«Оценочная деятельность учителя в начальной школе»
методическая разработка

Методическая разработка. Последнее время мы часто говорим, что нашему российскому  обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, инициативные и самостоятельные. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenochnaya_deyatelnost.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления: «Оценочная деятельность учителя в начальной школе»

             Последнее время мы часто говорим, что нашему российскому  обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, инициативные и самостоятельные. А ведь в появлении самостоятельности, инициативности и ответственности особое значение имеет умение оценивать свою деятельность. В федеральном государственном стандарте система оценивания занимает особое место.

              Оценочная деятельность учителя – основа для формирования самооценки у обучающихся. Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться. Методическая сторона сводится к применению в учебном процессе преимущественно индивидуальных эталонов, создающих условие для рефлексивной оценки обучающимися своих действий.

                Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности обучающегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки в начальных классах является актуальным в настоящее время, где совершенно четко видна необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и ученика.

                Очень важно начинать применять приемы оценочной деятельности уже с первого класса, несмотря на то, что в данный период учитель находится в условиях безотметочного обучения. Учитель вместе с обучающимися выбирают те критерии, по которым они смогут оценить свою работу.  На первом этапе достаточно 1-2 критерии. Например, на уроке письма это может быть аккуратность и правильность написания букв, а на уроке математики аккуратность и правильность написания цифр.

               Выполнив задание, обучающийся оценивает свою работу по заранее определенному критерию (правильность и аккуратность). Если ученик правильно  и аккуратно написал букву или цифру, он на шкале самоконтроля вверху ставит «крестик».   Если один недочет- шаг ниже, если две ошибки еще ниже. Крестик на середине шкалы соответствует базовому уровню выполнения работы. Во время проверки я могу согласиться с самооценкой обучающегося и тогда обвожу крестик красным цветом, или, не согласиться и расположить свой красный крестик выше или ниже по оценочной шкале. Мой вариант оценки особенно важен тем детям, чья самооценка завышена или занижена. Озвучивая результаты работы, стараюсь отметить тех учеников, чья самооценка совпала с моей. Вот так это выглядит в тетради ученика 

Прием позволяет:

1. Увидеть свои успехи

2. Соотносить свою оценку с оценкой учителя

3.Помогает избежать сравнения детей между собой

     Следующий прием -«Лесенка» , где ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;  

   «Светофор» -  оценивание  выполнения  заданий с помощью цветовых сигналов: красный – нужна помощь,(не могу выполнить самостоятельно), жёлтый – я умею, но не уверен,(с некоторыми затруднениями), зелёный –  я умею сам. Например, в тетрадях для проверочных работ  «Что я знаю, что я умею?» ребенок после выполнения самостоятельной работы должен оценить свою работу, закрасив кружок в определенный цвет

            Допускается словесное оценивание - устным ответам учитель даёт словесную оценку:  - «Умница!», «Молодец!», «Отлично!», «Хорошо» и т.д.

           На уроках математики и русского языка учителя используют в качестве самооценки обучающихся листы самооценки, в которых на протяжении всего урока ребенок оценивает свою работу по каждому виду работ на уроке и в конце урока по результатам таблицы он сможет оценить свою работу на уроке в целом, дав при этом словесную характеристику своим результатам.:

+ -«Я  все выполнил правильно и самостоятельно»;

-   « Я выполнил правильно, но с помощью других»;

?   «Я выполнил самостоятельно, но неправильно».

Виды работ

+

-

?

1

Работа с предложением.

+

2

«Назови лишнее понятие»

-

3

Как изменяются им.существительные и им. прилагательные

+

4

Работа в паре

+

5

Найти глаголы в упр.239

+

6

Образовывать формы времени глаголов

?


          Для формирования у обучающихся первоначального представления о критериях оценки устных ответов учитель дает развернутую содержательную оценку ответа ученика, из которой дети определяют требования к данному виду ответа. Эти ответы и есть критерии оценки устного ответа. Приведу пример: «Послушайте внимательно, как я буду оценивать ответ, и попробуйте определить, какие требования к нему предъявляются. Ответ Кати был правильным: она верно дала определение прилагательного. Но ответ был неполным: Катя не сказала о связи прилагательного с существительным, о его роли в речи. Она не привела свои примеры.»

 В процессе обсуждения на доске появляются критерии оценки:  

1.Правильность ответа

2.Полнота ответа

3.Наличие примеров

Результаты самооценивания на устных предметах ученики фиксируют в листах самооценки, сравнивая проделанную работу с поставленными целями.

          В формировании самооценки у обучающихся мне помогают рабочие тетради по литературному чтению. В них предлагается на каждую тему по 3 работы от простой до сложной. Ребенок просматривает работы и решает для себя, какую работу он будет выполнять. В конце работы он оценивает свое настроение и делает пометку на шкале трудности. А также оценивает аккуратность и самостоятельность выполнения работы. 

        Закончить свое выступление хочу словами Н. Островского :

Оценка – это правильное
кровообращение,
без нее неизбежны застой и
болезненные явления.
Н. Островский

Во все периоды развития общества происходящие процессы требовали оценки. Для успешной и эффективной деятельности оценка так же необходима, как и правильное кровообращение для полноценного функционирования организма. Любая деятельность, чтобы человек мог в ней совершенствоваться, нуждается в оценке. Именно поэтому правильно организованное оценивание является важнейшим компонентом любой модели обучения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценочная деятельность учителя на уроках в начальной школе в условиях ФГОС.

В статье рассказано об оценочной деятельности учителя в начальных классах в условиях ФГОС....

Система формирования оценочной деятельности у обучающихся начальной школы

Введение ФГОС ставит перед учителем задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширению оценочного инструментария. Система оценивания занимает особое место в ФГОС, она...

Оценочная деятельность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО

Способы оценивания детей начальной школы. Создание максимально успешных результатов обучения....

Оценочная деятельность учителя начальных классов

Оценивание младших школьников - необходимое условие их мотивации в учебной деятельности. Современные технологии позволяют делать это разнообразно и качественно...

"Система контрольно - оценочной деятельности учителя и учащихся на уроках в начальной школе"

Представляю материалы для проведения РМО по теме "Система контрольно  - оценочной деятельности учителя и учащихся на уроках  в начальной школе". На данном заседании кроме конт...

Статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».

laquo;Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оцено...