Универсальные учебные действия как основа реализации ФГОС НОО (практикум)
методическая разработка

Адамбаева Людмила Анатольевна

Опыт работы по формированию и развитию УУД у обучающихся  был представлен на заседании школьного методического объединения

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 24.05.17.zip1.57 МБ

Предварительный просмотр:

Готовность учителя к использованию УУД включает:

- владение содержанием каждого из УУД и связей между ними;

- умение выбирать УУД в зависимости от цели обучения, специфики учебного предмета, возрастных особенностей учащихся;

- способность организовывать деятельность учащихся по формированию УУД.

Виды УУД

Уровни проявления

Деятельность педагога по развитию УУД

Творческий

Репродуктивный

Достаточно необходимый

Личностные:

самоопределение,

смыслообразование,

нравственно-этическая ориентация.

- способен испытывать гордость за свою Родину, народ и историю;

-готов осознавать ответственность за благосостояние общества;

-способен осознавать этническую принадлежность и культурную идентичность на основе сформированности «Я» как гражданина России;

-владеет умением устанавливать связи между целью учебной деятельности и

её мотивом;

-умеет соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;

-проявляет активность в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций. 

- понимает сопричастность и испытывает гордость за свою Родину, народ и историю; осознаёт ответственность человека за благосостояние общества;

- осознаёт этническую принадлежность и культурную идентичность на основе осознания «Я» как гражданина России;

- устанавливает связи между целью учебной

деятельности и её мотивом;

- знает моральные нормы;

- участвует в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций 

-позитивно принимает информацию о Родине, истории;

-знает нормы и правила морального поведения и применяет их под контролем старшего;

-понимает задачи деятельности и применяет их в практической ситуации;

- не проявляет активности в работе органов школьного самоуправления 

- создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учеников к учению;

- формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения (осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью); обеспечение учеников необходимыми средствами решения задач, оценивание знаний учащегося с

учетом его новых достижений;

- организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества. 

Регулятивные:

целеполагание, планирование,

прогнозирование,

контроль,

коррекция,

оценка,

саморегуляция. 

- готов выбирать средства для организации своего поведения;

- умеет помнить и удерживать правило, инструкцию во времени;

- способен планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу;

- способен предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки;

- умеет начинать выполнение

действия и заканчивать его в требуемый временной момент;

- умеет тормозить реакции, не имеющие отношения к цели;

- способен взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.  

- осуществляет действие по образцу и заданному правилу;

- сохраняет заданную цель;

- обнаруживает указанную ошибку и исправляет её по указанию взрослого;

- контролирует свою деятельность по результату;

- адекватно воспринимает оценку взрослого и сверстника. 

-осуществляет деятельность пошагово, нуждается в контроле и помощи педагога;

-выполняет деятельность по плану, предложенному учителем;

-самостоятельно не способен найти и исправить допущенную ошибку;

-не способен самостоятельно контролировать свою деятельность;

- не всегда адекватно воспринимает критические замечания со стороны взрослых и сверстников

- постановка перед учеником задачи оценивания своей деятельности. Не учитель оценивает ученика и сообщает ему оценку в готовом виде, а с самого начала обучения перед ребёнком ставят как особую задачу оценку результатов своей деятельности;

- предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты; способы учебного взаимодействия; собственные 

возможности осуществления деятельности;

- организация объективации для ребёнка изменений в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений;

- формирование у ученика установки на улучшение результатов своей деятельности. Оценка становится необходимой для того, чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать;

- формирование у учащегося умения сотрудничать с учителем и самостоятельно вырабатывать и применять критерии дифференцированной оценки в учебной деятельности,

включая умение проводить анализ причин неудач и выделять недостающие операции и условия, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи;

- организация учебного сотрудничества учителя с учеником, основанного на взаимном уважении, принятии, доверии, эмпатии и признании индивидуальности каждого ребёнка. 

Познавательные:

общеучебные действия,

логические действия,

постановка и решение задач.

