Универсальные учебные действия как основа реализации ФГОС НОО (практикум)
методическая разработка
Опыт работы по формированию и развитию УУД у обучающихся был представлен на заседании школьного методического объединения
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Готовность учителя к использованию УУД включает:
- владение содержанием каждого из УУД и связей между ними;
- умение выбирать УУД в зависимости от цели обучения, специфики учебного предмета, возрастных особенностей учащихся;
- способность организовывать деятельность учащихся по формированию УУД.
Виды УУД | Уровни проявления | Деятельность педагога по развитию УУД | ||
Творческий | Репродуктивный | Достаточно необходимый | ||
Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. | - способен испытывать гордость за свою Родину, народ и историю; -готов осознавать ответственность за благосостояние общества; -способен осознавать этническую принадлежность и культурную идентичность на основе сформированности «Я» как гражданина России; -владеет умением устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом; -умеет соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; -проявляет активность в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций. | - понимает сопричастность и испытывает гордость за свою Родину, народ и историю; осознаёт ответственность человека за благосостояние общества; - осознаёт этническую принадлежность и культурную идентичность на основе осознания «Я» как гражданина России; - устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивом; - знает моральные нормы; - участвует в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций | -позитивно принимает информацию о Родине, истории; -знает нормы и правила морального поведения и применяет их под контролем старшего; -понимает задачи деятельности и применяет их в практической ситуации; - не проявляет активности в работе органов школьного самоуправления | - создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учеников к учению; - формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения (осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью); обеспечение учеников необходимыми средствами решения задач, оценивание знаний учащегося с учетом его новых достижений; - организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества. |
Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. | - готов выбирать средства для организации своего поведения; - умеет помнить и удерживать правило, инструкцию во времени; - способен планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу; - способен предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки; - умеет начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент; - умеет тормозить реакции, не имеющие отношения к цели; - способен взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. | - осуществляет действие по образцу и заданному правилу; - сохраняет заданную цель; - обнаруживает указанную ошибку и исправляет её по указанию взрослого; - контролирует свою деятельность по результату; - адекватно воспринимает оценку взрослого и сверстника. | -осуществляет деятельность пошагово, нуждается в контроле и помощи педагога; -выполняет деятельность по плану, предложенному учителем; -самостоятельно не способен найти и исправить допущенную ошибку; -не способен самостоятельно контролировать свою деятельность; - не всегда адекватно воспринимает критические замечания со стороны взрослых и сверстников | - постановка перед учеником задачи оценивания своей деятельности. Не учитель оценивает ученика и сообщает ему оценку в готовом виде, а с самого начала обучения перед ребёнком ставят как особую задачу оценку результатов своей деятельности; - предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты; способы учебного взаимодействия; собственные возможности осуществления деятельности; - организация объективации для ребёнка изменений в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений; - формирование у ученика установки на улучшение результатов своей деятельности. Оценка становится необходимой для того, чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать; - формирование у учащегося умения сотрудничать с учителем и самостоятельно вырабатывать и применять критерии дифференцированной оценки в учебной деятельности, включая умение проводить анализ причин неудач и выделять недостающие операции и условия, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи; - организация учебного сотрудничества учителя с учеником, основанного на взаимном уважении, принятии, доверии, эмпатии и признании индивидуальности каждого ребёнка. |
Познавательные: общеучебные действия, логические действия, постановка и решение задач. | Общеучебные универсальные действия: - самостоятельно выделяет и формулирует познавательные цели; - осуществляет поиск и выделение необходимой информации; применяет методы информационн ого поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - умеет осознанно и произвольно построить речевое высказывание в устной и письменной форме; -способен осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - умеет поставить и сформулировать проблему, самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; -готов осуществлять знаково-символические действия: моделирование, преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; - контролирует и оценивает процесс и результат своей деятельности; - владеет смысловым чтением; извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; определяет основную и второстепенную информацию; свободно ориентируется и воспринимает тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимает и адекватно оценивает язык средств массовой информации. Логические универсальные действия: - анализирует объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - умеет выбрать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов; - устанавливает причинно-следственные связи; - умеет построить логические цепи рассуждений; - умеет доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать. Постановка и решение проблемы: - умеет формулировать проблему; - самостоятельно создаёт способы решения проблем творческого и поискового характера. | -обнаруживает изменения, происходящих с объектом по результатам наблюдений, простых опытов, работы с имеющейся информацией. -анализирует результаты сравнения для получения самостоятельно разработанного образовательного продукта - умеет вести сравнение признаков по одному или нескольким основаниям. -использует соответствующих приборы и инструменты для решения практических задач. -работает с простейшими готовыми предметами, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов. | - владеет элементарными навыками наблюдения за объектами окружающего мира; - знает основные признаки объекта изучения; - под руководством учителя выявляет с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов; - под руководством учителя знакомится с решением задач творческого характера; - под руководством учителя проводит простейшие измерения разными способами; - под руководством учителя составляет простой план наблюдения за объектами; - выполняет рекомендации учителя по поддержанию внимания на учебном занятии. | - формирование умения целенаправленно осуществлять наблюдение за объектами; - формирование умения выполнять творческие, исследовательские, проектные работы; - формирование умения решать учебные задачи на сравнение, анализ объекта, выделение общего и различного, установление аналогий; - разработка памяток по формированию умений пользоваться источниками информации; - ежеурочная отработка техники чтения; - разработка приёмов поддержания работоспособности школьников, применение здоровьесберегающих технологий. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий; владение монологической и диалогической формами речи. | - умеет планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; - умеет ставить вопросы – инициативное сотрудничество при поиске и сборе информации; - умеет разрешать конфликты – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - умеет управлять поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра; - умеет достаточно полно и точно выражать свою мысль в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - владеет монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - ориентируется на позицию других людей, отличную от собственной, уважает иную точку зрения; - умеет обосновывать собственное мнение – умеет договариваться, находить общее решение; - умеет аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; - имеет способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов; - осуществляет взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий; - способен строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; - умеет с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности. | - имеет потребность в общении со взрослыми и сверстниками; - владеет определёнными вербальными и невербальными средствами общения; - имеет эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества; - ориентируется на партнёра по общению, умеет слушать собеседника. | -умеет кратко пересказать содержания информации; -правильно и осознанно читает вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) и про себя; -поиск информации ограничен учебником; -может определить тему и главную мысли текста при его устном и письменном предъявлении. -владеет первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера. - читает в соответствии с требованиями программы. | - организация отдельных учебных заданий совместного типа (т.е. заданий, при выполнении которых идёт активное взаимодействие учеников, сотрудничество, обмен информацией, обсуждение различных точек зрения); - организация уроков в форме диалога, дискуссии; - учить чётко и грамотно выражать свои мысли, аргументировать своё мнение и отступать от неверных доводов, принимать позицию собеседника. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный метод в обучении – основа реализации ФГОС начального общего образования.
О применении деятельностного метода в нчальной школе....

Деятельностный метод в обучении – основа реализации ФГОС начального общего образования.
О применении деятельностного метода в нчальной школе....
« Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС»
Выступление на пед .совете по теме:"Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС"...

«Учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа»- основа реализации ФГОС»
Наша школа вот уже шестой год работает по программе «Перспективная начальная школа». Хочу выразить наше мнение по этому поводу....

Статья Формирование универсальных учебных действий при реализации ФГОС ОВЗ
В этой статье описаны примеры реализации ФГОС ОВЗ на примере универсальных учебных действий...

Универсальные учебные действия в реализации системно-деятельностного подхода
В основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегос...

