет три слова на любые орфограммы. Сосед по парте объясняет орфограммы в данных словах, рассказывает правило, приводит свои примеры.

Следующий этап – это групповая работа, которая позволяет улучшить успеваемость, раскрыть систему отношений школьника к миру, одноклассникам и самому себе. Психологи определили, что «инкубатором» самостоятельного мышления, познавательной активности ребёнка является не индивидуальная работа под руководством чуткого взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.

Основная цель групповой работы – развитие мышления обучающихся, а развивать мышление – значит, развивать умение думать. При этом решается ряд учебных и воспитательных задач:

– возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания;

– на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

– ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;

– возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

– меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность);

– возрастает сплочённость класса;

– растёт самокритичность (ребёнок, имевший опыт работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует);

– учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к обучающимся (учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности).

Таким образом, групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. Особенно важно, что групповая форма работы позволяет реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения, организовать взаимодействие детей для выявления их индивидуальных возможностей и потребностей.

Прежде чем перейти к групповой работе, рекомендуется установить с ребятами правила работы в группе:

  1. Смотреть на собеседника при разговоре.
  2. Говорить тихо, чтобы не мешать одноклассникам.
  3. Говорить только по делу.
  4. Внимательно слушать ответ.
  5. Обращаться друг к другу по имени.

Так как обучающиеся не работали в группах, можно вместе с двумя детьми  провести весь ход работы, обращая большое внимание на взаимодействия. Главное разбирать не ошибку задания, а ход взаимодействия. Типичные ошибки:

-  «Неверное» общение - это типичный детский спор: «Я прав, а не ты!», «Нет, я!».

- Отношения ученика, который ничего сам не делает и рад, когда за него выполняют другие.

В ходе разбора данных задач, дети сами придут к выходу из таких ситуаций.

Чтобы ребятам легче было научиться работать в группе, первые две недели желательно детей не пересаживать. Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество:

  • по желанию (объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах: Разделитесь на группы по … человек. Разделитесь на … равные группы.)
  • случайным образом (группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют; работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам. Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами. Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.
  • по определенному признаку (такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее. Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся обучающихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).
  • по выбору «лидера»
  • по выбору педагога.

При таком обучении принципиально важным становится  характер общения и взаимоотношений между обучающимися класса. Обучение строится так, чтобы постоянно в классе возникали дискуссии. Школьник должен находиться в постоянной готовности задать вопрос по ходу рассуждения учителя или другому ученику. Создаются ситуации, в которых ученики постоянно стремятся к раскрытию условий происхождения тех или иных знаний, ищут и проверяют подходящую форму для выражения того или иного знания.

Роль учителя при групповой форме работы.

1. Наблюдать со стороны за ходом работы групп; быть готовым прийти на помощь, но только по просьбе группы.

2. Не спешить прерывать работу группы, кроме тех случаев, когда она идёт не по правилам или учащиеся неправильно поняли задание.

3. Не отдавать предпочтение ни одной группе – всем уделять равное внимание.

Приведу в качестве примера отрывок урока по изобразительному искусству с использованием групповой формы работы.

Тема урока: Первоцветы (составление коллективного панно).

- Ребята, вы любите отгадывать загадки?

- О чем говорится в этой загадке?

Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает

Когда это бывает? (весной).

- Какие еще у весны есть приметы?

- А сейчас мы узнаем нашу тему урока. Отгадайте загадку.

Белый, желтый, голубой,

Появляются они весной. (цветы).

- Ребята, весной появляются не просто цветы, а первые цветы года.

СЛАЙД  - первоцветы

- Назовите цветы, которые относятся к первоцветам?

- Сегодня на уроке мы научимся делать одуванчики из салфеток.

СЛАЙД  - одуванчики

- Работать мы будем группами.

У каждой группы лежит набор для работы: папка.

1. папка: клей, ножницы, коричневая и чёрная бумага, лист белого картона;

2. папка: клей, ножницы, зелёная бумага;

3. папка: жёлтые салфетки, степлер, ножницы, карандаш, шаблон круга. Разложите весь набор перед собой. 

Задание для первой группы.

- Перед вами белый лист бумаги.

- А что еще бывает белым? Совсем недавно вся земля была белая, но время идет, и зима отступила. Под лучами солнца появляются проталинки. А потом начинает расти молодая трава.

- На ваших столах обрезки цветной бумаги, т.е. бросовый материал. Заполните белый лист бумаги кусочками темной бумаги, используя ножницы и клей.

Задание для второй группы.

- При помощи какой бумаги вы изобразите травку?

- Какой формы будут травинки? (вытянутые). Возьмите бумагу и выполните травку.

- А теперь очередь за одуванчиками. Скоро они распустятся у вас на столах.

Задание для третьей группы.

- Для изготовления одуванчиков мы используем салфетки желтого цвета.

1. Каждую салфетку сворачиваем два раза.

2. Затем свернутую салфетку закрепляем посередине степлером.

3. Обводим круг и вырезаем.

4. Делаем частые надрезы по кругу.

5. А теперь отделяем каждый слой салфетки и приминаем к центру, пока не получим цветок.

- Первая группа передает землю второй группе, вторая группа наклеивает траву, а третья группа приклеивает одуванчики на землю с травой.

- Вот такая классная полянка у нас получилась.

Таким образом, мы видим, регулярное и целенаправленное использование на уроках групповой работы позволяет сделать учебную деятельность в полной мере субъектно - ориентированной, что, в свою очередь, помогает детям работать самим, учиться общаться, решать конфликты, отстаивать свою точку зрения и применять свои знания на практике.

Приведу в качестве примера ещё один фрагмент урока  (русский язык, 2 класс).

Тема урока: сочинение-описание (подготовительный этап).

Цели урока: 1) пополнение словарного запаса;

2) развитие речи и творческих способностей обучающихся;

3) воспитание коллективизма.

Оборудование: диск с музыкой А. Вивальди; мультимедиа (проектор); карточки с набором слов; шкатулка; клей.

Кратко опишу ход урока.

1. Организационный момент.

Распределение ролей в группе: «организатор», «писарь», «мастеровой», «оратор», «казначей».

2. Просмотр фильма об осени.

Вопросы после просмотра. 

Понравился ли вам фрагмент фильма?

Зачем мы его посмотрели? С помощью чего автор фильма передал красоту осени?

Помогла ли музыка просмотру осенних картинок?

Что вы услышали в звуках музыки?

А как вы сами можете рассказать об этом прекрасном времени года?

Какую цель поставим перед собой на этот урок? (Будем готовиться к написанию сочинения об осени: набирать слова, которые нам помогут.)

3. Работа по теме.

1) Подбор слов-предметов. Я спрашиваю школьников, какие явления природы мы можем наблюдать осенью. На доске появляется слово осень. Группы обучающихся подбирают слова, являющиеся именами существительными и связанные с осенью (ветер, день, небо, тучи, деревья, листья, грибы, ягоды и пр.).

Затем я демонстрирую классу шкатулку, поясняя, что в неё будут складываться драгоценные осенние слова. Собирать слова будет казначей. Обращается к классу: на какой вопрос отвечают все эти слова?

Далее я говорю, что у каждой команды – по одной карточке, на которой напечатано слово, обозначающее предмет и отвечающее на вопрос «что?», и прошу прочитать «свои» слова (деревья, листья, тучи, ветер, дождь). Я читаю своё слово(осень).

2) Подбор слов-действий. Я прошу подобрать к каждому «осеннему» предмету слова, которые отвечают на вопросы «что делает?», «что сделает?». Ребятам предложен набор слов: пришла, плачет, кормит, пыхтит. (Приклеиваю выбранные учениками слова к карточке слова-предметы.)

Затем школьники выполняют аналогичную работу в своих группах.

1-я группа: деревья – качаются, засыпают, скрипят, раздеваются, улыбаются, учатся;

2-я группа: листья –кружатся, шуршат, танцуют, веселятся, мечтают, бездельничают;

3-я группа: тучи – плывут, ползут, плачут, грустят, решают;

4-я группа: дождь – льёт, барабанит, капает, помогает, поливает, ест. 

