Роль проектов в достижении метапредметных результатов в начальной школе
проект (4 класс)

Тощакова Светлана Васильевна

Материал статьи кратко рассказывает о теоретических аспектах применения проектной технологии в начальной школе и о том, как использование этой технологии может выглядеть на практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль проектов в достижении метапредметных результатов.

Педагог Тощакова С. В.


      Универсальность метапредметных УУД состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметным материалом и на любом уроке.

   Основное содержание формирования метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг того, чтобы научить ребенка учиться, поэтому девизом к этим УУД можно взять лозунг «Учись учиться!». Именно такому девизу соответствует проектная деятельность в начальной школе. Если обобщить свой опыт работы над проектами, то можно с уверенностью сказать, какие метапредметные УУД развиваются в учениках начальной ступени образования при решении проектных задач и выполнении проектов в целом:

 -  умение планировать свое речевое и неречевое поведение;
 -  коммуникативная компетенция;
 - умение четко определять области знаемого и незнаемого;
 - умение ставить перед собой цели и определять задачи; 
 - развитие исследовательских учебных действий;
 - развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность этих фактов;
- осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку в процессе коммуникативной деятельности.
 Именно такие результаты будут являться мостами, связывающими все учебные предметы и помогут ребятам успешно адаптироваться к дальнейшему обучению.

Осуществляя проектную деятельность, следует отметить, что:

1) матапредметные УУД должны представлять собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития;
2) развитие системы формирования метапредметных результатов   осуществ-ляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познава-тельной сфер ребёнка.
       В пользу использования проектной работы в развитии метапредметных УУД говорят  возрастные особенности младших школьников:

  1. Чувство взрослости – отношение детей с окружающим миром.
  2. Склонность к фантазированию и некритическому планированию своей работы уступает место авторскому замыслу самих детей.
  3. Стремление младших школьников проводить эксперименты со своими возможностями и способностями.

Исходя из этих возрастных особенностей, педагог для успешной и эффективной работы должен организовать время, место, средства и способы организации проектной работы, если придерживаться мнения, что проект есть целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени.

Следует отметить, что применение проектов в практике работы развивает в детях не только метапредметные  УУД, но и имеет педагогические эффекты:

  1. Задает реальную возможность организации сотрудничества детей между собой при решении поставленной задачи.
  2. Учит способу проектирования через специально разработанные задания.
  3. Дает возможность посмотреть, как группа детей осуществляет перенос известных им способов решения в другую модельную ситуацию. Иногда эти способы решения задачи должны быть реконструированы самими детьми.

В ходе выполнения проектов, таким образом, у младших школьников формируются следующие способности:

- рефлексия (умение видеть проблему, анализировать сделанное, видеть ошибки);

- целеполагание (ставить и удерживать цель);

- планирование (составлять план любой работы);

- моделирование (представлять способ действия в виде модели, схемы, выделять существенное и главное);

- инициативность при нахождении способов решения задач;

- коммуникация (взаимодействие при решении задач, отстаивание своих позиций, поиск аргументов в отклонении других точек зрения).

        Выполняя проекты или решая проектные задачи, ребята не ограничиваются рамками обычного традиционного задания, дети вольны придумывать, фантазировать. Кроме того, поддерживая детскую индивидуальность, проекты дают возможность опробовать различные пути решения и достижения цели. Проектная деятельность помогает и сложиться ученическому коллективу, поскольку учит детей видеть и слышать друг друга. Появляются культурные способы взаимодействия детей. Осваивается реальная практика произвольности поведения: самоорганизация всей группы и каждого внутри ее, управление собственным поведением в групповой работе.

        Однако, нужно сказать, что начальная школа – это еще не место для настоящих учебных проектов, потому что дети в начальной школе  не могут самостоятельно сформулировать гипотезу, проблему, которую надо решить, не могут самостоятельно находить способы  решения этой проблемы без подсказки педагога. Как сказал Л. С. Выготский, проектная деятельность по отношению к младшим школьникам – это «зона ближайшего развития».

        Если говорить о метапредметных результатах по возрастным категориям, то 1 и 2 классы – это однопредметные проекты, которые больше направлены на расширение границ знаемого по одному предмету. Например, «Математика на кухне», «Путешествие в слово», «Дружная семейка».

В 3-4 классах более эффективны и целесообразны проекты, которые интегрированы.

Пример.  Литературное чтение. Д. Н. Мамин-Сибиряк. Сказка «Листопадничек». Кроме того, что дети работали над разными видами чтения (выразительное, выборочное, чтение по ролям), составляли характеристику главного героя, узнали из сказки о жизни бобров. Один из видов работы – «Что рассказала сказка о бобрах?» .  Другое задание – «Жизнь  бобров». Ребята открыли справочники, энциклопедии, обратились к Интернет-ресурсам с целью как можно подробно узнать о жизни бобров. Нарисовали рисунки, сделали фотографии. Пришли к выводу, что сказка «Листопадничек» - сказка научная. Чтение, окружающий мир, искусство соединились в одном проекте. Кроме того, обратились к краеведческому материалу (Рыльский район, середина ХХ века. Вымерло огромное поселение бобров из-за хозяйственной деятельности человека- осушения территории).

Следует отметить, что в получении хороших метапредметных результатов играют достойную роль информационные технологии. Например, веб-квест технология. Проведенный интегрированный открытый урок по теме «Маски и куклы», показал, что ребята могут самостоятельно по плану работать с Интернет-ресурсами. Осваивать Интернет к уроку дети начали с Викепедии. Узнали о венецианском карнавале, познакомились с героями итальянской комедии дель арте, побывали на родине театра – в Древней Греции, расширили границы знаний о масках в Древней Руси.

Свое выступление закончу словами:

 «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи» (И. Г. Песталоцци)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы отслеживания метапредметных результатов в начальной школе.

Способы отслеживания метапредметных результатов в начальной школе. Презентация...

Выступление на педагогическом совете. « Проектная деятельность обучающихся как средство формирования метапредметных результатов в начальной школе в рамках ФГОС НОО».

Представлено выступление на педагогическом совете по теме " Проектная деятельность обучающихся как средство формирования метапредметных резултатов  в начальной школе в рамках ФГОС НОО"....

Выступление на педагогическом совете "Оценка метапредметных результатов в начальной школе.Итоги ВПР в 4-ых классах".

Выступление на педагогическом совете "Оценка метапредметных результатов в начальной школе.Итоги ВПР в 4-ых классах"....

Диагностика достижения метапредметных результатов ФГОС начального общего образования

Диагностика достижения метапредметных результатов ФГОС начального общего образованияКодификатор универсальных учебных действий...

«Современные образовательные технологии как способ достижения метапредметных результатов в начальной школе»

Сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным д...