"Формирование читательских интересов у обучающихся с ОВЗ"
методическая разработка

Карпович (Шарапова) Анна Анатольевна

     Одним из способов улучшения качества жизни ребёнка с ОВЗ  является повышение уровня его социальной адаптации в обществе, что возможно только при определённом объёме знаний об обществе и умение достойно жить в нём. Усвоение ребёнком принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию. Чтение помогает решать ряд задач, которые стоят перед специальной (коррекционной) школой. Ведь чтение, общение с книгой, которая является источником информации, способствует успешной адаптации таких детей в социуме. Чтение играет огромную роль в развитии и образовании учащихся с ОВЗ. Во-первых, чтение – это средство повышения уровня общего развития учащегося. Во-вторых, чтение влияет на развитие речи учащихся: они обогащают свой лексический запас новыми словами и оборотами речи, познают многообразие значений слова, его оттенков, чтение способствует развитию навыка монологической речи, обогащению ее элементами литературного языка. В-третьих, чтение оказывает и воспитательное воздействие: при чтении специально подобранной литературы у детей развиваются положительные нравственные качества, психика обогащается различными  переживаниями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование читательских интересов у обучающихся с ОВЗ

     Одним из способов улучшения качества жизни ребёнка с ОВЗ  является повышение уровня его социальной адаптации в обществе, что возможно только при определённом объёме знаний об обществе и умение достойно жить в нём. Усвоение ребёнком принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию. Чтение помогает решать ряд задач, которые стоят перед специальной (коррекционной) школой. Ведь чтение, общение с книгой, которая является источником информации, способствует успешной адаптации таких детей в социуме. Чтение играет огромную роль в развитии и образовании учащихся с ОВЗ. Во-первых, чтение – это средство повышения уровня общего развития учащегося. Во-вторых, чтение влияет на развитие речи учащихся: они обогащают свой лексический запас новыми словами и оборотами речи, познают многообразие значений слова, его оттенков, чтение способствует развитию навыка монологической речи, обогащению ее элементами литературного языка. В-третьих, чтение оказывает и воспитательное воздействие: при чтении специально подобранной литературы у детей развиваются положительные нравственные качества, психика обогащается различными  переживаниями.

     Интерес к чтению возникает  на основе существующих у человека потребностей.  У ребенка  с ОВЗ  в силу своих психофизиологических особенностей интерес к  чтению, к познанию нового не возникает сам по себе. Слабая познавательная активность является причиной пассивного отношения детей к чтению. Чтение для них трудный и не всегда любимый вид деятельности. Сложности, с которыми сталкиваются дети при чтении, не делают этот процесс популярным.  Важно даже не само умение читать.   У таких детей отмечается бедность представлений, скудность словарного запаса. В значительной мере страдает логический анализ воспринятого материала. Восприятие и понимание текста  носит фрагментарный характер, зачастую наиболее важные части произведения, несущие основную смысловую нагрузку, оказываются упущенными, в результате прочитанный текст теряет свою целостность и законченность, а содержание остается нераскрытым. В понимание прочитанного,  так же входит умение находить информацию или ответ на вопрос по тексту, то есть умение и  понимать и анализировать прочитанное, делать вывод

     Привлечение к чтению детей с ОВЗ  характеризуется значительными трудностями, связанными с такими особенностями, как сниженная любознательность, медленный темп чтения, недопонимание смысла прочитанного, более поздний интерес к книгам, неумение выбрать книгу исходя из своих возможностей.

     В процессе работы по повышению  интереса к чтению у учащихся  я использую различные формы, приемы и виды работ:

     1.Привитие читательской активности в процессе уроков и внеурочной деятельности. Использую различные  дидактические  игры:

«Наборщик» Нужно составить как можно больше других  слов из букв большого слова. Слова должны обозначать предмет.

«Фанты»  Смысл игры заключается в исполнении игроками заданий. Задания надо прочитать на кубиках, понять смысл, выполнить задание.

«Собери и расскажи сказку» Игра знакомит с сюжетами русских народных сказок. Учит детей  из частей составлять целое изображение, называть сказку, действующих лиц, учит последовательно рассказывать сказку, развивает речь, обогащает словарный запас.

Использую и другие дидактические игры, которые позволяют повысить познавательную активность  учеников.

  1. Обеспечение условий для чтения ребенка в семье. Совершенствовать навык самостоятельного чтения.

Были проведены индивидуальные беседы с родителями о том, как лучше организовать чтение литературы дома каждому из учеников исходя из его индивидуальных возможностей. В течение года каждому ребенку  подбираются книги для чтения дома в каникулы. С родителями на итоговом  собрании будут обговорены летние задания для детей. На летние каникулы выдан список художественной литературы для чтения детьми летом, исходя из индивидуальных особенностей каждого.

     3.В пятом классе планирую на каждого ребенка завести читательский дневник.

После прочтения дополнительной литературы произведений по программе дети рисуют  рисунки. Этот вид     работы позволяет им вернуться к прочитанному, осмыслить полученную информацию, пережить вновь те события, которые они отобразили в рисунке. Дети, с помощью педагога:   пересказывают отрывок из произведения, к которому нарисовали рисунок,  составляют рассказ из 2-3 предложений, записывают его.  

     4.Особенности восприятия художественной литературы детьми с ОВЗ связаны со своеобразием их общего психического развития и в частности с особенностями речи.

Известно, что такие дети отличаются недоразвитием речи, которое характеризуется нарушением всех её сторон: смысловой, грамматической, звуковой, а также ограниченностью и бедностью словаря.

 Поэтому становится актуальной  постоянная словарная работа на всех уроках. Работа с лексическим значением слов. Звуко-буквенный анализ слов. Работа со сложными  словами. (Найди 2 слова, объясни значение всего слова).

     5.При знакомстве с художественным произведением дети  не умеют получать удовольствие от интересной сказки или истории, не могут эмоционально реагировать на действия литературных персонажей и сопереживать им.  Главное, к чему должен стремиться педагог в момент первого знакомства с художественным произведением – пробудить у ребёнка желание узнать, о чём в нем рассказывается. Если это удаётся – гораздо эффективнее будет протекать процесс усвоения рассказанного.

     6.Использование при работе с текстами,  пересказе сказок, рассказов  различные виды театрализованной деятельности:  настольный театр, маски, чтение по ролям, серии иллюстраций, которые последовательно изображают происходящие события, поиск и зачитывание интересных  отрывков из произведения, составление плана,  работа с иллюстрациями в учебнике. Затруднения в восприятии текста связаны ещё с тем, что в процессе знакомства с произведением ребёнок должен переходить с позиции слушающего на позицию отвечающего. Тем не менее, при разборе с детьми текстов повествовательного характера необходимо широко использовать ответы на вопросы. В начале вопросы надо задавать в той последовательности, в которой развёртываются описываемые события.  Если такая работа недостаточна, можно использовать мультфильмы, слайды,  отрывки из фильмов и т. д. Организуя беседу по тексту, нужно стремиться к тому, чтобы дети отвечали полными предложениями с помощью дополнительных вопросов добиться сначала кратких, но более точных ответов, потом побудить ребёнка к развёрнутому высказыванию.

     7. Посещение библиотеки формирует интерес к книге. Ознакомление детей  с произведениями художественной литературы является важным направлением коррекционно-воспитательной работы и имеет огромное значение в воспитании и обучении таких детей.

    8.Проведение пятиминуток чтения, используя книги для внеклассного чтения.

    9.Привлечение  внимания к книгам, рассказывая детям  о писателях и поэтах интересные факты из их жизни.

    10.Проведение  акции «Книжкина больница», в которой дети совместно с родителями дома выполняют ремонт учебников и книг.

     Все вышеперечисленные приёмы  способствуют повышению  интереса к чтению  детей с ОВЗ, а педагог должен стремиться к тому, чтобы слушание и чтение художественного произведения стало для ребёнка радостью, удовольствием, игрой. Работа над пониманием художественного произведения  имеет большое значение. Она способствует развитию речи детей, активизирует мыслительную деятельность и воображение ребёнка, позволяет ему осознать взаимосвязь в действиях героев художественного произведения, а в конечном итоге формирует основы  необходимые для дальнейшего развития.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательских интересов младших школьников

Муниципальное учреждение «Муниципальный орган управления образования Сунтарского улуса (района)» МБОУ «Кутанинская СОШ имени А.А.Иванова-Кюндя» VIреспубликанские Самсоновские чтения ...

Влияние школьной библиотеки на развитие читательского интереса у обучающихся

Роль книги в жизни человека велика и как библиотека влияет на развитие читательского интереса....

Мастер - класс "Продуктивное чтение как способ формирования читательского интереса и читательской компетентности"

quot;Читать - это ещё ничего не значит. Что читать и как понимать прочитанное - вот в чём главное". К.Д. Ушинский.Цель мастер-класса: ознакомить участников с технологией продуктивного чтения; за...

Мастер – класс "Продуктивное чтение как способ формирования читательского интереса и читательской компетентности"

Научить ребёнка читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» – важная задача учителя  не только на уроках литературного чтения. С этой целью и была со...

«Формирование читательских интересов у обучающихся с интеллектуальными нарушениями»

В материале представлен опыт работы по фомированию читательских интересов у младших школьников с нарушением интеллекта. Описаны приемы повышения познавательной активности....

Статья на тему: «Важность развития читательского интереса у обучающихся начальной школы»

Изменения в системе образования в последние десятилетия и исследования в области литературоведения, педагогики и психологии создают благоприятные условия для поиска новых путей в области развития инте...