Обучающиеся подбирают подходящие по смыслу слова и приклеивают их к карточке со словом-предметом.

Дополняю задание: «Ребята, если у вас найдутся свои варианты слов, их тоже можно записать на листок-помощник».

По окончании работы группа представляет результаты, доказывая правильность выбранного слова. Уточняю, есть ли у остальных ребят другие варианты. «Казначей» следит за выступлением групп и наполняет шкатулку.

3) Физкультминутка.

4) Подбор слов- признаков.

– Без каких слов предложения получатся унылыми и бесцветными? (Без прилагательных.)

– На какие вопросы отвечают прилагательные  и что обозначают? Подберите подходящие к вашему предмету слова и приклейте их с другой стороны карточки.

Ребятам  даны наборы слов: 

осень(какая?) золотая, хозяйственная, унылая, круглая;

деревья –(какие?) стройные, высокие, молодые, могучие, квадратные;

листья –(какие?) разноцветные, лёгкие, маленькие, любопытные, сухие;

тучи –(какие?) серые, низкие, тяжёлые, лохматые, белые;

дождь – (какой?)холодный, моросящий, нудный, грустный, жёлтый.

После выполнения работы школьники доказывают правильность подобранных слов. Я уточняю, есть ли другие варианты, и одновременно с детьми приклеиваю к своей карточке слова, допуская при выполнении работы ошибку: осень – (какая?) холодная, дождливая, деревянная. Ученикам предлагается проверить результат работы и найти ошибочное слово.

5) Составление предложений из имеющихся слов. Групповая работа.

6) Чтение стихотворения об осени (читает заранее подготовленный ученик). На столах в каждой группе лежит печатный вариант стихотворения.

– Послушайте стихотворение. Внимательно прочитайте стихотворение в группе; подчеркните слова и выражения, которые покажутся вам наиболее яркими и выразительными. Какие слова вы подчеркнули?

4. Домашнее задание.

Далее говорю, что у каждой команды – по одной карточке, на которой напечатано слово, обозначающее предмет и отвечающее на вопрос «что?», и просит прочитать «свои» слова (деревья, листья, тучи, ветер, дождь). Читаю свое слово (осень).

2) Подбор слов-действий. Прошу подобрать к каждому «осеннему» предмету слова, которые отвечают на вопросы «что делает?», «что сделает?». Ученикам предложен набор слов: пришла, плачет, кормит, пыхтит. (Приклеиваю выбранные учениками слова к карточке слова- предмета.)

Затем школьники выполняют аналогичную работу в своих группах.

1-я группа: деревья – качаются, засыпают, скрипят, раздеваются, улыбаются, учатся;

2-я группа: листья –кружатся, шуршат, танцуют, веселятся, мечтают, бездельничают;

3-я группа: тучи – плывут, ползут, плачут, грустят, решают;

4- я группа: дождь – льёт, барабанит, капает, помогает, поливает, ест. 

Учащиеся подбирают подходящие по смыслу слова и приклеивают их к карточке со словом-предметом.

Дополняю задание:

– Придумайте свою тематическую группу осенних слов (слово-предмет + действие предмета + признак предмета).

5. Подведение итога урока, рефлексия.

– Посмотрите, сколько волшебных листочков упало в нашу шкатулку!

Возьмите на память об уроке по волшебному листочку. Прочитайте, что написано на их обратной стороне. («Удачи, успехов…»).

– А в чём потребуются удача и успех? (В написании сочинений).

Изучив немало литературы, посвященную данному вопросу был сделан вывод, что большая часть педагогов описывает свой опыт использования коллективных средств обучения в учебном процессе, нежели теоретические и методические аспекты. В основном данный опыт представлен в журналах «Начальная школа». Эта проблема рассматривалась Поповой А.И., Булановской М.Г., Шаталовым В.Ф., Ривиным А.Г. и другими. Хочется остановиться на одном из них.

Приём Шаталова В.Ф – Границкой А.С.

В.Ф. Шаталов описывает прием, который он обычно использует перед экзаменами. Сначала на протяжении урока (40 мин.) он отвечает на все вопросы экзаменационных билетов. Далее он предлагает всем ученикам подготовиться и на следующем уроке желающие отвечают у доски на любой вопрос из экзаменационных билетов. Приготовив все необходимые записи и чертежи, ребята отвечают каждый на свой вопрос. Отличный ответ у доски дает ученику право экзаменовать всех остальных, но только по этому вопросу. На стенде вывешивается ведомость. В ней по вертикали – фамилии ребят, а по горизонтали – вопрос, по которому экзаменует своих товарищей тот или иной ученик. Все видят, кому из ребят можно сдать мини - экзамен из одного – единственного вопроса. В классе все становятся экзаменаторами и все экзаменующими. Учитель тоже не сидит без дела. Некоторым ребятам он предоставляет право ответить на два, три или четыре вопроса. Кто ответил отлично, тому разрешается принимать экзамен уже не по одному, а по нескольким вопросам или даже по нескольким экзаменационным билетам. Это устраняет очереди к экзаменаторам и возможные конфликты: не хочешь отвечать одному экзаменатору – отправляйся к другому.

Так проходят эти необычные два – три урока. Каждый экзаменатор, выслушав ответы товарищей, ставит им отметки. Они показывают учителю отметки и проставляют в общую ведомость. Окончательно заполненной считается только та клеточка, в которой стоит «пять». По истечению двух – трех уроков в ведомости не остается пустующих клеток. У основной массы учеников стоят только отличные отметки. Таким ученикам подготовка к экзамену не занимает много времени, т.к. они в ходе данных занятий всё изучили, рассказали, повторили. Поэтому на экзаменах такие ученики отвечают успешно, у них нет страха перед тем, что может выпасть невыученный вопрос.

Я думаю, что этот метод можно использовать и в начальных классах. Эту работу можно назвать «работа по вопросникам». Когда заканчивается изучение учебного предмета, то по каждому разделу составляются вопросы. Чтобы ответить на них, требуется знание теории и умение её применять на практике. Например, при изучении русского языка составляются вопросники по темам «имя существительное», «глагол» и т.д. Каждому ученику нужно не только знать ответы на все вопросы по своей теме, но и уметь приводить примеры, быть готовым ответить на все вопросы по другим темам.

В методике работы по вопросникам есть свои преимущества:

  • отвечающий и проверяющий повторяют сразу целый раздел (тему), что способствует систематизации материала;
  • каждый по своей теме проверяет не всех, а только 5-6 человек, после этого берет другую тему;
  • каждого по всем темам проверяют также не один, а несколько раз, при этом обращается внимание, что следует ещё доработать, доучить;
  • вопросники составляются постоянно по мере изучения материала, готовятся ответы, подыскиваются правила, если есть исключения, их выучивают;
  • систематизируется контроль за знаниями обучающихся.

В заключение хочу отметить, в групповой работе не следует ожидать быстрых результатов, поскольку всё осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут закреплены простейшие формы общения. Нужны время и практика, необходим анализ ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливого труда. Итогом является, как правило, рефлексивное оформление проделанной работы, т.е выделение способа её выполнения и полученного (пусть даже не окончательного, а промежуточного) результата.

Ученики осознают основные характеристики групповой работы:

1) целенаправленность (построение замысла и предвидение результата); 

2) распределённость;

3) согласованность. 

Кроме того, коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и контролировать знания, умения и навыки всех обучающихся класса.

После проведения нескольких уроков с использованием групповой работы я предложила своим ученикам  анкету с вариантами ответов: «полностью согласен»; «скорее согласен, чем нет»; «скорее не согласен»; «не согласен».

1. Я считаю, что работать в группах интересно.

2. Знание, которое я получил на уроке, пригодится в жизни.

3. Я люблю высказывать своё мнение.

4. Мне нравится выполнять творческие работы по предмету.

5. Учитель хвалит меня за мою работу и успехи.

6. Я бываю расстроен, когда на уроке мы не работаем в группах.

7. Я стараюсь больше читать дополнительно.

Всего было опрошено 29 школьников, большинство из которых полностью согласились с предложенными позициями.

Таким образом, регулярное и целенаправленное использование на уроках групповой работы позволяет сделать учебную деятельность в полной мере субъективно ориентированной, что, в свою очередь, способствует успешной самореализации обучающихся и их положительной самооценке, принципиально важной для учебной мотивации.

Парная или групповая работа на уроках эстетического цикла усиливает результативность деятельности. На данных уроках хорошо заметны дети, которым комфортно работать одним, и дети, которые в тандеме способны проявить себя гораздо шире и глубже. Замечательно, что ребята, приложившие немало усилий и создавшие в паре аппликацию или иную поделку, никогда не разделяют при анализе общих достижений на своё и чужое. Они говорят: « Мы это сделали вместе».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В чем же заключаются положительные моменты групповой и парной работы?

1) Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.

2) В классе изменились межличностные взаимоотношения. Ребята стали больше проявлять взаимопомощь, у них высокая взаимоответственность и взаимоприемлемость друг друга .

3) Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию. В связи с этим нужно помнить о зоне ближайшего развития, т.е. не предлагать детям работу для контроля знаний, если тема еще не усвоена или качественно не отработана.

4) Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же – повышается творческий потенциал.

5) Знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать на практике. Дифференцируется не только работа в классе, но и домашняя. Диагностика интеллектуального развития показала следующую картину: у троих обучающихся во втором классе по сравнению с первым повысился уровень интеллекта до высокого уровня. У одного обучающегося интеллект со среднего поднялся до уровня выше среднего. У одной обучающейся уровень интеллекта стал средний, был - ниже среднего.

6) Диагностика памяти в четвёртом классе по сравнению с первым показала следующие результаты: у двух учеников повысился уровень памяти до высокого уровня, один ученик стал обладать памятью выше среднего уровня. У четверых ребят уменьшился уровень тревожности. Считаю это результат хорошего психического здоровья у учеников, заложенного в начальной школе.

7) Обучающиеся с удовольствием принимают участие во всех творческих конкурсах, спортивных мероприятиях, проводимых в школе. И не просто участвуют, а занимают призовые места.

Таким образом, считаю, что задачи, которые я ставлю перед собой в своей работе, я успешно решаю.

Психолого-педагогический портрет моего воспитанника-выпускника начальной школы:

  • Эмоциональный, волевой, интеллектуальный, трудолюбивый, усидчивый, внимательный; с развитой речью, мышлением, со способностью ощущать и воспринимать признаки, свойства и качества предметов, с умением чувствовать окружающий мир, с первоначально отработанной памятью: зрительной, слуховой и мажорной; внимательный (умеющий слушать и слышать), рефлексивный (умеющий ощущать себя), умеющий мыслить, обладающий чувством самоконтроля и самостоятельности.

Личностные качества моих  воспитанников  при выпуске из начальной школы:

  • Развиты учебно-познавательные интересы, мотивация достижения успеха, социальная мотивация (долг, ответственность); уверенность в себе, чувство полноценности, трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность, адаптивность, самостоятельность, коммуникативность,  доброжелательность.

Работу с ребенком нужно строить таким образом, чтобы не подавить в нем творческие задатки и найти оптимальный стиль общения, оберегающий индивидуальность ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма работы на уроках в начальной школе.

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы....

Доклад на тему "Групповые формы работы на уроке в начальной школе.

Доклад был подготовлен для выступления на районом МО....

Групповые формы работы на уроках в начальной школе.

Основной формой организации процесса обучения является урок. В начальной школе эффективно использовать на уроках групповые формы обучения, которые позволяют добиться лучшего усвоения материала, ...

Групповые формы работы на уроках в начальной школе.

Материал для выступления на МО учителей начальных классов....

Групповая форма работы на уроках в начальной школе.

В материале дается пояснение тому,как можно использовать груповую форму работы на уроках в начальной школе.В данном материале раскрывается суть применяемой формы работы на уроках. Даны некоторые напра...

Групповая форма работы на уроках в начальной школе

Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, так как современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и ф...

Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.

В материале описываются этапы введения групповой работы в 1 классе...