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельно выделяет и формулирует познавательные цели;

- осуществляет поиск и выделение необходимой информации; применяет методы информационн

ого поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- умеет осознанно и произвольно построить речевое высказывание в устной и письменной форме;

-способен осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- умеет поставить и сформулировать проблему, самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

-готов осуществлять знаково-символические действия: моделирование, преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

- контролирует и оценивает процесс и результат своей деятельности;

- владеет смысловым чтением; извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; определяет основную и второстепенную информацию; свободно ориентируется и воспринимает тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимает и адекватно  

оценивает язык средств массовой информации.

Логические универсальные действия:

- анализирует объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- умеет выбрать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов;

- устанавливает причинно-следственные связи;

- умеет построить логические цепи рассуждений;

- умеет доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать.

Постановка и решение проблемы:

- умеет формулировать проблему;

- самостоятельно создаёт способы решения проблем творческого и поискового характера.

-обнаруживает изменения, происходящих с объектом по результатам наблюдений, простых опытов, работы с имеющейся информацией.

-анализирует результаты сравнения

для получения самостоятельно разработанного образовательного продукта

- умеет вести сравнение признаков по одному или нескольким основаниям.

-использует соответствующих приборы и инструменты для решения практических задач.

-работает с простейшими готовыми предметами, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов.  

- владеет элементарными навыками наблюдения за объектами окружающего мира;

- знает основные признаки объекта изучения;

- под руководством учителя выявляет с помощью

сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов;

- под руководством учителя знакомится с решением задач творческого характера;

- под руководством учителя проводит простейшие измерения разными способами;

- под руководством учителя составляет простой план наблюдения за объектами;

- выполняет рекомендации учителя по поддержанию внимания на учебном занятии.

- формирование умения целенаправленно осуществлять наблюдение за объектами;

- формирование умения выполнять творческие, исследовательские, проектные работы;

- формирование умения решать учебные задачи на сравнение,

анализ объекта, выделение общего и различного, установление аналогий;

- разработка памяток по формированию умений пользоваться источниками информации;

- ежеурочная отработка техники чтения;

- разработка приёмов поддержания работоспособности школьников, применение здоровьесберегающих технологий.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

постановка вопросов;

разрешение конфликтов;

управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;

владение монологической и диалогической формами речи.

- умеет планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- умеет ставить вопросы – инициативное сотрудничество при поиске и сборе информации;

- умеет разрешать конфликты – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- умеет управлять поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

- умеет достаточно полно и точно выражать свою мысль в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владеет монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- ориентируется на позицию других людей, отличную от собственной, уважает иную точку зрения;

- умеет обосновывать собственное мнение – умеет договариваться, находить общее решение;

- умеет аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;

- имеет способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

- осуществляет взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий;

- способен строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

- умеет с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности.

- имеет потребность в общении со взрослыми и сверстниками;

- владеет определёнными вербальными и невербальными средствами общения;

- имеет эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества;

- ориентируется на партнёра по общению, умеет слушать собеседника.

-умеет кратко пересказать содержания информации;

-правильно и осознанно читает вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) и про себя;

-поиск информации ограничен учебником;

-может определить тему и главную мысли текста при его устном и письменном предъявлении.

-владеет первоначальными

умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера.

- читает в соответствии с требованиями программы.

- организация отдельных учебных заданий совместного типа (т.е. заданий, при выполнении которых идёт активное взаимодействие учеников, сотрудничество, обмен информацией, обсуждение различных точек зрения);

- организация уроков в форме диалога, дискуссии;

- учить чётко и грамотно выражать свои мысли, аргументировать своё мнение и отступать от неверных доводов, принимать позицию собеседника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС»

Выступление на пед .совете по теме:"Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС"...

«Учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа»- основа реализации ФГОС»

    Наша школа вот уже шестой год  работает по программе «Перспективная начальная школа». Хочу выразить наше мнение по этому поводу....

Нормативно-правовые основы реализации ФГОС ОО

Нормативно-правовое основы реализации ФГОС ОО....

Статья Формирование универсальных учебных действий при реализации ФГОС ОВЗ

В этой статье описаны примеры реализации ФГОС ОВЗ на примере универсальных учебных действий...

Универсальные учебные действия в реализации системно-деятельностного подхода

В основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегос...