Влияние оценочной деятельности учителя на формирование учебно-познавательной мотивации младших школьников
методическая разработка

Терентьева Наталья Викторовна

Предварительный просмотр:

Влияние оценочной деятельности учителя на формирование учебно-познавательной мотивации младших школьников

Терентьева Наталья Викторовна,

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №4

26.05.2017 (протокол ШМО №4)

Введение.

Оценка – это правильное
кровообращение,
без нее неизбежны застой и
болезненные явления.
Н. Островский

     Во все периоды развития общества происходящие процессы требовали оценки. Для успешной и эффективной деятельности оценка так же необходима, как и правильное кровообращение для полноценного функционирования организма. Любая деятельность, чтобы человек мог в ней совершенствоваться, нуждается в оценке. Именно поэтому оценивание является одним из важнейших компонентов практически любой модели обучения, главная цель которой – это ученик способный к самореализации, саморазвитию, самоорганизации, самоконтролю и самосовершенству, способный быть субъектом учебной деятельности.

     Одна из многих на сегодняшний день актуальных проблем начального образования заключается в том, что у ребенка, пришедшего в школу, есть потребность в самоконтроле и самооценке, но он не владеет механизмами этих процессов. Поэтому, если не способствовать уже в начальной школе формированию оценочной самостоятельности, данная потребность утрачивается, что влечет за собой трудности в обучении.

     Требования к метапредметным результатам начального общего образования в ФГОС предусматривают умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

     Ориентация образовательных стандартов (а, следовательно, и учебного процесса) на достижение планируемых результатов образования особое место в учебном процессе отводит оценке – она выступает одновременно и как цель и элемент содержания, и как средство обучения и учения.

     Так, входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать.

     С другой стороны, система оценивания позволяет получать интегральную и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения, отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении планируемых результатов, обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей, отслеживать эффективность образовательной программы.

     Это налагает особые требования на выстраивание системы оценивания, в частности включение учащихся в контрольно-оценочную деятельность с тем, чтобы они приобретали навыки и привычку к самооценке и самоанализу (рефлексии);

Примеры вопросов для самооценивания:

     Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что…
Наиболее трудным мне показалось…
Я думаю, это потому, что…
Самым интересным было…
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее…
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее…
Я бы хотел попросить своего учителя…

Основная часть.

Что такое оценивание?

    Оценивание – очень объемное понятие: оно включает в себя и процесс, и результат работы. Существует несколько трактовок этого понятия.

Оценивание – это определение позитивных и негативных моментов деятельности.

Оценивание – это контроль качества образования.

Оценивание – это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности.

Оценивание – это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого учитель определяет уровень подготовленности ученика.

Оценивание – это взгляд на свои действия и поступки, результаты своей деятельности.

     Оценивание может осуществляться по-разному:

В виде количественного показателя (чаще всего связанного с объемом усвоенной информации):
– отметка;
– результаты теста в баллах.

В виде качественного показателя:
– словесные высказывания о процессе и результате работы;
– эмоциональная реакция.

     В процессе оценивания ученики должны стать равноправными “партнерами” учителя, то есть, в частности, нести ответственность за свои достижения, уметь их оценивать самостоятельно.

     Формирование в ребенке живого интереса к получению знаний, к исследовательской деятельности, повышение уровня мотивации, развитие коммуникативных навыков, умения слушать и слышать невозможно в современных условиях без обучения детей самооценке и взаимооценке.

Виды оценочной деятельности.

      Самооценка – важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими. Самооценка является важным регулятором поведения человека. От адекватности сформированной самооценки зависит образ собственного “Я” ребенка, его характер, а также отношение к другим людям и миру вокруг.

     Развитие оценочной самостоятельности является ключевым условием решения многих задач сегодняшней реформы образования, так как ребенок должен овладеть не только предметными знаниями, умениями и навыками, но и приобрести самостоятельность в учебных действиях. Самооценка начинает формироваться еще в раннем детстве, но основной период ее становления – школьный возраст.

     Содержательное самооценивание неразрывно связано с умением контролировать себя, сравнивать свой результат с правильным, что немаловажно в учебной деятельности. Содержательная самооценка и взаимооценка необходима для того, чтобы сформировать и развивать оценочную деятельность у детей. Эти же составляющие становятся и условием, и результатом сотрудничества между учителем и учеником.

     Чтобы ребенок научился себя адекватно оценивать как ученика, нужно, прежде всего, позаботиться об общей его самооценке, на формирование которой влияют следующие факторы: мнение родителей, стиль домашнего воспитания, мнение сверстников, наличие или отсутствие навыков учебной деятельности, оценка воспитателей и учителей, собственный жизненный опыт.

     Приемы формирования самооценки делятся на письменные, комплексные, вербальные.

     К письменным приемам можно отнести дневник или журнал добрых дел. В именной тетради каждому школьнику пишут благодарности, поздравления, “ теплые слова”, комплименты. Лучше всего, если работу над тетрадью начнет классный руководитель, который напишет благодарность за хорошую работу по уборке класса, пришкольной территории, участие в мероприятии и т.д. Одноклассникам первое время предлагают дополнить тетрадь добрыми словами за какие-либо дела, успехи или просто так. Периодически эту тетрадь можно предлагать родителям на родительских собраниях для дополнительных благодарных слов своим детям (можно и друзьям детей в их тетрадях). Данная тетрадь станет отличным подарком выпускнику, а журнал – частью летописи класса.

     К комплексным можно отнести игру “Мы оба похожи…”. Сидящие в парах молча и внимательно смотрят друг на друга, после чего в своей тетради (или на листочке) пишут пять признаков, которые присущи и тому, кто пишет и партнеру по игре. Признаки могут быть о внешности, чертах характера, учебных успехах и др. После этого партнеры обмениваются записями. В случае совпадения признаков – возможно установление понимания или принятия партнера (эмоциональная связь), в случае несовпадений – каждый получает по 10 комплиментов, так как в записях чаще всего отмечаются именно положительные качества и свойства.

     Вербальные оценки могут играть доминирующую роль в формировании самооценки ученика. Это связано с тем, что эти оценки более лабильны, эмоционально окрашены, более доходчивы до учащихся. Можно проводить такие игры: “Горячий стул” (на стул приглашается один человек из класса, каждый из присутствующих говорит ему одним или двумя словами комплимент); “Я хороший потому, что…” (Ребята в парах по очереди называют друг другу 10 своих положительных качеств. Правила: сначала один говорит о себе, а другой считает, затем наоборот. Второй не должен повторяться.)

     Родители задают исходный уровень в формировании самооценки, хотя редко задумываются о том, что думает ребенок о самом себе.

     Научить ребят объективно оценивать свои ответы невозможно, не научив их объективно оценивать ответы своих одноклассников. Поэтому, наверное, в начальной школе дети с большим желанием оценивают друг друга, нежели дают оценку своим действиям и знаниям. Для того чтобы дети научились адекватно оценивать сначала одноклассников, а впоследствии и самого себя, необходимо вместе с детьми вырабатывать четкие критерии, по которым легко вынести суждение об ответе и поставить отметку. Большая трудность в устной оценочной деятельности в том, что дети в начальной школе не умеют еще аргументировать достаточно емко и точно, и оценивание занимает много времени на уроке.

     При взаимооценке работа чаще всего происходит в парах: пересказ текста друг другу на устных предметах, взаимоконтроль с последующей оценкой написанного за урок по русскому и математике, кратковременные самостоятельные работы с проверкой по эталону, взаимодиктанты словарных слов с последующей проверкой по словарю.

Из опыта работы.

     Результаты исследования самооценки и ее влияния на учебу дали следующие результаты.

     Группа детей с высокой адекватной самооценкой, характеризующейся уверенностью в себе, высокими умственными способностями, волевыми качествами, настойчивостью, ответственностью составляет 3 человека, их отличает самодисциплина и готовность оказать товарищу посильную помощь, четкое разграничение своих прав и обязанностей.

     Дети из группы со средней самооценкой характеризуются отсутствием лидерских амбиций, желанием не выделяться, держаться усредненных позиций. К ним относятся 16 учеников.

     Дети из группы с низкой самооценкой обнаруживают отсутствие собственного достоинства, неумение постоять за себя, боязнь ответственности, безразличие к учебной и другим видам деятельности. Таких в классе 2 ученика.

     Два ученика имеют устойчиво завышенную самооценку, два ученика – крайне неустойчивую. (По данным школьного психолога).

      Уже в 1-м классе мы применяли для оценивания своих достижений цветные сигналы, предлагаемые в дневниках:
зеленый цвет – ученик не допустил ни одной ошибки и доволен своей работой;
желтый цвет – в работе допущены неточности, но работой своей удовлетворен;
красный цвет – допущено много ошибок, работой не доволен.

     Эти сигналы использовались и для рефлексии учебной деятельности:
зеленый цвет – работа понравилась, хочу выполнить еще;
желтый цвет – работа понравилась;
красный цвет – работа не понравилась.

     Для рефлексии используются не только сигналы, но и обязательное устное обоснование желающих высказаться ребят.

     Такого же цвета кружки использовались для самооценивания письменной работы в тетрадях, прописях, дневниках.

      Со второго класса в диалогах “учитель – ученик” использовались следующие методические приемы формирования оценочной деятельности:

– В начале урока сообщается детям, какие важные дела предстоит выполнить;
– При подведении итогов урока задаются следующие вопросы:

  • Как, по-вашему, проходил сегодняшний урок?
  • Насколько он увлек вас?
  • Какие задания вам понравились, а какие – нет?
  • Что вы хотите посоветовать учителю?
  • К чему каждый из вас стремился? Чего достиг?
  • Насколько успешно мы выполнили намеченный план?
  • Какие возникли проблемы?

– При оценке работы ребенка особое значение придается:

  • упорству, старанию, труду;
  • достигнутому успеху;
  • личной позиции ученика;
  • мотиву, побуждению, стремлению;
  • возможностям ребенка достичь большего результата.

– Поощрение в ребенке:

  • смелости ума, умения сомневаться, способность идти на разумный риск;
  • готовности защищать свою точку зрения;
  • творческого подхода;
  • пытливости, любознательности;
  • самоконтроля, способности оценить свою работу;
  • стремления находить и исправлять свои ошибки.

      Впоследствии для повышения уровня каллиграфии в тетрадях по русскому языку применяю следующий прием: на листочек ребенок списывает небольшой текст из тетради по чистописанию под заголовком “Я умею писать красиво”. Этот листочек прикрепили на обложку тетради. В начале урока обязательно обращается внимание учащихся на этот эталон, написанный каждым из них. Выполняя классную или домашнюю работу, в конце ребенок сравнивает написанное со своим же образцом, на полях чертит вертикальную шкалу, на которой отмечает крестиком уровень каллиграфии. При проверке тетради, если согласна, крестик обвожу, если нет – ставлю свой или выше, или ниже отметки ученика. В результате такой работы каллиграфия улучшилась у 28 % учащихся.

     При устном самооценивании и взаимооценивании, например, для пересказа у доски перед всем классом или в паре выбираются совместно с учащимися следующие критерии:
громкость, последовательность, выразительность, темп.

     Для чтения наизусть – точность, громкость, темп, интонация, обязательное называние автора и заголовка.

     Для самоконтроля и самооценки на уроках чтения использую “Лист – список стихов, обязательных для заучивания”. Этот список составляется на полугодие, прикрепляется к внутренней обложке дневника. При получении отметки за стихотворение ученик закрашивает строчку с названием, часть ребят использует цвета: зеленый, желтый, красный, часть просто закрашивает одним цветом. В этой же строке ставят отметку, полученную за данное стихотворение.

     При чтении художественного текста к предыдущим критериям добавляется умение читать целыми словами, соблюдение знаков препинания, умение читать без ошибок.

     Ребята с большим вниманием следят за пересказом, чтением своих одноклассников. Большая часть ребят оценивает себя адекватно. Только 2 ученика, у которых низкая учебная мотивация, не умеют, не пытаются и не испытывают потребности в оценке своих действий ни самостоятельно, ни по просьбе учителя, но более охотно оценивают других.

     На уроках математики использую “Тематический оценочный лист”.

     В него внесены основные требования программы. Ребенок берет карточку по определенной теме, выполняет ее и цветом обозначает уровень выполненного задания. Если сделано без ошибок – ставится зеленый, если с ошибками – желтый. Есть возможность исправить, поработав над данной темой, и снова выполнить контрольную карточку.

      В 3-ем классе была проведена анкета по самооценке и взаимооценке. В ней было 2 вопроса.

1. Когда учитель предлагает самостоятельно оценить свой ответ, мне
а) легко – 21%;
б) трудно – 37,5%;
в) интересно – 21%;
г) неинтересно – 4%;
д) хочу продолжать этому учиться – 12%;
е) не хочу этим заниматься – 4%.

2. Когда учитель предлагает оценить ответ одноклассника, мне…
а) легко – 41%;
б) трудно – 4%;
в) интересно – 41%;
г) неинтересно – 8%;
д) хочу продолжать этому учиться – 4%;
е) не хочу этим заниматься – 0%.

     Кроме индивидуального самооценивания и взаимооценивания на уроках пытаюсь формировать у детей умение оценивать собственную работу и работу одноклассников в рамках групповой деятельности.

Например: (Слайд 11)

Заключение.

      Сформулируем наиболее важные принципы приемов обучения детей самооцениванию и взаимооцениванию.

1. Если оценка взрослого предшествует детской, то ребенок либо некритично воспринимает ее, либо отвергает. Обучение разумному оцениванию целесообразно начинать с самооценочного суждения ребенка.

2. Оценка не должна носить обобщающий характер. Ребенку сразу предлагается оценивать различные аспекты своих усилий или конкретные результаты работы своего одноклассника.

3. Самооценка и взаимооценка ребенка должна соотноситься с оценкой взрослого лишь тогда, когда есть объективные критерии оценки, равно обязательные и для учителя и для ученика.

4. Если оцениваются качества, не имеющие однозначных образцов-эталонов, каждый ученик имеет право на собственное мнение, а дело взрослого – знакомить детей с мнениями друг друга, уважая каждое, ничье не оспаривая и не навязывая им ни своего мнения, ни мнения большинства.

     В заключение можно сказать, что оценочная деятельность ученика способствует формированию его коммуникативных навыков, умения обосновывать свое решение, отстаивать свою точку зрения, развивает критическое мышление, приводит к повышению мотивации учебной деятельности.

Список используемой литературы.

  1. Начальная школа плюс до и после. Ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал. № 1–2003 г., 3–2005 г., 2–2007., 12–2003 г., 4–2004 г., 6–2005 г., 6–2003 г.
  2. Н.В.Калинина, С.Ю.Прохорова, А.Я.Горбылева. Методика оценки учебных достижений в начальной школе. – М.: Аркти. 2006.
  3. Оценка без отметки. Сборник. Составитель О.Варшавер – М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность учителя начальных классов. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности

В сообщении содержится тезис о важности духовно-нравственного воспитания  и развития патриотизма с младшего школьного возраста....

Мастер-класс Формирование учебно-познавательной компетентности личности младшего школьника

Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования  учителяЗадачи мастер-класса:  передача своего опыта путем прямого и комментированного показа последоват...

Статья обобщения опыта по теме "Применение технологии личностно-ориентированного подхода в формировании учебно-познавательных компетенций у младших школьников с ОВЗ".

В статье представлен многолетний опыт работы с детьми с ОВЗ по внедрению технологии личностно-ориентированной работы...

Роль учителя в формировании нравственных ценностей у младших школьников через внеурочную деятельность

В последнее время проблеме нравственных ценностей уделяется достаточно внимания, это обусловлено социально-экономическим состоянием нашей страны.   В статье описывется роль учителя в формиро...

Основы формирования положительной учебной мотивации младших школьников с ЗПР

В статье описаны основные причины и проблемы при формировании положительной учебной мотивации у младших школьников  с ЗПР, а также даны практический рекомендации для учителей и родителей при рабо...

«Роль учителя в формировании нравственных ценностей у младших школьников через урок и внеурочную деятельность"

Доклад .Тема: "Рольучителя вформировании нравственных ценностей у младших школьников  через внеурочную деятельность"...